Иваненков Сергей Петрович
Главный редактор журнала «Credo new»
доктор философских наук,
профессор
S.P. Ivanenkov
Editor-in-chief of the magazine “Credo new”
Doctor of Philosophy, Professor
E-mail: credonew@yandex.ru
Кусжанова Ажар Жалелевна
Заместитель Главного редактора журнала «Credo new»
доктор философских наук,
профессор
Kuszhanova Azhar Zhalelevna
Deputy Editor-in-Chief of the magazine “Credo new”
Doctor of Philosophy,
Professor
E-mail: pola2@mail. ru
УДК-342.4
РА3МЫШЛЕНИЯ О РОССИЙСКОМ МЕНТАЛИТЕТЕ
Аннотация: В данном номере мы начинаем публикацию статей из личного архива С.П. Иваненкова и А.Ж. Кусжановой. Предлагаемые статьи никогда ранее не размещались в Интернете. Найти же бумажную версию журнала сегодня практически невозможно. В свое время данная и последующие статьи получили высокую оценку профессионального сообщества и, что особенно для нас важно, нашего научного консультанта – д.ф.н., профессора, академика РАО Купцова В.И. Первая статья «РА3МЫШЛЕНИЯ О РОССИЙСКОМ МЕНТАЛИТЕТЕ». В ней мы показываем, что Выработка теоретических принципов и подходов к выявлению границ и признаков сущности российского менталитета шла непростым путем, и процесс еще не завершен сегодня. Славянофильство и западничество в своей аргументации и поисках места России не смогли уйти дальше отрывочных суждений и ил люстраций из художественной литературы, «лубочного» или скептического описания фрагментов народного быта. Но если искомое понимание сути российской специфики невозможно получить без анализа особых моментов, характеризующихся интенсификацией социальной жизни, то нельзя не отметить, что историческая верификация предлагавшихся воззрений свершилась — как ни парадоксально — в XX веке, в горниле трех революций и последующих за ними событиях в России и СССР. А это значит, что понять судьбу России невозможно без осмысления событий ее истории первой четверти XX века.
Ключевые слова: архив, менталитет, российский менталитет, судьба России, славянофилы, западники.
Abstract: In this issue we begin publishing articles from the personal archive of S.P. Ivanenkov and A. Zh. The articles offered have never been posted on the Internet before. Finding a paper version of the journal today is almost impossible. At the time, this and subsequent articles were highly praised by the professional community and, what is especially important for us, by our scientific consultant – Doctor of Philosophy, Professor, Academician of the Russian Academy of Education V.I. Kuptsov. The first article is “THOUGHTS ON THE RUSSIAN MENTALITY”. In it we show that the development of theoretical principles and approaches to identifying the boundaries and features of the essence of the Russian mentality was not an easy path, and the process is not yet complete today. Slavophilism and Westernism in their argumentation and search for Russia’s place could not go beyond fragmentary judgments and illustrations from fiction, “popular” or skeptical descriptions of fragments of folk life.
Key words: archive, mentality, Russian mentality, fate of Russia, Slavophiles, Westernizers.
- Подходы к проблеме
Появление в нашем языке новых слов, вдруг становящихся «ультра – модными», всегда остается загадкой. В «Философском словаре» 1981г. (4 издание) термин «менталитет» еще отсутствует, но уже в словаре «Современная западная философия» имеется статья «Менталитет» [1], где, в частности, говорится: «Менталитет — совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом. Ментальность формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания человека и сама, в свою очередь, их формирует, выступая как порождающее сознание, как трудноопределимый исток культурно-исторической динамики».
Таким образом, разобраться в словосочетании «российский менталитет» должно знание о культурно- исторической динамике России. Однако буквально на первом шагу нас подстерегает новое откровение, выраженное в профессиональном мнении: «В рамках отечественного обществознания до сих пор отсутствует дисциплина, занятая всесторонним изучением России как целостного природно-социокультурного образования».[2]
Между тем, такое исследование нашего Отечества имеет в России глубокие исторические корни. В данном случае, применительно к проблеме российского менталитета, неоспоримое историческое первенство (с учетом определенного менталитета и оценки ситуации с россиеведением) принадлежит П.Я.Чаадаеву, который констатирует: «Дело в том, что мы еще никогда не рассматривали нашу историю с философской точки зрения. Ни одно из великих событий нашего национального существования не было должным образом характеризовано, ни один из великих переломов нашей истории не был добросовестно оценен; отсюда все эти странные фантазии, все эти ретроспективные утопии, все эти мечты о возможном будущем, которые волнуют теперь наши патриотические умы».[3] Согласитесь, что это про нас и наше время.
