Мавланов Шавкат Муртазаевич. Перспективные направления трансформации социально-духовных процессов в Узбекистане

Мавланов Шавкат Муртазаевич

Национальный университет Узбекистана

имени Мирзо Улугбека

Докторант

Ташкент, Узбекистан

Mavlanov Shavkat Murtazaevich

The Mirzo Ulugbek National University of Uzbekistan

Doctorate student

Tashkent, Uzbekistan

E-mail – conference_2012@list.ru

УДК 1.316.752

 

Перспективные направления трансформации социально-духовных процессов в Узбекистане

 

Аннотация. В статье рассматриваются перспективные направления трансформации социальных и духовных процессов в Республике Узбекистан. Также проводится краткий анализ проводимых в Узбекистане реформ в сфере социальной политики, в частности, социальной защиты населения, а также вопросов, связанных с возрождением национальных ценностей.

Ключевые слова: социально-духовные процессы, трансформация, реформы, духовные ценности, социальная политика, социальная защита населения, рыночные отношения.

Perspective directions of the transformation of the social-spiritual processes in Uzbekistan

Abstract. In this article perspective directions of transformation of the social and spiritual processes in the Republic of Uzbekistan are considered. Also a brief analysis in Uzbekistan, reforms in the sphere of social policy, in particular, social protection, and issues related to the revival of national values is carried out.

Keywords: socio-spiritual processes, transformation, reforms, spiritual values, social policy, social protection, market relations.

 

Перспективные направления трансформации социально-духовных процессов в Узбекистане

 

В настоящее время в Республике Узбекистан происходит реформирование во всех сферах общества. Модернизации и трансформации подвергаются и социально-духовные процессы, которые в узбекистанском обществе являются стержневыми. Это, в первую очередь, касается сильной социальной защиты уязвимых слоёв населения, а также возрождения национальных и адаптация к основным общечеловеческим ценностям. Без экономической стабильности модернизация во всех других сферах жизни общества невозможна. Поэтому в нашей стране одной из жизненно важных задач было достижение экономической независимости и стабильного экономического развития.

В период формирования национальной государственности, осуществления демократических реформ, трансформации экономики и перехода на рыночные отношения особое внимание необходимо уделять социальным проблемам. Об этом напоминает богатейший опыт общественного развития многих стран мира. Об этом свидетельствует и анализ социально-политического и экономического состояния новых независимых государств за годы реформирования.

История учит, что именно на крутых ее поворотах, когда происходит смена общественных формаций, социальные проблемы и противоречия приобретают наиболее обостренный характер, служат потенциальным фактором угроз национальной безопасности, гражданского мира и стабильности[1].

Одним из ведущих принципов, на которых основывается собственный путь обновления и прогресса Узбекистана, является проведение сильной социальной политики. Это служит важнейшим условием, залогом успешного проведения демократических и экономических реформ, их необратимости.

Социальные противоречия, по сути, всегда служили движущей силой политических, социальных и экономических преобразований. От степени остроты накопившихся социальных проблем, способности властвующих структур решить эти проблемы и зависит характер самих образований – либо последовательно, эволюционным способом, либо это может принять радикальные формы: в виде социальных протестов, стихийных взрывов, вплоть до гражданских войн и революций.

Поэтому игнорирование социального настроя людей, социальных проблем на всех этапах развития создает потенциальную угрозу стабильности и национальной безопасности.

Стратегическое значение приобретает состояние реализации социальной мотивации людей. Человек по своей природе социальное явление, и поэтому для него огромное значение имеет, насколько он в состоянии в процессе реформ реализовать свой потенциал, насколько совпадают его представления о смысле и целях реформ с их реальными результатами.

Острой социальной проблемой переходного периода является ломка для многих людей устоявшегося образа жизни, изменение жизненных ориентиров, стереотипов мышления и социального поведения, искоренение иждивенческих настроений, которые сложились в период советского союза.

Любая экономическая система ставит перед собой задачи обеспечения людей продуктами питания, одеждой, транспортными, жилищно-коммунальными, культурными и другими видами услуг, т. е. обеспечение всем тем, что содержит в себе понятие жизненное благополучие человека.

Если оценивать это понятие, то все люди, независимо от политического и экономического устройства, должны жить обеспеченно в равных условиях. Наличие же различий в уровне жизни людей, зачастую существенных, обусловлено рядом как объективных, так и субъективных условий: характером экономических отношений, степенью развитости производительных сил, развитостью социальной сферы, сложившимся в стране демографическим климатом и другими, в том числе способностью государственной системы решать социальные проблемы населения.

