Геращенко Игорь Германович. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ФИЛОСОФИИ

Геращенко Игорь Германович

Волгоградский институт управления –

филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры

социологии, общей и юридической психологии

Gerashchenko Igor Germanovich

Volgograd Institute of Management –

branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education “Russian Academy of National Economy and Public Administration

under the President of the Russian Federation”

Doctor of Philosophy, Professor, Professor of the Department

sociology, general and legal psychology

E-mail gerashhigor@rambler.ru

УДК – 101.1

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ФИЛОСОФИИ

 

Аннотация: В статье предпринята попытка выявить экономические причины возникновения философии. Обосновывается идея о том, что формирование философского знания своей пусковой причиной имеет развитие рыночной экономики.  Эффективность экономического анализа философской эволюции непосредственно связана с использованием таких понятий, как «человеческий капитал философии», «социальный капитал философии», «экономическая эффективность философии», «философские инновации» и др. Зарождение древневосточной философии тесно связано с формированием человеческого и социального капитала. Уже на заре цивилизации стало ясно, что богатство и благополучие общества связано не только с материальными ценностями, но и с духовной капитализацией. Самопознание несло в себе и серьезный экономический смысл.

Ключевые слова: экономические истоки философии, социальный капитал философии, человеческий капитал философии, экономика философии, экономическая рациональность, рациональные потребности, утилитарно-прагматическая философия

 

ECONOMIC ORIGINS OF PHILOSOPHY

 

Abstract: The article attempts to identify the economic reasons for the emergence of philosophy. The idea is substantiated that the formation of philosophical knowledge as its starting point is the development of a market economy. The effectiveness of economic analysis of philosophical evolution is directly related to the use of concepts such as “human capital of philosophy”, “social capital of philosophy”, “economic efficiency of philosophy”, “philosophical innovations”, etc. The origin of ancient Eastern philosophy is closely related to the formation of human and social capital. Already at the dawn of civilization, it became clear that the wealth and well-being of society is associated not only with material values, but also with spiritual capitalization. Self-knowledge also carried a serious economic sense.

Keywords: economic origins of philosophy, social capital of philosophy, human capital of philosophy, economics of philosophy, economic rationality, rational needs, utilitarian-pragmatic philosophy

 

Формирование философии в различных частях света оказывается сопряженным, по-видимому, с наличием достаточно развитых рыночных отношений. Можно высказать предположение, что рыночная экономика выступает в качестве своеобразного «пускового механизма», который инициирует философские размышления. Возникновение философского мировоззрения было бы невозможно без существования определенных свобод, которые отсутствуют в архаичной экономике. Философия не случайно начинает формироваться на Древнем Востоке, поскольку рыночная экономика в виде внутригосударственной и международной торговли закладывается там раньше, чем в Европе.

 

Человеческий капитал в древнеиндийской философии

С экономической точки зрения формирование философии в Древней Индии связано с двумя тенденциями, имеющими разнонаправленный характер. С одной стороны, активная торговля и рыночные взаимоотношения возникают здесь раньше, чем на западе. С другой стороны, рыночная экономика не получила в данном регионе систематического развития вследствие кастовой структуры общества. Государство не было централизованным, но обладало достаточно высоким уровнем стабильности благодаря сложной системе варн. Защищенность человека, как и везде в древнем мире, была крайне незначительна. Поэтому возникновение философии имело своей первоочередной задачей разработку духовной практики с целью выживания в условиях нищенского существования. В этом смысле философия была прямой наследницей древнеиндийской религии.

Зарождение древнеиндийской философии тесно связано с формированием человеческого и социального капитала. Уже на заре цивилизации стало ясно, что богатство и благополучие общества связано не только с материальными ценностями, но и с духовной капитализацией. Государство Древней Индии не прославилось глобальными проектами, наподобие древнеегипетских пирамид. В Древнем Египте строительство пирамид решало проблему всеобщей занятости населения, когда огромные группы людей занимались единым делом не только ради пропитания, но и объединялись возвышенной целью. Неразвитость индивидуалистических традиций в социуме стала препятствием для возникновения философии в Древнем Египте.

