Гринин Леонид Ефимович, Гринин Антон Леонидович
От рубил до нанороботов. Мир на пути к эпохе самоуправляемых систем (история технологий и описание их будущего). М.: Моск. ред. изд-ва «Учитель», 2015. – 424 с.
Доктор философских наук, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Леонид Ефимович Гринин и кандидат биологических наук, сотрудник Международного центра образования и социально-гуманитарных исследований Антон Леонидович Гринин представили на суд отечественных исследователей весьма объемную – в 26, 5 п.л. – работу по истории и философии науки и техники.
Работа называется «От рубил до нанороботов. Мир на пути к эпохе самоуправляемых систем (история технологий и описание их будущего)» ( далее – «Мир на пути к эпохе самоуправляемых систем»). В этой работе предложен развернутый прогноз технологического будущего человечества на ближайшие 50 лет и уже, поэтому их работа достойна внимания.
В рецензируемой монографии представлена взаимосвязь между крупнейшими технологическими переворотами в истории и сделаны прогнозы об особенностях предстоящего периода человечества в контексте кибернетической революции. Авторы исходят из того, в 2030-2040-е годы будут финальной фазой кибернетической революции. Эту фазу они именуют фазой самоуправляемых систем. По их прогнозам этот период будет характеризоваться прорывом в медицинских технологиях, которые смогут объединить вокруг себя много других технологий и в целом составят комплекс МБНРИК-технологий (медико-био-нано-робото-инфо-когнитивных технологий). В завершающей части своей работы авторы дают некоторые прогнозы о развитии данных технологий. Такова , кратко, фабула этой весьма объемной ( 26, 5 п.л.) работы.
В своей методологии авторы опираются на теорию производственных революций и принципов производства, в основе которой лежит учет крупнейших технологических переворотов в мировом историческом процессе. Идея авторов заключается в том, что регулярная смена более активной экономически фазы на кризисно-депрессивную фазу позволяет делать достаточно обоснованные прогнозы. Эти прогнозы касаются, прежде всего, технологических инноваций, но ими не ограничивается.
Что касается теории производственных революций и принципов производства, то она, согласно концепции авторов, позволяет весь исторический процесс можно разделить на четыре крупных периода на основе смены крупнейших этапов развития мировых производительных сил – принципов производства. Авторы выделяют четыре принципа производства: охотничье-собирательский, аграрно-ремесленный, промышленно-торговый, научно-кибернетический. Последний – находится еще в начале развития.
Почему текущая производственная революция названа авторами кибернетической? Теория производственных революций исходит из того, что смысл таких революций наиболее отчетливо обозначается только в ходе их завершающей фазы. В начальной фазе ретроспективно угадываются будущие черты, но они еще не составляют ясной системы. Таким образом, название, которое авторы дали третьей производственной революции, опирается на их предположения о том, какой будет ее завершающая фаза. «Мы полагаем, что главным в ней будет широкое использование в технологиях принципа автономности в управлении различных «умных» систем, которые в итоге превратятся в самоуправляемые системы. Итак, в результате этой революции произойдет переход к широкому использованию систем, которые мы называем самоуправляемыми, поскольку они способны относительно самостоятельно реагировать на изменения окружающей среды и в рамках своих возможностей «принимать решения». (С.114.)
Очевидно, что теория производственных революций важна авторам для анализа ближайшего и не только ближайшего технологического будущего. Исходя из этого, они и анализируют научно-кибернетический принцип производства и кибернетическую революцию.
Начальная (научно-информационная) фаза кибернетической революции датируется ими в периоде 1950–1990-х годов. В этот период происходит прорыв в автоматизации, энергетике, в области синтетических материалов, космических технологий, в освоении космоса и морской акватории, сельском хозяйстве, но особенно – в создании электронных средств управления, связи и информации. Завершающая (управляемых систем) инновационная фаза по прогнозу авторов начнется в 2030–2040-х годах и продлится до 2060–2070-х годов.
Производственная революция, которая началась в 1950-е годы и продолжается до сих пор. В настоящее время мы, согласно теории авторов «Мира на пути к эпохе самоуправляемых систем», находимся на средней (модернизационной) фазе, которая продлится до 2030-х годов. Она характеризуется мощным улучшением и распространением инноваций, сделанных на начальной фазе, в частности широким распространением удобных в обращении компьютеров, средств связи, а также формированием макросектора услуг, среди которых важнейшее место стали занимать информационные и финансовые услуги. В то же время, сейчас подготавливаются инновации, необходимые для начала завершающей фазы кибернетической революции.
Завершающая фаза начнется примерно в 2030–2040-х годах и продлится до 2070-х годов. Авторы называют ее фазой управляемых систем, т.к. кибернетическая революция определяется ими как технологический переворот от индустриального принципа производства к производству и услугам, базирующимся на работе саморегулирующихся систем (С.159).
Здесь возникает методологическое сомнение, связанное с горизонтом прогнозирования. Ибо в футурологии (прогностике) такие сверхдолгосрочные прогнозы, как правило, вызывают настороженное отношение научного сообщества. Но это не означает, что авторы не имеют права делать такие прогнозы. Тем более будет интересно в будущем, тем кто доживет или нашим детям и внукам сравнить эти прогнозы с реалиями, осуществившимися в конкретно-исторический период.
Что такое саморегулируемые системы и почему они так важны?
Саморегулируемая система – это система, которая может поддерживать параметры, необходимые для существования и решения задач, несмотря на изменяющиеся условия внешней среды за счет изменения параметров функционирования своих элементов и смены режимов функционирования (С.144). Авторы подчеркивают, что самоуправляемая система – это система, главная задача которой не просто поддерживать определенные параметры для сохранения способности работать, но выбирать параметры для решения задач (С.161).
