Зыбуновская Наталья Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС)
научный сотрудник Центра социально-политического мониторинга Института прикладных экономических исследований
Zybunovskaya Natalia Vladimirovna
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)
Research associate of the Center for Social and Political monitoring, Institute of Economic Research
E-Mail: nzyb@mail.ru
УДК – 339.19
Особенности участия предпринимателей в ненаблюдаемой («серой») экономической деятельности
Аннотация. Статья основана на результатах социологического мониторинга, характеризующего масштабы развития ненаблюдаемой («серой») экономической деятельности, осуществляемого с 2001 г. научным коллективом Центра социально-политического мониторинга РАНХиГС (до 2012 г. Социологический центр РАГС).
Ключевые слова: административные барьеры, бизнес, неофициальные выплаты, предпринимательская деятельность, «серая» экономика, «теневая» экономика, частное предпринимательство.
Features the participation of entrepreneurs in non-observed («gray») of economic activity
Summary: This article is based on the results of sociological monitoring of the extent of the non-observed («gray») of economic activity. Monitoring is carried out since 2001, a research team of the Center for Social and Political monitoring, RANEPA.
Keywords: administrative barriers, business, unofficial payments, entrepreneurial activity, «gray» economy, the «shadow» economy, private entrepreneurship.
Особенности участия предпринимателей в ненаблюдаемой («серой») экономической деятельности
Предпринимательская деятельность является основой экономической стабильности страны, залогом ее успешного экономического развития. Эта особая сфера трудовой деятельности способствует улучшению делового климата в стране, формированию конкурентной среды, решению социальных задач, включая улучшение условий труда, повышение уровня заработной платы. Вместе с тем, этот социально активный вид деятельности приносит преимущества и самим предпринимателям — дает возможность самореализации в инициативной, самостоятельной и творческой деятельности: поиске новых, более эффективных ниш для ведения бизнеса, новых организационных решений, и вместе с тем позволяет улучшить материальное благосостояние. Именно достижение коммерческого успеха, получение максимальной финансовой выгоды лежит в основе предпринимательской деятельности.
Результаты опроса, проведенного в 2013 г.,[1] показывают, что граждане, занимающиеся частным предпринимательством (производством товаров, торговлей, оказанием платных услуг и т.д.) существенно выигрывают в сравнении с не занимающимися предпринимательской деятельностью по таким позициям, как уровень материального благосостояния, положение в обществе.
Вместе с тем, немногие граждане включены в предпринимательскую деятельность.
Как показывают данные исследования, так или иначе имеют отношение к частному предпринимательству 18,7% опрошенных. При этом среди данной группы по частоте занятия предпринимательством респонденты распределились следующим образом: половина постоянно ведет данную деятельность, почти треть – нерегулярно, пятая часть — очень редко.
Помимо отмеченной слабой вовлеченности граждан в сферу частного предпринимательства данные опроса показывают, что деятельность многих предпринимателей осуществляется неформально. Почти каждый второй из тех, кто ведет предпринимательскую деятельность, официально эту деятельность не регистрирует. Наиболее распространена неформальная деятельность в сфере строительства и предоставления услуг в области здравоохранения и образования.
О включенности предпринимателей в «теневые» финансовые схемы свидетельствуют также данные о распространенной практике неофициальной выплаты заработной платы. 31,7% работодателей признались, что они постоянно или время от времени выплачивают заработную плату «мимо кассы».
Как видно из приведенных данных, область предпринимательской деятельности функционирует со значительными проблемами, связанными с ее востребованностью и легализацией. Отчасти эти проблемы обусловлены объективными препятствиями, то есть трудностями ведения предпринимательской деятельности, отчасти – субъективными факторами: доминирующей мотивационной направленностью и ситуативными интересами предпринимателей.
Объективные причины «теневой» экономической деятельности от самих предпринимателей практически не зависят. К ним относятся внешние условия развития бизнеса, в частности, особенности реализации государственной политики в данной области. Среди них высокий уровень налогообложения, несовершенство и нестабильность законодательной базы, коррупция в органах власти и др.
Как показывают данные исследования, первое место среди трудностей ведения предпринимательской деятельности по оценкам всего трудоспособного населения занимает материальная составляющая: большие налоги и отсутствие достаточных материальных средств. Проблема недостатка финансовых ресурсов «пугает» потенциальных участников предпринимательской деятельности, существенно сказывается на возможности легализации бизнеса как на начальном этапе его организации, так и в процессе функционирования предприятия.
Наличие больших налоговых отчислений является главной проблемой ведения бизнеса для граждан, имеющих неудачный опыт предпринимательской деятельности, и тех, кто постоянно занимается предпринимательством. Реальные условия осуществления предпринимательской деятельности заставляют предпринимателей уводить свой бизнес в неформальную сферу экономики, чтобы избежать закрытия предприятия, добывая средства для его существования, не уплачивая при этом обязательные налоговые платежи.
