Семенова Валерия Вячеславовна. ТРАНСГУМАНИЗМ, БИОМЕДИЦИНА, НАНОТЕХНОЛОГИИ: ПЛАНЫ ИЗМЕНЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Семенова Валерия Вячеславовна

Оренбургский государственный университет,

бакалавр

 

Semenova Valeria Vyacheslavovna

Orenburg State University

bachelo,

 

E-mail: gabi.kronberg2812@mail.ru

 

УДК 168; 17

 

ТРАНСГУМАНИЗМ, БИОМЕДИЦИНА, НАНОТЕХНОЛОГИИ: ПЛАНЫ ИЗМЕНЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

 

Аннотация: Статья посвящена набирающей популярность, особенно в нынешнее время, теме – концепции будущего человека. Стремительное развитие науки в современном мире предоставляет человеку новые возможности и открывает перед ним множество различных путей для дальнейшего самосовершенствования. В связи с этим к данной теме приковано внимание и ученых, и широкой общественности. И именно поэтому она является одной из наиболее актуальных тем современности, которая требует тщательного осмысления и изучения с учетом всех необходимых аспектов. Целью статьи является выявление основных аспектов концепции «улучшения» человека, а также рассмотрение различных точек зрения, затрагивающих различные аспекты данной темы.

Ключевые слова: Трансгуманизм, биомедицина, нанотехнологии, пост-человек, развитие.

 

TRANSHUMANISM, BIOMEDICINE, NANOTECHNOLOGIES: PLANS FOR HUMAN CHANGE

 

Abstract: The article is devoted to the topic, which is gaining popularity, especially at the present time, – the concept of the future person. The rapid development of science in the modern world provides a person with new opportunities and opens up many different ways for him for further self-improvement. In this regard, the attention of both scientists and the general public is riveted to this topic. And that is why it is one of the most pressing topics of our time, which requires careful reflection and study, taking into account all the necessary aspects. The purpose of the article is to identify the main aspects of the concept of “improving” a person, as well as to consider various points of view, affecting various aspects of this topic.

Key words: Transhumanism, biomedicine, nanotechnology, post-human, development.

 

Человек часто задавался вопросами о том, какое будущее ждет его и все человечество. Его любопытство нашло выражение, в частности, в интенсивном развитии научной деятельности, которая, по его мнению, могла ответить на все его вопросы. Наука всегда вносила важный вклад в развитие человеческой цивилизации, и сегодня, помогая человеку в его совершенствовании, занимает значимое место в жизни общества. Тем самым, она дала человеку возможность буквально познать себя заново. Постепенно расширяя границы своего познания, человек приходит к осознанию того, что его нынешние знания требуют углубления и развития, что подталкивает его к нахождению новых возможностей для расширения горизонта знаний.

В современном мире человек стал ставить перед собой новые вопросы, направленные на переосмысление своей природы и своего положения в мире. Как утверждают многие исследователи, человек – это самый сложный объект для изучения. Поэтому познать его можно только с привлечением данных множества наук. Такая постановка вопроса служит для многих ученых своеобразным раздражителем, направляющим их на активное исследование человека.

То есть, наступает переломный момент в истории человечества, который имеет множество путей дальнейшего развития. По мнению представителей трансгуманизма, переход к новой форме человеческого существования становится все более явственным. В связи с этим они активно освещают приход пост-человека, под которым понимается обозначение вероятных существ будущего, чьи базовые способности настолько радикально превосходят способности нынешних людей, что уже не являются однозначно человеческими по нашим нынешним стандартам [14].

Явление трансгуманизма не является новым, так как его первое появление было отмечено еще в середине ХХ века, в работе английского биолога Джулиана Хаксли [12, p. 13]. По мнению автора, наиболее важным является результат развития, который представляется в следующем: Вселенная начинает «осознавать» саму себя, обретает способность «понимать» свое прошлое и возможное будущее. Такое космическое самосознание осуществляется на нашей планете впервые именно в наше время и притом силами одного из тончайших фрагментов Вселенной – немногими человеческими существами [4, с. 27]. Новое понимание Вселенной, отмечает биолог, открывается благодаря знаниям, накопленным за последние столетия. И, обладая новыми знаниями о новой мере ответственности и предназначения человека, отныне он должен действовать от имени всего остального мира именно в такой деятельности, которая направлена на полную реализацию того внутреннего потенциала, который уже дан в этом мире.

