Малюкова Ольга Владимировна,
ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический
университет (МГЮА) имени О.Е. Кутафина»,
профессор кафедры философии и социологии
доктор философских наук,
Malyukova Olga V.
Moscow State Law University,
PhD, professor of the Department
«Philosophy and Sociology»
E-mail: o.maliukova@list.ru
УДК 168
Современное научное познание: от методологии к технологии
Аннотация: В статье рассматривается процесс перехода современного научного познания от методологии к технологии. Технология воплощается в трех основных сферах человеческого бытия. В сфере осмысления – это философия вообще и философия науки в частности. С этой целью в статье последовательно представлены «философия научного познания», «методология научного познания» и «технология научного познания». В сфере познания история науки выступает как экспериментально-математический, научно-производственный, технико-технологический этапы развития науки. В сфере деятельности рассмотрены разнообразные собственно технологии – производственные и непроизводственные.
Ключевые слова: наука, научное познание, методология, технология, технология научного познания.
Modern scientific knowledge: from methodology to technology
Abstract: The article examines the process of transition of modern scientific knowledge from methodology to technology. Technology is embodied in three main areas of human existence. In the sphere of comprehension, this is philosophy in general and philosophy of science in particular. For this purpose, the article consistently presents “philosophy of scientific knowledge”, “methodology of scientific knowledge” and “technology of scientific knowledge”. In the field of cognition, the history of science acts as an experimental-mathematical, scientific-production, technical and technological stages of the development of science. In the field of activity, various technologies proper are considered – production and non-production.
Key words: science, scientific knowledge, methodology, technology, technology of scientific knowledge.
- Введение. Философия и наука представляют собой два самостоятельных рациональных и раскрепощенных проекта познания, осмысления и переустройства мира. Философия представляет собой живой и свободных интеллектуальный поиск, целью которого является целостное познание и осмысление мира. Цели науки всегда более конкретны. В зависимости от складывающейся исторической ситуации наука ставит задачи познания конкретных элементов мироздания и переустройства мира в соответствии с возможностями каждой эпохи.
Философия науки является важнейшей темой теории познания, ибо наука, с точки зрения философии, есть гносеологический и социальный феномен особого значения и назначения для современной эпохи. Философия науки представляет собой междисциплинарную область философского знания, целью которой является осмысление феномена науки.
Результаты общего влияния философии на науку имеют общезначимый характер. К ним можно отнести категориальный характер науки, основанность науки на эксперименте, внедренность логических технологий, необходимость методологии науки, исследовательские технологии, научную истину, социокультурный контекст науки и др.
Развитие науки, в свою очередь, оказывает существенное влияние на решение «вечных» философских проблем и на саму философию. Одним из результатов влияния науки на философию можно считать концепцию уровневой организации философского знания, познания и практической реализации результатов познавательной деятельности.
Концепция уровневой организации философского знания представляет собой следующую структуру. Любая философская система пытается представить себя как теорию, т.е. как набор неких предельных положений о мире. Например, мы может утверждать, что мир является процессом. Для этого нам необходимо дать определение процесса, виды процессов, некое доказательство процессуальности нашего мира. Тогда на уровне методологии нашей философской системы мы должны обратить понятие процесса в общее понимание процесса как метода познания, т.е. привести определение в совокупность признаков, пригодных для описания мира как процесса. Естественно, наш процессуальный метод существенно основан на теории процесса. Далее, мы переходим на уровень процессуальных технологий. Первоначально этот уровень предполагал конкретизацию нашего метода, полученного на уровне методологии. Однако, как в свое время философия, считавшаяся служанкой богословия, смогла скинуть теологические оковы, как наука, считавшаяся только прикладной философией, стала самостоятельным культурным явлением, так и технология, служившая подспорьем техники, поглотила технику и стала самодостаточным и ведущим элементом современного цивилизационного развития. Наш уровень процессуальных технологий включил в себя, как теорию процессуальности мира, так и процессуальную методологию. В результате возникает новая структура в области философии процесса, а именно широко понимаемая общая технология процессов мира. Уровневая организация научного познания представляет собой философию научного познания, методологию научного познания и технологию научного познания, которая включает в себя первые два уровня. Такое понимание соответствует современному постнеклассическому этапу функционирования, как науки, так и философии. Кроме того, такое понимание согласовывается с концептуализацией понятия технологии и его распространением на все области теоретического и практического, научного и философского знания.