Следует отметить, что за годы реформ 2000-ых гг. указанные проблемы остались первостепенными для большей части занятого населения (Рис. 1).
Значительно затрудняет предпринимательскую деятельность сложность бюрократических процедур: получение различного рода разрешений, лицензий, сертификатов и др. Немало опрошенных заявляют об отсутствии опыта и недостатке необходимых знаний, однако данная проблема касается преимущественно начального этапа организации бизнеса.
Основные трудности частной предпринимательской деятельности
(в % от общего количества опрошенного экономически
активного населения) [2]
Рис.1
Помимо отмеченных трудностей организации и ведения бизнеса, можно отметить позитивные тенденции: сокращение фактов вымогательства со стороны чиновников и рэкета со стороны преступных групп. Количество таких ответов с 2001 г. по 2013 г. уменьшилось соответственно в два и три раза.
Результаты мониторинга показывают увеличение доли ответов о конкуренции в сфере предпринимательства. Добросовестная конкуренция является основой рыночных отношений. Она хотя и создает трудности для предпринимателя, но вместе с тем является двигателем для творческого, клиентоориентированного бизнеса. Конкуренция защищает рынок от недобросовестных компаний, выпускающих низкопробную продукцию или предоставляющих некачественные услуги.
Отмеченные позитивные моменты хотя и говорят о некотором улучшении условий ведения бизнеса, но не снимают указанных проблем.
Так, весьма рано говорить о решении проблемы неофициальных выплат чиновникам за их услуги. О выплатах «в конверте» или подарках различным чиновникам сообщают 41,1% предпринимателей, в то время, как среди граждан, не имеющих отношения к занятию бизнесом, такие ответы встречаются значительно реже – 12,9% (Рис.2).
Факты неофициальных выплат и подарков чиновникам за их услуги
(в % от общего количества респондентов по каждой из
выделенных категорий)
Рис.2
В этой связи можно также привести результаты опросов представителей бизнес-структур 2010 и 2011 гг., [3] которые демонстрируют наличие коррупционных контактов предпринимателей с представителями контрольных органов. Так, по результатам опроса 2010 г., только при проведении контрольных проверок 23,4% опрошенных имели опыт неофициальных выплат (в денежном выражении или подарками) представителям органов государственного контроля и муниципального управления, в 2011 г. таких ответов стало меньше: 12,1%.
По мнению респондентов, контрольные проверки создают определенные барьеры для ведения предпринимательской деятельности. По данным опроса 2013 г., каждый пятый респондент отметил в качестве трудности занятия частным предпринимательством большое количество проверок о стороны контролирующих органов.
В опросе 2011 г. были выявлены основные административные барьеры для организаций, связанные с контрольно-надзорными мероприятиями. Наибольшие проблемы доставляют предпринимателям налоговый контроль, противопожарный надзор, контроль в сфере здравоохранения, санитарный надзор и контроль в сфере потребительского рынка.
Несмотря на наличие указанных преград для бизнеса, данные опроса демонстрируют стремление предпринимательского сообщества к легализации своей деятельности. Как показывает рисунок 3, доля граждан, регистрирующих предпринимательскую деятельность, существенно возросла за период с 2001 по 2013 год.
Безусловно, возможность жить спокойно, в условиях порядка и законности является естественным стремлением людей, в том числе это касается и ведения бизнеса. Стимул осуществлять деятельность в соответствии с официальными правилами, когда она открыта и прозрачна, связан с вопросом персональной безопасности предпринимателя. Кроме того, существенно ограничиваются возможности функционирования и развития предприятия, находящегося «в тени» (получение кредитов, продвижение компании на рынке и др.).
Юридический статус предпринимательской деятельности
(в % от количества респондентов, занимающихся частным предпринимательством)
Рис. 3
Полученные результаты подтверждают данные официальной статистики, свидетельствующие о росте количества зарегистрированных предприятий. Так, например, анализ данных по численности юридических лиц — малых предприятий (включая микропредприятия) показывает, что за десятилетие произошел их существенный рост: от 882,3 тыс. предприятий в 2002 г. до 2003,0 тыс. предприятий в 2012 г. [2,3].
Намеченные за последнее десятилетие положительные сдвиги обусловлены общим улучшением условий функционирования частных предприятий, в том числе связаны с совершенствованием законодательства в сфере бизнеса.
За указанный период принято немало нормативных документов, определяющих контуры правового поля российского бизнеса.
Так, например, принятие Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» стимулировало разработку и реализацию в субъектах Российской Федерации целевых программ финансовой поддержки малых предприятий.
