Морозова Анна Николаевна
СПб ГБУ «Культурно-досуговый центр
«Красногвардейский»
Заместитель директора
по культурно-досуговой деятельности
Магистрант факультета искусств
«Режиссура театрализованных
представлений и праздников» СПб ГИК
Anna N. Morozova
Cultural and leisure center
Krasnogvardeisky
The Associate Director for cultural and leisure activities
Student of the Faculty of Arts
“Theatrical directing of performances and celebrations”
Saint-Petersburg State Insitute of Culture
E-Mail: anunik@mail.ru
УДК -37.03 (37-036)
ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация: В статье рассматривается, каким образом театральная деятельность может быть использована в работе современных организаций для вовлечения в общественную жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья. Вследствие правильно подобранного подхода к «особым» людям и их семьям, удаётся не только расширить круг деятельности, но и качественно изменить образ жизни людей, столкнувшихся с проблемой социальной изоляции, навязыванием ярлыков и т.п. Начало работы с инвалидами в творческом пространстве, в нашей стране относится к двадцатым годам прошлого века.
На сегодняшний день в России насчитывается более 200 театральных коллективов, в которые вовлечены люди с ограниченными возможностями. Позитивное влияние работы театральных мастерских можно увидеть на примере работы театрального коллектива Центра развития «Анима», который объединяет молодых людей с различными нарушениями и степенью инвалидности. Центр «Анима» работает в содействии с Санкт-Петербургским культурно-досуговым центром «Красногвардейский». За год в театральных мастерских была поставлена фестивальная театральная постановка по поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Это серьёзная работа, претендующая на полноценное решение, в том числе и художественной задачи – вызвать интерес у зрителей, доставить художественное наслаждение.
Ключевые слова: театральная деятельность, режиссура, театрализованное представление, праздник, спектакль, инклюзия, социализация, люди с ограниченными возможностями, ОВЗ, инвалиды, центр развития, «Анима», культурно-досуговый центр.
Abstract: The article describes how theatrical activity can be used in the work of modern organizations to involve people with disabilities in public life. Due to the right approach to “special” people and their families, it is possible not only to expand the range of activities, but also to qualitatively change the lifestyle of people who are faced with the problem of social isolation, imposing labels, etc. The beginning of work with people with disabilities in the creative space in our country dates back to the twenties of the last century.
Today in Russia there are more than 200 theater groups in which people with disabilities are involved. The positive impact of the work of theatrical workshops can be seen in the example of the work of the theater team of the Anima Development Center, which unites young people with various disabilities and the degree of disability. The Anima Center works in collaboration with the Krasnogvardeisky cultural and leisure center. For the year, theatrical workshops staged a festival theatrical production based on the poem by A.S. Pushkin’s The Bronze Horseman. This is a serious work, claiming to be a complete solution, including the artistic task – to arouse the interest of the audience, to deliver artistic pleasure.
Key words: theatrical activity, directing, theatrical performance, celebration, performance, inclusion, socialization, people with disabilities, disabilities, the disabled, development center, Anima, cultural and leisure center.
Главная цель объединения – оказание психолого-педагогической помощи семьям через реализацию различных социально-культурных программ. В Центре развития «Анима» объединены более 300 семей, имеющих молодых людей с различным уровнем психофизического развития, с ментальной инвалидностью и/или психофизическими нарушениями, в том числе с генетическими нарушениями, расстройствами аутичного спектра, с интеллектуальной недостаточностью, нарушением опорно-двигательного аппарата и т.д.
Актуальна также поддержка родителей «особых» детей. Часто родители оказываются в замкнутом пространстве один на один с ребёнком и его недугом. Как показала практика, в центре «Анима» родители становятся активными участниками творческого процесса и выступают в качестве «личных тренеров» детей, ведущих и участников семинаров, мастер-классов. Дети и родители становятся настоящими партнёрами друг друга в коллективном творчестве.
Для многих молодых людей Центра развития «Анима» театральные мастерские оказываются позитивной возможностью обретения самостоятельности и самореализации, осознания самоценности в коллективе равных единомышленников, где к каждому члену относятся с неизменным пониманием и уважением его индивидуальных особенностей, что создаёт редкий для «особых» ребят положительный психологический климат.
