Шишкин Роман Юрьевич. ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ КОНЦЕССИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шишкин Роман Юрьевич

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Санкт-Петербург, Россия

Shishkin Roman Yurievich

St.PetersburgStateUniversity

St. Petersburg, Russia

E-Mail: romanshishkin03@mail.ru

 

УДК 657.6:339

 

ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ КОНЦЕССИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Аннотация: В статье рассматриваются теоретико-методологические основания исследования концессий, уделяя особое внимание неоинституциональному подходу к анализу концессионных проектов. Анализируется сущность концессии как формы взаимоотношений бизнеса и государства, а также соотношение понятий «концессия» и «государственно-частное партнерство». Кроме того, исследуются изменения в политике государственного регулирования концессий в Российской Федерации, включая эволюцию данного института, влияние регуляторных реформ на реализацию концессионных проектов и факторы, определяющие их успех или неудачу. Особое внимание уделяется анализу реальных концессионных проектов в контексте действующей политики государственного регулирования.

 

Ключевые слова: концессия, государственно-частное партнерство, неоинституциональный подход, государственное регулирование, концессионные проекты, бизнес и государство.

 

CHANGING THE ROLE OF THE CONCESSION IN THE RUSSIAN FEDERATION

 

Abstract: The article examines the theoretical and methodological foundations of concession research, with a particular focus on the neoinstitutional approach to analyzing concession projects. It explores the essence of concessions as a form of interaction between business and the state, as well as the relationship between the concepts of «concession» and «public-private partnership». Additionally, the study investigates changes in the state regulation of concessions in the Russian Federation, including the evolution of this institution, the impact of regulatory reforms on the implementation of concession projects, and the factors determining their success or failure. Special attention is given to the analysis of real concession projects in the context of the current state regulation policy.

 

Key words: concession, public-private partnership, neoinstitutional approach, state regulation, concession projects, business and state

 

Введение

Роль концессии в Российской Федерации становится все более актуальной в контексте стремительных изменений, происходящих в экономике и законодательстве. В последние годы в России наблюдается растущий интерес к использованию механизмов концессии для стимулирования инвестиций, модернизации инфраструктуры и повышения эффективности государственного управления. В современных условиях развитие государственно-частного партнерства имеет колоссальное значение для оказания поддержки проектам в критически важных с точки зрения технологического суверенитета. По предварительным данным Минэкономразвития, показатели использования механизма ГЧП и концессий по стране в 2023 году перекрыли достижения 2021 года по объему законтрактованных инвестиций: 765 млрд рублей в 2023 году против 522 млрд в 2021 году [1]. Таким образом, увеличение объема инвестиций через концессионные механизмы свидетельствует о значительном потенциале этого инструмента для поддержки развития экономики России и обеспечения ее технологического суверенитета.  С точки зрения политической науки, развитие концессионных механизмов в России можно рассматривать как часть более широкой стратегии экономической модернизации и укрепления государственной власти. Концессии способствуют созданию условий для привлечения частного капитала в секторы, которые традиционно считались прерогативой государства, такие как инфраструктура, энергетика и транспорт. Это позволяет государству распределять риски, снижать бюджетную нагрузку и обеспечивать более эффективное управление проектами. Кроме того, активное использование концессий может способствовать укреплению легитимности государственной власти за счет демонстрации способности правительства привлекать инвестиции и улучшать качество жизни граждан через развитие инфраструктуры. В условиях глобальной политической нестабильности и экономических санкций, улучшение инфраструктуры и технологическая модернизация приобретают особое значение для России. Политические выгоды от успешного применения концессий включают в себя не только экономические улучшения, но и повышение доверия граждан к власти, а также укрепление позиций государства на международной арене как надежного партнера для инвесторов. Это особенно важно в контексте международных санкций и необходимости обеспечения технологического суверенитета страны.

Неоинституциональный подход к анализу концессионных проектов

Концессионные проекты являются сложными системами, в которых взаимодействуют государственные органы, частные компании и другие заинтересованные стороны. В этом контексте институциональная среда играет ключевую роль, определяя успешность проекта, его влияние на экономику и общество, а также уровень устойчивого развития. Неоинституциональный подход позволяет анализировать, каким образом правовая база, прозрачность государственного управления, механизмы борьбы с коррупцией и защита прав собственности влияют на концессионные проекты.

