Клюев Александр Сергеевич. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РУССКОГО ДУХА

Клюев Александр Сергеевич

Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена

доктор философских наук, профессор

Российский институт истории искусств

ведущий научный сотрудник

Klujev Aleksandr Sergeevich

The Herzen State Pedagogical University of Russia

Doctor Habil. in Philosophy, Full Professor

The Russian Institute of Art History

Leading Researcher

E-mail: aklujev@mail.ru

УДК – 13/394

 

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РУССКОГО ДУХА

 

Аннотация

В статье предлагается определение русского духа. Заявляется, что русский дух есть стремление русскости стать всечеловечностью, объединить Восток и Запад, Север и Юг, примирить народы, гармонизовать Бытие Человека в мире. Указывается, что с наибольшей полнотой русский дух выразил А.С. Пушкин, имевший Православное вероисповедание.

Обращается внимание на три важных момента, существования русского духа в наши дни: 1) значимости этого существования, 2) необходимости консолидации усилий людей, ратующих за существование русского духа в мире, 3) перспективности сотрудничества людей, стремящихся к укреплению русского духа в мире (с целью информирования о таком сотрудничестве предлагается закрепить издаваемый в Российском институте истории искусств журнал «Временник Зубовского института», в котором автор статьи является членом редакционного совета).

Ключевые слова: Россия, русскость, русский дух, А.С. Пушкин, Православие.

 

THE PHENOMENOLOGY OF THE RUSSIAN SPIRIT

 

Abstract

The article proposes a definition of the Russian spirit. It is stated that the Russian spirit is the desire of Russianness to become universal, to unite East and West, North and South, to reconcile peoples, to harmonize Human Existence in the world. It is indicated that the Russian spirit was expressed with the greatest completeness by A.S. Pushkin, who had an Orthodox faith.

Attention is drawn to three important points of the existence of the Russian spirit in our days: 1) the importance of this existence, 2) the need to consolidate the efforts of people who advocate the existence of the Russian spirit in the world, 3) the prospects for cooperation of people seeking to strengthen the Russian spirit in the world (in order to inform about such cooperation, it is proposed to consolidate the journal “Vremennik Zubovsky Institute” published at the Russian Institute of Art History, in which the author of the article is a member of the editorial board).

Keywords: Russia, Russianness, Russian spirit, A.S. Pushkin, Orthodoxy.

 

Что есть русский дух? Вопрос крайне серьёзный. Имеется множество ответов на него – от тех, в которых указывается на совершенно определённый запах русскости, до тех, в которых речь идёт о некоей мифопоэтической области, воплощающей непомерную творческую мощь русскости. Попробуем предложить свой ответ на этот вопрос.

Мы полагаем, русский дух есть стремление русскости стать всечеловечностью, объединить Восток и Запад, Север и Юг, примирить народы, гармонизовать Бытие Человека в мире.

Небывалым выражением русского духа явился А.С. Пушкин, о чём одним из первых написал Н.В. Гоголь: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа» [1, с. 570].

Великолепное подтверждение мысль Гоголя нашла в трудах многих выдающихся русских писателей, философов. Особенно, пожалуй, – в статье И.А. Ильина «Пророческое призвание Пушкина», представляющей собой его опубликованную речь, произнесённую 9 февраля 1937 года в Риге по случаю 100-летней годовщины со дня смерти А.С. Пушкина.

В этой статье И.А. Ильин пишет, что русский дух у Пушкина проявился в желании поэта воссоединиться «со всей вселенной. И с миром ангелов, и с миром демонов, – то “искушающих Провидение” “неистощимой клеветою”, то кружащихся в “мутной месяца игре” “средь неведомых равнин”, то впервые смутно познающих “жар невольного умиленья” при виде поникшего ангела, сияющего “у врат Эдема”. Эта сила художественного отождествления связывает поэта далее со всею природою: и с ночными звёздами, и с выпавшим снегом, и с морем, и с обвалом, и с душою встревоженного коня, и с лесным зверем, и с гремящим громом, и с анчаром пустыни, словом – со всем внешним миром. И конечно, прежде всего и больше всего – со всеми положительными, творчески созданными и накопленными сокровищами духа своего собственного народа» [3, с. 8]. Как полагает Ильин, в этом желании Пушкина воплотилось Православное миропонимание русского гения: «Здесь русское древнее язычество (миф) и русская светская культура (поэзия) встретились с благодатным дыханием русского Православия (молитва) и научились у него трезвению и мудрости». И далее чрезвычайно важное добавление: «Пушкин учил Россию видеть Бога и этим видением утверждать и укреплять свои сокровенные, от Господа данные национально-духовные силы. Из его уст раздался и был пропет Богу от лица России гимн радости сквозь все страдания, гимн очевидности сквозь все пугающие земные страхи, гимн победы над хаосом. Впервые от лица России и к России была сказана эта чистая и могучая “Осанна”, осанна искреннего, русским Православием вскормленного мироприятия и Богоблагословения, осанна поэта и пророка, мудреца и ребёнка, о которой мечтали Гераклит, Шиллер и Достоевский» [3, с. 29] (1).

