Замилова Римма Рамильевна. Патриот как герой и нравственный идеал

Замилова Римма Рамильевна

Наманганский государственный университет

Преподаватель

Zamilova Rimma Ramilyevna

Namangan State University

Teacher

E-mail: rimma_zamilova@mail.ru

УДК 179.6

Патриот как герой и нравственный идеал.

Аннотация: В статье раскрывается значение патриотизма, нравственного идеала в жизни человека и общества, соотношение героизма и патриотизма как пределов нравственного аспекта человеческого бытия. Особое внимание в статье уделено патриотическому воспитанию молодежи, поиску нравственного идеала и отображение героического поступка.

Ключевые слова и фразы: патриот, патриотизм, идеал, нравственный идеал, идеал нравственного поведения, герой, героический поступок, героико-патриотическое воспитание молодежи.

Patriot as a hero and moral ideal

Summary: The article considers the meaning of patriotism, moral ideals of a human and society, and heroism and patriotism comparison as moral aspect of human’s way of life. The main attention is given to the youth upbringing patriotically, moral ideal searching and heroic deed reflection.

Key words and phrases: patriot, patriotism, ideal, moral ideal, moral behavior ideal, hero, heroic deed, heroic-patriotic youth upbringing.

Патриот как герой и нравственный идеал.

В этико-философской литературе патриотизм рассматривается как общественный и нравственный принцип, характеризующий отношения людей к своей стране, который проявляется в определенном образе действий и сложном комплексе социальных чувств, обычно называемым любовью к Родине[1]. Внутренняя структура патриотизма состоит из следующих социально-нравственных качеств: забота об интересах и исторических судьбах страны и готовности ради них к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; сочувствие страданиям народа и негативное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (к городу, деревне, области, стране в целом)[2].

Патриот и патриотизм неразделимы, без патриота не может быть патриотизма, без патриотизма не существует патриота. Однако между ними есть этимологическое «расстояние», «дистанция». Патриот – это субъект патриотических поступков, патриотизма; патриотизм – это социально – нравственное поведение, проявление любви к родине или отечеству патриота.

Патриот всегда герой, но не все герои – патриоты. Бывают герои в сфере литературы, искусства, спорта, науки, где патриотические чувства, преданность своему любимому занятию, профессию занимают ведущее место. Патриот – этот человек предпочитающий любовь к родине выше остальных чувств и готов самоотверженно служить отчизне, интересам своего народа. Это не только любовь к родному городу или деревне, не только любовь к истории своего народа, его героическому прошлому, великим предкам вместе с этим это реальные отношения человека к социальной действительности, политической системе, экономической жизни и, вообще ко всему, что происходит в жизни общества. Неправильно понимать патриотизм, поведение патриота, как абстрактное чувство любви к родине вообще, вне конкретных образов, окружающей природы, пейзажа города или деревни.

В сознании человека Родина, Отечество выступают в осязаемых образах родной деревни, любимого города, знакомой и дорогой с детства природы. «Природа родных мест, связанных с детством и юностью, лучшей порой жизни, служит одним из источников формирования определенных представлений о прекрасном, без которых нет настоящего полнокровного патриотического чувства. Недаром человека, находившегося в дали от родины, природа радует постольку, поскольку она напоминает ему родные пейзажи, родной народ»[3]. Но «сама по себе любовь к природе, лишенная социального содержания, может быть выражением простой мещанской сентиментальности далекой от подлинного патриотизма. Если мы даже просто любуемся Амударьей, природой Хумсана или селом Наная, восхищаемся историческими памятниками древней Хивы Ичан–кала или Самарканда все равно наши чувства адресуются не только к самой реке, природе, историческим памятникам, но и великим народным свершениям, к труду на ее (Амударья) берегах»[4], к преобразованиям, которые осуществляются в деревне и городах.

Как справедливо отметил президент Республики Узбекистан И.А. Каримов: «Необходимо быть верным сыном Узбекистана, беречь и надёжно защищать свою Родину, не щадить на славном пути своих сил, а если потребуется – пожертвовать своей жизнью»[5].

Герои, патриоты и нравственные идеалы нужны обществу для того, чтобы люди ощущали свое единство, сплоченность как социум, народ, нация, чтобы каждый мог определить свое место и мог реализовать свой творческий потенциал. В образе героев, патриотов, нравственных идеалов общество видит свое будущее, свое социально–духовное развитие, перспективу, поэтому каждое общество создает своих героев, патриотов и идеалы. Быть нравственным идеалом, и заключается этическая ценность такой категории как героическое.

