Смирнов Петр Иванович,
Санкт-Петербургский Государственный
Университет,
Доктор философских наук, профессор
Smirnov Petr Ivanovich
Saint-Petersburg state university
DSc in Philosophy, professor
E-Mail: smirnovpi@mail.ru
УДК – 159.9.07
КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
К ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ З. ФРЕЙДА
Аннотация: В статье подчеркивается вклад З. Фрейда в постановке проблем практической психологии и психиатрии. Однако высказывается сомнение в ряде ключевых положений его теории личности, а также следуемых из нее выводов. Так, структура личности, предложенная им, ущербна по сравнению со структурой человеческой души, предложенной Платоном, а поведение людей в экстремальных условиях (нацистский концлагерь) опровергает высказанные Фрейдом гипотезы. Поддерживается предположение, что в его теории преувеличено значение сексуального начала в развитии личности. Структура личности и модель ее развития, выдвинутые З. Фрейдом, частично описывают нездоровую человеческую психику, но не пригодны для описания психики нормального человека.
Ключевые слова: строение личности, развитие личности, психосексуальные стадии, Платон, Фрейд, три начала души.
CRITICAL REMARKS ON Z. FREUD ‘S THEORY OF PERSONALITY
Abstract: The article highlights the contribution of Z. Freud in the formulation of practical psychology and psychiatry problems. However, there are doubts about a few key statements of his theory of personality and conclusions that come from it. Thus, the personality structure proposed by him is flawed in comparison with the structure of the human soul proposed by Plato, and the behavior of people in extreme conditions (the Nazi concentration camp) refutes the hypotheses expressed by Freud. The supported assumption is that his theory exaggerates the importance of the sexual beginning in the personality development. The structure of personality and the model of its development, put forward by Z. Freud, partially describe the unhealthy human psyche, but are not suitable for describing the psyche of a normal person.
Key words: personality structure, personality development, psychosexual stages, Plato, Freud, the three beginnings of the soul.
Введение. Вклад З. Фрейда в теоретическую психологию неоспорим. Но в массовом околонаучном сознании сложилось представление о нем как почти непогрешимом авторитете, а его теоретические взгляды рассматриваются как близкие к абсолютной истине. Особенно это касается выдвинутой Фрейдом структуры личности, а также определяющей роли удовольствия, в том числе, сексуального в ее развитии. Однако опыт развития науки показывает, что любые теоретические конструкции, наряду с положениями, вошедшими в ее фонд и считающиеся истинными в определенной сфере реальности, содержат сомнительные и даже ложные утверждения, которые нужно либо уточнять, либо отвергать. Настоящая статья представляет собой очередную попытку критического рассмотрения отдельных положений концепции личности З. Фрейда.
Основное содержание статьи.
Предварительные замечания. Говоря отчасти в шутку (но помня, что в каждой шутке есть только доля шутки) в число основоположников психоанализа вполне можно включить Н.В. Гоголя. В повести «Страшная месть» душа Катерины говорит колдуну (отцу Катерины), что сама Катерина «многого не знает, что знает душа ее». А Данило Бурульбаш, муж Катерины, свидетель ее разговора с колдуном, говорит жене: «Ты не знаешь и десятой доли того, что знает душа». Если же проблему ставить более серьезно, то многие философы, начиная с Платона, признавали наличие бессознательного начала в человеческой психике, влияющего на поведение человека, которое не всегда контролируется сознанием. Основная заслуга З. Фрейда в том, что он предпринял попытку создать теоретические основы и методологию эмпирического изучения сферы бессознательного. Попытку интересную, но не вполне успешную, и многие известные психологи-профессионалы выражали полное или частичное несогласие с идеями Фрейда [Хъелл, Зиглер.1997: 186, 197-198, 215, 246, 255-256, 332, 433, 486, 533-534].
Структура личности по Фрейду .