Среди людей с ОВЗ встречается немало одарённых. Благодаря созданию благоприятной среды, молодые инвалиды проявляют интерес к разным видам творчества и раскрывают свой потенциал, а воздействие на зрителей одарённого «особого» художника, музыканта или чтеца производит едва ли не большее впечатление, чем работа «обычного» талантливого человека. Среди участников Центра развития «Анима» есть настоящие творческие личности: художники, музыканты, вокалисты, чтецы, мастера прикладного искусства. Многие из них творят на хорошем любительском уровне, а некоторые из них могут гордиться персональными выставками или сольными выступлениями. Один из основополагающих принципов работы Центра развития «Анима» – не делать скидок на так называемые ограниченные возможности или диагнозы, потому именно творчество, искусство, красота позволяют «особым» детям и их родителям чувствовать себя свободно и уверенно за пределами ценра.
Так, центр «Анима» ставит задачи: путём творческой работы развить коммуникативные способности молодых людей с ограниченными возможностями, помочь им в творческой самореализации в процессе театрального действа. Как результат деятельности – обязательный выход с конечным проектом на «обычного» зрителя в рамках участия в фестивалях; возможность продемонстрировать свои достижения и получить некоторое общественное признание.
Решение проблемы социальной реабилитации «особых людей» и интеграции их в общество происходит через взаимодействие в системе: режиссёр – лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – родители – «обычный» зритель. Процесс становления субкультуры людей с особенностями развития невозможен без поддержки социально активных посредников: родителей, специалистов, знакомых и близких. Такая работа является социально значимым опытом и для обычных людей, в разной степени вовлечённых в театрализованные мероприятия: это зрители, посетители выставок, участники мастер-классов и игровых программ, специалисты, волонтёры.
Известно, что в основе театра лежит игра. Игровое начало театра в сочетании с осознанием серьёзности этой игры, точным соблюдением её правил и строгой самодисциплины даёт примеры тех спектаклей, что вызывают у публики подлинные переживания, настоящие слёзы и искренний смех.
Любительские спектакли можно условно разделить на два типа вне зависимости от того, кто выходит на сцену: дети, взрослые, или люди с ограниченными возможностями. Это представления, которые можно назвать «домашними радостями», где сам выход исполнителей на сцену является достижением для создателей спектакля и радостью для их близких, сидящих в зрительном зале; и спектакли, в которых перед коллективом стоят серьёзные художественные задачи, решаемые по мере творческих сил участников.
В обоих случаях перед создателями будущих работ стоят и другие задачи, помимо основной – разнообразить и наполнить новыми ощущениями и переживаниями жизнь «особенных» людей. В том случае, когда не стоит художественная задача, публику удовлетворяет сам факт того, что дети вышли на сцену, цель и смысл постановки не имеют большого значения. В театрализованных постановках и публичных показах центра «Анима», важным является направленность на зрителя. Его восприятие не должно зависеть от того, кто работал над созданием творческого продукта.
Рассмотрим участие людей с ОВЗ в театрализованной постановке на примере инклюзивного спектакля «Медный всадник» по мотивам поэмы А.С. Пушкина.
Автором статьи был создан сценарий театрализованного представления с участием «Театра теней» по поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Этот сценарий лёг в основу будущего спектакля. К работе над «тканью спектакля» подключился ещё один режиссёр-постановщик – Юрий Красиков. После доработки сценария к созданию спектакля был приглашён театр теней «Moonlight» и актёр Музыкального драматического театра «Образ» Всеволод Медведев.
Материал для спектакля – поэма Александра Сергеевича Пушкина – благодатный материал, сценическое воплощение которого требует от участников глубокого понимания и серьёзного отношения. Для достижения необходимого уровня работы участники «Анимы» изучали основы театра, сценические законы и правила.
Мы не стали рассматривать «Медный всадник» со стороны конфликта человека и власти. Более важным посчитали показать человеческие переживания, усиленные природными явлениями, к тому же для наших актёров эта тема близка и доступна.
Нам хотелось, чтобы «особые» артисты выполняли не второстепенную роль в спектакле, а были полноправными его участниками. Поэтому всё пространство сцены мы максимально отдали нашим «особым» артистам. Даже закадровый голос был записан на студии звукозаписи таким артистом.
Эскизы костюмов были созданы с учётом особенностей фигур; выбрана брючная пара из мягкого тонкого бархата тёмно-серого цвета и приятная телу, а цветовая гамма должна была нести смысловую нагрузку – передать оттенки свинцового петербургского неба. К паре были сшиты двухсторонние сине-чёрные плащи. С их помощью актёры передавали движение стихии – воды и ветра (синяя сторона). Чёрной стороной переворачивали плащ, когда играли жителей города и последствия наводнения – деревья, лодки, пострадавшие. На ногах у всех были чёрные носки и чёрные чешки, также заказанные по размеру.