Идеал – продукт чистого сознания, но, тем не менее, он обладает творческой силой – силой, созидающей новые формы жизни. Нравственные идеалы могут быть подвергнуты оценке лишь по их нравственному достоинству. Патриот, став нравственным идеалом, служит образом поведения, способствует пониманию смысла жизни. «Нельзя утверждать – пишет О.В.Лакцев, что человек – механический продукт социальной среды. Из одной и той же среды выходят разные люди. Ломоносов, например, стал тем, кем он стал, наперекор среде, вопреки ей. Есть какая – то внутренняя сила, преодолеть которую среда не в состоянии. В одних людях это есть, в других нет»[6].

Возникает вопрос, как быть с нравственным идеалом, который направляет поведение и поступки человека? Существуют ли факты влияния космоса на выбор нравственного идеала, на нравственные поступки? Неужели человек сам, осознанно и целенаправленно не способен изменить социальную среду, жизнь? Если активность человека зависит от влияния космических сил, то почему они по-разному влияют на поведение человека? По нашему мнению, активность человека зависти от него самого, от его жизненной позиции, влияния идеала. Влияние нравственного идеала постепенно накапливается в подсознании человека, в душе его. Оно становится его натурой, природой, день и ночь следит за его поведением. Конечно, нельзя утверждать, что человек пассивный, исполнитель воли и желания идеала, нет, он сопротивляется, отклоняется от линий идеала, старается создать свой мир, свою жизнь. В процессе этого старания человек создаёт свой собственный идеал. Значит, патриот, герой служат некой субъективной моделью для создания собственного идеала. Только таким образом человек адаптируется в социальной среде, а нормы и требования модели сочетает с нормами и требованиями реальной жизни.

Среди множества современных проблем особое внимание в Республике Узбекистан уделяется патриотическому воспитанию молодёжи, формируя у неё нравственный идеал. В связи с этой проблемой перед обществоведами, педагогами и пропагандистами национальной идеи возникают вопросы, кто может быть нравственным идеалом для современной молодёжи Узбекистана? Кто является патриотом и в чём проявляются его социальные качества? Идеального человека не существует. Гармонично всесторонне развитый человек – это утопия. Патриотизм лишь одна из социальных качеств, а не вся гармоническая развитость человека. Патриот не может быть образом, примером для гармоничного развитого человека.

Эти вопросы волнуют каждого мыслящего человека, и он старается найти ответы из реального мира. Вымышленные образы, герои мифов, сказок его не устраивают, он старается найти примеры из объективного мира. Если он не может найти, он впадает в уныние, пессимизм, для него жизнь теряет смысла. Вот почему каждому молодому человеку, который хочет найти смысл жизни, нужен идеал. Как отмечает С.Агзамходжаева, человек стремится к общественному идеалу для того, чтобы найти правильный путь в лабиринте сложной жизни и способы самореализации[7]. Если исходить из этой концепции, то можно утверждать, что патриот, становясь идеалом нравственного поведения, помогает личности найти свой жизненный путь в лабиринте жизни и таким образом реализовать свой потенциал.

Интересные примеры приводят наши респонденты, отвечая на вопрос «Что для вас ценнее в поведении патриота неосознанный риск, самопожертвование или осознанная осторожность, сохранение своего здоровья?». Большинство респондентов (61%) ответили, что ценнее всего осознанная осторожность. По их мнению, ценнее жизни нет ничего. Человек, потерявший здоровье, может остаться на всю жизнь калекой, инвалидом, непригодным для полноценной жизнедеятельности. От «неосознанного подвига» мало пользы не только для него, но и для его окружающих, общества. Социуму нужны здоровые, активно участвующие в решении социальных и материальных проблем, люди; 32% респондентов поддерживают «благородный риск» и «благородное самопожертвование». Благодаря этим людям в обществе существуют нравственные понятия, такие как: «добро», «альтруизм», «человеколюбие», «взаимопомощь», «братство», «дружба», «любовь» и.т.д. Среди респондентов оказалось много девушек (87%). Видимо девушки интуитивно чувствуют, что для создания крепкой и дружной семьи, продолжения рода, воспроизводства детей и для их воспитания, нужно самопожертвование мужчин, их альтруизм, помощь, любовь.