- Методология научного познания. Понятия метода и методологии вошли в философский обиход в эпоху Нового времени вместе с научной революцией. В 1637 г. Рене Декарт опубликовал в Лейдене на французском языке философский трактат под названием «Рассуждение о методе, чтобы хорошо направлять свой разум и отыскивать истину в науках». Со времен Декарта методология научного познания становится важнейшей частью гносеологии и эпистемологии.
Метод – это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Метод – это теория, обращенная на познание и преобразование объекта, система нормативных правил, выводимых из теории с целью дальнейшего познания объекта. Научный метод представляет собой систему когнитивных установок, принципов, правил и норм исследовательской деятельности, разработанных субъектом на основе закономерностей изучаемого объекта.
В отличие от метода, традиционно понимаемого как некий единичный путь к знанию, термин «методология» имеет, как минимум, два значения. Первое значение определяет методологию как совокупность методов. Второе значение термина определяет методологию как учение о методе. Методология науки представляет собой в широком смысле учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Задачами методологии науки являются описание и анализ этапов научного исследования, анализ языка науки, определение сферы применимости отдельных процедур и методов, анализ исследовательских принципов, подходов и концепций.
Научные методы можно классифицировать по целому ряду оснований. Наиболее значимым является деление методов по степени общности.
Дисциплинарные или частнонаучные методы применимы в рамках отдельных наук. Объективной основой таких методов являются конкретные особенности различных наук, законы и закономерности, теории и концепции, научные традиции и каноны. Классическими примерами таких методов являются метод газожидкостной хроматографии, метод спектрального анализа, формально-правовой метод и многие другие. К неклассическим методам можно отнести познавательные приемы, которые сформировались в социально-гуманитарном познании: мониторинг, вопросно-ответные методы, опросы, проективные методы, тестирование и т.д.
Общенаучные методы исследования характеризуют ход познания во всех науках. Их объективной основой являются общие закономерности познания, включающие онтологические и гносеологические принципы, например, принцип материального единства мира, принцип познаваемости мира. Любой общенаучный метод обладает такими свойствами, как объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость и конкретность. Самыми распространенными общенаучными методами являются – наблюдение, эксперимент и моделирование.
Универсальные или всеобщие методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности. В качестве объективной основы универсальных методов выступают философские закономерности окружающего мира, самого человека, его мышления, познания и практики. Такие универсальные методы называются философскими методологиями.
Философия является не только картиной материальной и духовной действительности (теорией, взглядом, учением, концепцией), но и методом познания этой действительности. Термин «методология» (учение о методе) фактически равнозначен термину «метод» (система принципов познания). Многовековое существование философии дало великое множество различных философских систем, познавательных подходов, крупных онтологических результатов и эпистемологических достижений. Далеко не все задумываются над тем обстоятельством, что существуют целые области знания, которыми занимается только философия. Например, только философия занимается исследованием истины, включая проблематику, связанную с понятием истины, ее использованием в познании и преобразовании действительности. Только философия занимается проблемами морали и нравственности и т.д. Проблема метода и методологии также зародилась в сфере философии. Основной философский результат в сфере собственно универсальной или философской методологии – это структурная или уровневая организация методологии вообще и философской методологии в частности.
Структура философской методологии включает, как минимум, три элемента:
- общефилософские методы познания, являющиеся результатом многовековой исследовательской философской работы (принцип детерминизма, принцип развития, соотношения теории и практики);
- частнофилософские методы познания, полученные в конкретных философских системах (диалектический метод в диалектическом материализме, метод феноменологической редукции в феноменологии[1], метод верификации в логическом позитивизме и т.д.);
- формально-логическая методология, сформированная логиками в рамках различных философских систем (дедукция, индукция, абдукция, принципы аргументации и рассуждения); этот раздел методологии часто относят к общенаучному разделу, однако формальная логика является традиционной частью именно философского знания.
К общефилософским методам познания следует относить методы познания бытия, методы познания самого познания и практики или философию познания, методы познания человека и общества.
В качестве примера работающей общефилософской методологии можно рассмотреть принцип детерминизма. Детерминизм можно определить как учение о всеобщей обусловленности явлений нашего мира[2]. В основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явлений, которая, с одной стороны, является проявлением субстанциального единства мира и способом его реализации, а с другой – следствием и предпосылкой универсального характера развития. В качестве примеров работающих частнофилософских можно привести диалектический метод[3], сформулированный в философии диалектического материализма, и герменевтический метод[4], используемый в гуманитарном знании.