В Древней Индии индивидуализм получил широкое распространение, поскольку отсутствовала государственная политика по поддержанию занятости населения. Люди были предоставлены сами себе, что стало причиной не только возникновения индивидуалистической и иррациональной религии, но и соответствующей философии. Известная максима «жизнь есть страдание» несла в себе глубокое философское содержание, поскольку переориентировала сознание человека с интенции внешнего мира на внутренний. Самопознание несло в себе и серьезный экономический смысл. Вместо того чтобы бесконечно развивать материальные потребности, философия стала обучать умению их снижать. Ориентир на духовное саморазвитие позволил древнеиндийским мудрецам вести достойное существование в условиях безработицы и экономической стагнации.

Как известно, понятие «человеческий капитал» объединяет в себе материальные и духовные составляющие. Если здоровье, физическая сила, возраст могут быть отнесены к материальной части человеческого капитала, то образование, интеллект, профессиональные навыки, религиозные взгляды, этические нормы являются духовными элементами человеческого капитала. Философия йоги ставила своей целью как раз формирование индивидуального человеческого капитала в единстве физических и духовных практик. В рамках философии йоги очень рано оформилась психология, которая на западе стала развиваться значительно позднее. Это опять-таки свидетельствует о рыночных истоках индийской философии, поскольку расцвет психологического знания в Европе также был вызван вступлением капитализма в новую стадию развития.

Вместе с тем, рыночные отношения в Древней Индии обладали значительным своеобразием, определяемым кастовой структурой общества. Данная структура тормозила развитие капиталистических отношений, но одновременно стабилизировала общество в целом. До настоящего времени индийское общество остается самодостаточным и стабильным, в отличие от целого ряда других государств, хотя при всей своей многовековой истории относится к разряду развивающихся экономик.

В настоящее время значительной популярностью пользуется понятие «буддийская экономика». В отличие от экономики западного типа, буддийская экономика ориентирована на создание предприятий малого и среднего размера, что дает возможность создавать их повсеместно и обеспечивать работой основную массу населения [11, с 86]. Данные предприятия не могут конкурировать с транснациональными корпорациями, однако они обладают целым рядом иных достоинств. Европейские философы и экономисты с большим интересом наблюдают за данным опытом. И это не случайно, поскольку буддийская экономика несет в себе значительное философское содержание. На малых и средних предприятиях индийского типа отсутствует интенсификация труда, связанная с максимизацией прибыли. Размеренный стиль производства позволяет работникам получать удовольствие от трудовых операций, а в свободное время при желании заниматься духовными практиками.

Давно известно, что серьезное занятие бизнесом не оставляет времени ни на что другое. Данное занятие ни к философии, ни к науке не имеет прямого отношения, поскольку конечной целью выступает только прибыль. В Древней Индии, несмотря на раннее развитие рыночных отношений, удалось избежать такого сценария развития социума. Большинство людей выбрало не погоню за одним лишь материальным благополучием, а более взвешенный подход к формированию своего человеческого капитала. В духовных практиках, которые получили широкое распространение, первоочередная роль принадлежала буддийской религии и философии.

Индийское общество, с момента своего зарождения и до настоящего времени обладает значительным социальным капиталом. Социальный капитал связан с совокупностью духовных отношений во всем обществе. Особо важную роль в нем играет качество человеческих взаимоотношений  и уровень доверия в социуме. Насколько велико доверие между людьми в повседневном и семейном общении, между государством и гражданским обществом, между работодателем и наемным работником, настолько велик и социальный капитал.

В древнеиндийском обществе удалось сформировать значительный социальный капитал на основе органического сочетания религии, философии, кастовой структуры общества и рыночной экономики. Этот социальный капитал сохранился до настоящего времени, свидетельствуя о том, что философия вплетена в ткань буддийской экономики, выполняя практическую функцию по объединению индийского общества.