Итак, когда мы говорим о самоуправляемых системах, то имеем в виду такие технологии, которые позволяют эксплуатируемым системам разной природы: 1) работать основную часть времени без постоянного участия и контроля человека; 2) иметь возможность самостоятельно и гибко реагировать на изменения окружающей среды и поставленных задач, самостоятельно регулироваться и перенастраиваться; 3) контролировать пользователя, требуя соблюдения установленных правил и параметров. (С.159)
Итак, согласно логики авторов, саморегулируемые системы – это системы, которые могут регулировать свою деятельность самостоятельно, отвечая благодаря соответствующим встроенным программам, на изменения окружающей среды. Именно поэтому, современная революция названа авторами кибернетической, потому что основной ее смысл заключается в широком создании и распространении самоуправляемых автономных систем, способных активно ориентироваться и адаптироваться на основе полученной информации. В результате этого на порядок возрастет возможность спланированно и без непосредственного вмешательства человека управлять самыми разными природными, социальными и производственными процессами, управление которыми в настоящий момент невозможно либо крайне ограничено.
Уже сегодня существует множество саморегулируемых систем, таких как искусственные спутники Земли, беспилотные самолеты, навигаторы. Однако на завершающей фазе кибернетической революции следует ожидать появление самоуправляемых систем, связанных с биологией и бионикой, физиологией и медициной, сельским хозяйством и окружающей средой, нано- и биотехнологиями. Сама человеческая жизнь, как логично определяют авторы «Мира на пути к эпохе самоуправляемых систем» все более будет организована через такие саморегулируемые системы. Здесь авторы указывают на мониторинг здоровья, контроль за состоянием больных, предотвращение противоправных действий и т. п. Авторы указывают на эти сферы социальной жизни, т.к. по их прогнозу завершающая фаза этой производственной революции начнется на стыке медицины, биотехнологий и генной инженерии (возможно, с привлечением части нанотехнологий) (С.150).
Стоит отметить, что авторы не впадают в визионерство и стараются предсказать конкретный ход инноваций. Они ограничиваются указанием на однако общий вектор прорыва –стремительный рост возможностей коррекций или даже модификаций биологической природы самого человека. По прогнозу авторов обществу удастся
– увеличить способность вмешиваться в человеческий организм, возможно, в какой-то мере в его геном;
– резко расширить возможности точечных влияний и операций вместо современных хирургических;
– широко использовать культуру выращивания отдельных биологических тканей, органов или их частей и элементов для использования в регенерации и реабилитации организма и т. п.
В результате можно добиться радикального расширения возможностей продления жизни и улучшения ее биологического качества. Причем, согласно прогноза авторов, это будут технологии, предназначенные для широкого использования в качестве массовой рыночной услуги. Весь комплекс саморегулируемого производства на базе медицины, био- и нанотехнологий, робототехники, информационных и когнитивных технологий авторы обозначают как МБНРИК-технологии, по первым буквам перечисленных технологий (MBNRIC-technologies) (С.149).
В указании на резкое возрастание потенциала медицины и сопутствующих технологий авторы отнюдь не первопроходца, об этом пишут и иные исследователи ( авторы указывают на работы как отечественных так и зарубежных авторов), что также весьма хорошо характеризуют авторов работы «Мир на пути к эпохе самоуправляемых систем»: они не изобретают велосипед, но учитывая работы иных ученых по этой теме указывают, что главная роль биотехнологий будет определяться прежде всего возможностью решения с их помощью важнейших задач медицины в широком смысле слова. Вот почему, по их мнению, имеет смысл говорить именно о медицине как центральном звене нового уклада. Медицина, как ни одна другая отрасль, имеет уникальные возможности для объединения новых технологий в единую систему. Поэтому, согласно их прогноза, завершающая фаза кибернетической революции начнется в медицине, но в дальнейшем развитие самоуправляемости систем охватит самые разные области производства, услуг и человеческой жизни. Да и сама медицина понимается авторами «Мира на пути к эпохе самоуправляемых систем» в широком смысле слова, поскольку она будет включать, а точнее уже начинает включать, для своих целей целый ряд других направлений. Это и использование роботов в хирургии и уходе за больными, и информационные технологии – для удаленной медицины, и нейроинтерфейсы – для лечения болезней психики и исследования мозга, и нанотехнологии – для создания искусственного иммунитета и биочипов, которые мониторят организм, и новые материалы – для выращивания искусственных органов и многого другого, что станет мощной системой экономики.
Каковы социальные последствия этой завершающей фазы научно-кибернетической революции? Авторы настроены достаточно оптимистично. Они прогнозируют не только возрастание ожидаемой продолжительности жизни и продления работоспособного возраста людей, но и появление все большей группы людей, готовых тратить деньги свою красоту и здоровье. По их прогнозам человечество станет более здоровым и красивым.
Если мы учтем то, что грядущая завершающая фаза кибернетической революции будет связана с эпохой управляемых систем, то завершение кибернетической революции и распространение ее результатов приведет к интегрированности Мир-Системы на принципиально ином уровне. Последнее позволит значительно усилить влияние новых общемировых механизмов регулирования. Таков оптимистичный вывод авторов «Мира на пути к эпохе самоуправляемых систем».
Книга, несомненно, вызовет интерес у научно-философского сообщества и породит определенные дискуссии, заставит задуматься о будущем людей, которые ее прочитают.
Кусжанова А.Ж., д.ф.н., профессор, академик РАЕН
Семенков В.Е., к.ф.н., доцент