Взгляды Фрейда на структуру личности менялись в течение его жизни. В ранний период своей научной и практической деятельности Фрейд, выступая качестве психоаналитика, применял так называемую топографическую модель личностной структуры. В основе ее лежит идея о том, что функционирование психики может протекать на разных уровнях осознанности. В зависимости от уровня можно выделить три сферы психики: сознание, предсознательное и бессознательное.
В сфере сознания находятся те наши мысли, переживания, ощущения и восприятия, которые мы способны осознать в данный отрезок времени. Так, в поле нашего сознания могут одновременно находиться мысли автора книги, которую мы читаем, зуд кожи после укуса комара, чувства холода или жажды, беспокоящие нас. По Фрейду, весьма небольшая часть психической деятельности может находиться в сфере сознания. Сознание избирательно удерживает информацию, которую продуцирует психика, а внимание переключается с одного объекта психики на другой, подчиняясь в значительной степени воздействию внешних сигналов.
В области предсознательного находится тот опыт, который, хотя не осознается в данный момент, может легко стать предметом сознания либо в результате небольшого волевого усилия, либо самопроизвольно. Это область «доступной памяти». Человек достаточно легко может вспомнить значимых для него людей (друзей, любимых), выученные в детстве стихи, пищу, съеденную за сегодняшним завтраком и т.п. Фрейд полагал, что предсознательное осуществляет связь между осознаваемым и неосознаваемым в психике человека.
Область бессознательного – наиболее глубокая сторона человеческой психики. В ней хранятся примитивные и мощные инстинктивные побуждения, а также чувства и воспоминания, которые несут в себе угрозу сознанию. Поэтому-то они и были подавлены и вытеснены в сферу бессознательного. В него удалены травмирующие детские воспоминания, нереализованные сексуальные желания, враждебные чувства к близким людям.
В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел эту концептуальную модель и предложил другую, которая известна под названием структурная модель психической активности, введя в структуру личности три основных элемента – Ид, Эго и Суперэго. Именно эта модель обычно имеется в виду, когда говорят о структуре личности по Фрейду, хотя сам он склонен был рассматривать названные три элемента скорее как некие психические процессы, нежели структурные части личности.
Уровни психики в топографической модели и названные элементы модели структурной не совпадают между собой. Лишь Ид целиком функционирует в сфере бессознательного. Что же касается Эго и Суперэго, то они действуют на всех уровнях психики, т.е. сознания, предсознательного и бессознательного. В литературе на русском языке Ид нередко обозначается словом «Оно», Эго – «Я», Суперэго – «Сверх-Я», поскольку введенные Фрейдом обозначения образованы от соответствующих латинских корней.
Ид, по Фрейду, означает самые первоначальные, инстинктивные, врожденные стороны психики, действует целиком в области бессознательного и связано с природными потребностями (еда, сон, дефекация, копуляция). Ид – посредник между телесными и психическими процессами в организме и черпает свою энергию прямо из телесных процессов. Побуждения Ид, вызванные потребностями, дают энергию человеческому поведению. Ид свободно от всяких запретов и правил и, будучи самой старой, примитивной структурой психики, выражает самый первый принцип человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями. Последние, если они по каким-то причинам не находят разрядки и сдерживаются, создают напряжение в психическом функционировании. А разрядка напряжения вызывает ощущение удовольствия. Ид стремится к получению удовольствия и функционирует на основе принципа удовольствия. Ид не ведает страха, тревоги и поэтому не прибегает к предосторожностям при достижении цели, что, как считал Фрейд, может быть опасно как для личности, так и для общества.
Согласно Фрейду, Ид избавляет личность от напряжения посредством двух механизмов: рефлекторных действий и первичных процессов.