 

Конфуцианство и даосизм: две системы философского утилитаризма

В древнекитайской цивилизации рыночная экономика также стала формироваться значительно раньше, чем на западе, что явилось одной из определяющих причин зарождения философии. Две основные философские школы (конфуцианство и даосизм) предложили свои решения по обустройству общества и личной судьбы человека. Обычно в утилитаризме обвиняют конфуцианство, которое использовало философию для укрепления государственной власти. Однако даосизм представляет собой не менее утилитарную философию, несмотря на свой иррационализм.

Конфуцианство, по-видимому, является одной из первых в истории философии систем, которые сознательно ставили цель использования философии для разработки государственной идеологии. Сочинения Конфуция можно отнести и к этике, и к политической философии, и к экономике. Синкретическое мышление древнекитайских мудрецов свидетельствует об изначальной включенности экономической проблематики в философские размышления. Историки экономики нередко ищут специальные древние трактаты, посвященные правилам ведения хозяйства. При этом, из их поля зрения выпадает огромный материал философско-экономического характера, который присутствует в сочинениях древних мудрецов.

Утилитарно-прагматические установки были характерны для всей конфуцианской традиции. К примеру, известный мыслитель Ван Чу-на (27 – ок. 97 г. н.э.) в своем трактате «Критические рассуждения» первую главу первой книги не случайно назвал «Удача и успех». В данной главе он подробно описывает «неисповедимые пути удачи и неудачи» на пути достижения успеха в служебной карьере [10, с. 254]. При этом изложение наполнено глубокими философскими идеями с использованием множества примеров из китайской истории, которым дается соответствующая интеллектуальная трактовка. Размышления об удаче и успехе на государственной службе стоят у конфуцианцев на одном из первых мест. Только в дальнейшем они начинают рассуждать о судьбе, о небе, природе вещей, смерти и других традиционных философских предметах.

Крупнейшим философско-экономическим трактатом Древнего Китая является коллективное сочинение «Гуань-цзы», включающее в себя труды нескольких сотен ученых. Древнекитайская своеобразная академия наук, созданная в эпоху царства Ци и получившая название «Дворец наук у западных ворот», ставила своей целью разработку концепции государственного регулирования экономики. Широко использовался здесь и философский подход Конфуция. Результатом их деятельности стал трактат «Гуань-цзы», включавший в себя более пятисот сочинений.

Утилитарно-экономическим содержанием обладала и философия даосизма. Философские установки даосизма сходны с буддийскими, что и привело в конечном итоге к объединению данных учений в дзен-буддизме. Индивидуалистическая философия Лао-цзы, как и философия буддизма, основывалась на экономическом и этическом принципе снижения материальных потребностей. Высвобождавшееся при этом свободное время использовалось для медитации и духовного самосовершенствования.

В современной научной литературе учение Лао-цзы нередко упрекают в утопичности, что недостаточно корректно. Последователи философа создали целую сеть монастырей, которая существует до настоящего времени и обладает значительной капитализацией. Ненависть между Конфуцием и Лао-цзы объясняется не только философско-этическими, но и экономическими причинами. Оба мыслителя создали утилитарные философские концепции, хотя и использовали при этом принципиально различные подходы. Основное различие у них наблюдается в отношении к государству. Философский анархизм Лао-Цзы не может сочетаться с интеллектуальным бюрократизмом Конфуция. Вот почему до настоящего времени даосизм находится в оппозиции к китайскому государству, а конфуцианство является общепризнанной государственной идеологией.

Мыслителей Древнего Китая крайне интересовала философско-экономическая проблема разумных (рациональных) потребностей. У Лао-цзы и Конфуция исходный пункт при решении данной проблемы в принципе одинаков: потребности человека должны регулироваться его разумом. Но дальше начинается расхождение. Конфуций не был сторонником снижения материальных и духовных потребностей. Он скорее придерживался концепции «меры», которая в античной философии получит свое всестороннее освещение.