 

Одним из основателей неоинституционального анализа является Рональд Коуз, разработавший концепцию трансакционных издержек. Он показал, что институты снижают затраты на осуществление экономических сделок, обеспечивая предсказуемость и структурированность взаимодействий. В контексте концессий это означает, что эффективные институты снижают неопределенность, облегчая взаимодействие государства и бизнеса [2].

 

Другой важный исследователь, Дуглас Норт, подчеркивал, что институты не только устанавливают «правила игры», но и формируют стратегии экономических субъектов. В своей работе «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики» он проанализировал Статут о северо-западных территориях в США XVIII века, который создал институциональные условия для расширения страны. Этот пример иллюстрирует, как институциональные изменения способствуют росту экономики, установлению прав собственности и стимулированию инвестиций — ключевых факторов успешных концессионных проектов [3].

 

Неоинституциональный анализ также включает рассмотрение политических аспектов. Манкур Олсон в своей работе «Логика коллективных действий» исследовал влияние групп интересов на экономические процессы. Он выделил, что малые группы более эффективны в достижении своих целей, тогда как большие группы сталкиваются с проблемами координации. В сфере концессий это объясняет, почему отдельные лоббистские группы могут оказывать значительное влияние на распределение контрактов и условия соглашений [4].

 

Олсон также разработал концепцию «оседлого бандита», объясняя, как долгосрочные правители обеспечивают экономическую стабильность, в отличие от хаотичных грабителей. Если применить эту теорию к концессиям, можно увидеть, что стабильные политические режимы используют концессионные соглашения для легитимации своей власти, распределения ресурсов и привлечения инвестиций, создавая устойчивую институциональную среду.

 

Таким образом, неоинституциональный подход позволяет выявить ключевые факторы, влияющие на эффективность концессионных проектов, включая прозрачность правовой системы, защиту прав собственности и предсказуемость государственного регулирования. Отсутствие четких институциональных правил может привести к увеличению коррупции, росту трансакционных издержек и снижению инвестиционной привлекательности концессий.

 

Концессия является инструментом выстраивания отношений между бизнесом и государством в рамках GR (government relations), позволяя частным компаниям управлять государственными объектами или реализовывать проекты на государственной собственности. На этапе планирования государственные органы оценивают потребности, разрабатывают концепцию проекта и консультируются с инвесторами. Затем проводится тендер: подготавливается документация, объявляется конкурс, отбираются участники по критериям (финансовая стабильность, опыт, технические возможности). После выбора партнера обсуждаются условия договора, распределение рисков, источники финансирования. Подписанное соглашение определяет права и обязанности сторон, сроки реализации, механизмы контроля. На этапе реализации частная компания финансирует и строит объект либо модернизирует и управляет им, а государство контролирует соблюдение условий концессии. После завершения строительства объект вводится в эксплуатацию, концессионер отвечает за его обслуживание и предоставление услуг. По истечении срока концессии проводится оценка проекта, после чего объект либо передается государству, либо договор продлевается. Преимущества концессии включают привлечение частного капитала, повышение качества услуг и эффективности управления, но возможны и риски – финансовые затруднения, нарушения условий договора, проблемы контроля [5]. Для успешного развития концессионных проектов необходимы четкое законодательное регулирование, прозрачность процедур и эффективный механизм контроля [6]. Л.В. Сморгунов и Л.Н. Тимофеева выделяют важность сферы GR во взаимодействии государства и бизнеса для заключения концессионного соглашения. Эта деятельность, пишут авторы, включает согласование интересов, построение диалога и деловых отношений между бизнесом и государством, что способствует созданию благоприятной деловой среды для партнерства государства и бизнеса. В.А. Ачкасова, И. Е. Минтусов, О. Г. Филатова предлагают понимать под GR отношения социальных субъектов с органами государственной власти, а под лоббизмом — решения тех или иных вопросов в интересах заинтересованных групп в государственных органах власти на основе знания процедур. Иными словами, специалисты в области GR — люди, которые строят мост между властью и бизнесом (или иными общественными организациями), для того чтобы по этому мосту могли свободно пройти лоббисты для решения своих вопросов с властью [7]. Но в учебном пособии под редакцией Л. В. Сморгунова и Л. Н. Тимофеевой утверждается, что лоббизм все же является определенной технологией, зарекомендовавшей себя в качестве действенного средства системы GR. GR-деятельность, по мнению Сморгунова и Тимофеевой, помогает минимизировать риски, справляться с кризисными ситуациями и поддерживать взаимовыгодные отношения между бизнесом и государственными структурами. GR-деятельность в сфере концессий характеризуется многоступенчатым процессом коммуникации. На первом этапе государство формулирует инициативы или идеи. Частный бизнес затем выражает свое мнение по этим идеям и вносит предложения по их реализации. В этом процессе «лидеры мнений», представляющие органы власти и частный сектор, играют роль связующих звеньев.  На втором этапе коммуникация становится более многоступенчатой: «лидеры мнений» распространяют информацию среди всех участников процесса, согласовывают условия взаимодействия, заключают контракты или соглашения и следят за выполнением обязательств. В ходе массовой коммуникации каждая сторона в системе ГЧП может иметь своих лидеров, к которым «лидеры мнений» обращаются за советами и рекомендациями.  Таким образом, заключают Сморгунов и Тимофеева, GR-деятельность является важным элементом в управлении государственно-частным партнерством, обеспечивая эффективное взаимодействие и согласование интересов всех участников процесса [8].

