Рогова Анна Михайловна. Социальное обслуживание семей с детьми: социологический анализ

Рогова Анна Михайловна

НОУ ЧАО Санкт-петербургский

Университет Технологий Управления и Экономики

Кандидат социологических наук

Доцент кафедры Управления Персоналом

Rogova Anna M

Saint-Petersburg University of Tehnology Menegment and Economic  

Assistant-professor of kafedra of Menegment of personal

Candidate of sociological science

E-mail : anna7r@mail.ru

УДК 316.43

Социальное обслуживание семей с детьми: социологический анализ

Аннотация: В статье рассказывается о становлении и институциализации системы социального обслуживания семьи и детей. Автором рассмотрены направления, виды, специфика социального обслуживания как системы и особенности как социального процесса оказания помощи семье. В конце сделаны выводы о достоинствах и недостатках социального обслуживания семей с детьми. Одной из перспектив можно считать развитие социального обслуживания по месту жительства. Проблемой остается и степень доверия к социальным службам,  а также изменения роли семьи: от пассивного получателя к  активному участнику социального обслуживания.

Ключевые слова:  система социального обслуживания семьи, системы социальной поддержки семьи, качество социального обслуживания, социальные ресурсы, технологии, виды социальной помощи, процесс социальной поддержки семьи, семья как объект социального обслуживания.

 

System of Social service for families with children: sociological analisis

Abstract: This article is about development of  System of Social service for families with children. Author talks about directions, visages, features of social systems and features of social process of aid for family with children. Author comes to conclusion about advantages and disadvantages about social service for families. The prospective of  social service for families may be social service on local level. The mains problems of social service for families are: low level of reliance to social institutions and change the role of family in social service. It is necessary for family  to devolve from passive recipient to active participator of social operation.

Key words: system of social service for families, systems of social support for families, quality of social service, social resourses, tehnologies, visages of social aid, process of  social support for family, family  is object of social service.

В условиях социальной модернизации России актуальным становится не только решение социально-экономических проблем и повышение  уровня жизни, но и улучшения качества жизни населения. В связи с этим вопросы социальной политики и социального обслуживания занимают одно из первых мест. Как считают ученые, теоретики и практики социальной работы,  в постиндустриальном обществе пользование услугами социальных служб и учреждений должно стать таким же очевидным, как пользование всеми остальными благами цивилизации (медицинскими, образовательными учреждениями)[ 4 ].  В связи с этим представляется интересным выявление места и роли социального обслуживания, как в структуре общества, так и его  содержания и направлений. Поскольку семья остается важнейшим социальным институтом общества, то одной из приоритетных задач должно стать анализ и изучение именно данного направления. Полученные данные могут быть использованы для разработки выводов и рекомендаций в целях улучшения качества социального обслуживания.

Социологический анализ социального обслуживания семей с детьми можно проводить в двух аспектах: а) как системы, б) как социального процесса.

С позиций анализа социального обслуживания как системы уделяется внимание типам учреждений, их функциям, целям деятельности, правовым и этическим нормам, взаимодействию с другими учреждениями, ресурсам, направлениям деятельности и содержанию помощи и услуг. Данное направление берет основу из структурно-функционального анализа и разрабатывается такими авторами как Холостова Е.И, Павленок П.Д, Червякова Г.А., Пантелеева Т. С, Смирнова-Ярская Е.Р, Григорьева И.А, Келасьев В.Н. Система социального обслуживания рассматривается как подсистема общества, которая имеет свои цели: адаптация и интеграция в трудной жизненной ситуации (на уровне индивида) и содействие социальной стабильности(на уровне общества). Анализируются структурные подразделения системы, их специфика функционирования на различных уровнях (городском, районном, муниципальном), а также взаимодействие формальных (государственных, общественных организаций) и неформальных систем помощи (друзей, знакомых, родственников).

С позиций теории конфликта изучаются возможности и доступ к социальным услугам у каждого типа  семей, противоречия системы социального обслуживания. Как считали сторонники теории конфликта в социологии (К Маркс, Л Козер, Р Дарендорф) неравный доступ к ресурсам порождает конфликт, что вызывает изменения в социальной структуре общества [ 7  ]. Одной  таких проблем в системе социального обслуживание считают противоречие между нуждающимися группами и получателями услуг. Как отмечают специалисты, чаще за помощью и за услугами не те семьи, кто больше нуждается, а кто больше информирован и ориентирован их получение. Такой подход приводит к росту иждевенческих настроений и снижает эффективность социального обслуживания. Одной из серьезных проблем остается степень доверия к учреждениям социального обслуживания и готовность обратиться туда [ 5  ].