Познавательные методологии, включающие в себя философские и научные приемы познавательной деятельности, занимают промежуточное место в ряду соответствующих познавательных технологий и теоретическим (концептуальным) уровнем науки или философии. Однако во второй половине ХХ века с самой наукой и ее методом начинают происходить некие изменения. По мнению А.Н. Павленко, «современная наука все меньше открывает и все больше конструирует»[5]. «На место лидера во взаимоотношении человека и реальности претендует новая форма – техника! Хочет наука того или нет, но она, равно как и другие (господствующие в прошлом) формы – философия и религия – вынуждена подстраиваться под нового лидера – обеспечивать осуществимость его главного метода»[6]. Этим методом становится технология, а господствующей формой отношения человека к миру оказывается «конструирование новой природы или просто – переконструирование существующей природы – и дальнейшее ее использование во благо человека»[7].
- Технология научного познания. Кантовские антиномии разума снабдили научное познание тремя труднопознаваемыми объектами. Это Бог, космос и душа. Проблема богопознания лежит за пределами данного исследования. Что же касается космоса и души, то они представляют собой классические объекты научного исследования. Именно на примере этих объектов можно показать познавательный приоритет технологии в структуре научного познания.
Постижение космоса всегда было «вечной» философской темой: космологии, запечатленные в мифах, космоцентризм античной философии, единство микрокосма и макрокосма, развитие астрологии и астрономии свидетельствуют о постоянных попытках человека выйти за видимые пределы своего мира. Более четыреста лет назад был изобретен телескоп[8], и этот новый чудесный инструмент позволил ученым заглянуть вглубь Солнечной системы. Это техническое устройство было очень слабеньким, и, тем не менее, его можно назвать одним из наиболее революционных инструментов, созданных человеком. С его помощью, пусть и не сразу, человек убедился в ошибочности традиционных представлений о мире – религиозных мифов и догматов. Оказалось, что Луна – это изрезанная кратерами поверхность, у Венеры обнаружились фазы, у Марса – страшные спутники, Фобос и Деймос, Юпитер стал обладателем целых 12 спутников, а Сатурн окутался кольцом. За несколько десятилетий после изобретения телескопа человек узнал о Солнечной системе больше, чем за всю предыдущую историю человечества. С того времени эмпирические исследования с помощью самых разнообразных телескопов расширили нашу Вселенную до пределов горизонта наблюдений. Новая технология оказала революционное влияние, как на другие технологии, так и на познание Вселенной.
Вторая вечная и до сих пор плохо проясненная загадка – это человеческая душа. Эволюция проблемы привела к отождествлению души с разумом человека. На протяжении долгого времени люди не связывали душу и разум с мозгом. Еще Аристотель считал, что душа человека обитает в сердце, древние египтяне не считали мозг необходимым органом и при бальзамировании выбрасывали его. А вот Декарт предположил, что местом соединения материи и мышления является мозг, но не весь, а лишь в объеме эпифиза (шишковидной железы). В наше время доказано, что мозг – это самый сложный объект в Солнечной системе, он содержит порядка 100 млрд. нейронов и такое же количество нервных связей и проводящих путей. Однако до конца ХХ в. успехи философии и науки в познании разума (или души) были очень скромными. И вот в середине 90-х гг. ХХ в. были созданы технические устройства, которые кардинально изменили процесс исследования мозга. Это аппараты МРТ. ЭЭГ. ПЭТ. КТ. ГСМ. ТЭС и др. Наконец, стало возможным проводить прямые исследования при помощи сканирования мозга, когда пациент просто отвечает на нужные вопросы. При помощи этих аппаратов можно видеть «движение мыслей» в живом работающем мозге. Философы пытались добиться этого результата умозрительным путем. Новые сканирующие технологии заняли господствующее место в познании традиционного объекта науки.