 

Таким образом, можно утверждать, что в действительности партнерство государства и бизнеса являются наиболее важным для развития концессионных проектов и развития инвестиционного климата в стране. Это может проявляться через различные органы власти, предприятия или даже общественные организации. Создание баланса между этими силами является ключом к успешной модернизации и развитию страны, а доминирование одной силы приводит к деформации общественной структуры и ущемляет ее эффективность.

Соотношение концессии и государственно-частного партнерства

В контексте развития сферы ГЧП в России становится все более актуальным вопрос о соотношении концессий и государственно-частного партнерства, поскольку эти две модели сотрудничества между государством и частным сектором имеют свои уникальные особенности. Согласно Федеральному закону N115 «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 концессия представляет собой привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям. Точно определить, что является концессией, а что государственно-частным партнерством в Российской Федерации очень сложно. В некоторых странах концессия является частью государственно-частного партнерства (Япония), в России же, например, концессия и государственно-частное партнерство имеют разные функции. Таким образом, стоит выделить виды концессии, которые используются в зарубежной и российской литературе.

Виды государственно-частного партнерства [9]:

BOT (Build – Operate – Transfer) – строительство – управление – передача

ВООТ (Build — Own — Operate — Transfer) – строительство – владение – управление – передача

BOO (Build — Own — Operate) – строительство – владение – управление.