С позиций символического интеракционизма уделяется внимание не структуре социального обслуживания как системы, а анализируется поведение участников  социального действия [2]. Социального обслуживание рассматривается как процесс оказания помощи и услуг: на макроуровне – функционирование системы, учреждений, на микроуровне — оказание помощи конкретной семье с определенными проблемами.

В этом ключе изучались мотивация персонала, социальный портрет клиентов, причины обращения за помощью, социально-психологические аспекты взаимодействия социального работника и клиента, социальное обслуживание глазами потребителя услуг (клиента) и специалиста. Отдельного внимания заслуживает   восприятие и оценка социального обслуживания его участниками, ибо как писал Вебер « важно не только само действие, а социальный смысл, который вкладывают в него люди»[ 3 ].

Социальное обслуживание семей с детьми можно считать самостоятельным направлением социальной работы, подсистемой социального обслуживания и способом реализации семейной политики. Если цель семейной политики – укрепление семьи как социального института, то социальное обслуживания (помощь и услуги) чаще всего ориентировано на семью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, социальная помощь и услуги проверяют степень нуждаемости клиента и часто ограничены временными рамками[  9  ].

Институциализация системы социального обслуживания семей с детьми началась в 90-е годы, как ответ на кризисные явления  в сфере брачно-семейных отношений (рост числа разводов, социальных сирот, детской беспризорности).  В условиях системного кризиса основным видом помощи было детское пособие,  практика социальной работы чаще всего охватывала социально-незащищенные и неблагополучные семьи. Здоровая молодая семья была мало охвачена программами социальной поддержки. В этот период происходит становление нормативно-правовой базы социальной помощи семье и детям, закладываются и развиваются учреждения на различных уровнях (областной, районный, муниципальный). Определяются цель и задачи семейной политики как концептуальной базы социального обслуживания семей с детьми. Начинают разрабатываться технологии  и готовиться специалисты для работы с семьей и детьми.

Кроме того, происходит трансформация института семьи, вызванная как глобальными, так и российскими факторами (спецификой российского кризиса). Появились новые виды семейных отношений, чьи социальные проблемы, потребности и ресурсы слабо учитывались в практике социального обслуживания. Одно из негативных  последствий трансформации семьи  и российского кризиса  —  невыполнение семьей своей функции (воспроизводство населения в количественном и качественных аспектах), а также распространенность кризисных явлений в детско-родительских отношениях (жесткое обращение с детьми, алкоголизм, наркомания и др).

Таким образом, необходима переориентация социального обслуживания, исходя из социально-экономических проблем и  положения семей с детьми, что актуально в условиях социальной модернизации России. Как указывал Президент в своем послании к Федеральному собранию в 2016 году: «Смысл всей нашей политики – это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры… Мы продолжим изменения в социальной сфере, чтобы она становилась ближе к людям, к их запросам, была более современной и справедливой.»[ 8  ]

В последние годы начинается модернизация социального обслуживания в сторону укрепления репродуктивного и воспитательного потенциала семьи. Современная система социального обслуживания семей с детьми включает в себя различные направления помощи в зависимости от типологии семьи, ее проблем и потребностей. Происходит поворот от чистых  форм социально-экономической поддержки (социальные выплаты, пособия, натуральная помощь) к социально-культурным, социально-психологическим и социально-образовательным услугам[ 10  ].   Набирает силу институт  профессионально-замещающего родительства.  Развиваются формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей,  формы поддержка фостерной семьи (семей с опекаемыми, приемными, усыновленными детьми),  технологии подготовки, социального сопровождения профессионального родительства.

Начинает уделяться внимание поддержке молодых семей и студенческих семей. В ряде регионов выплачивается пособие и разрабатываются программы по решению жилищного вопроса.

Появляются  новые услуги семьям с детьми. Например, Служба личных временных помощников (для семей с детьми-инвалидами), семейные комнаты в больницах, отделение и группы поддержки одиноких отцов в центрах помощи семье и детям.

