Талапов Бахриддин Алижанович
Наманганский государственный университет
кандидат исторических наук
Talapov Bakhriddin Alijanovich
Namangan state University
candidate of historical science
E-Mail: btalapov@inbox.uz
УДК 179.6
Идеологические угрозы в сознании молодежи под маской «демократии»
Аннотация: Сегодня в обиходе международных отношений нередко стали использоваться такие понятия, как «универсальная модель демократии», «цветные революции», «информационное давление», что указывает на возрастание значимости вопросов принятия определенных мер по защите населения от зарубежной экспансии. Ныне сознание людей (личности, социальной группы, общества) в значительной степени находится под влиянием деятельности средств массовой информации, информационных ресурсов. В этой связи, а также и условия открытости информационных систем, заметно возрастает актуальность вопросов, связанных с обеспечением информационной, информационно-психологической безопасности личности, общества и государства.
Ключевые слова и фразы: угроза, идеологические угрозы, глобализация, универсальная модель демократии, массовая культура, цветная революция.
Ideological threatening in young people’s mind under the mask of “democracy”
Summary: Nowadays it is more and more often used such concepts as “universal democracy model”, “colored revolution”, “informational pressure” in the sphere of international affairs, which indicates the questions’ meaningfulness increase on taking measures of population protection from foreign expansion. Today the people’s consciousness (a person, a social group, society) is substantially under the influence of mass communication media activity and information resources. Thereupon, the conditions of informational system openness increase noticeably as well as the questions’ currency closely associated with the safeguarding of peace and informational and psychological security for person, society and state.
Key words and phrases: threatening, ideological threatening, globalization, universal democracy model, mass culture, colored revolution.
Идеологические угрозы в сознании молодежи под
маской «демократии»
Можно с полной уверенностью сказать, что к XXI в. не осталось ни одной страны, которая не была бы подвергнута влиянию со стороны других стран. Даже страны, всячески стремящиеся ограничить себя от международных организаций, не могут полностью избежать этого процесса. Глобализация – это такой процесс под влияние, которого попадает та страна, которая старается всячески избежать его. А такое непроизвольное влияние в большинстве случаев бывает отрицательным.
Влияние глобализации на различные страны разнообразно. Это связанно с экономическим, политическим, духовным положения стран мира. Для того, чтобы предотвратить отрицательное влияние интенсивных процессов, происходящих в мире, на каждую из стран; и для умножения положительных влияний необходимо глубоко вникнуть в суть самого явления.
В настоящее время, в условиях глобализации на мировой арене, США и некоторые страны Западной Европы пытаются насаждать свою «универсальную модель демократии» в регионы ближнего Востока, в Прикаспийские, странам СНГ, регионам Центральной Азии, так как эти регионы богаты запасами нефти, газа, углеводорода и другими природными ресурсами [1, С. 73].
Основной задачей, стоящей перед руководством США является распространение «идеи демократии». Известно, что эта задача находит отражение в выступлениях президента и в других государственных лиц.
В «Национальной стратегии США», принятой в 2006 году определены следующие задачи: «Соединенные штаты… должны поддержать и оказать помощь демократическим движениям в любом государстве и территории. ….Это самый лучший метод обеспечение безопасности американского народа» [2].
В этих целях в марте 2005 года национальный совет американской разведки составила список 25 государств, которые могут создать угрозу национальным интересам, и подчеркивая необходимости вмешательства в их «демократию» [3].
Из года в год совершенствуются методы и средства угроз вмешательств во внутренних дела национальных государств. Одним из таких средств является « цветные революции».
«Цветные революции» это – выражениие и поддержка интересов геостратегических и геополитических центров силы, вмешательства во внутренние дела тех или иных государств, всячески содействуя к приходу к власти марионеточное правительство. Главная их цель – изменение геополитического направления данного государства в пользу внешних сил, который финансировал и признал легитимность «нового государства»[4].