Первый механизм означает автоматический ответ Ид на действие сигнала возбуждения, в результате чего снимается напряжение, вызываемое раздражителем. Примеры подобных рефлекторных механизмов – чихание или слезы при механическом раздражении носа или глаз, зевота в случае нехватки кислорода в организме и пр. Но рефлекторные действия не всегда снижают уровень напряжения. Рефлекторное сосание пустышки не может утолить голод ребенка. В таких случаях возможен запуск другого механизма – первичных процессов представления, когда Ид формирует психический образ объекта, связанного с удовлетворением основной потребности. У голодного ребенка может возникнуть образ материнской груди или бутылочки молока. У взрослых людей возникают разного рода галлюцинации, картины сновидений.
Сами по себе первичные процессы также не в состоянии удовлетворить реальную потребность. С их помощью нельзя различить действительные предметы и их образы (например, воду и ее мираж у путника в пустыне). Смешение действительных предметов и их образов может быть смертельно опасно. Поэтому необходима психическая структура, позволяющая младенцу различать реальное и воображаемое , а на этой базе сдерживать удовлетворение первичных потребностей до подходящего момента (появления реальных предметов). Постепенно маленькие дети усваивают, что помимо их собственных нужд и желаний существует и внешний мир. По мере появления этого знания, возникает вторая структура личности – Эго.
Эго – структура психики, ответственная за принятие решений. Эго стремится удовлетворить требования Ид в соответствии с ограничениями, накладываемыми реальностью. В отличие от Ид, которое действует исходя из принципа удовольствия, Эго функционирует на основе принципа реальности, смысл которого в самосохранении организма путем откладывания удовлетворения потребностей до подходящего момента (нахождения предмета, наличия соответствующих условий во внешнем мире, а также надлежащего способа). Эго – порождение Ид, от последнего оно получает свою структуру и функции и заимствует у него часть энергии для собственной деятельности.
Необходимость соотносить свои инстинктивные потребности с реалиями внешнего мира побуждает человека запоминать, учиться, думать, рассуждать, принимать решения. Принцип реальности вносит в поведение человека меру разумности. Эго, в отличие от Ид, различает фантазию и реальность, меняется в зависимости от нового опыта, занимается познавательной деятельностью, способно выдержать умеренное напряжение. С помощью логического мышления (или вторичного процесса, как его называл Фрейд) Эго направляет поведение в русло, безопасное как для самого индивида, так и для других.
Однако безопасность не является единственным условием для нормальной жизни в обществе. Чтобы личность «вписалась» в окружающий мир, ей необходимо согласовать свое поведение с норами и ценностями общества. Поэтому требуется еще один, более высокий уровень психики, наличие которого позволяет личности совместить себя с реальным обществом. Этот компонент, по Фрейду, носит название Суперэго.
Суперэго – усвоенная личностью версия общественных норм и принципов поведения, в которой отражены также принятые в обществе ценности. Нормы, принципы и ценности усваиваются в процессе «социализации», в результате которого и формируется Суперэго. Оно появляется тогда, когда дети начинают интересоваться проблемой, «что такое хорошо и что такое плохо» и учатся постепенно отличать хорошие поступки от дурных, правильные от неправильных (примерный возраст от 3 до 5 лет).
В самом начале в Суперэго отражены только родительские требования и ожидания относительно хорошего и дурного поведения. Ребенок учится оценивать свои поступки в соответствии с этими требованиями и согласовывать с ними свое поведение. По мере расширения социального мира ребенка (детский сад, школа, группы сверстников) в сферу Суперэго попадают нормы и требования различных социальных групп, в конечном счете, общества в целом. Суперэго нечто вроде «коллективной совести» общества, хотя ребенок может воспринять общественные ценности искаженным образом.
По Фрейду, в Суперэго имеются две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть возникает как результат родительских наказаний за «плохое поведение». Она включает в себя способность к критической самооценке, наличие нравственных запретов и чувство вины, если ребенок не сделал то, что должен был сделать. Эго-идеал есть следствие восприятия ребенком того, что одобряют или высоко ценят родители. Он способствует тому, что личность устанавливает для себя высокие стандарты поведения. Достижение высокой цели вызывает у ребенка чувство самоуважения и гордости.