BTO (Build — Transfer — Operate) – строительство – передача – управление

BTL (Build – Transfer – Lease) – строительство – передача – аренда

Первый тип ГЧП (BOT) представляет собой именно концессию. Концессионер инвестирует в объект, управляет им, а позже, по истечении срока соглашения, передает объект во владение концедента (государства). Второй тип ГЧП (BOOT) отличается от первого типа ГЧП тем, что после строительства объект становится сразу владением частной стороны, которым он управляет, а потом передает частной стороны. Третий тип ГЧП (BOO) концессии как раз имеет признаки государственно-частного партнерства, закрепленного законодательно в России в 2015 году. Частная сторона инвестирует часть средств в проект, после строительства объектом владеет не публичная сторона, которая также вкладывает часть средств в проект, а частная сторона. Частная сторона также занимается управлением объекта. Причем, чтобы владеть объектом, частная сторона обязана инвестировать более 50% в объект. В четвертом типе ГЧП (BTO) частная сторона занимается строительством объекта, потом передаёт объект в собственность публичного партнера, а частная сторона управляет объектом. Затраты на услуги частной стороны, связанные с управлением, возмещает публичный партнер. Таким образом, такой вид ГЧП в особенности связан с эффективным управлением и развитием государственной собственности. Пятый тип ГЧП (BTL) предполагает передачу после строительства объекта частной стороне в соответствии с договором аренды. Таким образом, стоит указать, каким образом в России определяется, в каких случаях заключать концессионное соглашение, а в каких – соглашение государственно-частного партнерства. Но все же законодательно в России имеются существенные различия между понятиями «концессия» и «государственно-частное партнерство». Глубина этих различий такое же, как между арендой и концессией. Например, концессионное соглашение (КС) и соглашение о государственно-частном партнерстве (СГЧП) представляют различные формы сотрудничества между государственными органами и частными компаниями для реализации инфраструктурных проектов. В КС стороны называются концессионером и концедентом, в СГЧП — публичной и частной сторонами. В КС участвуют как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица, в СГЧП — только российские юридические лица, за исключением государственных унитарных предприятий. Срок КС ограничивается окупаемостью объекта и может быть продлен не более чем на 5 лет, в СГЧП срок не ограничен и может составлять не менее 3 лет. Объекты КС включают только имущественные объекты, принадлежащие государственным образованиям, в СГЧП — только объекты, не принадлежащие им. Метрополитен и воздушные суда могут быть включены только в СГЧП, автодороги могут быть в обоих видах соглашений, но в СГЧП только частные. Из этого следует, что концессия – это не часть государственно-частного партнерства, а обособленная форма соглашения между государством и инвестором (таблица 1)

 

  Концессионное соглашение (КС)

115-ФЗ

Соглашение о государственно-частном партнерстве (СГЧП)

224-ФЗ

Названия сторон Концессионер и концедент Публичная сторона и частная сторона
Субъекты соглашения Индивидуальный предприниматель,

Российское и иностранное юридическое лицо на основании договора о простом товариществе

Индивидуальный предприниматель,

Российское юридическое лицо за исключением государственных унитарных предприятий.

Иностранные юридические лица к СГЧП не допускаются

 

 

 

Срок соглашения

Ограничение определяет концедент согласно объему и окупаемости объекта соглашения, продление срока не более, чем на 5 лет по соглашению сторон  

 

Нет ограничения, минимум 3 года

 

 

Объекты соглашения

Только имущество, которое принадлежит на праве собственности федеральному региональному или муниципальному образованию Только имущество, которое не принадлежит федеральному региональному или муниципальному образованию
Метрополитен как объект соглашения Возможно включить в соглашение Невозможно включить в соглашение
Воздушные суда как объект соглашения Невозможно включить в соглашение Возможно включить в соглашение
Автодороги как объект соглашения Возможно включить в соглашение Только частные автомобильные дороги могут быть включены в соглашение

Таблица 1. Различия между концессионным соглашением и соглашением государственно-частного партнерства

 

Из этого следует, что государственно-частное партнерство (ГЧП) и концессионные соглашения в России являются самостоятельными формами сотрудничества между государством и частным сектором, хотя в международной практике концессия нередко рассматривается как один из видов ГЧП. Основное различие между ними заключается в характере собственности и управлении объектами. Концессия предполагает, что частная сторона инвестирует средства, управляет объектом в течение определенного срока, а затем передает его государству. В отличие от этого, соглашения ГЧП предусматривают возможность владения объектом частной стороной, а также более гибкие условия сотрудничества, включая возможность аренды или передачи в управление.  Кроме того, в российском законодательстве имеются четкие разграничения между концессией и ГЧП, касающиеся состава участников, срока действия, видов объектов и их принадлежности. Например, концессионные соглашения могут включать только имущество, принадлежащее государству, тогда как объекты соглашений ГЧП должны изначально не принадлежать публичной стороне. Также различаются подходы к финансированию и управлению: в ГЧП участие публичного партнера в финансировании более выражено.  Таким образом, в России концессия не является подвидом ГЧП, а представляет собой отдельную правовую конструкцию. Несмотря на общую цель – привлечение частных инвестиций в инфраструктурные проекты, эти формы взаимодействия регулируются разными нормами и используются в различных ситуациях в зависимости от поставленных задач.