Гипотеза предполагает, что парни, мужчины должны были бы поддерживать риск, самопожертвование как возможность самореализации, а ответы показывают, что они поддерживают (74%) «осознанную осторожность». Для этой части молодёжи подвиг, сопровождаемый риском и самопожертвованием, является «неразумным поступком», и они считают жизнь и здоровье превыше всего.

Конечно, ответы наших респондентов нельзя абсолютизировать, считать их абсолютной истиной. Мнение молодёжи изменчиво, оно иногда выражает сиюминутное настроение и может меняться в противоположную сторону. Тут необходимы эффективные методы педагогического воздействия.

Сегодня нужны люди, преданные идее национальной независимости Узбекистана, люди высокой духовной культуры, настоящие творцы материальных ценностей, специалисты современного типа, патриоты, готовые самоотверженно защищать демократические завоевания узбекского народа. Демократические успехи, достигнутые в годы независимости, сами собой не станут достоянием всех людей, всего общества без людей, самоотверженно отстаивающих и умножающих демократические ценности. Только человек, любящий не только демократию, а также свой народ и свою Родину, мог бы самоотверженно бороться против диктатуры, тирании за победу демократии.

От патриота невозможно требовать, чтобы он проявил героический поступок, исключительный подвиг, неординарное поведение. Патриот может жить тихо, скромно, даже незаметно для других, но его целеустремленность, самоотверженный труд, постоянный поиск и непрерывное совершенствование квалификации, обогащение жизненного опыта не останется незамеченным. Он может быть не разговорчив, не умеющий хвастаться, не любящий демонстрировать успехи, даже избегать людей и их общество, но вся его деятельность, все его мысли направлены на служение своей профессии и через нее своему народу и своей Родине. Патриот герой в том смысле, что вся его жизнь отдана на служение своей профессии, а через совершенствование в ней служению народу и Родине. Патриот не только защитник границ Родины или защитник прав (правозащитник), но и труженик. Патриоты – труженики тоже своеобразные герои, как защитники Родины, они герои каждый в своей сфере. Первый отдает свои силы и умения, чтобы создать материальные и духовные богатства. Второй защищает границы Родины; первый думает об улучшении благосостояния народа, а второй – о сохранении независимости Родины и укреплении мира. Обществу нужны патриоты–защитники Родины и патриоты–труженики.

В формировании нравственного идеала у молодежи большую роль играют патриоты – художники и патриоты – мыслители. «Творчество стало сугубо индивидуальным делом, так как общество разделилось на творцов и потребителей искусства. Подобное разделение создало возможность, с одной стороны, для углубления профессионализма, с другой – для отрыва искусства от жизни. Сложилась известная мистификация художественного таланта, которая высоко вознесла его над остальными людьми. Но было бы ошибочным видеть причину глубокого почитания искусства только в этом. Здесь срабатывает социологический фактор всеобщности творческих открытий. Каждый ценитель искусства в какой-то степени видит в творчестве художника реализацию своей неразвитой способности воплощать в материале произведения богатства чувств, переживаний, мыслей. Недаром говорят, что «каждая прожитая жизнь – это ненаписанный роман, несозданная симфония, картина»[8]. Патриот–художник – это человек, превративший мечты и свершения своего народа в высокохудожественное произведение: читая его, восхищаемся талантом не только художника, но и героизмом его народа. Потому что патриот-художник «выступает своеобразным представителем и выразителем духовной способности всех людей, своего народа, и его индивидуальная деятельность приобретает значение всеобщности, всенародности»[9].

Герой войны, народный художник Узбекистана Самир Абдуллаев (1917-1998) создал много портретов героев труда, творчества и войны. Его портреты «Генерал Собир Рахимов», генерал-лейтенанты Ф. Нархужаев, Б. Сирожиддинов, С. Охунжанов, полковник С. Касымов, героев войны Ф. Матвеева, Б. Эргашева, Ш. Умарова, героев труда Д. Афзалова, С. Синдорова, Ж. Кучиева и полотно «Ветеранлар учрашуви» («Встреча ветеранов») вызывают восхищение. Объективное, реалистическое изображение свидетельствует о высоком таланте художника. Смотря на эти портреты видишь, насколько велик дух людей, увидавших все ужасы Второй мировой войны, но не потерявших человеколюбия, проявивших искреннюю любовь к свободе и отчизне. Эти социальные качества своих земляков С. Абдуллаев сумел передать в этих портретах[10]. В создании этих портретов С. Абдуллаев сам выступает как патриот-художник.