Продолжая свою мысль, Дж. Хаксли переходит к самому явлению трансгуманизма. Ученый пишет: «Человеческий род может, если того захочет, превзойти самого себя, и делать это не только спорадически: кто-то в чем-нибудь одном, кто-то в чем-нибудь совершенно другом, а совершенно иначе, в масштабах человечества в целом. Нам необходимо дать название этому новому убеждению. Возможно, здесь подойдет слово «трансгуманизм»: человек останется человеком, но превзойдет себя, реализуя новые возможности своей собственной природы» [12, p. 17]. В этом проявляется положительное отношение Дж. Хаксли к трансгуманизму, как к течению, которое позволит людям перейти на совершенно иной, новый уровень. Он подразумевал не столько перестройку, сколько именно реализацию человеческих способностей, которые, по его мнению, были изначально в его природе. Хаксли занимает общую эволюционную позицию, и его объяснения дают понять, что появление нового человека было для него естественным шагом, продолжением естественного развития эволюционного процесса. Представители современного трансгуманизма, наоборот, превозносят созидательное начало в человеке, видя в нем силу творческого мышления человека, способного преодолеть любые ограничения природы. Но в то же время между их позициями имеется и некоторое сходство, так как, они в то же время отмечают зарождение новой формы существования человека, что уже отделяет человека будущего от человека прошлого. Таким образом, возникает новый аспект в явлении трансгуманизма, то есть вопрос о том, где граница между человеком и постчеловеком. А это вызывает у многих исследователей вопрос: будет ли вообще трансгуманизм благом для человека? Тем самым, двойственность понимания данного явления приводит к множеству дискуссий.

В понимании профессора Оксфордского университета Ника Бострома, трансгуманизм представляет собой особый способ мышления о будущем, который основан на предпосылке, что человек, как вид в своей нынешней форме, представляет собой не конец своего развития, а, скорее, относительно раннюю фазу и является лишь этапом, который, по его мнению, является продолжением самого гуманизма. Трансгуманисты, в свою очередь, солидарны с этим, но также подчеркивают то, что человек должен в скором времени радикально преобразиться. И также как мы используем рациональные средства для улучшения состояния человека и внешнего мира, мы можем использовать такие средства для улучшения себя.

Далее следует отметить то, что в связи с обсуждаемой проблемой возникает вопрос о человеческих ценностях. Обычно под ценностями понимаются непосредственно стремления и идеалы людей, их жизненный опыт и традиции. Н. Бостром отмечает: «Для трансгуманиста прогресс происходит тогда, когда все больше людей становятся более способными формировать себя, свою жизнь и то, как они относятся к другим, в соответствии со своими собственными глубинными ценностями. Трансгуманисты высоко ценят автономию: способность и право индивидов планировать и выбирать свою собственную жизнь. Конечно, некоторые люди могут по разным причинам отказаться от возможности использовать технологии для самосовершенствования. Трансгуманисты стремятся создать мир, в котором автономные индивиды могут выбирать, оставаться ли им незащищенными или быть усиленными, и в котором этот выбор будет уважаться» [10, p. 4].

Как пишет оксфордский профессор, благодаря постепенно ускоряющемуся технологическому развитию человечество вступает в совершенно новый этап в своем развитии. В относительно недалеком будущем человечество может прийти к созданию искусственного интеллекта. Молекулярные нанотехнологии тоже обладают мощным потенциалом для создания возможности производства разнообразных вещей для всех, и дают контроль над биохимическими процессами в нашем организме. Однако Н. Бостром также отмечает и вероятные негативные стороны радикального преобразования человека, так как многие технологии будущего вполне могут быть использованы во вред и стать значительной угрозой всему человеческому виду. Поэтому он отмечает, что в процессе научной деятельности необходимо осознавать возможные опасности и работать для их предотвращения, так как только в этом случае трансгуманистическая деятельность сможет продолжаться.