Одной из мер по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности является принятый в 2008 г. Федеральный закон №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». По оценкам более 50% опрошенных предпринимателей (по результатам опросов 2010 и 2011 г.) принятие данного закона улучшило защищенность организаций от произвола контролирующих органов.
На период 2013-2020 гг. принята подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», направленная на стимулирование граждан к предпринимательской деятельности, обеспечение доступности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства [1].
Вместе с тем, в последние несколько лет можно отметить и не вполне продуманные инициативы государства в отношении бизнеса, зачастую не отражающие запросы предпринимателей. Среди них увеличение размера социальных платежей для индивидуальных предпринимателей, изменение принципов упрощенных режимов — появление нового дополнительного налога на недвижимость, осложняющего существование малого бизнеса и др. По данным общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», в результате подобных преобразований количество индивидуальных предпринимателей в 2013 г. сократилось на 20%, 20 млн. экономически активных россиян работают вне правового поля. [4]
Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, часто меняется, предприниматели не знают какие издержки потребует от них система контроля и налогообложения, в связи с чем они не могут рассчитать риски бизнеса, и официально оформленная экономическая деятельность для них становится более опасной и затратной, чем неформальная. Не случайно каждый второй опрошенный считает, что законы, регулирующие экономику, в нашей стране не исполняются.
Если рассматривать группу потенциальных предпринимателей, то можно отметить невысокую распространенность стремления создать собственный бизнес. Больше половины опрошенных не хотят создавать свое частное дело. Лишь у 3,8% респондентов собственный бизнес в ближайших планах, еще 28,8% озвучивают такое желание, но с различными оговорками. В сравнении с данными опроса 2001 г. (Рис.4) уменьшилось количество респондентов, которые хотят открыть собственный бизнес, заявляя при этом об отсутствии у них такой возможности. Вместе с тем, увеличилась доля категорично отрицающих желание иметь свое частное дело. Такое перераспределение оценок является весьма тревожным фактом, поскольку оно свидетельствует о возросшей уверенности граждан в том, что при существующих условиях занятие бизнесом — труднореализуемое и невыгодное мероприятие.
Желание граждан создать свое частное дело (в %)
Рис. 4
В ходе опроса была также выявлена группа респондентов, ранее предпринимавших попытки заняться частным предпринимательством, однако их начинания не увенчались успехом. Из общего числа опрошенных доля таких людей составила 4,6%.
В таких условиях трудно решаемой становится задача, которую поставил Президент страны В.В. Путин – увеличение числа модернизированных рабочих мест за счет предпринимательской активности.
Предпосылки вовлечения предпринимателей в «теневую» сферу экономики, кроме внешних условий, связаны также с субъективными факторами. К субъективным мотивам относится как естественная борьба за выживание и повышение уровня своего материального благосостояния, так и стремление предпринимателя к неадекватному обогащению, что находит поддержку в обществе с развитыми коррупцией и бюрократией.
В первом случае предприниматели вынужденно решаются на поведение, идущее вразрез с традиционными моральными нормами, но экономически выгодное, позволяющее «удержать наплаву» свое предприятие и достойно обеспечить свою семью. Напротив, мотивация, связанная с жаждой личного обогащения, обусловлена бытующей в обществе установкой на владение деньгами и материальными ценностями, что является первостепенным условием обеспечения социального положения и престижа в обществе.
Теневые процессы в социально-профессиональных отношениях в целом связаны с правовым нигилизмом и прагматическими ценностями, доминирующими в российском обществе. В общественной морали не осуждается, а находит поощрение направленность на достижение максимальной финансовой прибыли любыми путями. Обман государства рассматривается как общественно-приемлемое поведение. В таких условиях затруднительно изменить негативные стереотипы предпринимательского поведения.
Среди предпринимательского сообщества нередко поощряются незаконные методы достижения прибыли, в том числе выполнение «левой» работы, наем работников без официального оформления трудового соглашения, неуплата налогов. Так, вполне нормальной считают «левую» работу в рабочее время 18,7% занимающихся частным предпринимательством. 37,5% — отвечают, что данное явление «в принципе ненормально, но и не зазорно», тем самым выражая свою поддержку данной формы трудовой деятельности.
Особенно морально оправдывается такая социальная «норма», как неуплата налогов. Вполне терпимо предприниматели относятся к торговле, а также выполнению строительных, ремонтных и других работ с получением неофициальных выплат («из рук в руки»). Указанные явления поддерживают 27 и 50% опрошенных предпринимателей соответственно.
Кроме того, 30,1% предпринимателей считают допустимым («вполне» или «отчасти») уклонение от уплаты налогов крупными бизнесменами, и 60,6% — допускают финансовые махинации людей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Причем эти оценки существенно выше, чем оценки граждан, не занимающихся предпринимательством (Таблица 1).
