НАШЕ ИНТЕРВЬЮ
Отсутствие авторитетов в отечественной философии свидетельствует о неразвитости профессионального сообщества в России.
Беседа сотрудника журнала «Credo new» Семенкова В.Е. с доктором философских наук, профессором, членом РАЕН и Международной Академии исследований будущего Ажар Жалелевной Кусжановой.
Вадим Семенков: Вы были на всех российских философских конгрессах?
Профессор А.Ж.Кусжанова: Да, за исключением первого, прошедшего в Санкт-Петербурге в 1997 году.
Вадим Семенков: Можно ли говорить о каких-либо изменениях этого форума от конгресса к конгрессу?
Профессор А.Ж.Кусжанова: Сложно сказать. Я полагаю, что численность участников почти всех конгрессов была примерно одинакова. Возможно, на последних конгрессах в Новосибирске и в Нижнем Новгороде было поменьше участников, в особенности московско-петербургских, но и там были коллеги из разных регионов страны: из Якутска, Красноярска, Дагестана и т.д.
Специфика наших конгрессов состоит в отсутствии заорганизованности, а значит, в возможности реализации самых разнообразных интересов в рамках этого формата. На них выдерживается достаточная свобода и в перемещении, и во взаимодействии, и в выборе площадки для выступления. Главное, что конгрессы стал привычными, ожидаемыми, упорядоченными событиями.
Вадим Семенков: А Ваши философские взгляды как-то изменялись за 15-20 лет?
Профессор А.Ж.Кусжанова: Наверное – да. Я не могу сказать, что мои взгляды радикально изменили направление, скорее, ощущается некая зрелость. К некоторым вопросам у меня стал более углубленный подход. Вряд ли это конгрессы повлияли на мои взгляды, но если бы не наличие профессионального сообщества, не регулярные встречи на различных форумах, не наличие нашего журнала «Credo new», то мое профессиональное пространство было более разряженным. Я бы, конечно, удержала свои профессиональные ценности, т.к. Московский государственный университет очень глубоко их прививает, но для этого мне потребовались бы более значительные усилия. Поэтому и конгрессы нужны, и конференции, и журнал наш «Credo new», и философские семинары в масштабах города и института тоже нужны.
Вадим Семенков: На Вас повлияла смена философских приоритетов начала 1990-ых годов, и в частности, приход постмодернизма в отечественную философию?
Профессор А.Ж.Кусжанова: Я не согласна с тем, что в 1990-ые годы якобы произошла смена философских ценностей. Я не заметила такой смены и сомневаюсь, что это вообще возможно. Философия меняется очень медленно и от смены приоритетов эпохи, в том числе политико-идеологических, напрямую не зависит. На меня с конца 1990-х – начала 2000-ых действительно очень сильно повлияла смена приоритетов в высшей школе. В тот период началась коммерциализация высшего образования, и это сильно трансформировало внутренние установки вузов и всей системы высшей школы. Вузы перестали нести ответственность за результат, за качество образования перед обществом и государством, превратились в сферу услуг. Приоритет стали отдавать притоку финансов, а не требованиям к отбору учащихся, их учебной дисциплине и ответственности. Как неизбежное, сегодня мы получили последствия, в которых для меня мало радостного: почти до незначимого упал критерий способности к учебе, большинство внутривузовских преобразований усиливают исключительно формализм учебного процесса, а он при этом теряет содержательное наполнение. Налицо разбалансировка формы и содержания, которая означает исчезновение качества. Но в общественном сознании (опять-таки формальный) авторитет вузовского диплома при этом остался. В результате общество получило массу людей дипломированных, но необразованных.
А что касается постмодернизма, то я не согласна с довольно распространенной его трактовкой как пропагандистско-ценностной системы. На мой взгляд, это экспертная философская оценка реальных изменений, происшедших в обществе во второй половине ХХ века. Я смотрю на постмодернизм как на исключительно научную систему, призывающую изменить привычные константы социально-философской классики, сложившиеся в XIX веке. Общество в конце ХХ века подверглось радикальным изменениям, до которых не дожили великие классики прошлого, и постмодернисты оказались первыми философами, которые эти изменения увидели, описали и оценили. Я не вижу в постмодернизме смены философских ценностей и считаю, что философия с приходом постмодернизма только обогатилась новым идейным, методологическим и познавательным инструментарием.
Вадим Семенков: Вы бы хотели написать учебник по философии?
Профессор А.Ж.Кусжанова: Нет. Я не понимаю стремления людей желающих написать свой учебник. Сам жанр учебника, в отличие от научных статей, монографий, даже учебных пособий, обязывает его аккумулировать в себе азы и основы того знания, которое уже принято, устоялось и не подлежит никакому профессиональному сомнению. Поэтому я скептически отношусь к авторским учебникам: там очень много субъективизма. Такие учебники работают не на взаимопонимание, а на разобщение людей. Мне очень нравятся учебники, написанные слаженными коллективами специалистов в своих областях. Например – учебники «Введение в философию» под редакцией И.Т.Фролова и «Философия и методология науки» под редакцией В.И.Купцова.