Актуальным становиться, помимо государственных  социального обслуживания семьи и детей, деятельность благотворительных и общественных организации.  Как указывают социологи « современная парадигма социальной работы должна быть направлена на изменение установок  на автономные и ответственные модели поведения родителя в отношении трудовой занятости и родительства и соответственно на снижение числа социально-уязвимых групп. Это требует организации широкой сети социальной поддержки: помощи в социальных группах, общественных организациях, семейных лагерей». [ 1  ].Эта позиция нашла свое отражение  и в государственной политике в области развития волонтерства. Так, в Послании Президента Федеральному Собранию в 2016 году сказано, что в социальной сфере следует «не отдавать по привычке, по накатанной предпочтения исключительно казённым структурам, а по максимуму привлекать к исполнению социальных услуг и некоммерческие организации. Необходимо снять все барьеры для развития волонтёрства и оказать всестороннюю помощь социально ориентированным некоммерческим организациям»  [ 8 ].

С одной стороны, данный процесс дифференциации социального обслуживания семей с детьми является ответом на проблемы в сфере брачно-семейных отношений, с другой, он закономерен и объективен, поскольку как указывал Парсонс Т, в процессе своего развития общество  становится более дифференцированным, появляется множество социальных практик и социальных институтов[ 6  ]

Одной из новых тенденций социального обслуживания семей можно считать  развитие самопомощи. Таким примером может служить создание групп в социальных сетях  для семей со схожими проблемами, а также различных сообществ и форумов для поддержания ценностей семьи, материнства и детства. Целью создание таких социальных сетей поддержки является обмен ресурсами, поддержание статуса и формирование социального капитала. [ 1  ]. Сами специалисты считают данное направление динамично развивающимся. В одном из исследований, проведенным автором среди  социальных служб, специалист комментирует ситуацию: «В социальных сетях есть для любых специалистов дополнительные возможности, поскольку большее количество клиентов может обратиться за помощью, в частности, если это касается социальной работы, то, зачастую, их клиентами являются люди с ограниченными возможностями, которые не всегда могут посетить учреждение и очно решить какие-то проблемы, поэтому, мне кажется, что у социального работника тем более широкие возможности оказания помощи каким-то своим клиентам».[ 5  ]

Социологи считают, что  взаимодействие в социальных сетях  может быть использовано в развитии неформальных систем помощи  и формировании активной жизненной позиции у семей с детьми.

В последние годы одной из тенденций социального обслуживания семей с детьми становиться перераспределение ресурсов, на развитие социального обслуживания и социального сопровождения по месту жительства. Это связано с проблемами улучшения качества социального обслуживания, раннего выявления  и оказания адресной помощи нуждающимся семьям.

Постепенно вопрос о качестве социальных услуг, степенью удовлетворенности социальным обслуживанием набирает свою силу. Для изучения этого аспекта необходимо рассмотреть социальное обслуживание как социальный процесс на микроуровне. Как указывали Келасьев В.Н., Григорьева И.А,  Первова И.Л. «различные виды социальной помощи должны быть встроены в систему планирования социального развития, их результативность должна анализироваться и учитываться на следующих этапах работы с людьми, получающими помощь…Такой систематический мониторинг эффективности возможно осуществить только с помощью различных показателей(индикаторов) развития тех или иных процессов, встроенных в систему социальной работы»[ 4,  С155-156].

Социальное обслуживание как социальный процесс в большинстве научных работ представлено как взаимодействие специалиста и семьи – клиента социального обслуживания. Сюда входят такие составляющие как выявление и диагностика, определение социальных ресурсов клиента и его семьи, разработка программ социальной реабилитации и терапии, социальное сопровождение и диспансеризация семьи. С развитием социального обслуживания появляются технологии социальной работы, услуги и помощь становятся более разнообразными, что определяется социальными запросами семьи.

Наблюдается тенденция к разделению на социальную поддержку молодой семьи и семей с несовершеннолетними детьми и помощь и услуги семье в трудной жизненной ситуации. Но пока еще отсутствуют критерии выделения благополучной семьи, в нормативно-правовых актах есть только понятие «дети в социально-опасном положении (120 Федеральный закон).

В процессе социального обслуживания отдельная семья рассматривается как получатель услуг, которая нуждается в пассивных формах поддержки со стороны государства. Для специалистов социальных служб основным критерием является выполнение нормативно-правовых актов, мало уделяется вниманию формированию активной жизненной позиции у семьи[ 1  ].

