Клюев Александр Сергеевич. ПО КОМ ЗВОНИТ РУССКИЙ КОЛОКОЛ?

Клюев Александр Сергеевич

Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена

доктор философских наук, профессор

Российский институт истории искусств

ведущий научный сотрудник

Klujev Aleksandr Sergeevich

The Herzen State Pedagogical University of Russia

Doctor Habil. in Philosophy, Full Professor

The Russian Institute of Art History

Leading Researcher

E-mail: aklujev@mail.ru

УДК – 281.93/783

 

ПО КОМ ЗВОНИТ РУССКИЙ КОЛОКОЛ?

 

Аннотация: Статья посвящена значению русского колокола и представляет собой статью особого жанра: статью-вопрошание.

Раскрывается связь звучания русского колокола с молитвенным пением, а также Вселенский характер русского колокольного звона.

Ключевые слова: русский колокол, молитвенное пение, человек, мир, Бог, Россия.

 

FOR WHOM DOES THE RUSSIAN BELL RING?

 

Abstract: The article is devoted to the meaning of the Russian bell and is an article of a special genre: an article-asking. Russian bell’s connection with prayer singing is revealed, as well as the Universal character of Russian bell ringing.

Key words: Russian bell, prayer singing, man, world, God, Russia.

 

Предлагаемая статья, в известном смысле, – продолжение опубликованной нашей статьи «О русскости русской музыки» [1] (1). В опубликованной статье обращалось внимание на то, что русский колокольный звон – наиболее яркое воссияние знаменного пения – основного вида русского православного пения [1, с. 72].

Действительно, звучание русского колокола – ярчайшее выражение (воссияние) знаменного пения. Но знаменное пение – молитвенное пение, а следовательно, звучание колокола есть колокольное молитвенное пение (2). И это колокольное молитвенное пение является квинтэссенцией, обобщающим выражением молитвенного пения в России (3).

Особенность звучания колокольного молитвенного пения – его Вселенский характер, что подтверждается присутствием в звучании русского колокола звучания молитв, используемых в других религиях, в частности, звука Ом, пропеваемого в индуизме и буддизме. Как указывает бельгийский исследователь Йо Хаазен, звучание русского колокола воспроизводит звук Ом: «Наш современный притупившийся слух, увы, не так чувствителен… Но, если вы всерьёз захотите проверить свою способность к этому (слушанию. – А.К.), сядьте спокойно, закройте глаза и пропойте священный звук “Ом”. Тяните его достаточно долго и подберите наиболее подходящую высоту. По истечении некоторого времени вы услышите… созвучие – …чистую терцию. Основной тон звучит из груди… терция – изо рта… а квинта – из головы… Трезвучие… имеет тройственное значение, заключённое в божественном триединстве и отражающееся в человеке, поскольку он создан по образу и подобию своего Создателя (Быт. 1:26).

Хороший колокол – предмет с глубинным смыслом, напоминающий о гораздо большем, чем о времени или о каком-либо событии. Речь идёт о… равностороннем треугольнике: дух – душа – тело, силы которого в равновесном взаимодействии делают жизнь человека гармоничной» [4, с. 114] (4).

Таким образом, можно утверждать, что русский колокол молится за всех, крестит мир!

И это подтверждено экспериментально. Так, в процессе проведения модального анализа конструкции колокола «было отмечено, что (колебания. – А.К.) частей колокола имеют вид эллипсов, колеблющихся в противофазе, то есть (обнаруживаются. – А.К.) два эллипса, оси которых перпендикулярны друг другу (объëмный крест)». Но что интересно! Части колокола не только производили колебания, но и излучали акустическую энергию. Последняя была обнаружена в процессе исследования пространственного распределения интенсивности звука вблизи поверхности колокола. Исследование осуществлялось двумя способами: «В первом случае в 30 мм от поверхности колокола в тех же… точках, в которых определялись спектры виброускорений при модальном анализе… Во втором случае измерительная поверхность представляла собой цилиндр диаметром 600 мм, ось которого совпадала с осью симметрии колокола. В каждой точке, расположенной на боковой поверхности цилиндра, вектор интенсивности измерялся в направлении, перпендикулярном оси симметрии колокола, а в точках на нижней поверхности – в направлении, параллельном оси симметрии колокола… Было выявлено, что по своему виду характеристика излучения акустической энергии напоминает объëмный крест» [3, с. 230-231, 232-233].

Да, русский колокол молится за всех, крестит мир. Но кто русский колокол слышит? – тот, кто жил? живёт? будет жить?.. По ком звонит русский колокол?