Лао-цзы, напротив, полагал, что как материальные, так и духовные потребности необходимо понижать, возвращаясь в состояние «золотого прошлого». В области материальных потребностей следует довольствоваться только самым необходимым, ведя аскетический образ жизни. Для духовных потребностей культура оказывается ненужной, поскольку она затемняет пути поиска дао. Аскетизм духа в даосизме напоминает практику очищения сознания в буддизме.

Оба подхода к рациональным потребностям в конфуцианстве и в даосизме  оказываются экономически обоснованными, поскольку высвобождали свободное время для духовной деятельности. Существование конфуцианства и даосизма до настоящего времени является свидетельством их интеллектуально-утилитарного характера. Свести данные  учения к религиозной составляющей было бы не верно, поскольку, как и в буддизме, здесь отсутствует сама идея бога. Это именно философские учения, которые доказали свою практическую значимость на протяжении тысячелетий существования китайского общества.

Философия Древнего Китая заложила хорошие предпосылки для формирования человеческого и социального капитала. На уровне отдельной личности конфуцианство и даосизм способствовали физическому и духовному здоровью граждан, а на уровне государства и общества в целом – формировали объединяющую идеологию [3, с. 11]. До настоящего времени Китай обладает значительным социальным капиталом, что выражается в достаточно высоком уровне доверия людей к государству и друг к другу. Это способствует бурному экономическому росту, в том числе и на основе конфуцианской и даоской философии.

 

Человеческий и социальный капитал в философии Античности

Рыночная экономика в Европе зарождается гораздо позже, чем на Востоке, особенно это касается международной торговли. Поэтому и философия здесь появляется с опозданием. Известно, что многие античные философы обучались на Востоке. Однако именно специфика древнегреческого человеческого капитала стала одной из причин бурного развития философской мудрости. Трудно однозначно утверждать, в силу каких причин расцвет философской мысли приходится на Древнюю Грецию, однако, роль экономических факторов вряд ли можно подвергнуть сомнению. Рыночная экономика стала двигателем прогресса во многих сферах, в том числе, и фактором зарождения философии.

То, что получило в дальнейшем наименование капитализма, существовало с момента возникновения товарно-денежных отношений. Субъекты рыночных взаимоотношений всегда стремились к приумножению и сохранению капитала. В этой связи спорным выглядит утверждение М.Вебера о рождении духа капитализма из протестантской этики [2, с. 70]. Скорее можно согласиться с позицией В.Зомбарта о многообразных факторах, приведших к возникновению современного капитализма [6, с.  187]. Одним из таких факторов стало возникновение философии в Древней Греции. Именно философы способствовали формированию и распространению рациональности в средиземноморье. Роль формальной логики в развитии рыночной экономики оказалась не менее значительной, чем роль математики. Философы в то время представляли собой ученых широкого профиля, поэтому и вопросы экономики не остались для них в стороне. При этом не следует отождествлять философско-экономические воззрения античных мыслителей с правилами ведения домашнего хозяйства, которые их мало интересовали.

Яркой альтернативой двух философско-экономических позиций стал известный спор Сократа и софистов. Древнегреческая софистика представляет собой уникальное явление именно с экономической точки зрения. Протагор и его последователи решили коммерциализировать философию, доказав ее необходимость государственным мужам в плане делания карьеры.  Деятельность древнегреческих софистов носила инновационный характер в самом строгом смысле этого слова. Они заложили основы коммерческой системы образования в Европе. Уже тогда софисты готовили специалистов гуманитарного профиля по самым востребованным для рыночной экономики специальностям: юриспруденции и менеджменту (государственному управлению). Их философские воззрения вполне соответствовали рыночному менталитету и в этом смысле значительно опередили свое время. Некоторые современные философы во многом повторяют исходные посылки софистов, давая им современную постмодернистскую интерпретацию.  Благодаря своей педагогической деятельности софисты способствовали росту человеческого капитала в Древней Греции, что во многом определило дальнейшие экономические успехи  в данном регионе.