В качестве третьего примера господства технологий в производстве и научном познании можно привести первый этап освоения космического пространства. Предыстория освоения космоса и соперничество в освоении космоса между СССР и США в период с 1957 по 1975 гг. можно назвать «космической гонкой» или «два Гагарина». Предыстория освоения космоса тесно связана с концептом русского космизма. Одним из его основоположников стал Николай Федорович Федоров (1829-1903), автор произведения «Философия общего дела» и незаконнорожденный сын князя П.И. Гагарина. В течение более 25 лет этот «московский Сократ» работал помощником библиотекаря в Чертковской публичной библиотеке, а затем библиотекарем Румянцевского музея. Он покровительствовал многим людям, желающим самостоятельно получить образование, в том числе и К.Э. Циолковскому, еще одному представителю русского космизма. В конце XIX в. К.Э. Циолковский (1857-1935) разработал теорию многоступенчатой жидкотопливной ракеты, способной достичь околоземной орбиты и летать в космосе. Ему же принадлежит теоретическая модель искусственного спутника. В советское время идеи К.Э. Циолковского получили практическое применение, в 1929 г. был издан его труд «Космические ракетные поезда», в котором была изложена теоретическая технология ступеней космической ракеты, необходимых для вывода автоматических станций или пилотируемых космических кораблей на орбиту Земли. Сергей Павлович Королев, основоположник практической космонавтики, в 30-е гг. работал сначала в ГИРДе (Группе изучения реактивного двигателя) с 1931 г., а затем в РНИИ (Реактивном научно-исследовательском институте) с 1933 г., он встречался с К.Э. Циолковским и увлекся космической проблематикой. В 1957 г. под руководством С.П. Королева строится многоступенчатая космическая ракета Р-7, способная выполнять функции баллистической ракеты и выводить на орбиту Земли космические аппараты. 4 октября 1957 г. на орбиту был доставлен первый искусственный спутник, 3 ноября – второй. В США первый спутник «Эксплорер-1» был запущен 1 февраля 1958 г. Так началось космическое соревнование двух стран. 12 апреля 1961 г. был совершен первый орбитальный полет на корабле «Восток-1», первым космонавтом стал Юрий Гагарин. Уже 5 мая 1961 г. полетел в космос американский астронавт Алан Шепард, 20 февраля 1962 г. астронавт Джон Гленн совершил первый пилотируемый орбитальный полет. Далее полеты с обеих сторон следовали один за другим. Руководители советского государства требовали от С.П. Королева эффективности и эффектности полетов, дабы постоянно обгонять США. Все первые советские космические полеты совершались на одной и той же модели космического корабля «Восток 1-6» и ее модификации «Восход 1-2». Каждый новый полет решал новую задачу: групповой полет, женский полет, полет без скафандров и т.д. При этом каждый удачный взлет и удачное возвращение воспринимались специалистами как чудо, ибо используемая техника отказывала или плохо работала. Кабина кораблей данного типа была крайне мала (чуть более 2 кубических метров) и предназначалась для одного космонавта в скафандре. Именно поэтому космонавты «Восхода-1» летали без скафандров. Новая идея для «Восхода-2» – выхода человека в открытый космос потребовала технологических новаций (собственно говоря, каждое усложнение полетного задания постоянно требовало технологических изысканий, открытий и доработок). Выход в открытый космос и возвращение на корабль требовали создания шлюзовой камеры (идея еще К.Э. Циолковского). Однако для нее категорически не хватало места, и тогда была предложена и построена надувная шлюзовая камера «Волга»: во время полета она находилась в сложенном состоянии с весом 250 кг и размерами 70 на 70 см из 12 ребер; в космосе она надувалась; перед сходом корабля с орбиты отстреливалась от корабля. Полет корабля состоялся 18 марта 1965 г. и продолжался 26 часов, выход в открытый космос осуществил космонавт Алексей Леонов. Сам выход через шлюз, пребывание в открытом космосе, возвращение через шлюз на корабль и отстреливание шлюзовой камеры сопровождалось большими проблемами. Самая известная из них – это раздувание скафандра в космосе и невозможность что-либо делать руками. Все это едва не стоило космонавтам, Алексею Леонову и Павлу Беляеву, жизни. Надувная шлюзовая камера в данном качестве более в космосе не использовалась. Дальнейшие космические полеты происходили уже на кораблях другого типа. Главная задача первого периода космических полетов – это создание технологических платформ, космических технологий, технологий, связанных с космосом и др. На следующем этапе космические технологии станут работать сами на себя, способствовать созданию более общих технологий и космических методов, а также способствовать в решении конкретных народнохозяйственных задач.
Приведенные примеры дают основание считать технологии научного познания и практики одним из ведущих направлений научного познания.
Технология научного познания может быть определена как система знаний, приемов и принципов, состоящая, как минимум, из трех элементов:
- теории или концепции соответствующего раздела научного знания;
- метода или совокупности методов, основанных на данной теории или системе взглядов, позволяющих практически реализовать лабораторную модель устройства или процесса;
- конкретных приемов, способов, наработок, позволяющих практически реализовать поставленную цель в виде технического устройства в промышленном или мануфактурном производстве.