Костюмы, которые задуманы как скрывающие физические недостатки участников, формируют образ необычности в здоровом художественном смысле – это единообразие и некая бесформенность и тяжеловесность (вопреки лёгкости и пластичности материала) позволяют как бы не замечать отдельных участников, а объединяет их в единую грубофактурную, физически воспринимаемую массу и единый эпический голос.
Техническая сторона была организована следующим образом. На сцене устанавливался экран 3х2 метра, за ним площадка в шесть квадратных метров для установки проектора и работы театра теней. Необходимое минимальное пространство перед экраном – пять квадратных метров. По бокам от экрана – чёрные ширмы, или ширмы с видами Петербурга, не яркие. За ширмами или по бокам от них, установлены складные чёрные пуфы, для того чтобы «особые» актёры могли отдохнуть между своими выходами. Декораций на сцене нет.
Отдельное внимание было уделено работе с реквизитом. Такая работа помогает сосредоточить «особых» актёров на деталях, улучшает память и координацию, помогает выстраивать долгосрочную линию поведения, оттачивается посредством планомерных и плодотворных занятий.
В выборе актёров для определённых театральных задач мы обращали внимание на их характер, способности и предрасположенности. Так, две девушки с синдромом Дауна и аутизмом известны в нашем центре своей расположенностью к музыке и танцам. Девушки были задействованы в танце с осенними листьями и очень органично справились с задачей. Для образа наводнения мы использовали два синих полотна, которые при помощи «особых» актёров и родителей в нужные моменты превращались или в волны, или в «кольцо сумасшествия», которое «поглощало» Евгения.
Голоса «особенных» артистов – отдельная художественная «вещь». Низкий, трудно произносящий слова, медленно артикулирующий голос формирует материю звука такую же суровую, как задрапированное материей тело. Голос не обладает привычным художественным, «культурным», академически выученным «выражением». Он рождается в муках сейчас и становится физическим телом, образом средневекового народно-поэтического эпоса. Особо выразительна медленность произнесения. Медленное и неакадемическое говорение открывает новые смыслы. Драматизм текста перерастает в высокий трагизм. Именно затруднённость рождения звука, происходящая на наших глазах, мифологизирует происходящее (миф, как известно, всегда говорит о началах).
Благодаря синтезу разных жанров, использованию современных технологий, удалось грамотно распределить напряжение «особых» актёров. Молодые люди имели возможность «вздохнуть» на сцене между картинами. В тоже время им было безумно интересно наблюдать за тем, что происходит на экране и следить за нитью происходящего. Театр теней из шести девушек точно отобразил связующие моменты спектакля. Игра тени и реальности перемещала зрителя между прошлым, настоящим и миром потусторонним. Видео- и фотозарисовки, точно подобранные по цветопередаче и настроению, дополняли действие, а музыка являлась основой для эмоционального состояния актёров, отправной ступенью в каждой картине.
В конце спектакля на экран, под звуки Гимна Санкт-Петербурга в оркестровой аранжировке, транслировался видеоролик современного города (съёмка сверху). Это захватывающее зрелище выполняло роль мостика от той эпохи к нынешней. Интересно, что все участники спектакля каждый раз после просмотра ролика делились тем, что испытывают гордость за то, что живут в таком красивом городе. Живой отклик молодых людей подтвердил правильность выбора темы. После видеоролика весь творческий коллектив спектакля исполнял хором песню о Петербурге, которая была записана с помощью профессиональных звукорежиссеров культурно-досугового центра «Красногвардейский», в котором ведёт свою деятельность Центр развития «Анима». Песня ставит точку в спектакле, объединяя всех – мам, детей, зрителей, артистов, и лучшее средство здесь – музыка.
Спектакль был построен на сочетании профессионального и любительского исполнения, соединения повествования, словесной фактуры со зрительно-визуальной техникой теневого театра. Эта находка оказалась успешной. Выбор именно теневого театра лишил актёра «нормальной» телесности и соединил с особой телесностью «необычных» людей.
Спектакль ярко материален и в этом огромное преимущество перед традиционным духовно-содержательным смыслом обычных театральных спектаклей. Физика, материя, телесность театра – заповедная зона, «особо охраняемая территория», которая в этой постановке была успешно реализована.
Конечно, не все вопросы и проблемы были разрешены, и не все задачи, что мы ставили перед собой, полностью выполнены. Творческий процесс не имеет конечной точки, он находится в постоянном развитии, и он продолжается до сих пор.
