Ариян Ашот. В НАЧАЛЕ БЫЛ ЗВУК (Рецензия на книгу: Клюев А.С. Сумма музыки. 2-е изд., испр. и перераб. М.: Прогресс-Традиция, 2021. – 520 с.)

Ашот Ариян

Композитор, Доктор музыки (DMA) Монреальского университета в Канаде

 

В НАЧАЛЕ БЫЛ ЗВУК (Рецензия на книгу: Клюев А.С. Сумма музыки. 2-е изд., испр. и перераб. М.: Прогресс-Традиция, 2021. – 520 с.)

 

Вынесенная в название рецензии перефразированная библейская фраза могла бы служить в качестве эпиграфа для уникальной трилогии профессора Александра Сергеевича Клюева, изданной под общим названием «Сумма музыки». В ней автор пытается разобраться в сложнейших вопросах, касающихся понятия, происхождения и назначения музыки. Перед автором стояла далеко непростая задача симбиоза между обильно представленным в монографии материалом историко-философского и историко-культурного плана, с одной стороны, и философско-аналитическими заключениями и выводами, с другой. К его чести нужно отметить, что с этой задачей он справился блестяще.

Монография А.С. Клюева приобретает особую актуальность в наше далеко неоднозначное время, когда трансформация сознания человека достигает откровенно пугающих масштабов, когда один за другим, грубейшим образом, нарушаются культурные запреты и моральные устои. Человечество находится в преддверии «мировой ночи» (по Хайдеггеру) и стремительное обнищание культуры и классической музыкальной традиции, как важнейшего проводника между прошлым и настоящим, как своего рода светового символа, излучаемого сквозь мрак столетий, – есть наглядное тому подтверждение.

Важной составляющей «Суммы музыки» является акцентирование значения классического музыкального образования в воспитании личности человека. Нравственной и эстетической культуре человека брошен чудовищный вызов, следовательно, классическое музыкальное образование призвано помочь все еще страждущим душам, так сказать, остаться «на плаву»… В «отсутствии Бога» именно высокое искусство, в первую очередь, может стать для обезумевшего человечества своего рода маяком и якорем спасения.

Примечательно также, что в своем труде А. Клюев посвящает солидный раздел такому явлению, как музыкотерапия. Будучи профессиональным музыкотерапевтом, он предлагает читателю детальную информацию о древних истоках этого феномена, суть которого изначально заключалась, конечно, не в музыкотерапии, как таковой, но, прежде всего, в осознании, восхождении и познании Божественного, Абсолюта. И если для избранных медитация АУМ или Органная Месса Баха являются исключительно источниками духовного восхождения и переживания, то для большинства людей они могут быть полезны именно в качестве терапии от разных недугов душевного и телесного плана.

Особенную важность приобретает вопрос-название третьей главы первой части: «Что такое хорошо и что такое плохо в музыке?». Данный вопрос (спектр ответов на который чрезвычайно широк и многогранен) особенно актуален для представителей композиторского ремесла. Подходя к вопросу с несколько иного ракурса, нельзя не заметить его злободневность в отношении современной музыки, в частности, где такое явление, как тотальная «эксплуатация» диссонанса, носит уже откровенно вульгарный характер. Очевидно, что изобретение двенадцатитоновой техники композиции в начале 20 века создала беспрецедентные условия для представителей композиторского ремесла творить свои музыкальные опусы, не особенно утруждая себя в организации и тщательном контроле в отношении такого фундаментального параметра западноевропейской музыки, каким является гармония. Условно говоря, пространство тотального диссонанса дает возможность более чем скромно одаренным в музыкальном плане индивидуумам или «игрокам в музыку» (термин А.С.Клюева) попробовать себя в сочинении, достаточно профессионально вооружившись такими дисциплинами, какими являются инструментовка и оркестровка, плюс отшлифованная техника в изобретении разнообразных ритмических групп и рисунков.

«Что такое хорошо и что такое плохо в музыке?» есть своего рода вопрос-детонатор, всеобъемлющее освещение которого в состоянии затронуть многие сомнительные процессы, происходящие в современном мире, от искусства и наук до морали и политики.

Монография А.С. Клюева есть фундаментальный труд, в содержание которого автор мастерски «вдохнул жизнь», таким образом придав ему чрезвычайно привлекательный для читателя характер и облик.

 

 

Loading