Дмитрикова Екатерина Александровна
СПбГУ,
к.ю.н, доцент кафедры государственного
и административного права
Ekaterina A. Dmitrikova
St. Petersburg State University
candidate of legal sciences, associate professor,
E-Mail :e.dmitrikova@spbu.ru
УДК 342.9
Административная ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания
Аннотация: В связи с участившимися случаями размещения текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан в виртуальной сети «Интернет», в статье рассматриваются признаки, квалифицирующие соответствующее административное правонарушение.
Summary: In connection with the cases of placement of texts and images that offend the religious feelings of citizens in the virtual network “Internet”, the article describes the features qualifying the corresponding administrative offense.
Ключевые слова: свобода вероисповедания, административная ответственность, свобода религии, оскорбительные изображения в сети «Интернет»
Key words: freedom of religion, administrative responsibility, freedom of religion, offensive images in the “Internet”
Administrative responsibility for obstructing the right for freedom of conscience and freedom of religion
Право на свободу совести и религии имеет каждый человек. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору[1]. Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. закрепляет за каждым человеком право на свободу мысли, совести и религии, включающее в себя свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или придерживаться убеждений как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным образом, в богослужении, учении и выполнении религиозных и ритуальных порядков (статья 9).
Статьей 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Условия возможного ограничения пользования правом включены в конституционные положения: установлен запрет пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (статья 29); определены основания ограничения прав и свобод человека и гражданина (статья 55).
Гарантированы свобода совести, свобода вероисповедания Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом: воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания и воспрепятствование, сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий (часть 6 статьи 3)[2]. Таким образом, ключевой характеристикой нарушения запрета выступает воспрепятствование.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него (часть 1 статьи 5.26)[3]. С 1 июля 2013 года административная ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания усилена – предусмотрено назначение административного штрафа для граждан в размере от 10 тысяч до 30 тысяч рублей, должностных лиц – от 50 тысяч до 100 тысяч рублей. До изменений законодателем предусматривался административный штраф на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц – от 300 до 800 рублей[4].
Объектом правонарушения, квалифицируемого по ч. 1 ст. 5.26 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с реализацией права граждан на свободу совести и права на свободу вероисповедания.
Право на свободу совести и свободу вероисповедания включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений (статья 18 Международного пакта о гражданских и политических правах). В соответствии с Хартией Европейского Союза об основных правах право на свободу мысли, совести и религии включает в себя свободу изменять религию или убеждение, а также свободу индивидуально или коллективно, публично или в частном порядке исповедовать свою религию или свое убеждение путем богослужения, обучения, религиозных обрядов и совершения ритуалов (статья 10). Изложенное наполнение права на свободу совести и свободу вероисповедания, позволяет согласиться с тем, что свобода совести, и свобода вероисповедания охватывают и убеждения, выходящие за пределы религиозных убеждений[5]. Поэтому под иным убеждениями, упомянутыми в диспозиции ч. 1 статьи 5.26 КоАП РФ, понимаются любые мировоззренческие, в том числе атеистические, убеждения.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 5.26 КоАП РФ выражается в действиях или бездействии, препятствующих осуществлять право на свободу совести и вероисповедания. Воспрепятствовать означает помешать кому-либо в чем-либо, не допустить чего-либо[6]; не допустить кого-нибудь сделать что-нибудь, помешать кому-нибудь в чем-нибудь; не допустить чего-нибудь[7].
Такое воспрепятствование может быть выражено, например, в запрещении совершения по просьбе верующих религиозных обрядов в воинских частях или по месту учебы, принудительном осуществлении подобных обрядов и церемоний против воли лиц, в нарушении уполномоченными органами порядка регистрации религиозных организаций, иное ограничение деятельности религиозных организаций.
В отличие от перечисленных нарушений, которые проявляются в реальном мире, затруднения возникают в квалификации деяний, которые проявляются в размещении текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан в виртуальной сети, когда соответствующие тексты и изображения размещаются на фотографиях с изображением икон, храмов, священнослужителей. Постановка проблемы обусловлена тем, что Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» запрещено воспрепятствование, сопряженное с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства[8]. В тоже время в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики или атрибутики образует самостоятельный состав правонарушения (часть 2 статьи 5.26 КоАП РФ). В этой связи квалификация противоправного деяния требует разграничения составов в зависимости от характеристики объективной стороны правонарушения.
