Сокиев Хуршид Валиевич. Критерии социально-культурного развития информационного общества

Сокиев Хуршид Валиевич

Национальный университет Узбекистана

имени Мирзо Улугбека

соискатель кафедры

«Национальная идея»

Ташкент, Узбекистан

Soqiev Hurshid Valievich

The Mirzo Ulugbek National

University of Uzbekistan

Researcher

Department of National idea

Tashkent, Uzbekistan

E-mail – hurshid_s@inbox.ru

УДК 1:316

 

КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

 

Аннотация. Сегодня осознаны предпосылки и реальные направления формирования, развития и совершенствования информационного общества в Узбекистане. Этот процесс имеет глобальный характер, неизбежно вхождение нашей страны в международное информационное сообщество. Использование материальных и духовных благ информационной цивилизации может обеспечить населению Узбекистана достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности. Наша республика должна войти в разряд технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с прочно стоящим на ногах гражданским обществом и правовым государством. Можно полагать, что основные черты и признаки информационного общества будут сформированы в Узбекистане при стабильных социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях уже в ближайшей перспективе.

Ключевые слова: информационное общество, социально-культурные критерии, Республика Узбекистан, глобализация, новые информационные технологии, цивилизационное развитие, гражданское общество, правовое государство.

 

Criteria of the social-cultural developing of information society

 

Abstract. Today the background and real directions of formation, development and improvement of information society in Uzbekistan are realized. This process has global, inevitable joining of our country in the international information community. The use of material and spiritual wealth of the information civilization may provide the population a decent life, economic prosperity, and the necessary conditions for free development of the personality. Our republic should enter into the category of technologically and economically developed countries on the rights of a full-fledged participant of the global civilization development with the saving of political independence, national identity and cultural traditions, has a significant civil society and legal state. It can be assumed that basic features and characteristics of the information society will be established in Uzbekistan with a stable socio-political conditions and deep economic reforms in the near future.

Keywords:information society, socio-cultural criteria, the Republic of Uzbekistan, globalization, new information technologies, the development of civilization, civil society, legal state.

 

Критерии социально-культурного развития информационного общества

 

В современных условиях становление информационного общества это уже не сверхъестественный процесс, а реальность. Однако, каким будет информационное общество? Например, в плане социально-культурного феномена? Постараемся в общих чертах выделить некоторые основные критерии формирования и совершенствования социально-культурного развития информационного общества и саму информационную культуру.

Если представить характерные черты и признаки информационного общества в Республике Узбекистан, то обычно к ним относятся следующие:

  • формирование единого информационно-коммуникационного пространства Узбекистана как части мирового информационного пространства, полноправное участие Узбекистана в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов;
  • становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций;
  • создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;
  • возрастание роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства;
  • повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма творческого роста как важнейших характеристик условий труда;
  • создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития.

Необходимость перехода к информационному обществу тесно связана с изменением характера воздействия НТП на жизнь людей. В конце ХХ века скорость смены технологических укладов в производстве, технологиях предоставления продукции и услуг и управлении этими процессами существенно увеличилась. Если в начале и даже в середине века такие смены происходили в периоды времени, значительно превышающие длительность жизни одного-двух поколений, то сегодня смена технологического уклада происходит за более короткий срок. При этом существенно меняется образ жизни большей части населения, социально-психологическая модель поведения людей и общества в целом. Особенно существенно начинают отличаться модели поведения нынешнего и будущего поколений. Очевидно, что одним из факторов, способных в определенной степени ослабить воздействие на психику человека подобных изменений в образе жизни, является уровень информационной подготовленности человека к грядущим изменениям.

Одним из важнейших показателей изменения образа жизни во второй половине прошлого века является развитие и использование новых ИКТ во всех областях социальной жизни и деятельности, уровень производства и потребления обществом информационных продуктов и услуг. Очевидны изменение отношения к информации и расширение возможностей получения и применения информации для усиления человеческого потенциала и его развития во многих направлениях.

Все это определяет возникновение и необходимость решения сложной общественно значимой задачи – создание социально-психологической модели поведения члена информационного общества, выявления приемов методов воздействий, которые обеспечат нормальную адаптацию и комфортное существование человека в условиях информационного общества, уменьшат противоречия между поколениями.

Видится, что наиболее действенным образом такое воздействие оказывает система образования, которая должна приучать члена общества на всех этапах его развития к необходимости постоянных изменений в образе жизни, к восприятию, следованию и сохранению национальных традиций и культурного наследства своей страны.

Постиндустриальное состояние человеческой цивилизации совершенно логично связывают с развитием информационного общества — общества, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной информации, ее свободой и доступностью. Возникновение информационного общества тесно связано с осознанием фундаментальной роли информации в общественном развитии, рассмотрением в масштабном социокультурном контексте таких феноменов, как информационные ресурсы, новые информационные технологии, информатизация.

Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.

Настало время говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Это будут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.

Теперь обратимся к понятию «информационная культура», которое характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном обществе неуклонно возрастает; и в наши дни совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках. Иначе он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности, к изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работающих в сфере информационной деятельности и услуг.

Сегодня существует множество определений информационной культуры. Можно рассмотреть некоторые из этих определений.

В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.

Ну и в узком смысле – оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

Один из ведущих специалистов в области информатизации Э.П.Семенюк под информационной культурой понимает информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений[1].

Также необходимо выделить и критерии информационной культуры человека, которые включают в себя:

  • умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
  • эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;
  • перерабатывать информацию и создавать качественно новую;
  • вести индивидуальные информационно-поисковые системы;
  • адекватно отбирать и оценивать информацию;
  • способность к информационному общению и компьютерную грамотность.

Всё сказанное должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями.

Большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества, обладающего следующими умениями и навыками: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее.

Итак, овладение основами социально-культурного уровня информационного общества, информационной культурой – это путь универсализации качеств человека, способствующий реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли в жизни сообщества.

 

Список литературы:

 

  • Мирзиёев Ш.М. «Критический анализ, жесткая дисциплина и персональная ответственность должны стать повседневной нормой в деятельности каждого руководителя. Доклад на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2016 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2017 год 14 января 2017 года». – Т.: Ўзбекистон, 2017. – С. 58
  1. Ильин И.В., Лось В.А., Урсул А.Д. Устойчивое развитие и глобальные процессы. – М.: Изд-во МГУ, 2015. – 445 с.
  2. Ильин И.В., Урсул А.Д. Образование, общество, природа. Эволюционный подход и глобальные перспективы. – М.: Изд-во МГУ, 2016. – 556 с.
  3. Информатизация общества и перспективы образования в XXI веке. / Пасхин Е.Н., Урсул Т.А., Урсул А.Д., Шевелев В.В. М.; Курск, 2001. – 255 с.
  4. Семенюк Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер.1. 1994. № 1. – С. 2-7.
  5. Сухина В.Ф. Человек в мире информатики. М.: Радио и связь. – 1992. — 111 с.

[1] Семенюк Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер.1. 1994. № 1. С. 2-7.

21 просмотров всего, 1 просмотров сегодня