Термин «технология научного познания» в обязательном порядке включает в себя практическое применение. Со времени научной революции и последовавшей за ней промышленной революции создание научной теории, открытие, изобретение нового прибора достаточно быстро приводили к получению практического результата. Например, создатель телескопа Галилео Галилей предполагал промышленное производство телескопов, хотел разбогатеть таким путем, но предприниматель из него не получился. Зато подзорная труба стала широко использоваться в мореплавании. Рене Декарт создал технологию координатных осей, получивших его имя, для практического применения, а аналитическая геометрия была создана им на базе данной технологии определения положения тела в пространстве.
В соответствии с культурно-историческими условиями бытия людей технология научного познания существенно преображается. Можно выделить, как минимум, три типа технологий в соответствии с фактором их научности – это донаучные технологии, основанные на традициях и случайных находках и открытиях; технологии, основанные на научных знаниях (промышленные технологии); постнаучные технологии, основанные на технологической платформе.
Донаучные технологии сопровождают человечество на всей истории его существования, начиная с антропосоциогенеза и заканчиваясь становлением промышленных технологий в XVII-XVIII вв.
Технологии, основанные на научных знаниях (промышленные технологии) представляют собой сложную последовательность действий. Под достижениями человечества в сфере технологии, прежде всего, следует понимать создание промышленного производства, которое сменило мануфактурное производство и ручное (кустарное) производство. Любое производство предполагает некоторую последовательность определенных действий, направленную на получение заранее запланированного результата. Такая последовательность действий может быть названа технологией, технологической последовательностью или технологической картой. Этот формат используется во всех видах человеческой деятельности, отсюда человеческая деятельность может быть представлена как сумма технологий. Помимо технологии любое производство включает в себя некий исходный материал, кроме того, технологии обычно включают в себя определенные знания.
Поскольку все созданное руками человека можно определять как технологии, классификация или типизация технологий представляет собой далеко не академический интерес. Оснований для классификации существует достаточное количество, однако наиболее распространенным основанием считается деление технологий на высокие и низкие (high tech и low tech).
Низкими технологиями можно считать технологии, которые прошли стадии кустарного, мануфактурного и промышленного производства. Истоки подобных технологий уходят в глубокую древность и не сопровождаются развитием соответствующей науки. Началом подобной технологии обычно бывает интуиция, инсайд, озарение … Озаренный чаще всего держал свое озарение в тайне, далеко не всегда он мог его описать, воспроизвести и передать потомкам. Но если это удавалось, то возникала линия преемственности мастерства, за приобщение к которой ученики платили большие деньги. Булатная сталь, греческий огонь, скрипки Амати и Страдивари и многое другое – это примеры подобных поисков и озарений. Исторически востребованная технология возникала в самых различных цивилизациях и не единожды. Однако всегда подобное умение восходило к своему основателю, которого часто обожествляли, а его умение и талант считали невоспроизводимым, загадочным и уникальным. В поколенческой линии передачи навыка появлялись новые уникумы, соответственно технология совершенствовалась, но в ней всегда сохранялась тайна, загадка, которую тщательно скрывали от непосвященных чужаков. В качестве примера технологии, которая прошла все стадии производства, можно привести металлургическое производство.
Металлургическое производство – это производство металлов из природного сырья или металлолома, получение сплавов, обработка металлов в горячем и холодном состоянии, сварка и нанесение покрытий из металлов на другие объекты.
Наиболее значимыми факторами металлургии, имеющими длительную историю, являются, во-первых, обработка металлов, во-вторых, производство металлов, включающее нахождение месторождения. Все указанные технологии существовали и существуют во всех трех производственных вариантах. В своем кустарном формате существенно зависят от навыков и умения мастера.
Исследование традиционных промышленных технологий (low tech) позволяет сделать следующие выводы:
- Традиционные технологии имеют длительную историю появления, функционирования и развития, истоки их возникновения уходят в невоспроизводимые тайны случайных открытий и метода проб и ошибок.
- По мере своего развития эти технологии последовательно прошли фазы кустарного, мануфактурного и промышленного производства, в ходе которых зародилась и стала существенно возрастать роль научного знания, а также возникли инженерные науки и специализации.
- Переход к промышленному производству постоянно ставил вопрос о повышении производительности труда, упрощении трудовых операций и ухудшении положения рабочего класса в рамках самого производства как простого придатка машины.
- Технологический уровень традиционного производства был относительно простым: большинство производств возглавлялись и создавались малочисленными инженерными коллективами, в ряде случаев инженер-специалист могут быть и единственным профессионалом.