Продолжая рассмотрение трансгуманизма, нельзя не упомянуть идеи американского изобретателя Рэймонда Курцвейла. В его трудах прослеживается ориентация преимущественно на технологии будущего. Р. Курцвейл пишет о том, что человечество стоит на пороге новых открытий и возможностей. Отмечая влияние новых технологий на человеческую жизнь уже сейчас, футуролог иллюстрирует это примером с нашими телефонами. Он называет их буквально продолжением нашего мозга и считает отнюдь не негативным аспектом человеческой жизни. Постепенное внедрение разнообразных технологий в жизнь человека поднимет его на новую ступень эволюции. Новая эпоха, в которую вступает человечество, будет характеризоваться тем, согласно Курцвейлу, что сама биологическая природа человека будет оспорена благодаря тому, что он разрушит оковы своего генетического наследия. Автор, пропагандируя идеи трансгуманизма, высказывает смелый тезис о том, что с постоянно ускоряющимися темпами технологических изменений компьютеры будут соперничать со всем спектром возможностей человеческого интеллекта. Это будет, по Курцвейлу, рассвет новой цивилизации, которая позволит нам преодолеть биологические ограничения и усилить наше творчество. В этом новом мире не будет четкого различия между человеком и машиной, привычной реальностью и виртуальной реальностью.

Однако, несмотря на свой весьма позитивный взгляд на будущее человечества, Р. Курцвейл, тем не менее, признает наличие рисков. Он соглашается с тем, что в вопросе о применении новых технологий может иметь место не только злоупотребление, но и множественные технические просчеты. По его мнению, одним из методов борьбы с негативными моментами может стать  строгий контроль научной деятельности. Что касается искусственного интеллекта, лучшей защитой является повышение «ценностей свободы, терпимости и уважения к знаниям и разнообразию» в обществе, потому что «небиологический интеллект будет встроен в наше общество и будет отражать наши ценности» [13, p. 422].

Далее необходимо рассмотреть взгляды еще одного ученого, развивающего идеи трансгуманизма, «отца нанотехнологий» Эрика Дрекслера. Он пишет, что технологии XXI века внесли множество изменений в жизнь человека и, соответственно, являются одним из катализаторов дальнейшего прогресса человеческого общества. К примеру, нанотехнологии откроют для человека множество возможностей не только для самореализации и лучшей заботы о себе, но и для более быстрого освоения окружающей среды и мира в целом. Но в то же время возрастут и риски, связанные с злоупотреблением этими научными знаниями. Увеличение возможностей также ведет к увеличению опасностей для людей и окружающей среды. По мнению ученого, нанотехнологии будут ответом на вопрос о том, как если не устранить, то хотя бы минимизировать негативные аспекты будущего. Развитие нанотехнологий даст  возможность увидеть дальнейшие проблемы и продумать, как наилучшим образом сохранить ценности, традиции и экосистемы. Нам нужно видение того, считает Дрекслер, какие технологии лидируют и как они влияют на развитие общества [11, p. 10]. И, как считает Дресклер, будущее стоит за так называемыми ассемблерами и самими нанотехнологиями, создание которых, он собственно и предвидит. Тем самым, нанотехнологии станут лишь первым этапом совершенствования человека.  Новый этап развития технологии постепенно будет все больше приближать нас к появлению ассемблеров, потому что их появление в целом, кажется неизбежным. И первые шаги человеком уже были совершены, и выражены они в виде «генной инженерии» и самих «биотехнологии». Дрекслер считает, что для того, чтобы понимать, что ожидает нас в будущем, мы должны в первую очередь осознанно подходить к технологиям.

Выше мы рассматривали идеи зарубежных трансгуманистов, но в нашей стране тоже имеется движение трансгуманистов – «Российское Трансгуманистическое движение», которое пропагандирует соответствующие идеи. Оно рассматривает трансгуманизм как часть научно-технического и культурного прогресса.  Рассматривая его как новую ступень гуманизма, сторонники российского трансгуманистического движения продвигают идею о том, что современный человек уже не представляет собой вершину эволюции, а является лишь этапом развития  Homo Sapiens. Сущность трансгуманизма сформулировано движением следующим образом: «Трансгуманизм – это рациональное, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, мировоззрение, которое признает возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение и смерть и значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека» [5].

Так,  И.В. Артюхов пишет о трансгуманизме как о новом мировоззрении, появившемся во второй половине ХХ века. По его мнению, для трансгуманистов одним из главенствующих факторов развития является мировой научно-технический прогресс, в частности проекты модификации человека. И.В. Артюхов отмечает, что источником большинства дальнейших достижений будут NBIC-конвергентные технологии, под которыми подразумеваются, во-первых, нанотехнологии (N). Во-вторых, биотехнологии (B), чьи результаты мы можем наблюдать уже в нынешнее время. Третьим направлением являются информационные технологии (I). Революционное развитие этой отрасли очевидно, так как сейчас идет цифровая революция. Наконец, четвертое направление – когнитивные науки (C). Они занимаются изучением фундаментальной сущности процессов мышления и их механизмов. Прогресс в этой области в последнее время очень значителен, хотя и заметен пока только специалистам [1, c. 28].