Возникновение термина «менталитет», авторство которого приписывается Р.Эмерсону, ориентировочно датируется 1856 годом.[4] Термин еще только рождался, но были мыслители, которые уже пытались понять суть и истоки конкретного, российского, менталитета, формулируя стартовую задачу к пониманию российской специфики. «Одним «Философским письмом», — писал Плеханов о Чаадаеве, — он сделал для развития нашей мысли бесконечно больше, чем сделает целыми кубическими саженями иной трудолюбивый исследователь России «по данным земской статистики» или бойкий социолог фельетонной «школы».[5]
Определяя основание, исследование и понимание которого позволило бы вскрыть сущность данного феномена, Чаадаев обращает внимание на особые моменты развития того или иного общества: «Серьезная мысль нашего времени требует прежде всего строгого мышления, добросовестного анализа тех моментов, когда жизнь обнаруживалась у данного народа с большей или меньшей глубиной, когда его социальный принцип проявляется во всей своей чистоте, ибо в этом — будущее, в этом элементы его возможного прогресса».[6]
Таковым особым моментом русской истории он считал эпоху Петра I, деятельность которого и была объектом его пристального анализа.
Выработка теоретических принципов и подходов к выявлению границ и признаков сущности российского менталитета шла непростым путем, и процесс еще не завершен сегодня. Славянофильство и западничество в своей аргументации и по исках места России не смогли уйти дальше отрывочных суждений и ил люстраций из художественной литературы, «лубочного» или скептического описания фрагментов народного быта. Но если искомое понимание сути российской специфики невозможно получить без анализа особых моментов, характеризующихся интенсификацией социальной жизни, то нельзя не отметить, что историческая верификация предлагавшихся воззрений свершилась — как ни парадоксально — в XX веке, в горниле трех революций и последующих за ними событиях в России и СССР. А это значит, что понять судьбу России невозможно без осмысления событий ее истории первой четверти XX века. Следовательно, хотим мы того или нет, но необходимо соотнестись с работами ученых, по-разному оценивавших и исследовавших процессы (все — от экономических до религиозных), происходившие в стране в то время.
Вторым существенным основанием для понимания российской специфики Чаадаев считал «факт, который властно господствует над историческим движением, который красной нитью проходит через всю нашу историю, который содержит в себе, так сказать, всю ее философию, который проявляется во все эпохи нашей общественной жизни и определяет характер, который является в одно и то же время и существенным элементом нашего политического величия, и истинной причиной нашего умственного бессилия: это — факт географический».[7] Здесь, в этом «факте», безусловно, — один из краеугольных камней основания так и не родившегося пока россиеведения как учения о природно-социокультурном образовании. Это «бессилие» преодолел Л.Н.Гумилев, утвердив географический фактор как осмысленное отношение к человеку, его природе и деятельности и тем самым конкретизировав в данном направлении биосоциальную природу человека. Но в целом проблемы русской истории Гумилев не решил, а лишь поставил, и не случайно у него свой «таинственный» и «трудноопределимый» источник — пассионарность.
Между тем, со времен Чаадаева, несмотря на появление и широкое продвижение попыток понять и наполнить содержанием понятие «российский менталитет», мы и сегодня не ушли далеко, хотя перипетии нашей отечественной истории не раз и не два ставили проблему понимания этой судьбы и ее причин в разряд наиболее злободневных. Но вся беда в том, что по-прежнему в реалиях российского менталитета никто систематически не разбирался. Не было попыток опереться на факты, способные подтвердить рассуждения о том или ином историческом типе российской ментальности русского (российского) народа ни у русских, ни у русско-советских философов. Процедура верификации общих рассуждений о менталитете российском делалась практически невозможной запретом социологии, неразвитостью социальной психологии, убогостью статистики, идеологическими табу и т.п. Сейчас появились первые ростки фактологической базы. Но первые факты говорят о разном, например, о деградации нации[8], по-прежнему оставляя открытым вопрос о ее специфических чертах как нации — вопрос, ответ на который еще долго не будет найден на пути умозрительных построений.