Суперэго полностью складывается к тому моменту, когда родительский контроль полностью заменяется самоконтролем. Но принцип самоконтроля вовсе не служит принципу реальности. Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях и действиях, тормозя любые импульсы Ид, противоречащие интересам общества. В целом, оно пытается убедить Эго в преимуществе идеалистических целей над реалистическими.
Стадии развития личности.
По Фрейду, личность в своем развитии проходит четыре последовательные стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Кроме того, он ввел в общую схему развития личности так называемый латентный период, который заполняет временной промежуток между фаллической и генитальной стадиями. Названия стадий даны в соответствии с основными эрогенными зонами, т.е. участками телами, являющимися в данный период развития главными источниками удовольствия. Латентный период примечателен тем, что он не имеет собственной эрогенной зоны.
Оральная стадия. Она длится с момента рождения ребенка примерно до 18 месяцев. В этот период рот является главным источником удовольствия для младенца, главной эрогенной зоной. Это обусловлено тем, что удовлетворение важнейшей биологической потребности – потребности в пище – осуществляется через рот путем сосания. Ребенок получает удовольствие как от насыщения, так и от сосательных движений самих по себе. Поэтому рот и включенные в него структуры становятся главным предметом интереса и активности младенца.
Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью или через рожок. При этом отъем от груди связан с некоторыми трудностями, поскольку лишает ребенка главного и привычного удовольствия.
Анальная стадия. Она длится примерно с полутора до трех лет. Главной эрогенной зоной становится задний проход (анус), что связано с развитием способности у ребенка контролировать процессы выделения. Эта способность является в основном естественным результатом нервно-соматического развития ребенка, но большую роль в ее формировании играют и родители, приучая ребенка к горшку. Дети могут усиливать удовольствие от дефекации, задерживая опорожнение кишечника. На этой стадии ребенок должен научиться гармонизировать требования Ид (удовольствие от дефекации) с ограничениями, исходящими от родителей (выбор подходящего места и времени, требования опрятности, а, в конечном счете, самостоятельного контролирования процессов выделения). По Фрейду, дальнейшая способность человека к контролю и самоконтролю берет начало в анальной стадии.
Фаллическая стадия. В возрасте от трех до шести лет у ребенка, как считал Фрейд, появляется новая эрогенная зона – область половых органов. В течение фаллической стадии дети проявляют интерес к вопросам, которые касаются деторождения и половых отношений, могут исследовать половые органы, мастурбировать. Главным источником удовольствия становятся пенис или клитор.
В это время мальчики переживают конфликт, который получил название эдипов комплекс. Структуру этого комплекса Фрейд заимствовал из трагедии Софокла «Царь Эдип», в которой Эдип сначала непреднамеренно убивает своего отца, а потом женится на матери, вступая с ней в кровосмесительную связь, и становится царем Фив. Узнав о совершенном им чудовищном грехе, Эдип ослепил себя. Древнегреческий миф, описанный в трагедии, Фрейд считал символическим отображением одного из величайших психических конфликтов в человеческой жизни. Миф символизирует подсознательное желание каждого ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Аналогичный конфликт, который переживают девочки, получил название комплекс Электры. Электра, персонаж одного из греческих мифов, уговаривает своего брата Ореста убить их мать вместе с ее любовником, чтобы отомстить за смерть отца.
Эдипов комплекс у мальчиков протекает примерно следующим образом. С момента рождения мать является для мальчика главным источником удовлетворения. Позже он переносит на нее и свои сексуальные устремления, желает обладать ею. Своего же отца он воспринимает как конкурента, мешающего ему получить генитальное удовлетворение, следовательно, отец становится его главным соперником или врагом. Соперничество влечет страх, поскольку мальчик «знает», что занимает более низкое положение по сравнению с отцом и не может на равных конкурировать с ним. Мальчик боится, что отец лишит его пениса. Боязнь воображаемого возмездия Фрейд назвал страхом кастрации .