Взаимодействие этих направлений представляет собой фундаментальную основу реализации ключевых путей изменения человека, и поэтому идея NBIC-конвергентных технологий активно продвигается в трансгуманизме. Подобные прогнозы звучат весьма оптимистично, но, как подчеркивает И.В. Артюхов, в разработках данных проектов просматриваются и негативные аспекты, которые надо учесть: злоупотребление технологиями, излишние манипуляции с человеком и т.д. Во избежание каких-либо конфликтов, трансгуманисты предлагают прогнозирование всех вероятных исходов, вне зависимости от того, куда направится научно-технический прогресс.

По мнению основателя общественного движения «Россия 2045» Д.И. Ицкова, общество действительно нуждается в обновлении, так как назревающие кризисы и проблемы могут нанести ему значительный урон. Он пишет: «Мы выдвигаем стратегию духовного и научно-технологического прорыва, эволюционного трансгуманизма, на основе которой человечество сможет перейти к сознательно управляемой эволюции впервые в своей истории» [3, c. 8]. Подобное преобразование общества позволит ему наиболее полно раскрыть скрытый в нем потенциал и вступить на новую ступень эволюции. Он считает, что современный человек стремится к такому будущему. Результаты научной деятельности, немыслимые еще несколько лет назад, уже используют люди современности (имплантанты, искусственные органы и др.). И это только начало, так как технологии не стоят на месте и в дальнейшем станут еще большей опорой для человечества.

В связи с этим нельзя обойти стороной вопрос о том, что собственно может представлять собой постчеловек. По мнению Д.А. Беляева, мы можем прогнозировать появление в будущем нескольких разновидностей человека. (1) Генетически модифицированный человек. Под этим подразумевается человек будущего, с возможностью генетически программировать себя и себе подобных. То есть человек получает статус сверхчеловека и настоящего творца. Д.А. Беляев отмечает некоторые проблемные моменты, которые могут вызвать несогласие и протест у многих при знакомстве с генной модификацие: «…люди вследствие клеточно-эмбриональной генной трансформации превратятся в безликую, несвободную «человеческую массу», имплицитно управляемую извне ДНК-программистами» [2, c. 48]. Но, тем не менее, данный вариант человеческой эволюции может появиться в будущем.

(2) Нанокиборгизированный человек. Как конкретизирует Д.А. Беляев, этот тип: «…является результирующим итогом технологической конвергенции антропогенетики, наноинженерии и робототехники, направленных на радикальное изменение человеческой телесности» [2, c. 48]. Но и данный тип человека вызывает некоторые вопросы. По мнению С.С. Хоружего, это может повлечь размывание «фактора Человеческого Лица» [9, c. 28], что в дальнейшем приведет к проблеме самоидендификации. И что также может стать причиной зарождения новых ценностей и культуры.

(3) Виртуально-цифровой человек. Под данным типом подразумевается существование человека в виртуальном пространстве, где он сможет полноценно жить, создавая там все, что ему необходимо для желаемой жизни.  Д.А. Беляев объясняет: «Виртуальная реальность плюрализирует феномен реальности, делая равноценным множественные инварианты реальности, которые становятся автономными культурными дискурсами и пространствами бытия Homo Virtualis» [2, c. 50]. Таким образом, мы видим варианты будущего постчеловека, и это дает нам возможность осмыслить все положительные аспекты подобных трансформаций, а также риски и опасности.