Важное место среди отмеченных условий в решении социальных проблем занимает состояние социальной сферы страны.

Социальная сфера – это совокупность отраслей, государственных отношений, определяющих условия и уровень жизни населения страны, т. е. их материальное, духовное и бытовое положение.

Социальная сфера охватывает области производства, распределения и перераспределения доходов, потребление, систему социальной защиты граждан, развитие социальной инфраструктуры. Охватывает также и систему трудовых отношений, где на первом месте значится обеспеченность рабочими местами трудоспособного населения, уровень решения вопросов охраны труда, создания достойных человека условий трудовой деятельности.

Развитие социальной сферы с ее многочисленными слагаемыми своей конечной целью определяет обеспечение социальной защиты населения, которая представляет собой систему государственных мероприятий, гарантирующая нормальные условия жизнедеятельности населения.

В условиях рыночной экономики система гарантированных мероприятий является прерогативой, т.е. преимущественным правом государства. Рыночный механизм распределения доходов не может обеспечить гарантированного уровня благосостояния всех социальных слоев населения. Необходимо вмешательство государства, необходима всесторонне взвешенная социальная политика государства.

Социальная политика государства – это направления его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества, всех групп его населения.

Особенно велика роль государства в условиях, когда происходит смена общественных систем, когда социальные проблемы и противоречия приобретают наиболее обостренный характер. Наиболее трудным и социально взрывоопасным является начальный этап длительного процесса реформирования экономики.

Объектом социальной политики стран с переходной экономикой являются группы населения, которые, с одной стороны, составляют его трудоспособную часть, с другой, — нетрудоспособную, нуждающуюся в безусловной поддержке государства. В этой связи государство в своей политике социальной защиты исходит из необходимости охватить все слои общества, что облегчает процесс перехода к рыночным отношениям.

Средством реализации социальной политики выступает система законодательных и нормативных актов, которыми определяются мероприятия, методы социальной защиты населения, а также принципы формирования источников финансирования через процесс распределения и перераспределения национального дохода.

Основными направлениями формирования доходов населения, дифференцированными по его категориям и группам, как показывает практика решения социальных проблем, являются:

Первое направление характеризуется тем, что основная часть поступлений, получаемых населением доходов, находится в зависимости от их трудовой и предпринимательской деятельности. Мероприятия социальной политики государства ограничиваются достижением рациональной занятости экономически активной части населения, регулированием оплаты и контролем над условиями труда на производстве.

В качестве источника формирования доходов работающих выступают результаты их производственно-финансовой деятельности.

Государство участвует в формировании доходов через бюджет по этому направлению только работников бюджетных организаций.

Это направление обрело название активной социальной защиты.

Второе направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не обусловлены непосредственно трудом данного человека. Эти выплаты охватывают пенсионное обеспечение престарелых и инвалидов, всевозможные пособия, льготы, единовременную (несистематическую) материальную помощь и т. п. Источником таких выплат выступают централизованные (госбюджет) средства, а также средства предприятий, различных фондов, благотворительных организаций и пр.

С позиций участия получателей выплат это направление фигурирует как пассивная форма социальной защиты.

Третье направление социальной защиты не формирует непосредственно доходы получателей, они выступают в форме социальных услуг и поступают населению в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы (образование, здравоохранение). Эта часть, скажем так, дополнительных доходов не связана с трудовым участием населения, но и потребляет их далеко не все население, а только та ее часть, которая действительно в этом нуждается. Например, за бесплатной медицинской помощью обращаются только те, кто чаще и серьезнее болеет; услугами школьных учреждений пользуется те, у кого есть те дети школьного возраста.

Источником финансирования этой формы социальных услуг выступает государство. Реализация этих услуг обеспечивает не только восстановление способности человека к труду, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровня населения, но и служит средством определенного смягчения различий в уровне доходов между отдельными слоями населения.

В обобщенном выражении основная задача социальной политики государства заключается в сокращении численности бедняков и сглаживание по возможности глубины дифференциации доходов населения. Выровнять их в условиях рыночных отношений невозможно, так как формирование доходов каждого предпринимателя, владельца факторов производства, величинах продукта (услуг), получаемых от данного фактора. В условиях рынка каждый экономически активный член общества получает то, чего он достиг.