Вадим Семенков: А Вам в написании какого учебника хотелось бы принять участие?
Профессор А.Ж.Кусжанова: Я бы с удовольствием вошла в авторский коллектив учебника по социальной философии, по методологии познания. Я имею в виду не только научные формы познания, но и иные формы познания. Мне было бы интересно участвовать в написании учебника по социальной инженерии. Я считаю, что такой учебный курс и учебники необходимо разрабатывать и внедрять, т.к. людей надо учить создавать социальные модели управляемой реальности. Необходим учебный курс и учебник по аксиологии, поскольку аксиология – мощнейшая философская дисциплина, а в учебную дисциплину ее до сих пор превратить не догадались.
Вадим Семенков: У вас есть любимый философский концепт?
Профессор А.Ж.Кусжанова: Мой любимый концепт, хотя я не знаю концепт ли это, можно сформулировать так: условия формирования и реализации эффективной деятельности. Это – то, что привлекает меня больше всего и то, на что я всегда работаю. Без учета понятия эффективности и без разработки принципиальных основ ее достижения все наши беседы превращаются в салонные разговоры, которые совсем не требуются в профессиональном образовании.
Вадим Семенков: На Ваш взгляд, какое из направлений в отечественной философии не получило должного развития и его стоило бы развивать?
Профессор А.Ж.Кусжанова: Я не берусь называть себя специалистом в области отечественной философии и не знаю таких направлений. На мой взгляд, все, что представляет для меня интерес, получило развитие. Иное дело, что у нас нет кумиров и авторитетов, а я считаю, что признанные авторитеты и базовые константы в любой сфере профессионального знания и деятельности должны быть. Отсутствие авторитетов в современной отечественной философии свидетельствует о неразвитости профессионального сообщества в России.
Вадим Семенков: Редактор журнала «Credo new» Сергей Петрович Иваненков любит Михаила Пришвина и считает, что этому автору наши философы должны уделять больше внимания, а Вы о каком авторе, не получившем должного признания, хотели бы написать или поговорить?
Профессор А.Ж.Кусжанова: Мне бы хотелось изменить модальность разговора о марксизме, постмодернизме. Я считаю, что распространенное заидеологизированное и узко-политизированное представление о марксизме вообще не имеет отношения к марксизму как таковому. И жалею о невостребованности огромного инструментального (познавательно-объяснительного, методологического) потенциала этой философии в нашей современной практике. Что касается постмодернизма, то это – самый мощный прорыв в осмыслении социальной реальности во второй половине ХХ века. Постмодернизм – это не руководство к действию, это – констатация факта, диагноз, анализ того, что уже состоялось как реальность, это трезвый взгляд на современную действительность. А с учетом этого, в условиях постмодерна должны совсем иначе работать юриспруденция, социальное, экономическое, политико-административное и т.д. управление. Но для этого нужны соответствующие разработки во всех этих областях социального знания.
Вадим Семенков: В постмодернизме Вам кто интересен?
Профессор А.Ж.Кусжанова: Бодрийяр.
Вадим Семенков: Вы написали около пятнадцати книг, а мемуары писать планируете?
Профессор А.Ж.Кусжанова: Нет. Мемуары пишут люди, которым есть что сказать, но нет аудитории. Поэтому они хотят донести свои чувства и мысли до других людей. Я же все свои мысли изложила в своих статьях и книгах, и с доступом к аудитории у меня проблем нет.
Вадим Семенков: Вы можете назвать свои наиболее сильные впечатления из мира культуры за последние пятнадцать лет или, наоборот, – наиболее сильные впечатления за последнее время?
Профессор А.Ж.Кусжанова: Самое сильное впечатление именно в сфере культуры – от героического прорыва Никиты Михалкова и его соратников по возрождению в России такой сферы культуры (а не только жанра искусства), как кинематограф. Люди вновь пошли в кино, появились аншлаговые фильмы, возродилась отрасль, страна вновь проявилась на кинематографической карте мира. Этот результат не мог появиться сам собой, его нужно было сделать, построить, осмысленной и напряженной работой.
Вадим Семенков: А что из фильмов Вам понравилось?
Профессор А.Ж.Кусжанова: Это такой большой разговор, если говорить детально. Лучше я назову фильмы, которые в принципе произвели на меня пожизненно-неизгладимое впечатление и я готова смотреть их с любого места в любое время. Это – «Война мир» Сергея Бондарчука, для меня это фильм без времени. «Собачье сердце» и «Идиот» В.Бортко, «Стена» А.Паркера, «Холодное лето 53-го» А.Прошкина, некоторые фильмы А.Тарковского, В.Мотыля, А.Алова и В.Наумова.
Вадим Семенков: У вас есть философское кредо?
Профессор А.Ж.Кусжанова: Свое философское кредо формулирую следующим образом: «Желай и делай!» Причем, это две стороны одной медали – это принципиально. Они не могут существовать раздельно.
Вадим Семенков: Спасибо за беседу!