Выдающийся российский философ В.С. Степин тоже рассматривал в своих работах проблематику трансгуманизма. Отмечая наступление новой эпохи развития, он пишет, что она охватывает все сферы человеческой жизни. Развитие технологий идет вперед, в особенности многообещающие NBICS-технологии открывают множество новых возможностей для человека. Прогнозы освещают примерную картину будущего, в котором человеческая организация радикально изменится. Речь идет о киборгизации, генетической модификации, переносе сознания на компьютерные носители, изменении человеческого сознания и многом другом. Несмотря на фантастичность подобных картин будущего, это, тем не менее, звучит весьма правдоподобно, если учесть ускоренное развитие технологий уже в условиях современности. Однако, несмотря на это, В.С. Степин не стремится соглашаться с политикой трансгуманизма. Он критикует идеи трансгуманизма, реализация которых, несмотря на благие намерения, может привести к ухудшению ситуации в обществе и в самом окружающем мире. К примеру, нынешние возможности в области генетики, несут угрозу манипуляции людьми. И риск, по мнению философа, присутствует всегда, так как даже минимальное биологическое вмешательство может спровоцировать тот или иной недуг, которым ни один человек ранее не страдал или же вовсе вызвать сбой организма. Также, по мнению В.С. Степина, нельзя игнорировать социальную составляющую в вопросах преобразования человека, намечаемых трансгуманизмом. В.С. Степин отмечает: «Нельзя упускать из виду, что человеческая культура глубинно связана с человеческой телесностью и первичным эмоциональным строем, который ею продиктован» [6, c. 40]. Тем самым, сущность человека – это не биология, а его социальное качество и культурные признаки, которые человек в процессе преобразований по планам трансгуманизма может потерять или существенно исказить. Появление абсолютно иного человека, а именно постчеловека несет в себе образование совершенно иного общества, культуры и биологической составляющей. В связи с этим В.С. Степин пишет о том, что он относится с долей скептицизма и настороженности к феномену трансгуманизма. Но в то же время, он не отрицает трансгуманизм полностью, так как без науки у общества нет будущего. Однако в приоритете должен быть не только прогноз и анализ всех рисков, но и социальный контроль, гуманитарная экспертиза.

Академик И.Т. Фролов, разрабатывая проблему человека, предложил идею комплексного подхода к изучению человека, а также идею междисциплинарного исследования человека при помощи естественных, социальных и гуманитарных наук. При этом интегратором данных исследований должна выступить философия. «Философия и социология человека, только тогда чего-нибудь стоят, когда они развиваются в связи со специальными исследованиями (медицинскими, генетическими, психофизиологическими, демографическими и другими), как часть общей науки о человеке» [8, c. 11]. Новый этап развития науки, названный И.Т. Фроловым «веком биологии» отчетливо показывает нам то, что технологии не стоят на месте и всячески применяются на благо человека. В итоге складывается ситуация  «когда другие, смежные с биологией и более развитые пока науки (физика, химия) во все большей степени сосредоточиваются на исследовании процессов жизни и на обслуживании биологии, которая становится одной из центральных наук о природе» [7, c. 210]. Биологический этап научно-технической революции, предпосылки которого мы можем отметить уже сейчас благодаря достижениям молекулярной биологии, генетики, биокибернетики предполагает «неуклонное и ускоряющееся «переключение» науки на человека по мере продвижения исследований от низших к высшим уровням организации живых систем» [7, c. 212]. Биологическая природа человека с помощью науки будет все больше приспосабливаться к новым условиям окружающей среды, создаваемым научно-техническими процессами.

Но подобные изыскания также несут в себе множество рисков. Однако это не значит, что человечество должно остановиться в своем развитии, так как рано или поздно исследования дадут желаемый результат. Исследования в области генетики, и прежде всего по программе «Геном человека», дали человечеству такие технологии, с помощью которых наука становится способной «обслуживать человека» и помогает приспособить человеческую природу к новым условиям цивилизации. Однако человек должен быть крайне осторожен во всех изысканиях в сфере, касающейся его генофонда.

Тем самым, использование нынешних человеческих знаний, станет начальным этапом к самосовершенствованию и дальнейшему развитию. Хотя это еще малая часть имеющихся у человека возможностей, но, тем не менее, это весьма обнадеживающее начало. И.Т. Фролов пишет: «ближайшим этапом генной инженерии применительно к человеку может стать «исправление» действия патологического гена, а в более отдаленной перспективе – замена патологического гена нормальным, что открывает новый путь профилактики наследственных заболеваний» [7, c. 214]. В связи с этим даже убежденные скептики не могут отрицать новаторство данного направления. Однако, как отмечалось ранее, нужно помнить о том, чтобы это вмешательство не оказало пагубного воздействия. Поэтому необходима также и разработка строгих правил, которые касаются данной сферы исследований.

