Шаблёвская Анастасия Николаевна. ИННОВАЦИИ В ОТНОШЕНИЯХ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА: ОПТИМИЗАЦИЯ GR-КОНСАЛТИНГА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ

Шаблёвская Анастасия Николаевна

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет политологии, студент 4 курса Бакалавриата

Shablyovskaia Anastasia Nikolaevna

Saint Petersburg State University

Faculty of Political Science, 4th year student of Bachelor`s degree

E-mail: anastasya.shablyovskaya@yandex.ru

УДК: 328.18

 

 

 

ИННОВАЦИИ В ОТНОШЕНИЯХ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА: ОПТИМИЗАЦИЯ GR-КОНСАЛТИНГА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ

 

Аннотация: Статья посвящена исследованию инноваций в области GR-консалтинга и их роли в выстраивании отношений между бизнесом и государством. В работе рассмотрены теоретические основы GR-консалтинга, проанализированы вызовы, с которыми сталкиваются GR-консультанты, а также изучены различные виды инновационных подходов, таких как корпоративная социальная ответственность и цифровые платформы. На основе анализа кейсов, включая успешное лоббирование антипиратского законодательства в России, сделан вывод о том, что инновации играют ключевую роль в повышении эффективности взаимодействия между бизнесом и государством. Статья акцентирует внимание на важности адаптации GR-консалтинга к современным условиям, включая цифровизацию и политическую нестабильность.

 

Ключевые слова: GR-консалтинг, инновации, лоббизм, бизнес и государство, политическая динамика.

 

INNOVATIONS IN BUSINESS AND GOVERNMENT RELATIONS: OPTIMIZING GR CONSULTING IN THE CONTEXT OF MODERN POLITICAL DYNAMICS

 

Abstract: The article is devoted to the study of innovations in the field of GR consulting and their role in building relationships between business and government in the context of modern political dynamics. The paper examines the theoretical foundations of GR consulting, analyzes the challenges faced by GR consultants, and explores various innovative approaches such as corporate social responsibility and digital platforms. Based on case analysis, including the successful lobbying of anti-piracy legislation in Russia, it is concluded that innovations play a key role in enhancing the effectiveness of business-government interactions. The article highlights the importance of adapting GR consulting to modern conditions, including digitalization and political instability.

 

Key words:GR consulting, innovations, lobbying, business and government, political dynamics.

 

Введение

В современном динамичном мире, где политические процессы и экономические интересы переплетаются в сложной сети взаимосвязей, важность эффективного взаимодействия между бизнесом и государством становится все более очевидной. Инновации в этой области выступают не только как инструмент оптимизации процессов, но и как ключевой фактор, определяющий успех и конкурентоспособность как для бизнеса, так и для государства.

GR-консалтинг или консалтинг по вопросам государственных отношений становится неотъемлемой частью стратегии ведения бизнеса в условиях современной политической динамики. Он олицетворяет собой процесс взаимодействия с государственными органами и организациями, направленный на защиту интересов бизнеса и формирование благоприятного регулирующего окружения​.

Актуальность исследования данной темы очевидна в контексте современных глобальных вызовов. Стремительное развитие информационных технологий и глобализации приводит к тому, что границы между секторами бизнеса и политики становятся всё более размытыми. В такой динамичной среде эффективное взаимодействие между частным сектором и государством становится ключевым фактором успеха как для бизнеса, так и для государственных институтов.

Политическая среда сегодня характеризуется нестабильностью и постоянными изменениями, такими как политические кризисы, изменения в законодательстве и геополитические конфликты. Эти факторы создают необходимость в постоянном пересмотре стратегий бизнеса и взаимодействия с государственными органами. Также существует растущая конкуренция между компаниями и государствами за ресурсы, технологии и рынки. В таких условиях эффективное лоббирование интересов и формирование благоприятного регулирующего окружения становятся стратегическими задачами для бизнеса.

В контексте этих вызовов инновации в сфере GR-консалтинга играют ключевую роль. Новые подходы к лоббированию, использование технологий, аналитики данных и цифровых платформ для взаимодействия с государственными структурами могут значительно улучшить эффективность взаимодействия между бизнесом и государством.