Спектакль «Медный всадник» можно смело назвать художественным актом. Нам определенно удалось приблизиться к понятию «произведение искусства», и шагнуть за рамки «домашних радостей».
Работа не закончена, она только началась, но уже имеет свои плоды. Об этом свидетельствовали радостные и изумлённые лица «анимовцев» после представления, осознавших масштаб произошедшего и степень собственного вклада в общее дело.
Спектакль «Медный всадник» окончательно утвердил за Центром «Анима» почётное звание действительно творческого коллектива, в котором театр становится одним из важных средств для всестороннего развития личности, постановки и решения серьёзных художественных задач. 2018-й год стал годом рождения театрального коллектива «Другой театр» на базе Центра развития «Анима». Это спектакль, наглядно демонстрирующий неизбежную трансформацию объекта инструментом. Привычное традиционное звучание знакомой поэмы изменяется под действием нового инструментария – участия необычных исполнителей.
В результате реализации проектного исследования 36 молодых инвалидов и членов их семей значительно улучшили качество жизни благодаря:
- приобретению новых личностных навыков: развития речи, координации движений, памяти, внимания;
- развитию коммуникативных и социальных навыков: умению работать в команде, слушать партнёра, отвечать за результат коллективной работы;
- улучшению взаимоотношений родителей и детей на основе совместной творческой деятельности;
- повышению самооценки в результате успешного выполнения поставленной задачи;
- приобретению нового опыта «Я могу!», побуждающего к дальнейшему развитию, поиску новых способов творческого самовыражения;
- духовному обогащению благодаря новым знакомствам, впечатлениям, эмоциям, знаниям семей, большую часть жизни находящихся в крайне ограниченном пространстве;
- осознанию своей значимости для спектакля как общего коллективного дела;
- развитию взаимной поддержки сообщества семей с молодыми людьми, имеющими проблемы в развитии;
- улучшению отношения в обществе к семьям с «особыми» людьми.
Нами наблюдались так же такие результаты:
- формирование стремления к согласованным действиям;
- ребята становятся способными решать достаточно сложные творческие задачи;
- легче преодолевают возникающие в процессе создания спектакля трудности;
- появляется основа для рождения коллективной инициативы.
Как педагог и режиссёр, я не ставлю перед собой цель только социализировать наших «особых» артистов, а хочу сделать такой совместный творческий продукт, который бы стал интересен современным зрителям.
Практикуя взаимную помощь и поддержку людей с ОВЗ и взрослых во время творческого взаимодействия, мы закладываем (пусть на подсознательном уровне) их взаимозависимость, ощущение духовной связи «родитель-ребёнок».
Развитие творческих способностей средствами театральной арт-педагогики, творческой самореализации, помогают «особым» семьям пройти путь от кризиса к готовности оказывать помощь другим, передавая опыт по преодолению трудных ситуаций от беспомощности к активной, творчески насыщенной жизни. Знакомясь с творчеством «особых» ребят и с их родителями, обычные люди не только становятся более милосердными, но и учатся открытости, доброте, терпению, пониманию, способности противостоять жизненным трудностям.
Согласованность воспитательных воздействий режиссёра и родителей становится благоприятной средой, создающей условия для успешного развития молодых людей с ОВЗ, их эмоциональной отзывчивости и личностных качеств; способствует развитию творческого педагогического ресурса самих родителей.
Список использованной литературы:
- Арт-терапия – новые горизонты /Под ред. А.И.Копытина. – М.: Когнито-Центр, 2006. – 336с.
- Белишина, А. А. Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей//Молодой ученый. -2017. – №49. – С. 332-334.
- Вебер, М. Работы по социологии, религии и культуре/АН СССР, ИНИОН, Всесоюз. межвед. центр наук о человеке при президиуме. Вып.2. – М.: ИНИОН, 1991.
- Вечканова, И.Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие/И.Г. Вечканов. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.
- Дементьева, В.В. Внедрение театрализованных представлений в инклюзивный учебный процесс и их методологический потенциал. //Научно-практический журнал «Гуманитарные науки». – Ялта, 1917, – № 2 (38). – С.92-96.
- Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями/Т.В. Егорова. -Балашов: Николаев, 2002. – 80 с.
7. Лебедева, С.С. Исследование социальной группы инвалидов как субъекта деятельности в системе базового и пост базового образования/С.С. Лебедева//Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2009 .- №1 (11) .- С. 61-65.