Ломоносова Марина Васильевна. Кузиванова Ольга Юрьевна. Конюхов Алексей Кимович. Канев Александр Михайлович. Чипсанова Евгения Александровна. По страницам архивных документов: неизвестная рукопись Питирима Сорокина 1918 года

Ломоносова Марина Васильевна,

Санкт-Петербургский государственный университет,

кандидат социологических наук,

доцент кафедры теории и истории социологии СПбГУ

Кузиванова Ольга Юрьевна, Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр «Наследие» имени Питирима Сорокина», кандидат исторических наук, директор ГБУ РК «Центр «Наследие» имени Питирима Сорокина»

Конюхов Алексей Кимович – Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр «Наследие» имени Питирима Сорокина», кандидат социологических наук,заместитель директора ГБУ РК «Центр «Наследие» имени Питирима Сорокина»

Канев Александр Михайлович –Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр «Наследие» имени Питирима Сорокина», научный сотрудник

Чипсанова Евгения Александровна – Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр «Наследие» имени Питирима Сорокина», научный сотрудник

Lomonosova Marina V., St. Petersburg State University,

Candidate of Sciences (Sociology),Associate Professor,

Chair of Theory and History of Sociology.

E-Mail: nm.lomonosova@spbu.ru

KuzivanovaOl’ga – State Budget Institution of the Komi Republic “Center “Nasledie’ after Pitirim Sorokin”Candidate of Sciences (History), Director

 E-Mail:  rksorokinctr@mail.ru

Konyukhov Alexey – State Budget Institution of the Komi Republic “Center “Nasledie’ after Pitirim Sorokin”, Candidate of Sciences (Sociology), Deputy-Director

E- Mail:  konyukhovasmu@yandex.ru

Kanev Alexander – State Budget Institution of the Komi Republic “Center “Nasledie’ after Pitirim Sorokin”, Research Associate

E-Mail:  berkut-air@mail.ru

Chipsanova Evgenia

State Budget Institution of the Komi Republic

“Center “Nasledie’ after Pitirim Sorokin”, Research Associate,

E-Mail:rksorokinctr@mail.ru

 

УДК 316.012

 

По страницам архивных документов: неизвестная рукопись Питирима Сорокина 1918 года

 

Аннотация

Статья обращает внимание читателей к сложному и переломному периоду в истории не только российской социологии, но и страны – периоду после Русской революции 1917 года. Несмотря на крайне тяжелые и зачастую нечеловеческие условия, наука в России продолжала развиваться, о чем свидетельствуют исторические факты и результаты научных исследований.  Особое внимание в статье уделено ранее не известным граням творчества и профессиональной деятельности Питирима Сорокина, а также приводится информация о его статье 1918 года «Существует ли нравственный прогресс человечества?».

Ключевые слова: история социологии, российская социология, социология П.А.Сорокина, социологическая теория, архивный документ.

 

Studying archival documents: an unknown manuscript of Pitirim Sorokin 1918.

 

The article is devoted toPitirim Sorokin’s scientific contribution tothe sociological knowledge formation process.  It reflects the main results of the latest Russiansociologicalresearches, related to P.A.Sorokin’s sociology. The scientific facts in the article prove the importance of the Russian contribution to the American academic sociology.The special attention in the article is paid to the earlier unknown pages of Pitirim Sorokin’s activities. The primary goal of the article is to pay attention of researchers to works of  “late American period” and to show, that the problematic of altruism,  altruistic love and moral reconstruction in these works are rooted inRussian scientific traditions and Sorokin’s political activity till the moment of exile from Russia.
Keywords: history of sociology, Russian sociology, P.A.Sorokin’s sociology, sociological theory, archival document.

 

По страницам архивных документов: неизвестная рукопись Питирима Сорокина 1918 года

 

 

Сегодня российская социология подошла к некому символическому рубежу своего становления и развития, когда необходимо критически переосмыслить накопленные знания и реконструировать историю развития в теоретико-методологических и институциональных аспектах. Особенно важно это сделать потому, что в течение почти всего ХХ в. в отечественной науке существовали достаточно жесткие идеологические ограничения и запреты не только на проблематику, но на выбор теоретических основ исследований. В этом отношении в истории российской социологии существуют некие «белые пятна», до сих пор не описанные и не включенные в корпус социологического знания. Поэтому представляется важным и актуальным обратиться к сложному, переломному периоду истории не только российской социологии, но и всей страны — периоду после революционных событий 1917 г. На протяжении двадцатого века марксистский подход не позволял создать полную и объективную картину истории развития социальных наук, но происходящие в последние десятилетия значительные изменения ценностных ориентаций нашего общества с неизбежностью повлекли за собой ломку старых теоретических конструкций и смену методологической парадигмы в целом. В отечественной социологии, после того как в 1980-х гг. были расшатаны марксистские схемы и концепции анализа, появилась возможность обращаться к темам и периодам, закрытым для исследователей по идеологическим причинам. И здесь, представляется интересным обращение к научному творчеству и биографии Питирима Сорокина, открывающей забытые страницы российской социологии в сложный и переломный период 1917-1918 гг. Сам Сорокин, характеризуя этот период истории писал: «Тяжелые условия России не прервали целиком работы русской науки. Не прекратилась она и в области социологии. Напротив, жизнь, ставившая ежечасно “прикладные вопросы” социального бытия, усиленно стимулировала работу социологической мысли»[1, с. 23].