Задача пристального научного исследования содержательных характеристик нашего отечественного менталитета по-прежнему не находит достаточного круга энтузиастов, хотя в истории такие попытки известны. Начало XX века для России было бурным и трагичным (кстати, и ожидания конца века окрашены в те же тона). Крайности оценок российской реальности того времени обнаруживаются у представителей русской религиозной философии, чьи рассуждения, по замечанию В.В.Розанова, носят умозрительный характер и отличаются пренебрежением ко всему конкретному живому. Образованные россияне начала века спешили выразить свое пренебрежение к «проклятой России». В противовес им народники и марксисты — каждые по-своему — в поисках реального и духовного освобождения народа сосредоточились прежде всего на анализе материальной составляющей жизни и быта. В то же время философы-немарксисты говорили о духе, русской душе и т.д. И все это было как бы многофокусным отражением реалий исторической ментальности российского народа. В советское время нам показывали только одну точку зрения, сейчас мы имеем возможность взглянуть на другие. И важно подчеркнуть, что при этом бросается в глаза базовая ограниченность и религиозных, и марксистских философов, осмысливавших судьбы российского = русского = православного народа. Так, Средняя Азия и Казахстан умышленно ими специально не рассматривались, и В.И.Ленин, например, в своей работе «Развитие капитализма в России» говорит об этом прямо: «Мы берем главным образом и почти исключительно данные о внутренних, чисто русских губерниях».[9]
Но Г.В.Плеханов, а затем В.И.Ленин и другие марксисты, в отличие от «метафорического» употребления его у других мыслителей, дали четкое определение понятия «эпоха», и тогда у них российский менталитет начал приобретать исторические контуры, зависимые от характера эпохи. Марксисты доказали, что центр исторического развития России в их время переместился из деревни в города, а потому сосредоточили свое внимание на пролетариате и его менталитете. Этим переносом акцентов понятие «народ» впервые было операционализировано не в плане противопоставления правящим элитам, группам, классам, а дифференцировано внутри самого себя, что дало мощный импульс к пониманию механизмов динамики общества.
Наряду с исторической наукой, сейчас (как и на рубеже XIX — XX веков) усиленно разворачивается религиозно-культурная позиция в интерпретации всей русской истории (нередко с акцентировкой ее нравственно-религиозного аспекта). Нравственные и религиозные нормы, как известно, формируются в процессе длительном, и это обстоятельство чуть ли не автоматически превращает их в предмет исторических изысканий. Претензии религии на часть истины не менее основательны, чем претензии науки. Но встает вопрос, а насколько само религиозное сознание, являясь частью культуры, исторично, так ли непрерывно оно сохраняло свои собственные ценности и транслировало культуру народа, как это пытаются утверждать?
Е.Трубецкой, которого трудно обвинить в пристрастии к атеизму, марксизму и т.п., описывая «явление» рублевской «Троицы» при реставрации, отмечает: «…пришлось снять с иконы несколько последовательных слоев записей, чтобы добраться до подлинной древней живописи, после чистки икону опять заковали в старую золотую ризу. Открытыми остались только лик и руки. Об иконе в ее целом мы можем судить только по фотографии». А далее размышления приводят его к широким нравственным обобщениям: «Судьба прекраснейших произведений древнерусской иконописи до недавнего времени выражалась в одной из двух крайностей. Икона или превращалась в черную, как уголь, доску, или заковывалась в золотую ризу, в обоих случаях результат получался один и тот же — икона становилась не доступной зрению. Обе крайности в отношении к иконе, пренебрежение, с одной стороны, неосмысленное почитание, — с другой, свидетельствуют об одном и том же: мы перестали понимать икону и по тому самому мы ее утратили. Это не простое непонимание искусства, в этом забвении откровений прошлого сказалось глубокое духовное падение. Надо отдать себе отчет, как и почему оно произошло».[10]
На наш взгляд, здесь затронута реальная и очень значимая проблема. Ведь замалевать или закрыть Рублева — это практически то же, что взорвать церковь, — и с эстетической, и с религиозной точки зрения эти явления однопорядковы. А значит, на Руси до определенного времени вообще не было критериев оценки исторической значимости, судьбоносности явлений, в том числе и в собственной истории. Следовательно, в действительно существующем историческом сознании народа, общества, индивида нет монотонно нарастающей составляющей прогресса, там с неизбежностью будут существовать — и реально существуют — разрывы и провалы, которые, периодически возникая, ставят проблему изучения их возникновения, а затем — если это возможно — и преодоления.
- Национальная история в пространстве менталитета
Роль исторического сознания в формировании качественных и содержательных характеристик менталитета того или иного общественного образования является одной из самых значимых.
Не случайно периодически в том или ином обществе — частью осознанно, а частью неосознанно — разворачивается довольно жесткая «борьба за историю», причем в разных сферах — будь то научно-теоретическая, политическая, идеологическая и любая другая арена.
Почему Французская революция является Великой, а российской Октябрьской отказано в этой характеристике? Уже в одном этом обстоятельстве можно увидеть стремление определенных социальных групп (в том числе и националистических, разных мастей, за рубежом) принизить роль и значение Октября 1917 года как благородного порыва российского народа к новым социальным ориентирам и ценностям, сохранению и приумножению в одновременном акте своих собственных исторически сложившихся коллективистских (пусть объективно патриархально-феодальных) ценностей (русский утопический социализм). Гораздо выгоднее — и в тактическом, и в стратегическом планах — объявить большевиков и Ленина злодеями мирового масштаба, которые, де, заманили и обманули народ.