В период от пяти до семи лет эдипов комплекс разрешается тем, что мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные устремления по отношению к матери и начинает отождествлять (идентифицировать) себя с отцом. В результате процесса идентификации мальчик усваивает ценности, нормы, установки мужского поведения, а также основные моральные нормы и заперты, идущие от родителей, что подготавливает почву для формирования Суперэго, которое оказывается следствием разрешения эдипова комплекса.
Аналогичный психический конфликт у девочек протекает существенно иначе. Изначально мать является первым объектом любви у девочки так же, как и у мальчика. Но позже, на фаллической стадии, она осознает, что у нее нет пениса как у отца или брата. Ей хочется иметь этот орган, и у нее, по Фрейду, развивается зависть к пенису. Она может чувствовать себя в каком-то смысле неполноценной по сравнению с мальчиком и проявлять враждебность по отношению к матери за то, что та родила ее без пениса (или лишила его в наказание за какой-то проступок). Она стремится обладать отцом именно потому, что у того есть столь завидный орган. Отсутствие пениса фокусирует внимание девочки на клиторе, который в фантазии заменяет ей пенис, а клиторная мастурбация приносит сексуальное удовлетворение.
По Фрейду, благополучное или неблагополучное разрешение обоих вариантов эдипова комплекса (комплекс Электры можно рассматривать как версию эдипова комплекса у девочек) имеет большое значение для появления (или отсутствия) неврозов, связанных с импотенцией и фригидностью.
Латентный период. Это период сексуального затишья. Он протекает в промежутке от 6–7 лет до начала половой зрелости и характерен тем, что энергия либидо направляется посредством сублимации в различные виды деятельности, не связанные с получением сексуального удовольствия – спорт, учеба, общение со сверстниками. Снижение сексуальной потребности в это время Фрейд объяснял отчасти физиологическими изменениями в организме, отчасти появлением Эго и Суперэго в структуре психики. Новые эрогенные зоны в этот период не появляются, сексуальный инстинкт дремлет, поэтому его не следует считать особой стадией психосексуального развития.
Генитальная стадия. Она длится с начала половой зрелости до смерти. С наступлением ее у подростков, помимо биохимических, физиологических и соматических изменений в организме, вновь начинают проявляться сексуальные и агрессивные побуждения. Растет интерес к противоположному полу, возрастает осознание этого интереса. При нормальном протекании этой стадии индивид переживает юношеские увлечения, завершающиеся выбором брачного партнера и созданием семьи. Главным источником удовольствия для человека становится половое сношение с представителем противоположного пола, хотя удовольствия, получаемые от прежних эрогенных зон, в какой-то мере сохраняются.
Замечания к концепции личности З. Фрейда. Идеи Фрейда по поводу структуры и развития личности до сих пор остаются чрезвычайно популярными среди «образованной публики», что удивительно. Ведь чуть более пристальное внимание к ней показывает узость, если не сказать скудость, принципов, на которых построена его теория. В этой связи напрашиваются следующие критические замечания.
Во-первых, вызывает сомнение, что удовольствие может быть положено в качестве основы всего развития личности. Например, со времен Ницше известно, что человек может выдержать любое «Как», если у него есть «Зачем». Иначе говоря, человек нуждается в смысле своего существования ничуть не меньше, чем в удовольствии, получаемом от жизни. Этот вопрос достаточно исследован В. Франклом, который прямо указывал на ошибочность фрейдовской концепции. Ведь, согласно Фрейду, в трудных условиях поверхностный слой культуры должен был бы «стереться» с людей, различия между ними, обусловленные разницей в усвоении культуры, уничтожиться, а наружу выступить пресловутое вожделеющее начало. Люди должны были бы превратиться в серую однообразную массу. Однако в условиях фашистского концлагеря все случилось ровно наоборот. Действительно, культурные различия были во многом устранены, однако произошла резкая дифференциация одних людей от других, обусловленная их личным началом. Появились не только злодеи и грешники, но и святые [Франкл. 1990].