Вместе с тем, Сократ, Платон и Аристотель справедливо отмечали слабые стороны философской софистики, особенно, в условиях формирования классической рационалистической традиции, ориентированной на познание истины. Философия Сократа была, конечно же, глубже и интересней интеллектуальных упражнений «лжемудрецов». При этом с полным основанием можно говорить о прагматической составляющей философии самого Сократа. Нельзя забывать, что он был учеником софистов и только на основании этого смог создать собственную концепцию. Элементы софистического образования сохранились на протяжении всей творческой деятельности Сократа. Его интересовала проблема самопознания, но, в не меньшей степени и вопросы рационального устройства афинского полиса. Самопознание связано с прагматическими установками отдельной личности, о чем писали еще буддийские и даосские философы. А рациональная организация античного государства и общества непосредственно связана с решением практических вопросов утилитарного характера.

Сократ одним из первых древнегреческих мыслителей начал разрабатывать вопросы государственной идеологии демократического характера. Однако мировоззрение Сократа носило противоречивый характер. Фактически в его философии были соединены прямо противоположные элементы: даосское самопознание и самоуглубление, и конфуцианское служение государству и обществу. Сократовские школы развили самые разные элементы его философии, разрабатывая философские практики приспособления к действительности (особенно стоики и киники). Максима «Познай самого себя» сыграла крайне важную роль в процессе интеллектуального развития древних греков и способствовала увеличению их духовного капитала [4; 5]. Политическая философия Сократа вела к наращиванию социального капитала, поскольку демократическое устройство афинского полиса благоприятствовало развитию торговли и рыночной экономики.

С именем Платона связана дальнейшая интеллектуализация и идеализация античной философии. Платоновское «идеальное государство» [7, с. 97] имело своей целью создание прообраза тотальной государственности, где правят мудрецы, а общество организовано на принципах рациональности. Здесь Платон предвосхищает последующие учения о социальных технологиях и праксиологии. Им фактически разрабатывалась философско-экономическая концепция закрытого и самодостаточного общества. Большое количество дальнейших интерпретаций на данную тему свидетельствует о практической важности поставленных им проблем. В частности Платоном была разработана идея об экономической эффективности рабского труда в условиях централизованного тотального управления. Эта идея получила свою практическую реализацию в тоталитарных обществах различного типа. В условиях рыночной экономики рабский труд также оказывается достаточно прибыльным.

Будучи противником демократии, Платон тонко подметил целый ряд недостатков данного типа общества. Он значительно опередил свое время, разрабатывая основы плановой экономики в условиях централизованного управления. Пирамидальная структура общества, созданная Платоном, несмотря на обвинения в утопизме, оказалась весьма практичной в контексте государственных построений средневековья и, особенно, социальных технологий ХХ века.  Сюда относится: обоснование эффективности рабского труда; закрепленности свободных крестьян за землей, а ремесленников за своим ремеслом; идея о профессиональной армии; концепция определяющей роли интеллектуальных элит в управлении государством и др.

Платон продолжил начатую Сократом разработку философской идеологии. Именно философы-идеалисты внесли наибольший вклад в создание государственных идеологий. В этом смысле высказывание, что «миром правят идеи» является вполне оправданным. Идеологическая функция философии представляет собой непосредственное практическое использование любомудрия на государственном уровне. Уже Платон отдавал себе в этом отчет, пытаясь реализовать свой идеальный государственный проект на практике. У философов-идеалистов в не меньшей степени, чем у их конкурентов по основному вопросу философии, присутствует стремление к практической реализации собственных идей.