- Относительная простота и преемственность производственных технологий делала возможным их воспроизведение в случае цивилизационного отката.
- Большинство работающего населения было занято в сфере самого производства.
- Промышленные технологии начали постепенно распространяться на сельское хозяйство, однако само сельское хозяйство было по-прежнему занятием рискованным, физически трудозатратным, малоэффективным и малопрестижным, а положение работника плохо обеспечивало его благосостояние.
Высокие технологии или, собственно, high tech включают в себя: социальные технологии (системы распространения новостей, технологии обучения, технологии коллективной работы); электронику и беспроводные технологии, аналоговые и цифровые устройства; программное обеспечение и искусственный интеллект; робототехнику; нанотехнологии и многое другое.
Высокие технологии обычно основаны на электронике и робототехнике. В отличие от предшествующих технологий являются исключительно наукоемкими, возможными в условиях технонауки и соответствующих технологических платформ. Шкала «высоты» технологии зависит от степени участия/неучастия человека в конкретном производственном процессе – чем меньше участие в нем человека, тем выше технология. Такое измерение хорошо работает в областях промышленности, которые последовательно переходят от уровня low tech к уровню high tech.
Высокие технологии впервые распространились на общество, появились социальные технологии. Мировое сообщество Интернета является причиной и следствием разнообразных социальных информационных технологий. Высокие технологии появились в различных областях промышленности в разное время, хотя традиционным временем их появления считается создание Интернета и распространение современных информационных технологий. Именно информационные технологии дали мощный толчок к преобразованию всего технологического комплекса и появлению технонауки.
Анализ сущностных черт высоких технологий еще впереди, однако можно указать на следующие особенности:
- Высокие технологии существенно преобразовали современную цивилизацию. Человек стал жить в новом мире, в котором резко сократилось количество людей занятых в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Высвободившиеся рабочие нашли свое место в новых сферах занятости. Одним из результатов этого процесса стал крайне высокий статус юристов, которые обеспечивают правовое функционирование традиционных и нетрадиционных услуг (ЭКО, суррогатное материнство, перемена пола и др.).
- Высокие технологии оказались необычайно наукоемкими и сложными в воспроизведении. В результате обладателями прав на высокие технологии оказались небольшие группы собственников, а остальное человечество вынуждено пользоваться их услугами, попадая в новые формы зависимости.
- Высокие технологии, несмотря на многочисленные научные коллективы, по-прежнему основаны на открытиях, озарениях, инсайдах. Тем временем, логика научного открытия так и не была создана, хотя каждое новое открытие, в конечном итоге, воплощается в технологическую платформу, на базе которой создается целая линейка разнообразных устройств.
- Высокие технологии завоевали не только мир промышленного и сельскохозяйственного производства, при этом отодвинув его на периферию прогресса, но и стали решающим фактором общественного функционирования и развития. Социальные технологии стали прямым следствием высоких технологий.
Постнаучные технологии представляют собой современные инновационные технологии, имеющие основанием технологическую платформу.
Термин «технологическая платформа»[9] появляется в 80-е гг. ХХ века у западных ученых[10]. Он стал результатом наблюдений за высокотехнологичными процессами, происходившими на европейском рынке. К тому времени уже существовало около 40 европейских технологических платформ, созданных для усиления конкурентоспособности европейской промышленности. Технологическая платформа представляет собой стартовую площадку для разработки последующих технологий. Разработанные на основе первоначальной технологической платформы новые производные технологии применяются в самых разных отраслях промышленности и используются для производства товаров, на первый взгляд друг с другом никак не связанных. Например, фотоаппараты, аккумуляторы, принтеры, сканеры. Эти разновидности товаров произведены одним производителем в рамках единой технологической платформы компании Canon, которая специализируется на микроэлектронике и высокоточной механике и обладает базовой технологией (или компетенцией) в этой области. Технологическая платформа базируется на технологии, являющейся ключевой компетенцией некоего собственника, иначе говоря, это конкурентное, часто уникальное преимущество одной компании перед другими. Постоянное усовершенствование и модификация данной технологии последовательно приводит к появлению новой линейки товаров и услуг, новых отраслей промышленности, новых рынков сбыта с географической точки зрения. Постоянный поиск новых областей применения для использования новых технологий, порожденных базовой ключевой технологией, является основной задачей менеджмента компании, владельца такой технологии. Базовая технология порождает определенную инфраструктуру, это исследовательские центры, университеты и промышленность. Между ними постоянно происходит обмен информацией, в результате наука не отделена от промышленности, а образование не существует в профессиональном вакууме, ибо оно задействовано на науку и промышленность. Таким образом, инновации, образование и научные исследования объединяются с помощью базовой технологии. Кроме того, инфраструктура технологической платформы способствует удовлетворению социальных запросов, таких, как создание новых рабочих мест, преодоление безработицы, улучшение уровня образования, повышение качества жизни в регионах применения соответствующей технологической платформы.