Таким образом, исследование инноваций в отношениях между бизнесом и государством, а также оптимизации GR-консалтинга в условиях современной политической динамики представляет собой актуальную и важную задачу, направленную на повышение конкурентоспособности бизнеса и создание благоприятных условий для экономического развития​.

Теоретические основы GR-консалтинга и его роли выстраивания отношений с государством

GR-консалтинг – это одна из форм взаимодействия власти и бизнеса через посредника с целью лоббирования интересов. Лоббирование же осуществляют группы интересов, основы изучения которых ещё в начале ХХ века заложил Артур Бентли в рамках политической социологии. Он создал теорию, говорящую о ведущей роли согласования интересов разнообразных групп в политическом процессе [2, с. 40]. Последователем идей Бентли стал Дэвид Трумэн, который вводит в изучаемую тематику понятия политического процесса как групповой конкурентной борьбы за власть и общества как взаимодействующие друг с другом группы [11, с. 16]​. И Бентли, и Трумэн утверждали, что степень влияния группы прямо пропорциональна количеству участников группы.

С мнением Бентли и Трумэна не был согласен один из выдающихся исследователей области лоббирования – Мансур Олсон, чьи работы занимают центральное место в анализе механизмов функционирования лоббизма и его воздействия на политические и экономические процессы. Олсон – это известный американский экономист, создатель теории коллективных действий – в своих работах обращается к широкому спектру вопросов, связанных с влиянием бизнеса на принятие решений в государственных инстанциях, исследуя механизмы лоббирования, их эффективность и последствия для политики, экономики, общества в целом и отдельных индивидов. Он, в отличие от Бентли и Трумэна, считает, что небольшие лоббистские организации и коалиции, преследующие свои интересы и расширяющие своё влияние куда более эффективно, нежели большие группы или сообщества, оказывают колоссальное влияние на экономическое развитие. Если всё же говорить о многочисленных группах, то для поддержания их целостности необходима стимуляция или предоставлением определённых преимуществ, либо применением санкций. Общий интерес же способен объединить только немногочисленную, или же привилегированную группу, которая будет иметь больше влияния, нежели многочисленные группы [6, с. 174].

Олсон выделил парадокс групповых действий, согласно которому большие группы людей, состоящие из рациональных индивидов, не склонны к лоббированию своих интересов [5, с. 34]. Это связано с тем, что выгоды от лоббирования для каждого члена группы малы, а затраты велики. В таких условиях индивиды предпочитают оставаться «безбилетниками», то есть получать выгоду от коллективных действий без личного участия в них.

Для решения этой проблемы Олсон предложил использовать избирательные стимулы – механизмы, которые побуждают индивидов участвовать в лоббистских действиях, предлагая дополнительные выгоды или санкции в зависимости от их вклада [5, с. 37]. Примером таких стимулов могут быть налоговые льготы для бизнеса, лоббирующего принятие выгодных законов​.

Таким образом, ключевыми моментами в теории Олсона стали: парадокс коллективных действий, проблема «безбилетника» и избирательные стимулы, которые помогают улучшить эффективность лоббирования и взаимодействия с государственными структурами.

GR-консалтинг и лоббизм – термины, которые нередко ассоциируются с силой и влиянием в контексте формирования государственной политики и регулирования. Они представляют собой деятельность, направленную на влияние на принятие государственных решений в интересах конкретных групп или организаций. В. А. Ачкасова выделяет две группы подходов к определению лоббизма: первый трактует его как деятельность субъектов, влияющих на структуры государственной власти с целью принятия ими необходимых решений, второй же связывает лоббизм с профессиональной деятельностью физических лиц и (или) организаций по продвижению интересов клиентов в структурах государственной власти [9, с. 167].

GR-консалтинг, в свою очередь, включает более широкий спектр деятельности. Он не ограничивается лоббированием конкретных законов или решений, но охватывает взаимодействие с государственными органами на всех уровнях, стратегическое планирование, мониторинг политической и законодательной среды, а также разработку и реализацию долгосрочных стратегий взаимодействия бизнеса и государства.