Обратим внимание на три важных момента, касающихся существования русского духа в наши дни:

  1. Значимости этого существования, выступающего оплотом дружбы и солидарности народов мира.
  2. Необходимости консолидации усилий людей, ратующих за существование русского духа в мире (особенно в условиях обострившейся борьбы с русским духом, обнаружившегося наличия у него огромного числа врагов, подчас достаточно агрессивных).
  3. Перспективности сотрудничества людей, стремящихся к укреплению русского духа в мире, что может выражаться в проведении научных конференций (разного уровня), посвящённых русскому духу, публикации материалов на эту тему в виде сборников статей, коллективных монографий и пр. (Думается, весьма полезным было бы закрепление какого-нибудь научного журнала, который стал бы площадкой для отражения обозначенной работы, например, таким журналом мог бы стать издаваемый в Российском институте истории искусств «Временник Зубовского института», в котором автор данной статьи является членом редакционного совета.) (2).

 

Список литературы

  1. Гоголь Н.В. Несколько слов о Пушкине // Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 3 т. Т. 1. М.: Время, 2023. С. 570–575.
  2. Епископ Евфимий (Моисеев). Русская Церковь как основа Русского мира, Русский мир как основа Вселенской Церкви (Эл.: https://ruskline.ru/analitika/2009/04/16/russkaya_cerkov_kak_osnova_russkogo_mira_russkij_mir_kak_osnova_vselenskoj_cerkvi/)
  3. Ильин И.А. Пророческое призвание Пушкина. Святые (Пушкинские) горы: Изд-во Свято-Успенского Святогорского монастыря. 2023. – 31 с.
  4. Клюев А.С. О русскости русской музыки // Традиция в развитии русской культуры и наше время. М.: Институт Наследия, 2024. С. 76–85.
  5. Клюев А.С. Русская философия музыки (по материалам доклада, прочитанного на семинаре «Русская мысль» в РХГА им. Ф.М. Достоевского 19.04.2024 г.) // Credo New. 2024. № 2 (116). С. 185–202.
  6. Клюев А.С. Что такое русская философия? // Двадцатый Славянский научный Собор «Урал. Православие. Культура». Русский язык и литература в культуре России: от наследия свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия к современности: Сб. научных статей. Челябинск: Изд-во ЧГИК, 2022. С. 170–174.

 

(1) Ильин говорит о русском Православии Пушкина, вместе с тем русское Православие является ярчайшим выражением Вселенского Православия. Это недавно в своём докладе «Русская Церковь как основа Русского мира, Русский мир как основа Вселенской Церкви» на Круглом столе «Русский народ, русский мир и русская цивилизация: история и современность» отметил Епископ Евфимий (Моисеев) [2].

(2) Дополнительно по теме предложенной статьи см. наши работы: [4; 5; 6]. Особенно полезной может быть работа [4]. В ней, в том числе, уточняется, чем является Православие для русского человека: «Во-первых, Православие для русского человека есть Сила Бога (христианского Бога в единстве трёх Его Ипостасей: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого), которая превосходит силу земли (природы), что, в частности, выражается в способности Бога повергнуть смерть («…смертию смерть поправ»). Во-вторых, – одновременно и Слава Бога. Показательно, что в молитве “Отче наш” – главной молитве не только христиан, но и иудеев (у иудеев она именуется «А́вину мáлкену»), и мусульман (мусульмане её именуют «Аль-Фа́тиха»), именно в православной её версии молитва завершается словами: “[Ибо] Твое есть царство, и сила, // и слава во веки веков. Аминь”. Наконец, для русского человека Сила и Слава Бога заключены в Свете Бога (нетварном Фаворском Свете, явившемся апостолам на горе Фавор). Таким образом, Православие для русского человека – Сияние Божие» [4, с. 78–79].

Loading