 

Эволюция концессии в постсоветской России

Законодательное закрепление концессионной деятельности в России началось с первого чтения законопроекта в 1996 году, хотя сам закон был принят только в 2005 году. В 1995 году был принят закон «О соглашениях о разделе продукции», который предоставлял инвесторам исключительные права на использование минеральных ресурсов, но не предусматривал никаких гарантий от государства, что снижало интерес инвесторов. Законопроект о концессионных соглашениях был предложен в 1996 году с целью решить проблему привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры и других отраслей экономики.

 

В ходе обсуждений в Государственной Думе в 1996 году был сделан акцент на технических аспектах законопроекта, и в первом чтении был принят закон с важными оговорками, в том числе исключением возможности концессий на пользование недрами. Законопроект также не разграничивал концессию и аренду, что вызывало дополнительные споры. В 2005 году закон был окончательно принят с поправками, в том числе без точного ограничения сроков соглашений, которые теперь зависели от окупаемости объектов и объема инвестиций.

 

Несмотря на принятие закона, до начала 2010-х годов в России было заключено лишь несколько концессионных соглашений, и многие из них касались мелких проектов. Причиной этому была несовершенство закона, а также отсутствие четких гарантий для инвесторов. Однако в 2010 году были внесены поправки, которые позволили передавать в концессию комплексные объекты коммунальной инфраструктуры, а также ввели возможность залога прав концессионеров и улучшили тарифное законодательство. В 2012 году закон был дополнен возможностью передачи в концессию транспортной инфраструктуры, в первую очередь автодорог, что способствовало развитию дорожной сети. Поправки также предусматривали возмещение убытков инвесторов в сфере автодорог.

Закон продолжал совершенствоваться: в 2014 году были внесены изменения, которые позволили расширить перечень объектов концессий, включая социальные объекты, и упростили механизм возмещения инвестиций. В 2015 году был принят закон о государственно-частном партнерстве, что еще больше упростило процесс привлечения частных инвестиций. Дополнения в 2016 году предусматривали участие субъектов РФ в качестве сторон концессионных соглашений, а изменения 2018 года касались переработки сельскохозяйственной продукции.

 

В 2020 году изменения в закон о концессионных соглашениях направлены на снижение рисков для концессионеров в сферах электроснабжения, с гарантией неизменности регуляторных условий. В 2022 году концессионерам предоставили доступ к льготам в особых экономических зонах, а в 2023 году список объектов критической инфраструктуры был расширен, включая водоснабжение и теплообеспечение.

 

В результате, начиная с 1995 года, система концессий в России развивалась постепенно. В 2010-х годах благодаря улучшению законодательства и поддержке инвесторов объем инвестиций в концессионные проекты значительно увеличился, превышая сотни миллиардов рублей. Однако остаются проблемы, такие как неопределенности с сроком действия соглашений и ограниченное количество объектов, которые могут быть переданы в концессию.

Влияние изменений в политике государственного регулирования концессий на реализацию концессионных проектов

В России активно развивается практика передачи инфраструктурных объектов в концессию, что способствует привлечению частных инвестиций и улучшению транспортной сети. Одним из ярких примеров является аэропорт «Пулково», переданный в концессию консорциуму «Воздушные ворота Северной столицы». Это позволило не только построить новый терминал, но и оснастить его современными технологическими решениями. Новый терминал получил высокий класс «С» по классификации Международной Ассоциации Воздушного Транспорта (IATA), что свидетельствует о высоком уровне обслуживания.

 

В последние годы также активно развиваются концессионные проекты в сфере автодорожной инфраструктуры, например, строительство платных дорог. Такие проекты позволяют привлекать частные инвестиции в строительство и модернизацию дорог, что важно в условиях ограниченных бюджетных средств. Платные трассы помогают повысить качество дорог и уровень сервиса, так как частные операторы заинтересованы в поддержании их в хорошем состоянии, что напрямую влияет на их доходы. Более того, платные дороги оборудуются современными системами мониторинга, что способствует улучшению безопасности и снижению аварийности.