Несмотря на попытки законодательного регулирования лоббизма в России, до сих пор отсутствует чёткое определение и правовое регулирование этого явления. С 1990-х годов было предпринято несколько попыток принять закон о лоббизме, однако они не увенчались успехом. Отсутствие правового регулирования приводит к тому, что деятельность GR-консультантов и лоббистов часто воспринимается как нечто непрозрачное и порой ассоциируется с коррупцией.

GR-консалтинг рассматривается как легитимная и институционализированная форма взаимодействия бизнеса и власти, которая стремится к созданию взаимовыгодных отношений и формированию благоприятной правовой и экономической среды для бизнеса. В отличие от лоббизма, который концентрируется на продвижении узких интересов, GR-консалтинг направлен на долгосрочные стратегические цели, такие как улучшение делового климата и сотрудничество с государством.

Современная политическая динамика характеризуется нестабильностью, что создаёт дополнительные вызовы для GR-консультантов. Важнейшими факторами, влияющими на деятельность GR-специалистов, являются санкции, введённые против России, цифровизация экономики, а также нестабильная международная обстановка и политические конфликты.

Один из ключевых вызовов для GR-консалтинга — это рост количества и сложности данных, с которыми приходится работать консультантам. В настоящее время повсеместно происходит высокая степень интеграции электронно-цифровых инструментов во все сферы государства и общества, как следствие, у таких инструментов появляется высокий потенциал применения в цифровой экономике. В совокупности это определяет важность применения GR-технологий, базированных на современных коммуникационных технологиях для успешности коммерческой деятельности [4, с. 70]. С развитием информационных технологий и цифровых платформ необходимость в анализе больших объёмов информации возросла. Это требует от GR-консультантов новых навыков, таких как использование аналитических программ, специализированного софта и методов цифрового анализа данных​.

Цифровизация также порождает проблему конфиденциальности и защиты данных. GR-консалтинговые компании, обладая конфиденциальной информацией о бизнесе и взаимодействии с государственными органами, должны обеспечивать надёжную защиту данных от утечек и несанкционированного доступа. Для этого необходимо применять современные технологии защиты и разрабатывать специальные программы, направленные на предотвращение кибератак​.

Санкции, наложенные на Россию, также создают сложности для GR-специалистов. Ограничения на международное сотрудничество, доступ к информации и рынкам ведут к необходимости разработки новых стратегий взаимодействия с государством и поиска альтернативных путей для продвижения интересов бизнеса в условиях изоляции от западных рынков. Это требует от GR-консультантов более глубокого понимания международного права, политических процессов и навыков межкультурной коммуникации.

Кроме того, важным фактором является изменение политической среды внутри страны. В России наблюдается усиление государственного контроля и централизации власти, что также влияет на работу GR-консалтинговых компаний, которые должны адаптироваться к новым условиям и учитывать интересы различных групп влияния при взаимодействии с государственными органами.

Инновации в GR-консалтинге и их влияние на выстраивание отношений с государством

Инновации играют ключевую роль в развитии GR-консалтинга, помогая адаптироваться к изменениям в политической и экономической среде. Рассмотрим основные инновации, которые применяются в современной практике GR-консалтинга.

Во-первых, одной из значительных инноваций является использование корпоративной социальной ответственности (далее — КСО) как инструмента для выстраивания отношений с государством. Данную услугу в России предоставляет только «Минченко Консалтинг» [7]. КСО подразумевает участие бизнеса в социальных и общественных проектах, что повышает его репутацию и формирует положительное отношение со стороны общества и государства. Использование КСО в GR-консалтинге позволяет компаниям не только защищать свои интересы, но и демонстрировать социальную ответственность, что способствует укреплению связей с государственными структурами, получению поддержки общественности и устойчивому развитию бизнеса.

Важным инновационным подходом является формирование мнения об организации через работу с медиа. Современные GR-консалтинговые компании, например, в России это PR-компания «Никколо М» [8], активно используют социальные сети, СМИ и интернет-платформы для создания положительного образа компании перед государственными органами. Такой подход помогает GR-консультантам воздействовать на принятие решений в интересах бизнеса, формируя нужное мнение как среди госслужащих, так и среди общества.

