Погудин Юрий Александрович
Онлайн-студия «Archineo.ru» (Зеленоград)
Педагог-руководитель студии
Pogudin Yuri Alexandrovich
Online studio “Archineo.ru” (Zelenograd)
Teacher-head of the studio
E-mail: yuripogudin@archineo.ru
УДК: 72.01,
001.51
ВЕЧНОСТЬ КАК СИНТЕЗ ПАМЯТИ И ТВОРЧЕСТВА (О ВЗАИМОСВЯЗИ ДВУХ КОНЦЕПЦИЙ В АРХИТЕКТУРЕ И МАТЕМАТИКЕ)
Аннотация: В работе раскрывается взаимосвязь двух концепций: диалектического архитектурного формообразования и нередукционистской математики, развиваемых на базе эстетики выражения и философии числа Алексея Федоровича Лосева.
Ключевые слова: А.Ф. Лосев, нередукционистская математика, диалектический синтетизм, архитектурное формообразование, прошлое, настоящее, будущее, время, Вечность, память, творчество, люди, Бог.
ETERNITY AS A SYNTHESIS OF MEMORY AND CREATIVITY (ON THE RELATIONSHIP BETWEEN TWO CONCEPTS IN ARCHITECTURE AND MATHEMATICS)
Abstract: The paper reveals the relationship between two concepts: dialectical architectural form generation and non-reductionist mathematics, developed on the basis of aesthetics of expression and philosophy of number by Alexey Fedorovich Losev.
Keywords: A.F. Losev, non-reductionist mathematics, dialectical synthetism, architectural form generation, past, present, future, time, eternity, memory, creativity, people, God.
История не бессмыслица.
Всё в истории спасено;
и не пропадёт
ни одно зерно пшеницы
А.Ф. Лосев [1, 293]
Предлагаемая вниманию дорогих читателей работа посвящена прояснению взаимоотношения двух, с первого взгляда не связанных, концепций – диалектического архитектурного формообразования и нередукционистской математики, необходимость разработки которой в ряде публикаций обосновал Виктор Борисович Кудрин [4].
Обе концепции основаны на эстетике и философии Алексея Федоровича Лосева, раскрытой им в работах: «Античный космос и современная наука», «Диалектика художественной формы», «Диалектика мифа», «Диалектические основы математики» и др.
В одной из предыдущих публикаций выражена интуиция, которая вдохновляет автора на новые поиски в философии и архитектурой теории: «Мир пронизан метафизическими подобиями, связующими его разрозненные части в родственно-смысловое пропорциональное целое. Не обладая математической доказательностью, такие подобия ясно открывают человеческому сознанию бытие-мир в его удивляющей единящей связности и цельности» [12, 153]. Установление корреляционных взаимосвязей между разными областями бытия как на вербально-синтетическом, так и на численно-аналитическом уровне – творческая задача для наук настоящего и будущего.
В диалектическом синтетизме красота логических построений, достигаемая в понятиях, становится источником для новых архитектурных композиций – благодаря выразительной связи (корреляции) двух разных уровней: словесного и визуально-вещественного. Эта связь выражается прежде всего вербально и затем зрительно-ощутительно, как особая логичность формы. В теории нередукционистской математики захватываются еще более широкие области видимого и невидимого миров [6].
В самом широком смысле обе концепции имеют в основании оппозицию создания нового и сохранения созданного. Одна ищет пути формотворчества через корреляцию диалектических построений и образного проектирования, другая – ставит вопрос о воссоздании утраченного через обнаружение и обращение к памяти бытия. С одной стороны, первое возможно потому, что человек – творец как образ создавшего его Господа, второе – через приобщение к Божьему всеведению, таинственно открываемому в ментальном, духовном, невидимом телесными очами мире.
Невидимый мир связан с физическим в том числе через математику. Математика – раньше всех наук. И все её возможные числа, фигуры и отношения от века содержатся в Божьем всеведении. Приобщаясь к математическому миру через новые открытия, ум познает Богозданное бытие, а познав, творит вариации чисел, форм и отношений.
От понимания сути математики зависят пути её дальнейшего развития. Об этом свидетельствует Виктор Борисович Кудрин, подчеркивая, что математика – не результат абстрагирующего вычленения формул из полноты реальности, но, напротив, реалии вещественного мира – выражение законов и закономерностей мира математического, связующего нас с невыразимым духовным миром. «В позитивистской науке Нового времени укоренилось представление, будто события, совершающиеся в мире физическом, – нечто случайное, в противоположность строгим законам, царящим в «отвлеченном» мире математики. В значительной мере это представление вызвано путаницей, возникшей в результате ошибок при переводе греческих философских терминов на латинский язык. Эти ошибки были замечены и некоторыми западноевропейскими мыслителями, но их голос не был услышан, и последствия этих ошибок продолжают оказывать губительное влияние не только на современную философию, но и на методологию математики и естественных наук. Необходимо четко осознать, что такие свойства физического пространства и времени, как структурированность и неоднородность, не случайны, а определяются свойствами пространства математического, первичного по отношению к пространству физическому. Математический мир – не результат «абстрагирования от реальности», как полагает сегодняшнее редукционистское мировоззрение, а та область на границе между миром духовным, реалии которого совершенно невыразимы словами и формулами, и миром, в котором эти реалии становятся выразимыми и познаваемыми, приобретают вещественный статус» [9, 85].
