Фараджева Эльнара Рамизовна
СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационного центра»
Преподаватель
Faradzheva Elnara Ramizovna
SPb GBU «Vocational Rehabilitation Center»
Teacher
E-mail: lusia8881@rambler.ru
УДК 364.044.43
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ — ОСНОВА ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВО ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Аннотация: В статье анализируется эволюция подхода к пониманию инвалидности и как следствие появление социокультурной реабилитации, рассмотрены различные виды социокультурной реабилитации, на примере проекта Многомерность культуры» Санкт-петербургского Института культурных программ с 2022 года, являющегося платформной межведомственного взаимодействие органов исполнительной власти в лице комитетов по культуре и социальной и молодёжной политики Санкт-петербурга, учереждений культуры и образования, являясь современным инклюзивным проектом, направленным на социокультурную реабилитацию лиц с инвалидностью. Данная инициатива отличается комплексным подходом к организации культурного досуга и развитию творческого потенциала людей с различными формами инвалидности.
Ключевые слова: Лица с инвалидностью, «Многомерность культуры» Инклюзивный проект, социокультурная реабилитация.
Abstract: The article analyzes the evolution of the approach to understanding disability and, as a consequence, the emergence of socio-cultural rehabilitation, various types of socio-cultural rehabilitation are considered, using the example of the project «Multidimensionality of Culture» of the St. Petersburg Institute of Cultural Programs since 2022, which is a platform for interdepartmental interaction of executive authorities represented by the committees on culture and social and youth policy of St. Petersburg, cultural and educational institutions, being a modern inclusive project aimed at the socio-cultural rehabilitation of persons with disabilities. This initiative is distinguished by an integrated approach to the organization of cultural leisure and the development of the creative potential of people with various forms of disabilities.
Key words: Persons with disabilities, «Multidimensionality of Culture» Inclusive project, socio-cultural rehabilitation.
В современном обществе очень важна проблема социокультурной реабилитации лиц с инвалидностью. Актуальность данной проблемы продиктована современными гибкими экономическими и социально-политическими условиями, тесно взаимосвязанными с развитием информационных технологий. Также необходимо учитывать общемировые гуманистические тенденции. Все это создает необходимую базу для поиска новых подходов и решений проблем реабилитации лиц с инвалидностью для восстановления их социокультурного статуса.
По данным информационной системы «Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга» на конец ноября 2024 г.
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. [1].
По определению ВОЗ, сформулированному в 1963 году, реабилитация представляет собой комплекс процедур, объединенных общей целью – профилактикой инвалидности в период лечения различных заболеваний и оказание помощи гражданам в достижении максимальной полноценности с учетом особенностей поставленного диагноза. То есть, реабилитация – это деятельность, направленная на восстановление неполноценности – физической, психической, социальной и экономической [7]. Как отмечает А.И. Осадчих, реабилитация – это широкое социальное понятие, так как все ее компоненты по сути своей содержат социальный подтекст.
Реабилитация — это процесс, цель которого помочь инвалидам восстановить их оптимальные физические, интеллектуальные, психические и/или социальные уровни деятельности и поддерживать их, предоставив им реабилитационные средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.
Реабилитация подразделяется на следующие виды: медицинская реабилитация; профессиональная ориентация; общее и профессиональное образование; профессиональное обучение; содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах) социально-средовая; социально-педагогическая; социально-психологическая; социокультурная реабилитация;
социально-бытовая адаптация; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.[1].
На протяжении длительного времени проблема инвалидности рассматривалась только в медицинском аспекте, что негативно отражалось на положении в обществе лиц с инвалидностью. В наши дни происходит трансформация социальных взглядов на данную проблему. Так, исследователи в сфере социальной работы рассматривают проблемы лиц с инвалидностью, в основе которых лежит отсутствие условий для создания доступной среды, что, в свою очередь, препятствует их интеграции в общество [5].
Необходимо подчеркнуть, что в Российской Федерации существует Концепция развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов на срок до начала 2025 года. Указанная концепция была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 года № 3711 – р. В данной концепции впервые дано определение социокультурной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью. Это «комплекс услуг, направленных на включение инвалидов в творческую деятельность, обеспечивающих реализацию культурных, а также экономических потребностей инвалидов в соответствии с их интересами и способностями в целях социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество».
Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.-03.2025) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации с 1 марта 2025 расширено и детализировано понятие реабилитации в том числе комплексной. Определение расширено и включает в себя оказание ранней помощи детям и их семьям, социокультурную реабилитацию и абилитацию
Технологии социокультурной реабилитации лиц с инвалидностью реализуются на основе Федерального закона от 03 мая 2012 года № 46 – Ф3 «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» и Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 – Ф3 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Деятельность страны – участников направлена на создание условий доступной среды в сфере социокультурного просвещения лиц с инвалидностью. Права данной категории граждан в области информирования, обратной связи и культурного просвещения признаются равными с другими людьми [4].
Использование данной Концепции даст возможность устранить несогласованные действия государственных органов и организаций в процессе получения услуг по реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью [6].
Соответственно, Н. Дементьева выделяет в системе реабилитации как долгосрочной процедуры, следующие принципы, которым должен следовать каждый участник процесса, взаимодействующий с инвалидами. Приведем перечень данных принципов [9]:
— компенсация утраченных возможностей и навыков;
— равноправие в повседневной жизни;
— неразрывная связь благополучия инвалидов с условиями социальной среды;
— следование комплексному подходу в процессе проведения реабилитации;
— сохранение связи лиц с инвалидностью и их семей, а также близких знакомых;
— соблюдение социальных гарантий, утвержденных государством в законодательных актах;
— возможность обретения независимости для лиц с инвалидностью.
Таким образом, основными признаками успешной реабилитации инвалидов считается [6]:
— снятие с гражданина группы инвалидности;
— информированность граждан об услугах специалистов – реабилитологов;
— доступность услуг социальной реабилитации в регионах Российской Федерации;
— увеличение чиста сотрудников, имеющих инвалидность, в государственных организациях;
— снижение склонности к алкогольной, наркотической и иным видам зависимостей у лиц с инвалидностью;
— ведение активной социальной политики в сфере интеграции инвалидов в социум;
— популяризация культурно – массовых и просветительских мероприятий, направленных на понимание проблем лиц с инвалидностью другими людьми.
Социальная реабилитация инвалидов важна не только сама по себе. Она представляет собой средство интеграции лиц с инвалидностью в общество. Коллективы учреждений, занимающихся социальной реабилитацией, отличаются высоким профессионализмом, применением реабилитационных программ, реализацией актуальных научных концепций в своей деятельности.
Большую роль в процессе реабилитации и сопровождающей его диагностики играет участие представителей данных организаций в медицинских консилиумах, которые посвящены обсуждению и формированию у участников мероприятий идей для индивидуальных программ социального обслуживания (ИПСО). Консилиум – это эффективная форма взаимодействия специалистов по социальной работе, осуществляющих свою деятельность в сфере медицины и социально-психологической адаптации.
Инклюзивные проекты играют важную роль в современном обществе, создавая возможности для совместной деятельности инвалидов и людей без инвалидности. Инклюзивные театры, художественные студии, музыкальные коллективы способствуют формированию толерантности, взаимопонимания и социальной сплоченности. Такие проекты не только способствуют реабилитации лиц с инвалидностью, но и обогащают культурную жизнь общества в целом.
Отличным примером служит, проект «Многомерность культуры», реализуемый Санкт-Петербургским Институтом культурных программ с 2022 года, представляет собой яркий пример современного инклюзивного проекта, направленного на социокультурную реабилитацию лиц с инвалидностью. Данная инициатива отличается комплексным подходом к организации культурного досуга и развитию творческого потенциала молодых людей с различными формами инвалидности.
Ключевой особенностью программы является ее доступность — участие для молодых людей с инвалидностью полностью бесплатно. Это позволяет охватить широкую аудиторию, включая тех, кто ранее мог испытывать финансовые трудности при посещении культурных мероприятий.