Известно, что называние «цветных революций» связанно с движениями появившихся после коммунизма в странах Центральной и Восточной Европы. Эти движения проводились под лозунгом “демократии”, “либерализма”, “национальной независимости” [5].
Сценарий «Цветных революций »
1-группа : направлена на изменение существующего строя
Государства | Цвет, символ | Время | Время событий |
Грузия | Роза | 2003 года | Во время парламентских выборов |
Украина | Оранжевая | 2004 года | Во время президентских выборов |
Киргизия | Тюльпан | 2005 года | Во время парламентских выборов |
2-группа : Не направлена на изменение существующего строя
Государства давлат | Цвет, символ | Время | Время событий |
Ливан | Революция Кадера | 2005 года | Начало после смерти Рафика Халилийя. Направлена была против нахождения войной силы Сирии в Ливане |
Ирак | Қирмизи | 2003 года | Связано в вхождением на территории Ирака военных сил США и Англии. |
Қувайт | Голубой | 2005 года | Связано требованиями женщин своих прав во время выборов |
В связи с этим вышеперечисленные государства пытаются насильно навязать свою демократию странам СНГ в качестве универсальной модели. При этом особое внимание уделяется молодежи, не имеющей жизненного опыта и навыков, и составляющих большинство населения этих стран, с целью навязать свою идеологию. Истинная цель распространения таких идей «демократии» состоит в следующем:
– вмешательство во внутренние дела других стран, удержание их под своим влиянием;
– свободно распоряжаться сырьевыми и энергетическими ресурсами других стран;
– формирование политической элиты, которые ставят западные идеалы выше, чем национальные интересы, готовые отдавать национальное богатство западным транснациональным корпорациям по очень низким ценам;
– это осуществляется путем внедрения в сознание молодёжи универсальной или западной демократии, «массовой культуры», религиозно – экстремистских и террористические идей, организации массовых беспорядков, свержение «негодной им политической системы» путём их финансирования и агитации (на примере арабских стран).
Идеи «культурного уровня» и «человеческих прав» появились на Западе и распространяются западными странами. А это в свою очередь очень сложный и самое главное безрезультатный процесс. Наверное, нет политологов, не прочитавших нашумевшее издание Самюэля Кантингтона «Столкновение культур». Изучивший одновременно 100 изданий один автор (Harry C. Тrianidis) в своем обзоре отметил, что ценности высоко ценимые на Западе, стоят на более низкой ступени в остальных странах мира».С политической точки зрения это противостояние, то есть старания США и западных стран внедрить свои прозападные идеи о демократическом обществе и человеческих прав, является бесполезным. Современный демократический строй появился на Западе. А с точки зрения незападных стран- это не то что иное как прозападный колониализм и результат принуждения(Экономическое обозрение, 1998, 74стр). Идеи обзора Керри Триандиса также были опубликованы на 41 странице газеты «Нью Йорк Таймс» от 25 декабря 1990года. В современной науке это явление получило название « демократический фундаментализм».
В то же время, необходимо отметить и то, что на сегодняшний день все больше развиваются и шовинистические движения. Под маской обеспечение информационной безопасности, они стремятся глобализовать информационные «приступы». Например, Америка создала систему формирования общественного мнения, где задействовано более 200.000 человек.
Лишь в пропаганде деятельности министерства обороны Америки задействовано 15000 специалистов.
Такая же система наблюдается и в Англии, Франции, Италии. В этих странах информационное влияние на различные слои населения изучаются социологами – психологами проектирования завода (в Париже) работает группа из 35 социолог-психологов (в центре работает 2,5 тысячи людей). Такие примеры можно приводить без конца.