Таким образом, в корне двух концепций обнаруживается глубинная интуиция философии Алексея Лосева. Это восстановление, воссоздание в мысли целостно-диалектической живой органической связи разных слоев, пластов, измерений бытия, нарушенной в мысли формально-логической и узко-прагматической. Пластов и измерений вербального и формального, невыразимого и выразимого, математического и вещественного, не сводимых друг на друга. Чтобы сохранить мир целым и способным к развитию, человеческая мысль не должна превращаться в абстрактного расщепителя бытия на куски, изолируемые для дальнейшего конструирования во множество механизмов (пусть и самых совершенных), не должна редуцировать живое к цифровому, целостное – к формальному, органическое – к техническому. Мир не есть продукт анализа, мир есть живое целое, синтез.
По мысли Виктора Борисовича, «в замысле Божием уже существуют все математические объекты и структуры, как существуют и все события, совершающиеся в мире физическом. Свободно вспоминая эти объекты и структуры, мы тем самым творим их» [8]. Такое представление определяет познание (воспоминание) как творчество, а творчество как познание.
В области архитектурных форм сходное понимание творчества выражает Василий Розанов: «…во всяком месте пространства есть форма каждого данного предмета; и, передвигаясь, он не передвигает с собою свою форму <…>, но, выйдя из нее и через это сделав ее снова потенциальной, вступает в новую форму, одинаковую с прежней по виду, но находящуюся в другом месте пространства – именно в том, куда он передвинулся. Таким образом, кажущееся движение какой-либо формы в сущности есть непрерывное скрытие и обнаружение видимых пространственных форм по пути движущегося вещества – скрытие и обнаружение, сопровождающие выход и вступление этого вещества из одной формы в другую; так что движется вещество, но формы остаются неподвижны» [5, 162-163].
Продолжим мысль Василия Розанова: «Пространство есть актуальное и потенциальное вместилище всей бесконечности всех возможных форм. При таком понимании, архитектор, творя новую форму, актуализирует уже содержащуюся в пространстве потенцию. <…> В эту бесконечность входят как формы гармоничные, так и дисгармоничные. Так же и музыкальные инструменты, например, клавиатура фортепиано, содержат в себе весь потенциал звуков – и благозвучных, и какофоничных»[1] [11].
По слову математика и философа Н.В. Бугаева, «прошлое не исчезает, а накопляется» [цит по: 5]. Перелагая это рассуждение на тему памяти, мы подходим к вопросу: если в Бытии запоминается и хранится всё, то значит, хранятся и негативные события, воспоминание которых для кого-то может быть нежелательным. Какой выбрать путь – стирания отрицательных воспоминаний или преображения их в покаянном очищении?
Псалмопевец говорит: «В Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138: 13-16). Всеведение Божие простирается и в пространстве, и во времени. У Бога «все живы» (Лк. 20:38). Не исчезают ни люди после смерти, ни благие творения человеческих рук и мысли.
Творения людей – поэтические, философские, музыкальные, художественные, архитектурные – суть особые явления, не сводимые на материальные вещи. С точки зрения материальности книга ничем не отличается от табуретки, и ее можно использовать, например, как подставку подо что-то другое. С точки же зрения смысла, книга отличается от табуретки не меньше, чем человек от книги. Книга есть энергия человека, её написавшего. Книга – развёрнутое имя ипостаси человека. И жизнь есть развернутое в материи имя. Книга есть жизнь, и жизнь есть книга, а и то, и другое есть миф как «в словах данная чудесная личностная история», по формуле Алексея Лосева [1, 238].
Нередко встречается представление, что в будущем веке не будет ни времени, ни пространства. Но Апокалипсис говорит о Новом небе и Новой земле, а значит и о Новом времени и Новом пространстве. Вечность исключает время не как дление, а как убыль. Вечность и есть преображенное время, без ухода в прошлое, когда благое только настаёт, но не исчезает. А значит в Вечности есть Будущее, потому что будет вечное познание Бога и вечное творчество в Боге. Вечность Царства Божьего будет синтезом актуальной полноты Жизни и светлого Будущего[2], непрерывно и безконечно наступающего, и ничего не теряющего. В Боге, наполняющем все во всём, не будет «ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но Жизнь Безконечная» (из молитвы об усопших).