Важной инновацией является узкая специализация GR-консалтинговых услуг по отраслям. Например, для фармацевтических компаний предлагается услуга «Market Access», которая помогает внедрять новые препараты на рынок, учитывая регуляторные требования и взаимодействие с государственными органами здравоохранения. Для IT-стартапов разрабатываются отдельные стратегии взаимодействия с государственными структурами, что позволяет учитывать специфику этих быстро развивающихся секторов и адаптироваться к изменениям в законодательстве. Предоставлением данных услуг занимается компания «Baikal Communication Group» [10].

Практическое применение инноваций в GR-консалтинге можно проиллюстрировать на примере кейса компании «Румянцев и партнёры», которая занималась лоббированием антипиратского законодательства в России в 2011–2013 годах [9, с. 69]. Этот проект показал, как инновационные подходы, такие как создание коалиций, исследование международного опыта и активное взаимодействие с государственными органами, могут привести к успешному изменению законодательства в интересах бизнеса

Целью стало внесение изменений в законодательство, касающееся защиты авторских прав в интернете, с целью пресечения распространения пиратского контента. Компания использовала комплексный подход, включающий работу с правообладателями, правительственными органами и международными организациями. Было проведено исследование международного опыта борьбы с интернет-пиратством, сформирована коалиция заинтересованных сторон, а также организовано активное взаимодействие с государственными органами и правообладателями [9, с. 71]. Результатом этой работы стало принятие Федерального закона №187-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» в 2013 году. Этот закон позволил правообладателям эффективнее защищать свои права в интернете, а также предоставил им право на судебное разбирательство по вопросам защиты авторских прав. Также закон сподвиг отечественный Интернет к поиску способов монетизации контента. Так, в рамках социальной сети «ВКонтакте» уже действуют проекты «VK Видео» и «VK Play Live», позволяющие создателям видео-контента и стримерам легально монетизировать свою деятельность.

Данный кейс иллюстрирует успешное использование GR-консалтинга для достижения значительных изменений в законодательстве. Важную роль в успехе проекта сыграло не только лоббирование, но и активная работа с заинтересованными сторонами, включая правительство, международные организации и общественные объединения. Это позволило обеспечить поддержку инициативы на всех уровнях, что привело к успешному принятию закона.

GR-консалтинг играет важную роль в установлении и поддержании конструктивных отношений между бизнесом и государственными органами, несмотря на то что GR-консалтинг занимает только 7% всего GR-рынка [3]. Эффективное взаимодействие с государственными структурами становится неотъемлемой частью успешной деятельности компаний, поскольку позволяет не только адаптироваться к изменениям в законодательстве, но и активно участвовать в формировании нормативно-правовой базы. Это особенно важно в условиях современной политической динамики, когда быстрое реагирование на изменения в законодательстве и политической среде становится ключевым фактором успеха.

GR-консалтинг предоставляет компаниям возможность не только своевременно узнавать о планируемых изменениях в законодательстве, но и оказывать влияние на их содержание. Для этого GR-консультанты используют различные инструменты, такие как анализ политической среды, взаимодействие с государственными органами на всех уровнях и участие в рабочих группах по разработке законодательства. Эти инструменты позволяют компаниям формировать благоприятные условия для своей деятельности и защищать свои интересы на государственном уровне.

Особенно важно, что GR-консалтинг даёт возможность малым и средним предприятиям, которые не могут позволить себе создать собственные GR-отделы, воспользоваться услугами профессионалов. Консалтинговые компании помогают бизнесу адаптироваться к изменениям в законодательстве, разрабатывать стратегии взаимодействия с государственными органами и минимизировать риски, связанные с изменениями в политической среде. Для бизнеса GR-консалтинговые компании являются аутсорсинговым посредником [9, с. 53] GR-офис на аутсорсинге способен не только оказывать услуги по поручению клиента, но и оказывать поддержку его GR-подразделению [1, с. 107], например, в тестировании собственной GR-стратегии и её эффективности, когда компания ещё не имеет достаточного опыта в выстраивании отношений с властью и не знает, сколько времени нужно выделить на реализацию стратегии и как грамотно распределить обязанности среди сотрудников.