Равноположенными и также понятными являются попытки вытравить характеристику «Великая» и из истории Отечественной войны 1941 — 1945 годов. С точки зрения российского сознания — и не мещански ограниченного, а нравственно-ценностного — это кощунственное действие, прикрываемое лозунгом псевдообъективизма. Из факта, что Советский Союз и Сталин готовились к войне малой кровью и на чужой территории, о чем знал простой советский человек, с помощью «научно-объективных» манипуляций[11] делается очередная сенсация и попытка перевернуть и переписать реальную историю. Но война, реально пережитая и прожитая советским народом, в его собственных ощущениях и намерениях не была ни захватнической, ни преступной.
В трагических коллизиях российской истории XX века, в подсчетах жертв индустриализации и коллективизации ныне усматривается лишь вина «утопического идеала коммунизма», во имя достижения которого были принесены миллионы жизней. Но «американская утопическая мечта» не была «коммунистической», и, возможно, поэтому сегодня стыдливо умалчивается цифра истребленных индейцев, ставших платой за ее реализацию? Примеров таких несоответствий для желающих разобраться в реалиях отдаленного и недавнего прошлого немало.
История дает нам совершенно различные примеры того, какими факторами определялась национальная самоидентификация того или иного народа, по каким критериям относил он себя к той или иной истории, обществу, стране. Что сохранило сербов, помнивших, что они сербы и славяне под тысячелетним турецким игом? Территория обитания и история этой территории? Но у евреев не было территории, а была одна история. Именно такие экстремальные ситуации и показывают, что некая реальность — а именно национальный менталитет — существует и как-то воспроизводится во вполне реальных феноменах и институтах. В экстремальной ситуации — того же еврейского народа, например, — он воспроизводился в культуре, религии и образовании (в письменности, языке).
Но, что особенно примечательно, когда происходит самоидентификация людей с какой-то общностью, тем или иным национальным образованием, то при этом в очень большой степени значимо их отношение или
ценностная квалификация того, куда они себя стараются отнести. И старания эти направлены на приобщение к лучшему или значительному. Те же сербы — если историческая память зафиксировала какие-то громкие исторические деяния, связанные именно с сербами, то они будут под любым игом помнить, что они были, есть и будут представителями замечательного и достойного народа, давшего истории эти известные подвиги. То же евреи: каким бы гонениям повсюду они ни подвергались, они помнили, что они суть тот самый избранный народ, у которого были и знаменитый мудрец Моисей, и Библия, и Божий завет. То есть для менталитета должна быть история. Но не любая и вся, а значимая. И для исторического сознания, оседающего в ментальные конструкции, не последовательность и хронология важна, а значимость тех или иных исторических событий.
Современные итальянцы после стольких завоеваний и этническо-исторических смешений и сегодня называют себя не иначе, как наследниками Великого Рима. Потому что Великая Римская империя в исторических анналах осталась как некий бессмертный символ национального — военного, культурного, исторического и т.д. — величия. В менталитете история неотделима от гордости за свою общность, за свой народ, «за своих».
Кто сегодня вспомнит день Бородина или Полтавы? Но они существуют в сознании (менталитете) русского народа как символы русского (российского) величия. Можно ли сегодня относиться к Бородино так же, как к битве под Сталинградом? Вопрос риторический. Большинство народа не знает и даты Сталинградской битвы, хотя она у всех на слуху и обязательна в школьном курсе истории. Значит ли это, что для появления исторического сознания надо тренировать память? Нет! Для менталитета важно чувство, вызываемое данным событием, а дата неважна, несущественна. Здесь тоже должен работать иной, нежели академический, принцип. Но он должен быть социо-культурным, культуросообразным. И только ли профессиональное сообщество историков является хранителем и формирователем исторического сознания народа?
Если же мы отождествляем менталитет и национальный характер и считаем, что это рядоположенные понятия, то стоит ли еще рассуждать о некоем туманном источнике традиции или еще о чем-то неуловимом? В то время как те, кто занимается серьезно и упорно национальным характером, уже давно его разложили. Так, американские психологи оценивают около 80% наследственных черт характера. По данным Р.Пэка, в нем 50% — дает мать, 28% — отец, 6 % — братья и сестры, 4% — другие члены семьи, 6% — сверстники, 3% — школа и другие общественные институты, включая церковь, 3% — другие взрослые, 0,3% — замещающий жизненный опыт.[12]
То есть имеется ментальная модель индивида, а через нее — ментальная обобщенная модель национального характера. И, соответственно, каждому индивиду через различные определенные формы воздействия на него прописывается его место.
