Новости проекта «Чудеса России с высоты птичьего полета»

Читатели последних выпусков «Новостей проекта», наверное, уже заметили, что происходит большая переналадка всего механизма реализации идей, заложенных в основу экосистему проектов «С высоты птичьего полета». Это происходит не только в связи с существенным ростом числа организаций-партнеров и необходимостью учета их интересов и стремлений, но и по внутренним, присущим развитию самого содержания проектов, причинам.

Есть и еще одно обстоятельство, и оно связано с многолетним сотрудничеством с журналом «Credo new». Главный редактор журнала Сергей Петрович Иваненков настойчиво рекомендовал подвести промежуточный итог и опубликовать отдельную работу, возможно, книгу об истории проекта. Конечно, и недавнее 20-летие проекта «Всемирное наследие с высоты птичьего полета», и 20-летие Международного теоретического журнала «Credo new», которое отмечаем в этом году – важные поводы осмысления пройденного. Но в данном случае такое обращение к истории стало бы и причиной того переосмысления, для которого, возможно, не нашлось времени при других обстоятельствах. И, как представляется, такой шаг оказался очень своевременным, за что Сергею Петровичу особая благодарность: вовремя осмыслить пройденное – значит, получить возможность упорядочить текущую работу.

Несколько тезисов о том, что лежало в основе самой идеи проекта.

1992 год был годом 20-летия принятия Конвенции «Об охране Всемирного культурного и природного наследия». Было выпущено немало изданий о Всемирном наследии, в то время, конечно, только бумажных. Среди них была карта-схема с показом объектов наследия, на которой наиболее крупные объекты были представлены фотографиями с высоты. Карта охватывала весь мир и наталкивала на мысль о том, что памятники наследия расположены на очень больших расстояниях друг от друга и посетить их, чтобы получить собственное впечатление от наследия человечества, суждено немногим, и, скорее всего, это будут специалисты по наследию. Сделать эти места доступными хотя бы для какого-то числа обычных людей, а тем более молодежи, можно будет только каким-то специальным образом. Отсюда и идея полетов на больших, многокорпусных дирижаблях.

Хотя изучение технических возможностей таких полетов заняло несколько лет, вторая составная часть идеи – взгляд с высоты – продолжала прорабатываться. Осмотр с верхних точек, особенно для крупных объектов, предоставляет чуть ли не единственную возможность «охватить взором» не только сами природные и культурные памятники, но и контекст, в котором они возникли и существуют.

Здесь нужно отметить, что такие полеты становятся все более реальными, и, наверное, в пределах 10 лет полеты многокорпусных гибридных дирижаблей большой грузоподъемности станут широко распространенным явлением.

При этом «взгляд с высоты» стал за 20 лет практическим опытом большого числа людей с широким распространением космической и аэросъемки, а в последнее время и съемки с беспилотных летательных аппаратов. Потребность эта осознана как, в первую очередь, возможность ориентации на Google Earth или Яндекс.Картах. Но другие возможности, в том числе возможности углубления в понимание культурного ландшафта, еще только предстоит открыть. Работы эти ведутся, и роль российских исследователей в них весьма значима.

Конечно, все эти процессы формирования и передачи знаний идут в параллели с развитием возможностей создания виртуальной реальности. И об этом нужно будет поговорить подробно в дальнейшем. Но первые оценки того, что будет доступно тем, кто посетит объекты наследия только на летательных аппаратах, опирались на простые соображения. Из пяти органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание, при таком посещении будет задействовано только зрение. Но взгляд будет комплексным за счет накопленных съемок на земле и нового взгляда «сверху». Собственно, именно этот ракурс и создает объемное, полноценное «трехмерное» видение самих памятников, а также ландшафтов, составной частью которых памятники и являются.

И здесь, по идее, которая также была исходной, включается интуиция в восприятии и понимании, происходит «достройка» образа, проявляются «коллизии» – противоречия между наблюдаемым и тем, что составляло представление о памятнике до получения этого «объемного» впечатления. Именно такой способ выявления «коллизий» лежит и в основе получающего все большее распространение информационного многомерного моделирования пространства, процессов и объектов. И главное свойство имеющее значение при данном подходе – наглядность. Подробнее остановимся на этом в следующих выпусках.

Loading