 

Одним из самых крупных проектов является строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. Этот проект не только значительно ускорит поездки, особенно в туристическом сегменте, но и принесет социально-экономические выгоды, стимулируя спрос на стройматериалы и продукцию отечественного машиностроения. Также проект повлияет на экологию, так как снизит количество поездок на личном автотранспорте и самолетах. Кроме того, высокоскоростная магистраль освободит существующие железнодорожные линии для увеличения грузовых и пригородных перевозок, что улучшит логистику и транспортное сообщение для жителей прилегающих регионов. Это создаст более эффективную транспортную инфраструктуру, повысит экономическую активность и улучшит качество жизни в этих районах.

 

Применение концессионных соглашений к аэропортам, автодорогам и железным дорогам позволяет привлечь частные инвестиции, что является важным фактором для модернизации и расширения транспортной сети страны. Частные операторы заинтересованы в улучшении качества обслуживания и внедрении инновационных технологий, что способствует повышению удовлетворенности пользователей услугами. Это стимулирует экономическое развитие регионов, создавая новые рабочие места, улучшая условия для бизнеса и повышая налоговую базу. В результате такие проекты способствуют устойчивому развитию российской экономики в целом.

Заключение

Концессионные соглашения в России являются ключевым инструментом привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты и тесно связаны с государственно-частным партнерством (ГЧП), но не являются его частью. Их исследование опирается на неоинституциональный подход, который рассматривает концессии как институциональные договоренности, формирующие долгосрочные взаимоотношения между государством и бизнесом. Этот подход позволяет анализировать концессионные проекты с учетом трансакционных издержек, механизмов институционального взаимодействия и факторов, влияющих на устойчивость соглашений.  Концессия представляет собой особую форму государственно-частного сотрудничества, при которой частный партнер берет на себя обязательства по финансированию, строительству и управлению объектом, а затем передает его государству. В отличие от соглашений ГЧП, концессии предполагают обязательную передачу объекта обратно государственному партнеру, что делает их более жесткой формой сотрудничества. Кроме того, законодательное регулирование концессий и ГЧП в России различается: концессионные соглашения распространяются только на имущество, принадлежащее государству, в то время как соглашения ГЧП касаются объектов, изначально не находящихся в государственной собственности.  Развитие концессионных соглашений в России прошло несколько этапов, отражая эволюцию государственной политики в этой сфере. Первоначально концессии использовались в ограниченном количестве отраслей, но со временем их применение расширилось за счет совершенствования законодательной базы. Важным этапом стало принятие Федерального закона №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», который закрепил правовые рамки реализации таких проектов. Впоследствии изменения в политике государственного регулирования привели к увеличению числа концессионных соглашений, упрощению процедур их заключения и повышению инвестиционной привлекательности.  В целом, государственная политика в области концессий направлена на баланс интересов государства и частного сектора, создание стимулов для привлечения инвестиций и повышение эффективности использования государственных активов. Однако, несмотря на позитивные изменения, в реализации концессионных проектов остаются вызовы, связанные с распределением рисков, нормативными ограничениями и долгосрочной устойчивостью договоренностей. Таким образом, дальнейшее развитие концессионных механизмов требует совершенствования правового регулирования и учета лучших международных практик.

Список источников:

  1. ГЧП-проекты стали крупнее, но их число уменьшилось URL: https://www.kommersant.ru/doc/6413003
  2. Coase, R. H. The firm, the market, and the law. University of Chicago Press. 1988
  3. North, D. C. Institutions, institutional change and economic performance. Cambridge University Press.
  4. Олсон М. Возвышение и упадок народов: экономический рост, стагфляция и институциональный склероз. Новосибирск, 1998.
  5. Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в России. Москва. 2014
  6. Баранов В.В., Баранова И.В., Мурадов А.А. Концессионные соглашения как инструмент реализации государственно-частного партнерства в сфере управления инфраструктурными и социально значимыми проектами // Имущественные отношения в РФ. 2015. №9 (168).
  7. GR и лоббизм: теория и технологии : учебник для вузов / В. А. Ачкасова [и др.] ; под редакцией В. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 438 с.
  8. Сморгунов Л. В., Тимофеева Л. Н. GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. — 407 с.
  9. Ненашев М. М. Государственно-частное партнерство в мировой практике и Российский опыт // ТДР. 2009. №9.

Loading