- Менталитет и образование
Идея ментальности возникла среди историков школы «Анналов», повернувших историческую науку от исследования объективных социально-экономических отношений к анализу структур духовной жизни, к поиску фундаментальных устойчивых структур сознания.
Известно, что в менталитете содержится нечто традиционное, составляющее ядро, а к нему со временем приживается новое, которое, в свое время и в свою очередь, превращается в традицию. Определение содержания этого ядра — ключ к пониманию многих социальных процессов, основа для прогнозов и ожиданий, для успешности социальной практики. Но это большая культурологическая проблема.
Замечено, что когда происходят различные модернизационные катаклизмы, то внедрить всякую инновацию мешают или способствуют, искажают ее или модифицируют такие условия и факторы, которые входят в менталитет. К примеру, японский менталитет и японская традиция сломали неоднократные попытки американской модернизации, несмотря на очень мощный напор. Соответственно, имея инновационные намерения, мы оцениваем, что удастся в конкретно этих условиях реализовать, а что нет, что пройдет или не пройдет. И если возникает необходимость какого-то социального преобразования, то нас с той же необходимостью должно интересовать то, что это понятие — менталитет — может выполнять операционную функцию, т.е. позволяет анализировать некую ситуацию, которая без него не анализируется, соответственно — не понимается адекватно и т.п. В этой связи проблема менталитета ставится в двух аспектах. Первый — это на какие ментальные конструкты можно опереться, модернизируя социальную жизнь, ту или иную ее сферу, знаем ли мы их, адекватно ли оцениваем и можем ли использовать. А второй — какие инновации при этих условиях будут иметь успех, какие — нет или будут трансформироваться ввиду объективного наличия этих устойчивых ментальных конструкций. То есть необходимо четкое осознание того, что мы должны учитывать, пытаясь проводить ту или иную модернизацию.
Возьмем, к примеру, такую социальную сферу, как образование, тесно связанную с ментальными реалиями. И здесь сразу — предмет для размышлений. Российский менталитет не дал прижиться в России образованию как совокупности систем научных знаний, не позволил сформироваться такой ценности, как систематически-научно обоснованный профессионализм. Формально образование у нас имеет очень высокий уровень распространения — количество выданных инженерных, медицинских, педагогических и прочих дипломов у нас вполне, на уровне ведущих стран мира. Но то, что изучалось, а точнее, сдавалось в вузе, в самой незначительной мере влияет на отправление реальных должностных функций выпускников вузов впоследствии, в их профессиональной жизни.
Аналогична судьба мировоззренческой, этической, правовой, социально-политической и другой подготовки. Содержание образования существует как бы само по себе, а субъект действия, который есть, по идее, сформированный результат этого образования, — сам по себе. И если в дореволюционной России образование широких слоев просто физически не осуществлялось, грамотность через учреждения начального образования получало 20% населения, 2% составляла образованная интеллигенция, то в советское время образовательная политика проводилась очень интенсивно, и России удалось к середине века выйти в число наиболее преуспевающих в этом отношении стран — практически была ликвидирована неграмотность, введена 7-летка, достаточно высоким было количество выпускаемых вузами и ссузами специалистов. И тем не менее на сегодня количество дипломов не отражает истинной ситуации ни с количеством действительно образованных людей в стране, ни с качественным уровнем специалистов в общественном производстве, что создает — неадекватно должному положению дел — проблемы поиска реальных специалистов, способных задавать перспективу общественного развития.
Эта проблема совсем не нова, она существовала уже в дореволюционной России. И, как реакция на нее, продиктованная ощущением и пониманием несоответствия дипломированного образования реальному культурному содержанию, приобретаемому учащимися в казенных учебных заведениях, стали возникать во второй половине XIX века так называемые вольные учебные заведения, дававшие их слушателям возможность лишь по собственному желанию получать образование, т.е. удовлетворять свою потребность в освоении культуры, безо всяких обязательных дисциплин и экзаменов. Но при этом не дававших никаких дипломов, а стало быть, и никаких формальных статусов и гарантий казенных должностей. То есть истинное образование, по словам К.А.Тимирязева, «свободное от всякой китайщины»[13], а не воспроизводящее «дипломированное невежество».
Подход, на наш взгляд, был очень плодотворным. Хочешь образовываться — приходи. Вот тебе аудитории, вот — лучшие преподаватели, вот — лаборатории, библиотеки. Но — никаких дипломов и никаких казенных государственных мест, приобретаемых вместе с дипломом.
Но Россия и до сего дня в этом отношении — «китайская» страна.