Создание нового обращено в будущее. Воссоздание утраченного благого – это работа с прошлым. И то, и другое связано с преображением настоящего в Вечность, что сродно с природой музыки: «Это значит, что перед нами течение времени — без перехода в прошлое. Музыкальное произведение — длительное настоящее, без ухода в прошлое, ибо каждая слышимая в нем деталь не дана сама по себе, но — лишь в органическом сращении со всеми другими деталями этого произведения, во внутреннем с ними взаимопроникновении. Все музыкальное произведение есть сплошное настоящее, без ухода в прошлое, изменение с присутствием изменившегося. <…> Это — coincidentia oppositorum, слияние противоположностей» [3, 421-422].
И пространство будет, и будет преображено. Тела будут воскрешены Богом и воссоединятся с душами. Телесности нет без пространственности. И конкретика описания в книге Откровения архитектуры будущего Небесного Иерусалима (Откр. 21:1-27) предполагает реальную пространственность как более общую категорию. «Архитектура, согласно Откровению Иоанна Богослова, пребудет. Она станет продолжением и развёртыванием в Новом исцеленном мире преображенной и воскресшей телесности. Уже не средствами каменных глыб или стеклянных волн люди будут пытаться достичь номинального безсмертия, а Силою Самого воскресшего Богочеловека Христа смогут достичь безсмертия реального и вечного. Прекрасные творения архитекторов, созданные в земной истории, не исчезнут, как не исчезнет всё благое, начатое во времени» [10, 75].
По слову Алексея Лосева, «космос получит новую форму своей границы, примет новый лик, в то самое мгновение, как только мы сами всерьез переменимся и человечество станет иным» [4, 519].
Мир создан Живым и Вечным Богом, и наполнен жизнью и вечностью. Утраты, совершившиеся и совершающиеся, будут восполнены, воссозданы. Новые Небо и Земля станут не «стиранием» старых, а их Преображением. И всё благое – слова, чувства, поступки – войдут в Вечность, живя в которой люди будут продолжать творить, продолжать развивать начатые благие дела в этой, сейчас совершающейся жизни. Людям откроется бездна Божией Премудрости, они будут познавать её Вечно – в свершившейся истории мира и безконечной Жизни. Но это будет уже другое Бытие – без страха и опасности оступиться и упасть в черноту зла. Будет новое время, тождественное Вечности, наполненное жизнью, молодостью, творчеством и любовью.
ЛИТЕРАТУРА
- Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Дополнение к «Диалектике мифа». – М.: «Гнозис», 2022.
- Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. – М.: «Мысль», 1993.
- Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение – М.: «Мысль»,
- Лосев А.Ф. Диалектические основы математики. – М.: Academia, 2013.
- Розанов В.В. О Понимании. — М.: Танаис, 1996.
- Кудрин В.Б. Пути преодоления редукционистской математики и создания математики целостности // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.25195, 17.02.2019 URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001g/00163952.htm) (Дата обращения: 04.01.2025).
- Кудрин В.Б. Бытийный статус числа URL: http://lit.lib.ru/k/kudrin_w_b/bytiynyystatuschislartf.shtml (Дата обращения: 04.01.2025).
- Кудрин В.Б. Три бытийных статуса и ультраметрика URL: https://trinitas.ru/rus/doc/0016/001h/00165388.htm (Дата обращения: 04.01.2025).
- Кудрин В.Б. А.Ф. Лосев о числе, математике и музыке // «Соловьёвские исследования». — — №2(82). — С.76–91.
- Погудин Ю.А. Диалектика архитектуры. – М.: «ЛитРес», 2024.
- Погудин Ю.А. Диалектическая логика и архитектурное формообразование. О применении в архитектурной пропедевтике категории синтеза в понимании А.Ф. Лосева // Credo New. — 2022. — №4. — С.108–133.
- Погудин Ю.А. Семья как синтез в контексте христианского мировоззрения и философии А.Ф. Лосева (философское эссе) // Credo New. — 2024. — №2. — С.141–166.
[1] Отметим, что сравнение зла с диссонансами в музыке встречается у блаженного Августина. Автор придерживается иной точки зрения, раскрытой в статье «Крест Христов как принцип абсолютного различения противоположностей этики и онтологии» (2025).
[2] Социалистическая утопия построения светлого будущего в земной истории есть бледная калька с христианской истины Откровения о Будущем Божьем Царстве. Такой же калькой, а точнее подделкой является и утопия глобального политического мироустройства, замещающего в сознании людей подлинный образ Единства земной и Небесной Вселенской Церкви нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.