Таблица 1 — Распределение ответов на вопрос «Допустимо или нет, по Вашему мнению, когда полностью или частично уклоняются от уплаты налогов следующие люди?»
(в % от общего количества респондентов по каждой из
выделенных категорий)
Предприниматели | Граждане, не занимающиеся предпринимательской деятельностью | |
Крупные бизнесмены | ||
Вполне допустимо | 11,7 | 3,3 |
Отчасти допустимо | 18,4 | 12,3 |
Совершенно недопустимо | 62,5 | 75,2 |
Затрудняюсь ответить | 7,4 | 9,2 |
Люди, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью | ||
Вполне допустимо | 24,1 | 8,8 |
Отчасти допустимо | 36,5 | 29,1 |
Совершенно недопустимо | 31,1 | 48,6 |
Затрудняюсь ответить | 8,3 | 13,5 |
Более чем в два раза расходятся оценки предпринимателей и граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью, в отношении пользы для общества экономической деятельности, нерегистрируемой в государственных органах (Рис.5).
Мнения респондентов о значении для российского общества нерегистрируемой экономической деятельности
(в % от общего количества респондентов по каждой из
выделенных категорий)
Рис. 5
В целом, данные опроса показывают, что предприниматели чаще граждан, не имеющих отношения к бизнесу, дают положительные оценки различным явлениям неформальной экономики, более активно участвуют в теневых процессах.
Таким образом, результаты исследования позволяют актуализировать некоторые проблемы предпринимательской деятельности, выявить особенности участия представителей бизнеса в «теневой» экономике.
На развитие и легализацию предпринимательства существенным образом влияют объективные факторы: отсутствие достаточных материальных средств, высокая налоговая нагрузка и распространение административных барьеров. Отмечаются негативные явления в отношениях власти и бизнеса, проявляющиеся в давлении различных органов власти на предприятия, коррупционных связях.
При этом определенные усилия со стороны государства существенным образом сказываются на улучшении предпринимательского климата. Исследование выявило тенденцию к выходу бизнеса из «тени»: за последнее десятилетие наблюдается увеличение числа официально зарегистрированных предприятий.
Вместе с тем, бытующие в обществе моральные нормы, оправдывающие деформации правовой культуры в социально-профессиональных отношениях, затрудняют возможные изменения негативных стереотипов предпринимательского поведения. Поэтому помимо эффективного контроля сверху, создания оптимального климата для бизнеса и снижения уровня издержек функционирования предприятий, требуется улучшение нравственного климата и правового сознания в сфере экономических отношений.
© Зыбуновская Н. В., 2014
ЛИТЕРАТУРА
- Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. № 467-р. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70350078/ (дата обращения: 09.09.2014).
- Малое предпринимательство в России. 2003: Стат.сб./ М 19 Росстат. — M., 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139841601359 (дата обращения: 09.09.2014).
- Малое и среднее предпринимательство в России. 2013: Стат.сб./ М 19 Росстат. — M., 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139841601359 (дата обращения: 09.09.2014).
[1] Социологический опрос осуществлен в рамках мониторинга, проводимого Центром социально-политического мониторинга РАНХиГС с 1990 года (до 2012 г. Социологический центр РАГС).
Опрошены 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 20 субъектах Российской Федерации по выборке, репрезентирующей работников основных видов экономической деятельности, занятых на предприятиях различных форм собственности.
Опрос проведен с 18 по 24 июня 2013 года в Республиках Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Краснодарском, Пермском, Ставропольском, Хабаровском краях, Архангельской, Белгородской, Воронежской, Иркутской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Оренбургской, Ростовской, Саратовской, Свердловской, Челябинской областях, гг. Москва и Санкт-Петербург.
[2] Результаты исследования 2013 г. приведены в сопоставлении с материалами опросов экономически активного населения Российской Федерации в возрасте 18 лет и старше, проведенных по сопоставимой методике в рамках социологического мониторинга «теневой» экономической деятельности.
В исследованиях 2001 и 2003 гг. некоторые позиции не изучались.
[3] В 2010 и 2011 гг. было опрошено по 1200 представителей бизнес-структур в 12 субъектах Российской Федерации. Опросы проводились в Красноярском, Ставропольском, Хабаровском краях, Волгоградской, Воронежской, Иркутской, Курганской, Нижегородской, Самарской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, гг.Москва и Санкт-Петербург.
[4] По словам Первого вице-президента организации «ОПОРА РОССИИ» В. Корочкина [Электронный ресурс]. URL: http://new.opora.ru/news/federal/535-v-proekte-osnovnykh-napravlenij-nalogovoj-politiki-rf-na-blizhajshie-gody-ne-uchityvayutsya-interesy-msp (дата обращения: 09.09.2014).