Она обращает внимание на диплом и не обращает на то, что остается (или прибавляется) в самом человеке от этого диплома. Причем это на удивление устойчивая отечественная характеристика. Ведь в 1918 году на совещании по реформе высшей школы заместитель наркома по просвещению М.Н.Покровский изложил основные принципы высшей школы в советской России. И там тоже предполагалось уничтожение дипломов как для поступления в университет, так и при окончании университета; уничтожение ученых степеней для занятия кафедры и т.д.
Куда все подевалось? У нас опять переводные экзамены чуть ли не с первого класса школы, вступительные, выпускные в институте — и везде бесконечные аттестаты, дипломы, свидетельства, удостоверения, справки, сертификаты.. Что опять нас заставило вернуться к казенной аттестации, которая ничего реально не отражает (и, кстати, положа руку на сердце, является секретом Полишинеля)? Известно, что наши дипломы не котируются, а их обладателей практически во всех странах подвергают переучиванию или переэкзаменовке (за исключением фундаментальной науки). А вся эта канитель — из-за того, что нам иначе нечем формально подтвердить тот уровень образованности, на который затрачиваются государственные средства (и не такие уж малые, в абсолютном выражении), но которого реально нет. И сейчас прекращение обязательного образования — это не только от нехватки денег, но отчасти и от понимания того, что огромные средства уходят неэффективно и образованности реальной наше образование пока не дает.
Для понимания взаимосвязи образования и менталитета следует развести институциализированное и неинституциализированное образование (в литературе их еще различают как формальное и неформальное образование). На наш взгляд, с исторически устойчивыми, естественно-исторически складывающимися конструкциями общественного сознания имеет дело неинституциализированное образование, то есть собственно оно и имеет прямое отношение к менталитету, формируясь при его участии, воспроизводя его, модифицируя и развивая и т.д. А институциализированное образование действует в среде профессиональным сообществом одобренных и выделенных в данной интеллектуальной сфере конструктов. Не исторически устойчивых, не тех, которые со временем выделены и утверждены, а тех, которые поощрены «к святости» тем или иным профессиональным сообществом.
Проблема в том, что менталитет воспринимает и воспроизводит лишь те элементы, которые есть нечто ценное и значимое для народа. Каким образом это туда попадает? Здесь есть два пути: традиционный и инновационный. Традиционный — когда его содержание формируется естественно-историческим путем, и то, что туда попало, передается из поколения в поколение существующими определенными институтами, связями и т.д. Такими способами передачи ментальных конструктов в допетровской Руси, например, были церковь и община. При Петре появляется первая общероссийская массовая газета — повлияло ли это обстоятельство на механизмы формирования и содержание менталитета? И что попадает в ментальные конструкты — то, что люди вычитывают или что люди слышат? На основании исторических материалов мы этого сказать не можем. Только по косвенным показателям можем еще судить, что было значимым, а что нет.
Неинституциализированное образование работает внутри определенного ментального пространства, а институциализированное — как бы облекает в академическую форму еще и те ценностно-смысловые установки и мировоззренческие конструкты, которые в нем исторически складываются и оседают, дополняя его уже идеологизированными и онаученными формами, от научных истин вплоть до служения нации, «до веры, царя и отечества». И попытка модернизировать образование по западному образцу, то есть пустить вширь совокупность наук, сделанную содержанием образования, измененным по позитивистскому образцу, объективно фактически не удалась — оно не прижилось в России.
Да и может ли институциализированное образование формировать менталитет? Оно воспроизводит преимущественно идеологически значимые конструкты, а в менталитет скорее и чаще попадают другие, — мировоззренчески значимые, жизнесмысловые или ценностно-смысловые, ведь менталитет — это объективно складывающееся духовное образование. Он передается структурами повседневности. Идеология, конечно, пытается на него воздействовать и частично оказывает на него влияние, но эффект получается симбиотический, результат обнаруживается порой отнюдь не тот, которого пытается достичь идеология, в наличии оказываются идеологические конструкты, измененные устойчивым основанием общественной психологии. То есть идеология не воспринимается и не вживается неизменно, а лишь в модифицированном виде воспроизводятся какие-то ее элементы.
Через институциализированное образование каждое научное сообщество стремится удовлетворить свой эгоистический интерес, т.е. сделать социально значимым собственное знание. Поэтому не склеиваются сейчас образовательные конструкции в нашей школе, которые можно было бы транслировать сообразно некоему исходному состоянию. Ведь была попытка все отечественное образование построить на переднем плане науки.[14] Никто в мире не пытался этого делать, а у нас попытались. И буквально через год — два пришли к выводу, что это невыполнимо, что учебники не читаемы и вызывают отвращение к математике, физике и т.д. Но, заметим, у нас эту посылку — «на переднем крае» и «впервые решим» — продолжают делать основной целью и содержанием образования. В Российском законе «Об образовании» цель образования именно так и определена — научное образование и научная картина мира.