Чтобы осуществить свои цели эти страны организуют различные фонды, занимающиеся «защитой человеческих прав», и их финансированием (бесплатный сыр бывает только в мышеловке), эффективно пользуются средствами массовой информации и возможностями глобальных сетей в распространении идей «универсальной модели демократии». Сегодня все телекомпании мира заняты пропагандой среди народных масс различного рода информации. Например: передачи СИ-ЭН-ЭН, считающаяся самой крупной телекомпанией мира, транслируется в 212 странах, а Би-Би-Си – в 200 странах; днём и ночью распространяют разрушительные идеи [6].
К сожалению некоторые СМИ на сегодняшний день превратились в такое «оружие», которое может нанести большой психологический вред населению других стран. Так как в настоящее время не существует какого-либо международного правомерного документа способного воспрепятствовать государству- агрессору. Развитые страны широко пользуются этим превосходством.
Тенденции возрастания власти некоторых государств на рынке информаций означает их стремление к формированию своего личного взгляда на народы, государства и культуры. Известно, что сегодня объем информационного потока очень велик и к тому быстро развивается. Один пример: за последние пятьдесят лет размер информаций, вращающихся в обществе увеличился в миллион раз и еще дальше увеличивается. Необходимо отметить, что такие возможности не свойственны всем государствам. Значит государства сильные в сфере техники, имеют передовые информационные технологии. За счет этого путем распространения информации собственного производства они стараются сначала идеологически, а затем и политически властвовать над тем или иным государством. К таким государствам, прежде всего, относятся развитые страны. Информационными источниками данных государств, прежде всего, являются государственные информационные центры и национальные СМИ. Цель информационного властвования одна – распространение и пропаганда идеологии распространителя между другими государствами. Однако эту цель они не показывают, открыто, а даже можно сказать тщательно скрывают.
Во время первой войны в Ираке армия Президента Ирака( того времени) Саддама Хусейна была очень сильной. Но за считанные она была разгромлена солдатами США. В чем причина? Первым делом военные США вывели из строя военную коммуникацию Ирака, в частности компьютеры. После этого победить технику и Солдатов было нетрудно. Из приведенного примера можно понять, на сколько важна безопасность информационной системы любой страны. Одним из основных показателей информационного века является переход обмена быстрой информации для всех сфер государства и общества в первую жизненную необходимость. Сумевшие сделать это будут жить в ногу со временем, кто же не сможет, останется позади. Значит, государство желавшее развиваться обязано, обеспечить полноту и безопасность деятельности своих коммуникационных систем.
На сегодняшний день информационная угроза столь универсальна, что может нанести серьезный ущерб всем остальным сферам: мировоззрению человека, стабильности общества, спокойствию государства, общественному мнению ( т.е. его изменение в худшую сторону) и в конце концов может отрицательно повлиять на духовное, политическое, экономическое и культурное развитие каждой страны Так как информация проникает в сознание ( мозг) общества, организации, семьи ,личности незаметно. Для того чтобы различать положительную и отрицательную информацию, принимать нужную, а не нужную отвергать, необходимо ум человека должен быть развитым, а он сам с сильной волей. Самые опасные информационные угрозы – это те, что угрожают государственной политике. Так как угроза личности затрагивает узкий круг людей, а угроза обществу или государству – всю страну, весь народ.
Сейчас в только в Узбекистане насчитывается более чем 9, 1 млн. пользователей сетью интернета, большинство – 92% из них составляет молодежь[7. С. 271]
Очень «популярная» среди молодежи сеть «Одноклассники», которое имеет на сегодняшний день более 2,5 млн. пользователей, из них 50,4% молодёжь; в настоящее время в общественной сети «Одноклассники» организованы 5 сайтов и несколько групп, которые ведут пропаганду против конституционного строя «Народное движение Узбекистана» [8]. Через эти «средства», под маской универсальной модели демократии, они стараются завладеть молодыми сердцами и сознанием молодежи, внедряя чужие идеи.