Отдельно уделяется внимание эффективность и качество оказываемых услуг, мотивация участников действия. При анализе деятельности учреждений и услуг отдельной семье уделяется внимание больше количественным показателям, чем качественным. Среди проблем мотивации персонала часто называют низкую заработную плату, перегруженность специалистов. Для клиентов актуальным остается вопрос информированности и доступа к социальному обслуживанию.[ 5, 4  ]. В этом ключе позитивной тенденцией можно считать деятельность МФЦ, что облегчает подачу документов на льготы и пособия.

Одной из перспектив развития социального обслуживания семей с детьми можно считать развитие мобильной социальной работы, то есть оказание помощи в учреждениях, где есть семьи с детьми: в образовательных, в медицинских, культурно-досуговых.

Многие тенденции особенно актуальны для больших городов. Об этом говорит ряд программ, направленных на решение жилищного вопроса,  а также деятельность учреждений социального обслуживания, где набирают силу мероприятия, повышающие правовую, психологическую, педагогическую грамотность семей (различные тренинги, праздники, развивающие занятия и кружки для подростков). В сельской местности социальное обслуживание развито слабее, там преобладают неформальные практики оказания помощи, что требует отдельного изучения.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

  • процесс институциализации социального обслуживания семей с детьми завершен, постепенно растет число услуг, развиваются технологии, происходит переход от экономической поддержки к улучшению качества жизни семьи,
  • начинает развиваться институт профессионально-замещающего родительства
  • начинает уделяться внимание поддержке здоровой молодой семье и семьям с детьми для поддержания ее репродуктивного и воспитательного потенциала,
  • 4) начинает ставиться вопрос о качестве и доступа к социальным услугам для семей с детьми.

Среди проблем социального обслуживания семей с детьми можно назвать следующие:

  • На практике чаще всего для определения размера помощи берутся в основу экономические показатели семьи (наличие жилья, уровень дохода), в  то время как остальные составляющие (социально-психологическое самочувствие) остаются вне сферы внимания,
  • слабо изучены возможности социальных сетей в оказании поддержки семьям с детьми, нет установки на формирование активной жизненной позиции у семьи,
  • нет четких критериев оценки качества услуг, оказываемых семье, многие данные строятся на субъективных показателях,
  • проблемой остается выявление нуждающихся семей и обеспечение доступа к услугам по месту жительства.

Таким образом, кроме одного государственного социального обслуживания семей с детьми необходимо развивать и дополнительные возможности помощи, в том числе взаимопомощь по месту жительства.  Необходимо формировать активную позицию у самой семьи, путем информированности и вовлечения в социально-значимые мероприятия. Одной из актуальных проблем остается оценка качества услуг для семей с детьми.

Литература

  1. Безрукова О Н Ресурсы и сети поддержки отвественного родительства в молодых семьях. – Спб.: Изд-во СпбГУ, 2011 – 216с.
  2. Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование социальной реальности/ П.Бергер, Т. Лукман. — М.:Медиум, 1995. – 160с.
  3. Вебер, М. Образ общества/ Вебер М. — М.: Юрист, 1994.-312с.
  4. Григорьева И.А., Келасьев В Н, Первова И. Л. Теории социальной работы и реалии социального благополучия.- Спб.: Изд-во СПБГУ, 2012. – 173с.
  5. Ляшко С В, Рогова А.М. Информированность населения о деятельности социальных служб// Личность и культура № 4 2011 С.20-27, № 5 2011С.14-18
  6. Парсонс, Т. О социальных системах/ Парсонс Т. — М.:МГУ, 2003.- 660с.
  7. Плахов, В.Д. Западная социология XIX-XX вв. От классики до постнеклассических категорий науки: Эпистемологическое обозрение. Уч. Пособие – Изд. 2ое испр и доп / В.Д. Плахов. – Спб.: Аллетейя, 2006. — 304 с.
  8. Послание Президента Федеральному собранию от 1 декабря 2016 года
  9. .Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации
  10. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в РФ/ под ред. Холостовой Е. И., Климантовой Г.И. – 3е изд. М.: Дашков и К. – 2015

 

 

 

213 просмотров всего, 1 просмотров сегодня