Проект «Многомерность культуры» отличается многообразием форматов и площадок. Участники имеют возможность посещать:
1.Театральные постановки в ведущих театрах Санкт-Петербурга;
2.Выставки и экспозиции в музеях города;
3.Литературные вечера и мастер-классы в библиотеках;
4.Концерты классической и современной музыки;
Мероприятия в молодежных клубах [11]
«Многомерность культуры», в цифрах:
9 мероприятий в неделю;
2500 посещений культурных событий за год;
на мероприятиях побывали свыше 540 зарегистрированных участников с инвалидностью;
в списке постоянных партнеров, встречающих членов «Многомерности», более 50 организаций в сфере культуры города;
более 25 общественных организаций и государственных социальных учреждений [10].
Проект включен в качестве лучшей практики социокультурной реабилитации в программу Ассоциации «Здоровые города».[12].
Проект «Многомерность культуры» выполняет просветительскую функцию, знакомя участников с разнообразием культурной жизни Санкт-Петербурга, что способствует расширению кругозора, формированию эстетического вкуса и культурной компетентности.
Регулярность и систематичность мероприятий в рамках программы обеспечивает непрерывность процесса социокультурной реабилитации. Участники имеют возможность посещать события на постоянной основе, что создает стабильную поддерживающую среду.
Эмоции и отзывы участников проекта лучше всего иллюстрируют эффективность пропета: «Добрый день.Благодарю создателей,организаторов , спонсоров, волонтеров за такой чудесный проект!Эта такая возможность прикоснуться к культуре, посмотреть великолепные спектакли,побывать на экскурсиях в любимом городе , вдохновиться всем этим великолепием и радоваться новым возможностям!!!!Спасибо от души Проекту развития и процветания!!!» (Елена Скрипка- участник проекта)
В ходе проведения опроса участников проекта «Многомерность культуры», были выявлены их потребности и запросы (30-35 респондентов).
По результатами обработки анкет отмечено: регулярно посещают мероприятия 51 респондентов, наибольший интерес вызывают прсешение спектаклей (62), 26 отмечают изменения жизни в лучшую сторону.
Исходя из всего вышеперечисленного, социокультурная реабилитация направлена на повышение социальной активности граждан с инвалидностью, развитию у них уверенности в собственных возможностях, формированию активной жизненной позиции и стремлению к самостоятельному решению социальных проблем.
Социокультурная реабилитация является важным компонентом комплексной реабилитации лиц с инвалидностью, направленным на их интеграцию в общество и повышение качества жизни. Она включает в себя широкий спектр мероприятий и технологий, способствующих восстановлению культурного статуса инвалида как личности.
Основными направлениями социокультурной реабилитации являются:
- Досуговая деятельность. Включает организацию и проведение культурно-массовых мероприятий, праздников, экскурсий, посещение театров, музеев, выставок и т.д. Это способствует расширению кругозора, обогащению духовного мира инвалидов, их социализации [3].
- Творческая деятельность. Предполагает вовлечение инвалидов в различные виды художественного и прикладного творчества — музыку, танцы, изобразительное искусство, рукоделие и др. Творчество позволяет раскрыть таланты и способности лиц с инвалидностью, повысить их самооценку.
- Образовательная деятельность. Включает организацию различных обучающих программ, курсов, мастер-классов, направленных на повышение уровня знаний и навыков инвалидов в различных сферах.
- Физкультурно-оздоровительная деятельность. Предполагает вовлечение инвалидов в занятия адаптивной физкультурой и спортом, что способствует укреплению здоровья и повышению физической активности.
- Коммуникативная деятельность. Направлена на расширение социальных контактов инвалидов, развитие навыков общения и взаимодействия с окружающими [4].
Важным аспектом социокультурной реабилитации является использование инновационных технологий и методов. Как отмечает Н.Н. Ярошенко: «Каждая из функций социально-культурной деятельности проникнута социально защитным, реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения, развитие творческих способностей личности, создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества людей» [4, с. 379].
К таким инновационным технологиям можно отнести:
- Арт-терапию (использование средств искусства для психокоррекции).
- Библиотерапию (лечебное воздействие через книгу).
- Игротерапию (использование игры в реабилитационных целях).
- Музыкотерапию (воздействие через музыку).
- Куклотерапию (использование кукол и кукольного театра).