При всем этом государство регулирует процессы перераспределения доходов в интересах поддержки стабильных отношений между группами населения.

Однако, каждое общество решает эти проблемы по-своему, исходя из существа решаемых обществом задач, уровня развития экономики, духовных и национальных особенностей и т. п. да и глубины перераспределительных процессов различных странах далеко не одинаковы.

Социальное регулирование обеспечивает не только защиту бедных, нетрудоспособных и других уязвимых слоев населения, но и обеспечивает смягчение процессов дифференциации доходов, процесса имущественного расслоения между группами населения.

Республика Узбекистан в соответствии с выработанными принципами и приоритетами последовательно и ускоренно продвигается по собственному пути обновления и прогресса. Кардинальные преобразования в общественной жизни Узбекистана предопределили необходимость новой социальной политики, адекватной глубине и характеру экономических реформ[2].

Поэтому социальная политика в Узбекистане в период перехода к рыночной экономики направлена на решение задач, принципиально отличающихся от прежних как по содержанию, так и  по способам достижения.

В Узбекистане ситуация осложнялась еще и тем, что реформы в экономике начались при едва ли не самых низких показателей дохода на душу населения при одновременном очень высоких показателях естественного прироста населения. Государство в этих условиях с первых же дней реформирования определяет целью создания социально-ориентированной рыночной экономики. А это означает, что государство, основываясь на рыночные отношения, гарантирует своим гражданам достойные условия жизнедеятельности.

Собственно, реализация сильной социальной политики возводится в ранг одного из важнейших принципов национальной модели перехода к рыночной экономике.

В соответствии с этим были определены стратегические направления этой политики:

1) Узаконивание государственных прав на свободу экономической деятельности и предпринимательство, на свободу выбора профессии и сферы приложения своего труда;

2) Введение упреждающей социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения;

3) Дифференциация и совершенствование методов социальной защиты населения с обеспечением ее адресности;

4) Предупреждение возможностей резкого социального расслоения общества, образования необоснованно богатых слоев населения на одном полюсе, и бедных – на другом;

5) Недопущение обвальной безработицы  в стране и совершенствование методов мотивации труда;

6) Реформирование отраслей социальной инфраструктуры, особенно  системы образования и здравоохранения.

Прошедшие годы экономической самостоятельности и реформирования довольно убедительно показали не только весьма удачный выбор стратегических направлений социальной политики, но и их успешное поэтапное претворение в жизнь, дальнейшее их развитие.

За каждым из названных направлений значится совокупность государственных мер, обеспечивающих решение социальных задач. Причем эти меры меняются и конкретизируются на каждом этапе экономического реформирования с учетом

Касаясь вопроса о возрождении духовных ценностей и трансформации их понимания, необходимо отметить, что с достижением независимости в Республике Узбекистан был принят курс на построение правового демократического государства и сильного гражданского общества. Первостепенной задачей для нашего государство стало возрождение национальных культурных и духовных ценностей, национального самосознания.

В годы советского произвола исконная культура Узбекистана старательно искоренялась, беспощадно стиралась, изощрённо искажалась. В то же время были практически утрачены национальное самосознание, самобытность и индивидуальность узбекского народа.

Несмотря на жестокий прессинг на протяжении длительного периода советского тоталитаризма, народу Узбекистана удалось сохранить свои исторические и культурные ценности и самобытные традиции, которые бережно передавались из поколения к поколению. Обретение Независимости сыграло огромную роль в возрождении национальных духовных ценностей узбекского народа. Начался этот процесс ещё в годы «перестройки». Появившийся глоток свежего воздуха позволил возрасти национальному самосознанию, укрепилась и вера в свои силы. Активизировалась работа не только узбекского, но и других культурных центров.

Духовное возрождение – это сочетание традиционных ценностей с ценностями современного демократического общества. Собственный путь обновления и развития Узбекистана в духовной сфере базируется на четырех основополагающих условиях: приверженность общечеловеческим ценностям, укрепление и развитие духовного наследия нашего народа, свободной самореализации человеком своего духовного потенциала, патриотизме.

Вместе с тем безоглядное возвращение к обычаям и традициям прошлого невозможно – это приведет к неприятию современности и отрицанию модернизации общества. Поэтому возрождаются наиболее важные, эстетически значимые традиции и обычаи, обогащающие общечеловеческие ценности и отвечающие требованиям демократизации и обновления.