Патриотами – художниками являются также такие крупные деятели искусства и культуры Узбекистана Л. Саримсакова, М. Карыякубов, А. Хидоятов, Г. Аъзамов, Ш. Бурханов, О. Ходжаев, М. Рахимов, С. Эшантчураева, Х. Насирова, З. Мухаммажанов, С. Кабулов, К. Ярматов, Р. Хамраев, Т. Жалилов, Ю. Ражаби, К. Атаниязов, М. Узаков, Д. Давидова, Тамарахоним, М. Тургунбоева, Г. Измайлова, Б. Кариева, У. Тансикбаев, Ч. Ахматов, Р.Ахмедов, М.Буласов и многие другие, чья жизнь и талант были посвящены воспеванию своей Родины, служению делу духовно-нравственного обогащения народа, развитию национальной культуры.

Патриоты-мыслители, не боясь лишений, притеснений, мракобесия, тирании, искали истину, справедливость и добро. Жизнь их – непрерывная борьба. Они глубоко верят в торжество добра и справедливости, воспевают свободу и гуманизм, верно, служат идеалу. Патриотов-мыслителей достаточно у узбекского народа, чьи имена сегодня вписаны золотыми буквами в историю мировой культуры. Фараби, Беруни, Ибн Сина, Улугбек, Бехзод, Али Кушчи, Маргинани, Фергани, Самарканди, Насафи, Фитрат, Кары Ниязов, И.М. Муминов. Они не только искали истину, но и не боялись высказать её в лицо тирану или тоталитарному режиму. Для них ни слава, ни почет, ни деньги, а истина, ее поиск доставляли огромное удовольствие. Защищая истину, они самоотверженно служили науке, Родине, будущему.

Библиография:

  1. Каримов И.А. Мыслить и работать по-новому. Т.5.- Т.: Изд-во «Узбекистан» 1997.
  2. Ланцев О. В. О смысле жизни и идее пассионартности // Миллий истиқлол ғояси ва мафкураси: фалсафий ва ҳуқуқий жиҳатлар. –Тошкент: Фалсафа ва ҳуқуқ институти нашриёти, 2001.
  3. Агзамходжаева С. Ижтимоий идеал ва маънавий ҳаёт. –Тошкент: Фалсафа ва ҳуқуқ институти нашриёти, 2008.
  4. Шокиров Ў., Ашрафий Ф., Шокирова И., Ўзбекистон маданияти намоёндалари. –Тошкент: А. Қодирий номидаги Халқ мероси нашриёти, 2001.
  5. Свердлин М., Рогачев П. Патриотизм и современный прогресс. М.: Знание, 1985.
  6. Рябов В. Ф. Наш духовный мир. –Лениздат, 1987.
  7. Словарь по этике. М: Политиздат, 1981.

 

[1] Словарь по этике. М: Политиздат, 1981. –С. 243.

[2] Там же.

[3] Свердлин М., Рогачев П. Патриотизм и современный прогресс. –М.: Знание, 1985. –С. 7.

[4] Там же.

[5] Каримов И. А. Мыслить и работать по-новому. Т.5. –Ташкент: Узбекистан, 1997. –С. 215.

[6] Ланцев О. В. О смысле жизни и идее пассионартности // Миллий истиқлол ғояси ва мафкураси: фалсафий ва ҳуқуқий жиҳатлар. –Тошкент: Фалсафа ва ҳуқуқ институти нашриёти, 2001. –Б. 35.

[7]Агзамходжаева С. Ижтимоий идеал ва маънавий ҳаёт. –Тошкент: Фалсафа ва ҳуқуқ институти нашриёти, 2008. –Б.14–18.

[8] Рябов В. Ф. Наш духовный мир. –Лениздат, 1987. –С. 84–85.

[9] Там же.

[10] Шокиров Ў., Ашрафий Ф., Шокирова И., Ўзбекистон маданияти намоёндалари. –Тошкент: А. Қодирий номидаги Халқ мероси нашриёти, 2001. –Б. 154–156.

 

Loading