 

Литература

 

  1. Клюев А.С. О русскости русской музыки // Традиция в развитии русской культуры и наше время: Сб. материалов Всероссийской научной онлайн-конференции с международным участием, организованной РИИИ и Институтом Наследия, прошедшей 17-18 ноября 2023 года в рамках цикла «Русская цивилизация в исторической ретроспективе и перспективе». М.: Институт Наследия, 2024. С. 66-74. [Перепеч.: Вопросы культурологии. 2024. T. XXI. № 10. С. 897-903.]

aklujev.ru/85.pdf

  1. Никаноров А.Б. Колокольня с нотным звоном // Сообщения Ростовского музея. Выпуск VII. Колокола и колокольни Ростова Великого. Ярославль: Фонд гражданских инициатив «Содействие», 1995. С. 5-17.
  2. Нюнин Б.Н., Юдин С.И. Исследование виброакустических характеристик колоколов // Колокола сии сооружали мастера ЗИЛа и иные трудники. М.: Московский Политех, 2022. С. 226-236.
  3. Хаазен Й. Тайны колоколов // Музыка колоколов: Сб. исследований и материалов. СПб.: РИИИ, 1999. С. 113-117.
  4. Худоносов М.И. О значении колокольного звона в православной русской церкви. Оренбург: типо-лит. Тург. обл. правл., 1900. – 13 с.
  5. Ярешко А.С. Колокольные звоны России: история, стилистика, функциональность в синтезе храмовых искусств. Саратов: Саратовская государственная консерватория, 2005. – 283 с.
  6. Klujev A. About the Russianness of Russian music. In: The Poetry Tribune. 2025. Issue No. 3, pp. 5-9 (România).

https://ru.scribd.com/document/842024562/The-Poetry-Tribune-Issue-No-3-NEWSPAPER?fbclid=IwY2xjawJNHPVleHRuA2FlbQIxMAABHbl29wI9K12UgieGf7MX1p0EkqJcSzbmxxZAjyA1ozerza5tQn7NupC4Kg_aem_1n9mRgM8u72S09JM2u5EFg.

  1. Klujev A. La russicità nella musica russa: un viaggio attraverso tradizioni ortodosse e suoni secolari. In: TOTA PULCHRA NEWS. 14.10.2024.

totapulchra.news/russicita-…

  1. Klujev A. Sulla russicità della musica russa: un’introduzione. In: Magazine Fondazione Nikolaos. 2024. № 29, pp. 21-29.

aklujev.ru/86.pdf

(1) Издания статьи на английском и итальянском языках: [7; 8; 9].

(2) О том, что звучание колокола можно считать молитвенным пением, делает вывод А.Б. Никаноров: «Иногда такие звоны могли быть мелодически и ритмически подобны отдельным фразам и даже целым фрагментам бытовавших в то время литургических… песнопений, интонации которых сохранялись и в более поздних колокольных композициях. Об этом сообщается некоторыми авторами, как о старинных преданиях: “… было время, когда у нас в некоторых церквах звонили по ‘нотам’ (выражение звонарей), например, ‘Господи, помилуй!’, ‘Святый Боже…’ и проч., об этом говорят изустные предания стариков-старожилов”. “С восхищением передают, что некогда был устроен особенный звон, нарочито подобраны были колокола, так, что можно было производить звон по нотам, выражавшим некоторое церковное песнопение”» [2, с. 12].

(3) Если обычное молитвенное пение выражало общение человека с Богом, что подчёркивалось уподоблением поющих в храме поющим на небе ангелам, окружающим Престол Бога, то колокольное молитвенное пение, по сути, означало единение человека с Богом, о чём свидетельствовало уподобление звучания колокола гласу Бога. Как писал священник Максим Худоносов, «в могучем звоне церковного колокола чувство верующего воспринимает глас Господен в крепости, глас Господен в великолепии, глас Господа, сокрушающего кедры, глас Господа, сотрясающего пустыню (пс. 28). Это значение колокольного звона сознаёт народ, когда звон называет гласом Божиим… Звон церковный получает в душе определённый смысл, вызывает или сопровождает определённые чувства, дополняет собою и усиливает душевное состояние…» [5, с. 1, 3].

(4) То, что русский колокол воссоздаёт звук Ом, фиксирует и А.С. Ярешко. По мнению учёного, «звуковое выражение колокола – “Ом”… с твёрдым акцентным произношением гласной “о” (в русской транскрипции – “бом”)… – это… многократное (утверждение. – А.К.) – Бог! (Ом, Он, Бом, Бог – это различные звуковые выражения одного понятия.)» [6, с. 23, 24].

Loading