Во-вторых, (это самое существенное замечание) в теоретическом плане Фрейд делает шаг назад по сравнению с Платоном (см. рисунок 1).
По Платону человеческой душе свойственны три начала: вожделеющее, яростное и разумное. Каждое из них выполняет свою функцию в регуляции поведения человека.
Вожделеющее начало то, из-за которого человек влюбляется, испытывает жажду, голод и другие желания. Это неразумное начало, близкий друг всякого рода удовольствий и наслаждений. Говоря современным языком, это начало – отражение в психике человеческих потребностей и инстинкта самосохранения.
Рисунок 1. Строение человеческой души по Платону и структура личности по Фрейду.
Разумное начало – то, благодаря которому человек способен рассуждать.
Яростное начало обеспечивает способность человек испытывать гнев, переносить неприятности, сопротивляться насилию и несправедливости. Оно ни разумное, ни неразумное, хотя может быть причастно разуму. Ибо благородный человек легко смиряет свой гнев, если видит, что его наказывают справедливо. По Платону, яростное начало подобно пастушьей собаке, которая повинуется своему пастуху – разуму, если хорошо выдрессирована.
У человека по-настоящему справедливого все три части души находятся в иерархии: разумное начало господствует, яростное начало повинуется разуму и укрощает вожделеющее начало, а также обеспечивает сопротивление внешним обстоятельствам. Вожделеющее начало напоминает о телесных и социальных потребностях, повинуясь вышестоящим началам [Платон. 1971: 232–236 и др.].
Фрейд, вероятно, заимствовал от Платона представление о вожделеющем начале, обеспечивающем связь психики с телесными потребностями, и назвал его Ид. Платоновское разумное начало, исходя из контекста платоновского диалога, обнимает своим содержанием Супер-Эго и Эго Фрейда. Но Фрейд не внес в свою схему платоновское яростное начало, которое, подчиняясь разумному началу, обуздывает вожделеющее. Почти очевидно, что введенные им две группы инстинктов жизни и смерти, названные соответственно Эрос и Танатос, сами по себе не способны обуздать вожделеющее начало. Для этого нужны воля и чувство, основанное на нравственной оценке события или ситуации. Возможно, Фрейду была неизвестна или непонятна древняя мудрость, что «лишенный гнева» не может «считаться мужчиной» (Махабхарата. 1976, с.261). Да и малые дети яростно сопротивляются несправедливости или в случае обиды.
В-третьих, вызывает удивление мысль о том, что люди получают удовольствие лишь телесного плана и лишь через эрогенные зоны.
Ведь еще Платон, касаясь проблемы удовольствия, отмечал, что оно, в зависимости от преобладания в человеческой душе одного из указанных им начал, может быть получено через разные виды деятельности, причем источник (предмет) удовольствия также разный у различных типов людей. Носители разумного начала (философы) получают удовольствие от познания и созерцания истины, носители яростного (честолюбцы, стражи-воины) от славы и почета, а носители вожделеющего (представители производительного слоя, сребролюбцы) от обладания вещами и получения выгоды [Платон. 1971: 403–406 и др.].
Точку зрения Платона подтверждает эмпирическим примером М. Полани, который рассказал о невероятном восторге, охватившем И. Кеплера после того, как тот открыл свои законы движения небесных тел [Полани. 1985: 26]. Она же подкрепляется высказыванием Чингисхана о том, что для мужчины «высшее удовольствие – подавить возмутившегося и победить врага» [Кычанов. 1995: 19], а также пушкинским образом Скупого рыцаря, наслаждающегося накопленными сокровищами. Фрейду, видимо, эти удовольствия, не связанные с эрогенными зонами, остались неизвестны или непонятны. Связаны ли с эрогенными зонами удовольствия, получаемое людьми от игры, от вдыхания насыщенного озоном воздуха после грозы, от солнечного тепла ?