Они состоят из: демократического фундаментализма, информационного фашизма; вестернизации, эгоцентризма, гедонизма, субкультуры, бескультурья и невоспитанности, абсцентизма, «массовой культуры», душевного пессимизма (ГОТы и ЭМО), СПИДа, наркомании, алкоголизма, курения и нахождения под влиянием чуждых нам идей.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что новые информационные технологии, безусловно, выполняя в нашей жизни позитивную роль, могут явиться в руках нечистоплотных лиц или групп, а порой даже государственных структур силой деструктивного характера. То как пресса может манипулировать сознанием масс известно давно, по этому поводу имеется и достаточно обширная литература. Да и некоторые последние события свидетельствуют об этом. Достаточно вспомнить последнюю предвыборную кампанию в Конгресс США. Одно и то же событие – иракская военная кампания – интерпретировалась республиканцами и демократами по разному.
Уместно будет упомянуть и специальные сайты и порталы в Интернете, где собирается, а порой и создаётся различного рода компромат на тех или иных политических и государственных деятелей, писателей, учёных, словом VIP персон. Отсюда можно сделать выводы и предложения:
– вовлечение самой молодёжи в агитационно-пропагандистские дела, направленные на объяснение сути разрушительных идей, проникающих в страны под маской «демократии» и «защиты прав человека» и формирование у них иммунитета против данных идей;
– воспитание у молодежи уважительного отношения к родителям, к старшим и младшим, умение ценить национальное достояние и природные богатства своего народа, взаимоуважение, уважение общественного мнения и культуры слушателя, толерантности, патриотизма, воспитание таких человеческих качеств как совесть, порядочность и трудолюбие;
– в целях ознакомления с происходящими демократическими реформами в странах необходимо широко вовлечь молодых людей в политические процессы и в деятельности политических партии,
– целесообразно через общественную сеть Интернета проводить викторины в режиме он-лайн, где освещается деятельность парламента, демократических институтов, в результате которого развивается политическое сознание у молодежи;
– демократизация общества должна происходить постепенно с учетом образа жизни и национального самосознания каждого народа, поспешность в осуществлении демократических реформ могут привести к отрицательным последствиям как в некоторых западных странах; молодёжи необходимо объяснить, что нельзя подходить одинаково ко всем странам в демократизации общества.
– было бы целесообразно выделить определенные квоты для молодежи в процессе выборов в парламент страны.
Исходя из этого, нам следует сделать вывод, что пассивное отношение к всемирной глобализации с нашей стороны несёт больше вреда, чем пользы. Чем активней мы будем участвовать в ней, тем быстрее мы добьёмся успеха. Мы просто обязаны принимать правильные меры по усвоению новых тенденций и направлений мировой глобализации, вместо того, чтобы сидеть, сложа руки, и не признавать их. А для этого необходимо тщательное изучение и анализ, в свою очередь.
Нет лучшего средства защиты нашей духовности и духовного самосознания, чем национальная идея Независимости. В этом плане чётко проявляется главная функция нашей национальной идеи – это защита национального самосознания. А эта функция будет действовать лишь тогда, когда наша национальная идея будет формироваться в умах населения и молодёжи не только как знание, представление, но и как вера в неё.
Литература:
1.Каримов И.А. Правда всегда должна быть незыблемым условием журналистики.. Т.13.- Т. «Узбекистан», 2005.
- The National Security Strategy: March 2006-http://www.whitehouse.gov/nsc/nss/ 2006/ index.html
- В.И.Батюк. Россия, США и “Цветные революции”. Институт США и Канады Российской Академии Наук. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/81506
- htttp://www.press-info.uz – 2006 год 10 мая.
- http://en.wikipedia.org/wiki/Color_revolution
6.URL: http: www kamolot.uz\index.html (дата обращения: 15.01.2013).
- Ўзбекистон Республикасида ёшлар сиёсатини амалга оширишнинг долзарб масалалари. Республика илмий-амалий анжумани материаллари. Т.- 2013- С.271
- URL: http: www kamolot.uz\in\boot.html (дата обращения: 17.01.2013).