- Гарденотерапию (использование занятий садоводством).
- Анималотерапию (использование животных) [4].
Эти и другие технологии позволяют комплексно воздействовать на эмоциональную, когнитивную и поведенческую сферы личности инвалида, способствуя его более успешной социальной адаптации и интеграции.
Важно отметить, что эффективная социокультурная реабилитация предполагает активное участие самого инвалида в реабилитационном процессе. Необходимо создавать условия для раскрытия потенциала лиц с инвалидностью, поощрять их инициативу и самостоятельность.
Таким образом, социокультурная реабилитация является важнейшим компонентом комплексной реабилитации инвалидов, направленным на их интеграцию в общество, повышение качества жизни и расширение возможностей для самореализации. Использование широкого спектра технологий и методов, а также активное вовлечение самих инвалидов в реабилитационный процесс позволяет достичь наиболее эффективных результатов в данном направлении.
Литература
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ
- Бегидова, Т. П. Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с инвалидами : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Бегидова, М. В. Бегидов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 98 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06446-9.
- Беляева, М. А. Социокультурная реабилитация инвалидов: от политики интеграции к инклюзии / М. А. Беляева // Понятийный аппарат педагогики и образования : Сборник научных трудов. Том Выпуск 12. – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2020. – С. 377-389.
- Воронкин, А. В. Социокультурная реабилитация инвалидов / А. В. Воронкин, С. О. Баумбах // Инновационная наука. – 2016. – № 12-3. – С. 132-134. – EDN XETUQR.Ссылка на источник: https://elibrary.ru/item.asp?id=27544745 (дата обращения: 17.12.2023).
- Воронцова, М. В. Социальная защита и социальное обслуживание населения : учебник для вузов / М. В. Воронцова, В. Е. Макаров ; под редакцией М. В. Воронцовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 332 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18535-5.
- Домбровская, И. В. Социокультурная реабилитация инвалидов и возможности библиотек / И. В. Домбровская // Культура и наука Дальнего Востока. – 2021. – № 2(31). – С. 69-74. – EDN IVEGLA.Ссылка на источник: https://elibrary.ru/item.asp?id=47305827 (дата обращения: 17.12.2023).
- Мирюкова, М. А. Социокультурная реабилитация инвалидов как фактор социального благополучия / М. А. Мирюкова, В. Ф. Соколова // Синергия теоретического и практического подхода в научных исследованиях и разработках 21 века: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, Кемерово, 15 ноября 2019 года. – Кемерово: Общество с ограниченной ответственностью «Западно-Сибирский научный центр», 2019. – С. 24-26. – EDN FVHGME.Ссылка на источник: https://elibrary.ru/item.asp?id=41401053 (дата обращения: 17.12.2023).
- Состояние социокультурной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации / О. Г. Струкова, Е. В. Морозова, Е. В. Жукова [и др.] // Состояние и перспективы развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов — 2021 : III Межрегиональная конференция: сборник материалов и докладов, Москва, 25 ноября 2021 года / Под общей редакцией М.А. Дымочка. – Москва: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, 2022. – С. 118-128. – EDN EBCHZT.Ссылка на источник: https://elibrary.ru/item.asp?id=53591730 (дата обращения: 17.12.2023).
- Социально-трудовая реабилитация и адаптация инвалидов и лиц пожилого возраста : учебное пособие для вузов / М. О. Буянова [и др.] ; под редакцией М. О. Буяновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 133 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12469-9.
- Проект «Многомерность культуры» подводит итоги за три года .Ссылка на источник: https://spbcult.ru/news/anonsy/proekt-mnogomernost-kultury-podvedet-itogi-za-tri-goda/
- Программа Комитет по культуре Санкт-Петербурга : [сайт]. URL: https://spbcult.ru/projects/mnogomernost-kultury/ https://www.icp.kkult.gov.spb.ru/novosti/arkhiv-novostej-2024/1027-mnogomernost-kultury-v-krugu-druzej
- «Многомерность культуры» в кругу друзей [Электронный ресурс] //https://www.icp.kkult.gov.spb.ru/novosti/arkhiv-novostej-2024/1027-mnogomernost-kultury-v-krugu-druzej