Однако отметим, что даже школа как институциализированная форма образования не может транслировать высшие достижения науки, если в целом индивид самой жизнью не подтянется к определенному уровню освоения значимых интеллектуальных и, шире, духовных, конструктов. А тогда напрашивается вывод, который, как представляется, становится проблемой и гуманизации, и гуманитаризации образования. Если построение отношений образования и чистой науки сложно и не складывается естественно-историческим образом, а каждый новый уровень научного знания отрицает предыдущий уровень, то в случае менталитета ситуация обратная: он совершенно кумулятивен и формируется естественно-историческим путем. Следовательно, его природе более сообразны гуманитарные дисциплины (если вообще здесь уместен предметно-дисциплинарный подход). Конструкция построения ценностно-смыслового пространства в гуманитарных науках более сообразна целостности ментального пространства, когда фактически равное право признается за факторами, разнесенными во времени и пространстве, по различным сферам реальности, по разным видам деятельности и т.д., где не так явно выражена временная шкала. Там нельзя сказать, что Данте выше Гете, а Гете выше Толстого. Более того, еще не совсем ясно, а меняется ли со временем менталитет или он есть нечто устойчивое? А также, «что такое ментальность — определенные архетипы, коллективное бессознательное или какие-то конструкты национального характера?»[15]
В свете сказанного, можно поразмышлять о судьбе образования в нашей стране и ее причинах. Сегодня мы можем констатировать, что единая трудовая политехническая школа (при наличии у нее определенных достоинств и безусловных успехов, но это предмет другого разговора) была сформирована под профессионализм. Эта модель в определенном аспекте есть прагматизированный и даже утилизированный, можно сказать, американизированный вариант образования. То есть система образования в таком виде (в определенном аспекте) утеряла свою цель, свои ценности и свои сверхценности — формирование человека через трансляцию жизне-смысловых или ценностно-смысловых конструктов. Под флагом времени она стала транслировать преимущественно иные ценности: профессиональные, производственные, политические, идеологические — какие угодно, но не образовательные. И здесь произошло расхождение с реальной исторической почвой, с тем, что в стране ранее и доныне живо функционировало и действовало. Здесь реально существующий, но неучтенный российский менталитет трансформировал и практически отбросил такое образование, выхолостил его. Не сразу, со временем.
А могло ли быть иначе? Отношение к интеллигенции как к слою работников умственного труда, т.е. как к непроизводительному слою, — в противовес пониманию труда только как крестьянского — жило в крестьянской среде в установке, что трудится лишь тот, кто работает руками, и точнее — кто землю пашет. И когда ставилась задача землю пахать, то эта установка работала нормально. Но когда Россия вышла на задачу индустриализации, когда встал вопрос о кадрах — знаменитое «кадры решают все», — то произошло усечение: «кадры», а не человек решает все. Далее, по объективной логике произошла следующая подмена: дело образования — дать кадры. Строители коммунизма уже есть — их надо выучить и сделать из них кадры. Произошла и эволюция представлений о том, чему надо учить. Если сначала были обязательными 4 класса, чтобы можно было прочитать «Мы не рабы», то дальше уже требовалось очень пристально смотреть, каким содержанием наполнять образование. В первую очередь, какого содержания должно быть гуманитарное знание, ответственное за поддержание некоторых ментальных конструкций. Однако велением времени были естественные науки и техническое знание.
Роль гуманитарного знания в это время выполняла идеология. И хотя в содержании институциализированного образования довлела позитивистская модель науки, тем не менее, социально-гуманитарную часть идеология восполняла — пусть на агитационно-политическом уровне, дополняя, микшируя издержки гипертрофированного естественнонаучного и технического знания. Но в 60-е годы позитивистская планка у нас была поднята еще выше, гуманитарный сектор явно отставал, а прежняя агитационно-политическая идеология уже была слишком примитивна, груба и явно недостаточна, чтобы выполнять прежнюю компенсаторную функцию. Поэтому как система ценностного самоопределения такое образование уже не работало. Происходит скатывание к формализму и фактической деградации. Эти соображения гипотетичны и больше являются возможными версиями, требуя опять-таки скрупулезного научного анализа с «порой на факты. Но они показывают, где искать и какой конкретной информации не хватает для построения объективного знания.
Пренебрежение особенностями ментального конструкта влечет порой неожиданные последствия большой разрушительной силы. К примеру, много ли найдется у нас идеологов, которые всерьез озаботились бы сейчас исследованием и учетом значения мессианства в национальном сознании русского народа? А ведь идея мессианства как ментальная характеристика русского народа столетиями жила в России, в частности, на ней построили свой успех большевики.