Новые возможности в научной сфере предоставили человеку не только положительные моменты, но и положили начало весьма сложным и деликатным проблемам, решение которых в нынешнее время не представляется возможным. В то же время, появляются тенденции такой трактовки новой проблематики, связанной с биологией и генетикой человека, которая нуждается в основательной критике из-за очевидной опасности этих исследований для человечества и его будущего. Речь идет о вмешательстве в генофонд человека, а также о таком вмешательстве в функционирование его мозга и психики, которое привело бы, в сущности, к появлению «нового вида», значительно отличающегося от вида homo sapiens, к созданию «сверхчеловека», являющегося обладателем «сверхмозга» и необычайных умственных и психических способностей.

Литература

  1. Артюхов, И.В. Трансгуманизм: философские истоки и история возникновения // Новые технологии и продолжение эволюции человека? Трансгуманистический проект будущего / под ред. В. Прайд, А.В. Коротаева. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. С. 27–40.
  2. Беляев, Д.А. Перспективные антропологические модели постчеловека: трансформация человеческой природы и сверхчеловеческая атрибутика / Д.А. Беляев // Глобальное будущее 2045: Антропологический кризис. Конвергентные технологии. Трансгуманистические проекты: материалы Первой Всероссийской конференции (г. Белгород, 11-12 апреля 2013 г.) / под ред. Д.И. Дубровского, С.М. Климовой. – М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2014. С. 43-53.
  3. Ицков, Д.И. «Общественное движение «Россия 2045» и глобальное будущее / Д.И. Ицков // Глобальное будущее 2045: Антропологический кризис. Конвергентные технологии. Трансгуманистические проекты: материалы Первой Всероссийской конференции (г. Белгород, 11-12 апреля 2013 г.) / под ред. Д.И. Дубровского, С.М. Климовой. – М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2014. С. 8-15.
  4. Назаретян, А.П. Мировоззренческая перспектива планетарной цивилизации / А.П. Назаретян [Электронный ресурс] // Глобальное будущее. 2045. Антропологический кризис. Конвергентные технологии. Трансгуманистические проекты / под ред. Д.И. Дубровского. – М.: ООО «Издательство МБА», 2013. С. 26-48. URL: http://www.2045.ru/pdf/globalfuture2045.pdf (дата обращения: 4.05.2021)
  5. Российское трансгуманистическое движение [Электронный ресурс]. URL: http://transhumanism-russia.ru/content/view/70/94/ (дата обращения: 13.05.2021)
  6. Степин, В.С. Трансгуманизм и проблема социальных рисков // Проблема совершенствования человека (в свете новых технологий): Трансгуманизм и проблема социальных рисков. Редукционизм как соблазн наук о человеке. Об идолах и идеалах биотехнологического самоизобретения человека. Как возможен совершенный человек? / под ред. Г.Л. Белкиной. – М.: ЛЕНАНД, 2016. С. 26-42.
  7. Фролов, И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения / И.Т. Фролов. – 2-е изд. – М.: Изд-во политической литературы, 1983. – 350 с.
  8. Фролов, И.Т. Современная наука и гуманизм // Вопросы философии/ И.Т. Фролов. – 1973. – № 3. С. 3-15.
  9. Хоружий, С.С. Проблема Постчеловека, или Трансформативная антропология глазами синергийной антропологии/ C.С. Хоружий// Философия и наука. – 2008. – № 2. С. 10-31.
  10. Bostrom, N. The Transhumanist FAQ. A General Introduction. Version 2.1. (2003). – 56 p. [Electronic resource]. URL: https://nickbostrom.com/views/transhumanist.pdf (дата обращения: 7.05.2021)
  11. Drexler, E., Chris Peterson C., Pergamit G. Unbounding The Future: the Nanotechnology Revolution [Electronic resource]. New York, 1991. – 312 p. URL: https://archive.org/details/unboundingfuture01drex/page/n7/mode/2up (дата обращения: 7.05.2021)
  12. Huxley, J. Transhumanism // Huxley J. New Bottles for New Wine. L., 1957. – 195 p.
  13. Kurzweil, R. The Singularity Is Near: When Humans Trascend Biology. 2005. – 652 p. [Electronic resource]. URL: https://www.grtl.org/Singularity-Is-Near.pdf (дата обращения: 7.05.2021)
  14. Transhumanist FAQ [Electronic resource].
    URL: https://humanityplus.org/transhumanism/transhumanist-faq/(дата обращения: 10.05.2021)

Loading