Важной вехой в возрождении духовности было принятие закона «О государственном языке» 21.10.1989. За узбекским языком признавалось право стать государственным языком, причём не ущемляя прав меньшинств, говорящих и на других языках.

Вторым шагом стало возрождение исконно национальных видов спорта, декоративного и прикладного искусства, танца. Через них люди получили возможность самовыражения, чего они были лишены в годы советского тоталитаризма.

Необходимо сказать несколько слов и о религиозных ценностях. В последние годы существования советского государства – годы «перестройки» — наблюдался бурный всплеск религиозности. Появилось огромное число религиозных организаций. В свою очередь, к сожалению, были взращены и сорняки – экстремистские группировки, радикальные и фундаменталистские секты. Их политические устремления – это смесь воинствующего национализма, религиозной нетерпимости и ненависти ко всему »не нашему». И в них поначалу по наивности потянулись молодые люди, но, быстро осознав их разрушительное тлетворное влияние, население резко осудило такого рода организации.

Осознание опасности подобного развития событий диктовало необходимость глубоко продуманного и взвешенного подхода, разработки и реализации комплекса взаимодополняющих политических, экономических и культурных программ, направленных на увеличение позитивного, созидательного характера духовного возрождения. Эти программы базировались, в первую очередь, на обязательности дифференцированного подхода к возрождаемому наследию, выбора, прежде всего, наиболее важных, этически значимых традиций и обычаев, обогащающих общечеловеческие ценности и отвечающих требованиям демократизации и обновления нашего общества.

Особую роль в процессе возрождения духовных ценностей играет восстановление исторической справедливости, восстановление правдивой истории родного края. Именно исторический опыт служит мерилом и фундаментом духовности нашего народа. А имена таких великих наших предков как Амир Темур, Имам ал-Бухари, Абу Али ибн Сино, Бабур, Улугбек, Беруни, Аль Хорезми и многие другие выдающиеся личности, являющиеся по праву предметом гордости нашего народа, должны стать образцом для подражания и источником высокой нравственности.

Возрождение духовно-религиозных основ общества, культуры ислама явилось важным шагом на пути самоопределения, обретения исторической памяти, культурно–исторического единства.

Таким образом, годы независимости резко изменили народную психологию в сторону патриотизма, национальной гордости, открытости для всего мира. Духовные и исторические ценности узбекского народа, наследие великих предков становится мировым достоянием.

Подводя итоги, можно отметить, что процесс возрождения духовности нашего народа – это естественный и закономерный процесс, наша цель – создание нового общества, в котором воплотятся все лучшие идеалы прошлого, органично сплетённые с ценностями настоящего и задачами будущего. Новое общество должно воплотить в себе идеи равноправия, толерантности во всех её проявлениях, просвещённости, отрицания косности мышления, открытости и справедливости. И возрождение духовных ценностей – один из путей скорейшего достижения светлого будущего.

 

Литература

 

  1. Наша главная задача – дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа. — Доклад Прeзидeнта Ислама Кaримoва на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год // Народное слово, 30 января 2010 года.
  2. Модернизация страны и построение сильного гражданского общества – наш главный приоритет. – доклад Прeзидeнта Ислама Кaримoва на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан// Народное слово, 28 января 2010 года.
  3. Конституция Узбекистана – прочный фундамент нашего продвижения на пути демократического развития и формирования гражданского общества.– доклад Президента Ислама Каримова на торжественном собрании 5 декабря 2009 года по случаю 17-летия Конституции Республики Узбекистан// Народное слово, 6 декабря 2009 года.
  4. Дальнейшая модернизация и обновление страны – требование времени. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященномитогам социально-экономического развития страны в 2008 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2009 год // Народное слово, 14 февраля 2009 года.
  5. Каримов И.А. Самый основной критерий – отражение правды жизни. Т.: Узбекистон, 2009. – 24 с.
  6. Каримов И.А. Юксак маънавият – енгилмас куч. Тошкент, Ўзбекистон, 2008

[1] Каримов И.А. Самый основной критерий – отражение правды жизни. Т.: Узбекистан, 2009. – 24 с.

[2] Наша главная задача – дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа. — Доклад Прeзидeнта Ислама Кaримoва на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год // Народное слово, 30 января 2010 года.

221 просмотров всего, 2 просмотров сегодня