В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ)  в фонде издательства «Задруга» сохранилась рукопись Питирима Сорокина «Существует ли нравственный прогресс человечества?» [2]. Эта архивная находка опровергает утвердившуюся в научной литературе точку зрения о том, что в 1918 году Сорокин, вовлеченный в водоворот политических потрясений, практически не писал и не издавал свои труды.  Действительно, после октябрьской революции 1917 г. Питирим  Сорокин как активный член партии эсеров оказался в оппозиции к власти большевиков. Как депутат Учредительного собрания от Вологодского губернского округа П.А.Сорокин –  лидер правых эсеров в ноябре-декабре 1917 г. работает в Союзе защиты учредительного собрания. Открытый конфликт с большевиками привел к его  аресту. Он был арестован 2 января 1918г. и освобожден 23 февраля 1918г., о чём свидетельствует «Список заключенных Трубецкого бастиона Петропавловской крепости», сохранившийся в архивах. После освобождения политик переезжает в Москву для работы в «Союзе возрождения России» и «Союзе защиты родины и свободы» и готовит в Великом Устюге, Вологде и Архангельске восстания по свержению коммунистической власти. Лето 1918 г. П.А.Сорокин провел в Яренском уезде, занимаясь активной агитацией среди местного населения против большевиков.  Осень 1918 г. стала завершающим этапом в деятельности Сорокина-политика. Захват большевиками Вологодской губернии вынудил его снова перейти на нелегальное положение, которое через некоторое время завершилось очередным арестом. Находясь в камере смертников в Великоустюжской тюрьме, он пишет открытое письмо с отказом от членства в партии эсеров и решением отойти от политической деятельности. Письмо это было опубликовано в газете «Правда» 20 ноября 1918 г. и получило высокую оценку лидера большевиков – В. И. Ленина. В своей статье «Ценные признания Питирима Сорокина» Ленин называет его «чрезвычайно интересным «человеческим документом»», который в то же время «является крупным политическим актом». После появления этой статьи, П.А.Сорокин был освобожден по «личному указанию товарища Ленина», как значится в архивах тюремной канцелярии. Сам Сорокин весьма туманно описывает этот эпизод в своей автобиографии, как впрочем, и тот факт, что этим письмом и статьей В.И.Ленина был нанесен его политической репутации смертельный удар.  Завершение политической карьеры позволило П.А.Сорокину возобновить свою деятельность на научном поприще. В конце 1918 г. он приезжает в Петроград и восстанавливается преподавателем юридического факультета университета.

Это краткое отступление, иллюстрирующее политическую деятельность Питирима Сорокина, позволяет дать объективную оценку ценности и уникальности сохранившейся в фондах РГАЛИ рукописи статьи «Существует ли нравственный прогресс человечества?»[2]. Рукопись датирована самим Сорокиным — 1 июня 1918 г., Москва. Это был период между двумя арестами, причем последний мог закончиться смертной казнью. Первый арест — почти два месяца в Трубецком бастионе Петропавловской крепости. И вот всего спустя несколько месяцев, после освобождения из Трубецкого бастиона Питирим Сорокин написал статью, посвященную проблемам нравственного прогресса. Казалось бы, события реальной жизни должны были полностью разрушить теоретические воззрения Питирима Сорокина с позитивистской установкой и верой в прогресс, в том числе и нравственный. Тем не менее, именно революционные потрясения 1917 г. не только не позволили Питириму Сорокину усомниться в эвристическом потенциале социологической науки, но послужили мощным стимулом для развития собственных оригинальных социологических теорий и концепций, ставших впоследствии классикой социологической мысли ХХ в. Возвращаясь к рукописи статьи «Существует ли нравственный прогресс человечества?», стоит отметить, что в 1918 г эта статья так и не была издана, хотя она и прошла рецензирование. Можно предположить, что статья Питирима Сорокина должна была войти во второй сборник литературно-художественных и публицистических произведений «Мысль», издаваемых издательством «Революционная мысль».

Впервые предлагаемая вниманию читателей журнала публикациярукописи Питирима Сорокина «Существует ли нравственный прогресс человечества?», подчеркивает значимость российского вклада в мировую социологию. Эта статья П.А.Сорокина, убедительно показывает, что его интерес к проблемам морали, нравственности и альтруизма был постоянным на протяжении всей его научной биографии и это может быть актуальным направлением для будущих исследований.

Стоит отдельно отметить, что настоящая публикация рукописи Питирима Сорокина «Существует ли нравственный прогресс человечества?» стала возможной благодаря активному и сотрудничеству между факультетом социологии СПБГУ и ГБУ РК «Центр «Наследие» имени Питирима Сорокина», которое было образовано в 2010 г. с целью сохранения, изучения, пропаганды и внедрения наследия Питирима Сорокина. За короткий период деятельности «Центром «Наследие» была проделана огромная работа по изданию трудов Питирима Сорокина, а также результатов исследований, посвященных его творчеству. Все издания доступны в электронном виде и представлены на официальном сайте организации: http://rksorokinctr.org/.

 

Литература:

  1. Сорокин П.А. О русской общественной мысли. СПб.: Алетейя,2000. – 221 с.
  2. Сорокин П.А. Существует ли нравственный прогресс человечества?  // РГАЛИ, Москва. Фонд издательства “Задруга”. Ф.608, оп.1, ед.хр.47., 1918.

 

.

 

 

 

Loading