Так, например, вопрос о наличии в действиях лица признаков воспрепятствования осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания возник в связи с размещением в сети изображения журналистки Ксении Собчак в одежде священнослужителя и накладной бороде[9]. На фотографии журналистка Ксения Собчак изображена в облачении. Как правило, под облачением понимается специальная одежда служителя культа во время богослужения. Это облачение сложное, включает: подризник, поручи, пояс, епитрахиль, набедренник, фелонь и др. Каждая из одежд имеет свой смысл. Одежда различна для священника, дьякона, архиерея, чтеца. Облачение это и обряд одевания одежды, который предполагает чтение религиозных стихов, указывающих смысл каждой одежды[10]. При этом журналистка неоднократно поясняла СМИ, что одежда приобретена в специализированном магазине и не является одеждой священнослужителя[11].
К запретам, обеспечивающим защиту религиозных объединений и верующих от противоправных посягательств, направленных на воспрепятствование проведению религиозных обрядов и церемоний, иных форм правомерной деятельности, законодатель относит воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания; воспрепятствование, сопряженное с насилием, оскорблением, повреждением имущества; проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания[12]. Таким образом, размещение оскорбительных текстов и изображений не является проявлением воспрепятствования, а признается законодателем нарушением само по себе при условии, что размещение имеет место вблизи объектов религиозного почитания.
Отметим, что положения действующего законодательства не содержат уточнения понятия «вблизи» – применительно к объектам религиозного почитания. Не ясно также, что следует признать «объектом религиозного почитания». Полагаем, что к объектам религиозного почитания можно отнести культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Вместе с тем, материалы, которые размещаются в сети «Интернет», (например, в социальных сетях) представляют собой изображения верующих, символов веры. Само по себе размещение изображения не вблизи объекта религиозного почитания, а на странице сайта в сети не является нарушением запрета, установленного частью 6 статьи 3 Федерального закона от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Сайт в сети «Интернет» – совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»[13].
Исходя из содержания права на свободу совести и свободу вероисповедания и характеристики деяния, выразившегося в воспрепятствовании, полагаем, что само по себе размещение соответствующих материалов в сети «Интернет» не препятствует выбору религии и иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него.
Скорее, сами изображения и сопровождающие их надписи нуждаются в оценке на предмет выявления умышленного публичного осквернения религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики. В случае с публикацией фотографии журналистки в одежде священнослужителя, председатель cинодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Русской православной церкви (РПЦ) заявил именно об осквернении предметов религиозного культа[14]. Судебная практика также ориентирована на то, что размещение соответствующих изображений в сети квалифицируется по части 2 статьи 5.26 КоАП РФ. Например, гражданин был привлечен к административной ответственности за размещение в сети изображения, которые несли в себе насмешку над монашеством, образами Тайной Вечери, святых, оскорбляя чувства верующих граждан, и изображений, которые были направлены на дискредитацию христианского вероучения, церковных традиций религиозной жизни (поклонение мощам и почитания святых), а также самого института Церкви.
Гарантированный Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 19) принцип равенства всех перед законом, означает, что любое административное правонарушение должно быть четко определено, чтобы, исходя непосредственно из текста соответствующей нормы, каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий. Необходимость установления равной ответственности за одни и те же действия отражена в решениях Конституционного Суда РФ (Определение от 27 декабря 2005 г. № 502-О, Постановление от 29 марта 2011 г. № 2-П). В этой связи редакцию части 1 статьи 5.26 КоАП РФ следовало начинать не с усиления ответственности, а с диспозиции нормы, с учетом положений законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.
[1] Статья 18 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Международное публичное право: Сб. док. М., 1996. Т. 1. С. 470 – 482.
[2] Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ, 29.09.1997, № 39, ст. 4465
[3] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ
[4] Федеральный закон №136-ФЗ от 29.06.2013 «О внесении изменений в статью 148 УК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан»
[5] Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996. С.122; Комментарий к Конституции Российской Федерации” (постатейный) (2-е издание, пересмотренное) / под ред. В.Д. Зорькина”Норма”, “Инфра-М”, 2011 // Справочная система «КонсультантПлюс»
[6] Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка // http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova-term-10926.htm
[7] Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка // http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-6735.htm
[8] Часть 6 статьи 3 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ, 29.09.1997, № 39, ст. 4465
[9] http://ruposters.ru/news/30-04-2015/kseniyu_sobchak_obvinili
[10]Безрукова В.С.Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).
Екатеринбург. 2000, Д.Н.Ушаков Толковый словарь русского языка. М., 1935-1940.
[11] http://www.rbc.ru/rbcfreenews/556daa719a79470e8fb80b8d
[12] Статья 3 Федерального закона от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»
[13] Статья 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
[14] http://www.rbc.ru/rbcfreenews/556daa719a79470e8fb80b8d, http://ria.ru/society/20150602/1067779982.html, http://news.rambler.ru/starlife/30391612