В целом же не стоит выбирать удовольствие, да еще сексуальное, в качестве основного и единого начала для построения теории развития личности. Ведь в этом случае человек уподобляется животному. Кроме того, любое удовольствие всего лишь элемент жизненного процесса. И чтобы «схватить» этот процесс более адекватно, следует, вероятно, исходить из представления о том, что любое живое существо должно, в первую очередь, утвердить себя в мире, как-то реализовать себя в нем. Выбор пути самореализации остается за человеком, но в качестве социального существа он стремится получить социальную значимость (способность оказывать влияние на ход событий в обществе) обретая ее через ряд привычных для обыденного сознания ценностей [Смирнов. 2011: 139–157].
В-четвертых, говоря о существенных частностях, сомнительно и представление о том, что Супер-Эго – всего лишь результат благополучного разрешения эдипова комплекса (даже если согласиться, что этот комплекс действительно существует). Если мы вспомним, что в стаде животных (в том числе, в стаде высших приматов) вожак нередко берет на себя защиту самок и детенышей, а это связано с самопожертвованием, то логично предположить наличие у него некоторого «врожденного благородства». Ибо трудно поверить, что некое пра-Супер-Эго возникло у такого вожака вследствие разрешения пра-эдипова комплекса у молодого самца. Вообще само слово «благородный» несет в себе тот оттенок смысла, что человек, к которому оно относится, именно по образу мыслей, по строю души, выше, чем большинство. Причем эта «высота духа» – чаще всего врожденное качество, хотя может и воспитываться. Всем известны случаи, когда люди, даже дети, с риском для жизни спасают других, действуя инстинктивно, не рассуждая.
Можно добавить еще, что и достоверность научных данных, на которых основывал Фрейд свою концепцию, сомнительна, поскольку, как утверждают, он предлагал своим пациентам наркотические вещества в качестве лечебного средства [Хъелл, Зиглер.1997: 107–108; Дельфин. 2000: 5].
Заключение. Краткое и неполное рассмотрение концепции Фрейда позволяет, все же, утверждать, что в ней отчасти «схвачены» отдельные элементы ущербной человеческой психики. Но едва ли ее стоит воспринимать как модель строения и развития психики нормального здорового человека. Закономерно возникает вопрос о причинах популярности идей Фрейда в массовом околонаучном сознании. Одной из возможных причин может быть то, что людям нравится чувствовать себя умными и образованными, когда их снабжают мудреными словами, да еще используют латынь. Многим приятно сознавать, что начала человеческой психики названы «загадочными» для профанов словами: Ид, Эго, Супер-Эго, запас жизненной энергии – словом «либидо», а они-то (мы) их знают (знаем)! Приятно также усвоить красивые и непонятные «для толпы» выражения «Эдипов комплекс» или «комплекс Электры». И трудно тогда не соблазниться чувством (комплексом) собственного превосходства. Вероятно, есть и другие причины популярности фрейдистских идей, но их выявление – дело особого исследования.
Список литературы
Дельфин А. О наркотиках без истерики / А. Дельфин // Коммерсант (Власть). № 16 (367). 2000, 25 апреля.
Кычанов Е.И. Чингис-хан / Е.И. Кычанов // Кунсткамера. Этнографические тетради. Выпуск 7. – СПб. 1995. С.5-20.
Махабхарата. Книга пятая. Удьйогопарва или Книга о Старании – Л.: Наука, Ленинградское отделение. 1976. – 592 с.
Платон. Государство // Соч. в 3-х т. Т.3. Ч.1. – М.: Мысль, 1971. С.89-454.
Полани М. Личностное знание / М. Полани. – М. 1985. – 344 с.
Смирнов П.И. Социология личности. Учебное пособие. Изд. 2-е. / П.И. Смирнов. – СПб.: СПбГИПСР, 2007. – 472 с.
Смирнов П.И. Ценность: стимул деятельности и одно из основных понятий социологии / П.И. Смирнов // Теоретический журнал Credo new. 2011. № 1. С.139-157.
Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990.
Хъелл. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хъелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс. 1997. С. 105–152.