Для крупных компаний также важно наладить эффективное взаимодействие с государством. В условиях современной политической динамики, когда конкуренция за ресурсы и влияние возрастает, GR-консалтинг помогает компаниям не только адаптироваться к изменениям, но и использовать их в своих интересах. Это особенно актуально для компаний, работающих в таких сферах, как фармацевтика, IT и энергетика, где государственное регулирование играет ключевую роль.

GR-консалтинг также играет важную роль в развитии государственно-частного партнёрства. Консалтинговые компании помогают бизнесу выстраивать отношения с государственными органами, участвовать в разработке и реализации государственных программ, а также получать государственную поддержку для реализации своих проектов. Это способствует развитию экономики в целом, поскольку позволяет бизнесу и государству эффективно сотрудничать для достижения общих целей.

Заключение

Таким образом, инновации в GR-консалтинге играют ключевую роль в развитии и оптимизации отношений между бизнесом и государством в условиях современной политической динамики. Новые подходы к лоббированию, использование аналитики данных и цифровых платформ, а также внедрение корпоративной социальной ответственности помогают компаниям более эффективно взаимодействовать с государственными органами, защищать свои интересы и участвовать в формировании нормативно-правовой базы.

Пример лоббирования антипиратского законодательства, проведённый компанией «Румянцев и партнёры», демонстрирует, как инновационные подходы могут привести к значительным изменениям в законодательстве и способствовать созданию благоприятных условий для бизнеса. Успешное использование таких инструментов, как коалиции заинтересованных сторон, анализ международного опыта и взаимодействие с государственными органами, стало залогом успеха проекта.

В условиях цифровизации и политической нестабильности GR-консалтинг становится важным элементом для выстраивания стабильных и взаимовыгодных отношений между бизнесом и государством. Будущее GR-консалтинга связано с дальнейшей интеграцией цифровых технологий, развитием новых инструментов анализа данных и усилением роли международного сотрудничества. Это позволит компаниям оставаться конкурентоспособными в условиях быстро меняющейся политической и экономической среды.

 

Литература

  1. Барыкин А. Н., Исляев Т. Р., Жарова А. GR-Советник №3. Разработка и реализация корпоративной стратегии и политики в сфере GR. М.: Издательские решения, 2023. 136 с.
  2. Бентли А. Процесс государственного управления. Изучение общественных давлений. М.: Перо, 2012. 408 с.
  3. Второе исследование GR-индустрии в России // Baikal Communication Group. [Электронный ресурс] URL: https://b-c-g.ru/wp-content/uploads/2024/02/B-C-G-RESEARCH-2.pdf (дата обращения: 10.05.2024).
  4. Кайль Я. Я., Шохнех А. В., Епинина В. С. Потенциал развития GR-менеджмента в условиях цифровой экономики // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. №2. С. 68-72.
  5. Олсон М. Возвышение и упадок народов: Экономический рост, стагфляция и социальный склероз. М.: Новое издательство, 2013. 324 с.
  6. Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. Пер. с англ. М.: ФЭИ, 1995. 174 с.
  7. Услуги // Коммуникационный холдинг Минченко Консалтинг. [Электронный ресурс] URL: https://minchenko.ru/services/ (дата обращения: 04.05.2024).
  8. Услуги // Никколо М. [Электронный ресурс] URL: http://nikkolom.ru/uslugi/ (дата обращения: 05.05.2024).
  9. GR и лоббизм: теория и технологии: учебник для вузов / В. А. Ачкасова [и др.]; под редакцией В. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой. 2-е изд. М.: Издательство Юрайт, 2024. 438 с. Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/536278 (дата обращения: 02.04.2024).
  10. GR-консалтинг и лоббирование // Baikal Communication Group. [Электронный ресурс] URL: https://b-c-g.ru/services/government-relations-and-lobbying/gr-konsalting-i-lobbirovanie/ (дата обращения: 05.05.2024).
  11. Truman D. The Governmental Process. N.Y., 1951. P. 15-25.

Loading