Постнаучные технологии как категория встраиваются в современное учение об обществе. Понятие «цивилизация» может быть определена как «технологически обусловленная форма развертывания исторических культур, которые используют технологии для своего существования, а цивилизационный проект – способ такого развертывания»[11].
Постнаучные технологии предполагают перечень технологий, которые принято называть базовыми или критическими, т.е. от которых зависит обороноспособность и суверенитет страны. В России впервые перечень критических технологий был разработан в 1996 г. и корректировался с периодичность один раз в четыре года (2002, 2006 и 2011 гг.). Начиная с 2011 г., критические технологии и приоритетные направления реализуются в рамках Федеральных целевых программ (ФЦП), которые представляют собой важный инструмент регулирования научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации и направлены на решение самых разных проблем в экономике, науке и технологиях нашей страны. Прежде всего, это обеспечение национальной безопасности России, включая экономические, технологические, экологические и информационные аспекты[12]. 29 марта 2019 г. Постановлением Правительства РФ № 377 была утверждена Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» на 2019-2030 годы[13].
В результате реализации Программы будет сформирована целостная система устойчивого воспроизводства, привлечения и развития научных, инженерных и предпринимательских кадров (интеллектуального потенциала) для научно-технологического развития страны. К 2030 г. Российская Федерация войдет в топ-50 международного рейтинга конкурентоспособности талантов; будет обеспечен высокий престиж научно-технологической деятельности, сформировано понимание ценности результатов интеллектуального труда, повышена восприимчивость общества и экономики к инновациям. Будет обеспечено устойчивое присутствие российских университетов в глобальных институциональных и предметных (отраслевых) рейтингах; будет обеспечена подготовка кадров по приоритетным направлениям подготовки и специальностям с учетом запросов реального сектора экономики и мировых научно-технологических трендов. Результатом действия постнаучных технологий как этапа развития станет переход науки и технологий в ключевой ресурс для развития экономики и общества в целом.
Со времени принятия Программы прошло два года. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2021 № 518 паспорт государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», который был утвержден в конце марта 2019 года, изложен в новой редакции[14]. Некоторые планы к 2030 году в новой версии стали скромнее, чем первоначальные. Теперь Россия должна войти не в пятерку, как планировалось ранее, а в десятку ведущих стран мира.
- Заключение. На протяжении длительного этапа своего существования в истории (по данным археологии примерно с 50 тысяч лет назад) человек пытался осмыслить и выстроить свое бытие. В плане осмысления и рефлексии бытия последовательно появлялись исторические формы мировоззрения – мифология, религия и философия. В плане понимания бытия – наука. В плане выстраивания собственного бытия – различные формы деятельности, от охоты и собирательства до сложных современных систем жизнедеятельности. Постижение бытия шло, как минимум, по трем направлениям – это бытие вообще, бытие, соотносимое с субъектом, и бытие самого человека.
Категориально бытие постигалось с помощью различных понятий, наиболее востребованными из которых в ХХ в. стали культура и цивилизация, техника и технология, философия и наука, общественное и гуманитарное знание, будущее человечества и т.д. И вдруг оказалось (или показалось), что все понятийное богатство может быть определено с помощью одного понятия, а именно, с помощью технологии.
Итак, технологию следует понимать как осмысление, познание и преобразование бытия вообще, бытия, интересного человеку, и человеческого бытия, как индивидуального, так и общественного. В этом смысле, технология есть научно-практическая деятельность, посредством которой человек создает и воссоздает среду своего обитания. В более конкретном понимании (близком к традиционному определению), технология – сложная развивающаяся система артефактов, производственных операций и процессов, ресурсных источников, подсистем, социальных последствий, информации, управления, финансирования и взаимодействия с другими технологиями.