Аристотель еще в большей степени, чем Сократ и Платон, имеет отношение к античной теории экономики. Личность Аристотеля в этом плане вызывает большие споры у современных экономистов. По мнению Карла Поланьи, именно Аристотелю принадлежит честь быть первооткрывателем экономической теории, как науки [8, с. 117]. Напротив, Ф.А.Хайек считал Аристотеля крайне слабым экономическим мыслителем, не способным понять даже азы рыночной экономики [9, с. 24].

Очень высокий уровень рационального мышления позволил Аристотелю создать новую науку – формальную логику. Данная наука, наряду с математикой, способствовала не только сближению философии со здравым смыслом, но и повышению рациональной культуры ведения торговых операций. На протяжении многих столетий формальная логика по праву считалась непременным атрибутом интеллектуальной культуры, и только в последние годы она была признана устаревшей. Это является лишним свидетельством того факта, что уровень рациональности в современной философии существенно понизился, что, в свою очередь,  ведет к снижению практического интереса к получению философского образования.

Еще одна заслуга Аристотеля перед экономикой – детальная разработка категории «меры» в самых различных сферах человеческой деятельности. Концепция разумных (рациональных) потребностей как раз и основывается на аристотелевском понимании «меры». Аристотель рассматривал экономику в контексте всей жизни общества, что позволило ему сделать целый ряд открытий, сохраняющих свою актуальность и в настоящее время. В частности, он, исходя из собственной концепции меры, обосновывал необходимость эквивалентного обмена. В такого рода обмене, как справедливо полагал Аристотель, лежат истоки морали, религии, социальной справедливости, да и самой философии.

Все, что нарушает эквивалентный обмен в обществе, является злом и должно быть запрещено. Исходя из этого, Аристотель считал жульничеством ростовщичество, поскольку здесь принцип эквивалентного обмена нарушается особенно наглядно. Аристотель был сторонником справедливой цены в торговле, т.е. государство должно устанавливать справедливые цены на рынке, чтобы добиться эквивалентного обмена. При рассмотрении экономических и социальных проблем Аристотель исходил из единства понятий: сообщество, справедливость и самодостаточность [1, с. 376]. Данные понятия оказываются наиболее важными в плане возрастания человеческого и социального капитала, что так необходимо для развития экономики, в том числе и современной.

Таким образом, Платон и особенно Аристотель внесли значительный вклад в разработку проблем экономической философии. Их идеи оказались весьма созвучны той идеологии, которая начала формироваться в следующие столетия. Вся древнеримская и средневековая философская мысль основывалась на идеях этих мыслителей. В области экономического устройства феодального общества взгляды Платона и Аристотеля нашли своей непосредственное воплощение.

 

Литература

  1. Аристотель. Политика // Собрание сочинений в 4-х томах. Том 4. М.: Мысль. – С. 375-644.
  2. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. – 808 с.
  3. Геращенко А.И., Геращенко И.Г. Политико-правовая идеология в современной России // Studia Humanitatis. 2017. № 1. С. 11.
  4. Геращенко И.Г., Геращенко Н.В. Философия образования: подлинная и мнимая проблемность // Социология образования. 2016. № 8. С. 60-67.
  5. Геращенко И.Г., Геращенко Н.В. Подлинная и мнимая проблемность в образовании (социокультурный подход) // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2016. № 1. С. 123-127.
  6. Зомбарт В. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь. М.: Айрис-пресс, 2004. – 624 с.
  7. Платон. Государство // Сочинения в четырех томах. Том 3. Часть 1. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; «Изд-во Олега Абышко», 2007. – 752 с.
  8. Поланьи К. Избранные работы. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010. – 198 с.
  9. Хайек Ф. А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М.: Изд-во «Новости» при участии изд-ва «Catallaxy», 1992. – 304 с.
  10. Хиншун Я. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. – 523 с.
  11. Шумахер Э. Ф. Малое прекрасно. Экономика, в которой люди имеют значение. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. – 352 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Loading