И.В.Сталин, вполне в русле идей мессианства, а следовательно, в согласии с российским менталитетом, сделал ставку на сверхидею — коммунизм — и сохранял ее всеми имеющимися средствами. До его смерти идея мировой революции и коммунизма во всемирном масштабе была жива и на нее работали все социальные институты советского общества. При этом Бухарина, который провозгласил: «Обогащайтесь», Сталин отодвинул, сказав, что этого не надо, что во имя светлого будущего будем ВОТ ТАК сегодня жить. А в 60-е годы Н.С.Хрущев выдвигает лозунг: «Жить не хуже, чем в Америке!», «Догоним и перегоним Америку по производству мяса, молока и масла на душу населения!»[16]
Таким образом, Сталин включился в одну модернизаторскую парадигму, а Хрущев — в другую. И Хрущев, в отличие от Сталина, фактически провозгласил идею «СЕГОДНЯ будем жить». В это время кардинально меняются представления партии и идеологов о коммунизме — можно сказать, это был уже чистый ревизионизм, суть которого — замена духовных ценностей материальными. Даже в Программе партии коммунизм стал трактоваться как изобилие, что «польется полным потоком». Идеологически это никак не обсуждалось и транслировалось во все сферы. А что же светлое мессианское будущее, когда наступит? А никогда. Эта новая идея коммунизма как изобилия попала на голодную почву послевоенных тягот и желания людей жить лучше.
Какие последствия для социальной жизни, а затем и менталитета имела такая идеологическая инверсия? Это был перелом. Дипломированная интеллигенция пошла в таксисты, чтобы было «больше молока и мяса». Отсюда и тогда же началась процентомания в образовании — дадим больше кадров, перегоним по производству на «душу населения», как в Америке, врачей, учителей, инженеров и других работников умственного труда. Но при этом качество специалиста и эффективность его труда измерялись количеством койко-мест и человеко-часов, то есть тем, что от самого специалиста никак не зависело. Плюс маленькая зарплата и формируемое в системе образования, но реализуемое в жизни представление о месте специалиста и интеллигенции в обществе. До Хрущева система образования работала и воспроизводила определенные духовные ценности всеми имеющимися средствами, вплоть до репрессивных методов, корректирующих «отклоняющееся поведение». А Хрущев, как мы теперь понимаем, сказал: «Раз коммунизма нет, то все дозволено», главное не миссия, не царство светлого будущего, а задача перегнать по количеству мяса и масла. Вместо мировой миссии цель и смысл попроще — хорошо кушать. И пошла система вразнос…
Таких моментов в проявлении различных свойств менталитета может быть неожиданно много: ведь нам почти не известно, с чем приходится иметь дело и когда и как это «нечто» себя проявит.
Что ожидает Россию завтра, во многом зависит и от того, какие знания и какие иллюзии питает народ российский о себе, своей истории, своей государственности. Ныне народ безмолвствует, садит огурцы на стронциевых грядках и радуется, что еще жив, если вообще задумывается об этом. Есть ли у России историческая перспектива? Ответ лежит в углубленном исследовании россиянина, его прошлых ментальных конструкций и ментальности сегодняшней.
[1] Современная западная философия. Словарь. М., 1991 г., с. 177.
[2] Шаповалов В.Ф. Россиеведение как комплексная научная дисциплина. Общественные науки и современность, 1994, №2, с.39
[3] Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего. Статьи и письма. М., 1987, с. 141.
[4] Современная западная философия. Словарь. М., 1991 г., с. 177.
[5] Плеханов Г.В. Соч. в 24 т., М. — Пг., 1925, т.10, с. 135-136.
[6] Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего. Статьи и письма. М., 1987, с. 142.
[7] Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего. Статьи и письма. М., 1987, с. 146.
[8] Морозова Г.Ф. Деградация нации — миф или реальность? Социс, 1994, №1.
[9] Ленин В.И. Поли. соб. соч., М., т.З., с.5.
[10] Е.Трубецкой. Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе. Новосибирск, 1991, с.96-97.
[11] Суворов В. «Ледокол». М, Новое время, 1993.
[12] Воробьев Г.Г. Легко ли учиться в американской школе? М., 1993, с.21,
[13] Тимирязев К.А. Наука и образование. М., 1963, с.370.
[14] Никандров Н.Д. Сравнительная педагогика: уроки и надежды: Педагогика, 1989, №10, с. 130-131.
[15] Российская ментальность (материалы «круглого стола»). Вопросы философии, 1994, №1, с.25.
[16] Российская ментальность (материалы «круглого стола»). Вопросы философии, 1994, №1, с.43.
Впервые опубликовано в журнале «Россия-ХХI».-М., 1994, № 11-12