Технология воплощается в трех основных сферах человеческого бытия. В сфере осмысления – это философия вообще и философия науки в частности. С этой целью в статье были последовательно представлены «философия научного познания», «методология научного познания» и «технология научного познания». В сфере познания история науки может быть представлена как «становление технологического подхода к знанию в виде до-науки и пред-науки» и «основные этапы развития науки, а именно, экспериментально-математический, научно-производственный, технико-технологический». В сфере деятельности были рассмотрены разнообразные собственно технологии – производственные (сельскохозяйственные и промышленные) и непроизводственные (информационные, гуманитарные и социальные). Таким образом, и именно поэтому, технология – это деятельность, которая обеспечивает цивилизационные завоевания, и сложная реальность, в которой создаются артефакты. Технология стала условием и проявлением социальности, фактором, обеспечивающим долгосрочное выживание человечества.
Литература
- Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник/4-е изд. – М. Проспект, 2020. – 592 с.
- Алехнович А.С. Цивилизационные проекты и российская цивилизация //Вестник РФО. – 2020. №3-4.
- Егорова М.С. Технологические платформы и кластеры как инструменты модернизации экономического развития // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11 (часть 8).
- Кольцов А.В., Октябрьский А.М. Критические технологии и приоритетные направления развития науки и техники в рамках реализации ФЦП развития научно-технологического комплекса Российской Федерации // Инноватика и экспертиза. – 2016. Выпуск 18.
- Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. – Изд. 2. – Т. 13.
- Мельников И.Г. Технологическая платформа как стратегическая основа модернизации российского топливно-энергетического комплекса // Нефтяное хозяйство. – 2010. – URL: http://naukarus.com/tehnologicheskaya-platforma-kak-strategicheskaya-osnova-modernizatsii-rossiyskogo-toplivno-energeticheskogo-komple (дата обращения: 10.09.2020).
- Мотрошилова Н.В. Ранняя философия Эдмунда Гуссерля (Галле, 1887–1901). – М.: Прогресс-Традиция, 2018. – 800 с.
- Павленко А.Н. Новые Черты и Резы (Прописи: 1 – 6). – СПб.: Алетейя, 2020. – 364 с.
- Собрание законодательства Российской Федерации. – 2019. – N 377.
- Собрание законодательства Российской Федерации. – 2021. – № 518.
- Сурдин В.Г., Васильева Н.Л. Телескоп Галилея. Астронет. – URL: http://www.astronet.ru/db/msg/1237382 (дата обращения: 10.09.2020).
- Шульга Е.Н. Понимание и интерпретация. М., Наука. 2008. – 318 с.
[1] Мотрошилова Н.В. Ранняя философия Эдмунда Гуссерля (Галле, 1887–1901). – М.: Прогресс-Традиция, 2018. – 800 с.
[2] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник / 4-е изд. – М.: Проспект, 2020. – 592 с.
[3] Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. – Изд. 2. – Т. 13. – С. 6-7.
[4] Шульга Е.Н. Понимание и интерпретация. М., Наука. 2008. – 318 с.
[5] Павленко А.Н. Новые Черты и Резы (Прописи: 1 – 6). – СПб.: Алетейя, 2020. – 364 с. –С.71.
[6] Павленко А.Н. Новые Черты и Резы (Прописи: 1 – 6). – СПб.: Алетейя, 2020. – С. 71.
[7] Павленко А.Н. Новые Черты и Резы (Прописи: 1 – 6). – СПб.: Алетейя, 2020. – С.72.
[8] Сурдин В.Г., Васильева Н.Л. Телескоп Галилея. Астронет. – URL: http://www.astronet.ru/db/msg/1237382 (дата обращения: 10.09.2020).
[9] Егорова М.С. Технологические платформы и кластеры как инструменты модернизации экономического развития // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11 (часть 8) – С. 1626-1630.
[10] Мельников И.Г. Технологическая платформа как стратегическая основа модернизации российского топливно-энергетического комплекса // Нефтяное хозяйство. – 2010. – URL: http://naukarus.com/tehnologicheskaya-platforma-kak-strategicheskaya-osnova-modernizatsii-rossiyskogo-toplivno-energeticheskogo-komple (дата обращения: 10.09.2020).
[11] Алехнович А.С. Цивилизационные проекты и российская цивилизация //Вестник РФО. – 2020. №3-4. С. 22.
[12] Кольцов А.В., Октябрьский А.М. Критические технологии и приоритетные направления развития науки и техники в рамках реализации ФЦП развития научно-технологического комплекса Российской Федерации // Инноватика и экспертиза. – 2016. Выпуск 18. – С. 31-54.
[13] Собрание законодательства Российской Федерации. – 2019. – N 377.
[14] Собрание законодательства Российской Федерации. – 2021. – № 518.