Пуртова Галина Михайловна. «ФЕНОМЕН ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ШВЕДСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

Пуртова Галина Михайловна

Санкт-Петербургский Государственный университет

Санкт-Петербург, Россия

Purtova Galina Mikhailovna

 Saint Petersburg State University

St. Petersburg, Russia

E-Mail: pur_ga89@mail.ru

УДК 343.9.02

 

 

«ФЕНОМЕН ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ШВЕДСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

 

Аннотация: Организованная преступность присутствует во всех государствах-членах ЕС, она представляет собой серьезную угрозу для граждан, государственных институтов, бизнеса и экономики в целом. Крупная незаконная прибыль и коррупция позволяет ОПГ проникать в законную экономику и государственные учреждения, подрывать верховенство закона, безопасность людей, их доверие к государственным властям. Примером подобной ситуации стало Королевство Швеция. Несмотря на позитивный, безопасный образ страны в мире продолжающийся полицейский кризис, разгул банд и криминальные перестрелки стали привычными новостными заголовками. В данной статье представлен обзор проблемы организованной преступности в шведском обществе.

 

Ключевые слова: организованная преступность, банды, полицейский кризис, Швеция.

 

«THE PHENOMENON OF ORGANIZED CRIME IN SWEDISH SOCIETY»

 

Abstract: Organized crime is present in all EU member states. It poses a serious threat to citizens, state institutions, business and the economy in general. Large illegal profits and corruption allow organized criminal groups to infiltrate the legitimate economy and state institutions, undermine the rule of law, the safety of people and their trust in state authorities. An example of a similar situation is the Kingdom of Sweden. Despite the positive, safe image of the country in the world, the ongoing police crisis, rampant gangs and gang shootings have already become familiar news headlines. This article provides an overview of the problem of organized crime in Swedish society.

 

Keywords: organized crime, gangs, police crisis, Sweden.

 

Введение

Швеция входит в число наименее коррумпированных и наиболее стабильных стран мира. Прозрачность и подотчетность государства высоки, и правительство проявляет подлинную политическую волю к борьбе с организованной преступностью. Несмотря на это Швеция занимает первое место среди стран Северной Европы по уровню организованной преступности по данным первого Глобального индекса организованной преступности 2021 года. [1] Индекс подготовлен Глобальной инициативой по борьбе с организованной преступностью, оценивает уровень организованной преступности и устойчивости к преступной деятельности во всех 193 государствах-членах ООН. Опираясь на индекс организованную преступность следует рассматривать по следующим параметрам: объем, масштаб и влияние конкретных криминальных рынков; структура и влияние криминальных субъектов; степень и эффективность мер противодействия государства. [2] В последней версии индекса 2023 года Швеция сохранила первенство, объем криминальных рынков вырос, количество преступных субъектов незначительно снизилось, уровень устойчивости государства остался на прежнем уровне. [3]

Причинами возникновения организованной преступности принято считать общие противоречия в различных сферах общественной жизни, непоследовательное развитие общества, невыполнение некоторых функций государством. Относительно Швеции можно считать, что изначальная неподготовленность к борьбе с организованной преступностью по историческим причинам и резкое увеличение количества людей с отличающимися финансовым, религиозным и этническим статусами во время и после иммиграционного кризиса 2015 года спровоцировали появление новых преступных объединений, напитали кадрами старые и подняли конкуренцию между бандами на новый уровень.

 

Ключевые преступные субъекты

Часто бывает трудно четко определить, где начинается одна группировка и заканчивается другая, и являются ли эти группировки на самом деле разными частями одной и той же сети. Сложность этой оценки не в последнюю очередь связана с усилением сотрудничества между различными преступными группировками. В Швеции контакты и сотрудничество между различными сетями внутри организованной преступности очевидны по всей стране. Распространенной причиной сотрудничества является потребность в специальной компетентности, когда состав преступников для совершения конкретного преступления определяется потребностью в специальных знаниях.

Что еще более затрудняет выделение конкретных сетей и попытку определить, какие из них связаны, так это то, что группы, которые ранее находились в конфликте друг с другом, могут в некоторых случаях сотрудничать в конкретном преступлении с высоким потенциалом прибыли. Даже отдельные этнические группы, исторически не желающие иметь никакого дела друг с другом, могут в конкретных случаях быть частью одной и той же преступной деятельности. Это происходит до тех пор, пока все стороны зарабатывают и не возникает конфликтов.

Внутри сетей/группировок можно выделить различные степени организационных уровней. Группы внутри криминальной среды мотоциклетных клубов относятся к категории с наиболее четкой структурой. У них есть конкретные роли, такие как президент, вице-президент, начальник службы безопасности и казначей. У них также есть система вступления в клуб для кандидатов. Организации в криминальной среде мотоклубов не структурированы для основной цели совершения преступлений. Скорее, они напоминают общество в миниатюре со своими законами и собственной системой экономической и социальной защиты. Преступная деятельность является основным источником дохода для отдельных членов и для общей казны клубов. Преступления в основном совершаются в группировках, состоящих из одного или нескольких членов, которые работают вместе с людьми, не входящими в группу.

Криминальной среде мотоклубов присуща международность, можно сказать, что сети находится на пути к тому, чтобы стать глобальными структурами. Их сфера власти по-прежнему опирается на накопленный ими капитал насилия, однако сегодня в некоторых клубах прослеживается тенденция к более изощренной преступности, в том числе финансовой. [4]

Преступные банды байкеров продолжают расширяться в Швеции. В отчете «Насильственный экстремизм и организованная преступность», подготовленном Институтом исследований будущего за 2018 год, было установлено, что банды байкеров с 5693 зарегистрированными членами были крупнейшими преступными группировками в Швеции.  Преимущественно банды занимаются торговлей наркотиками и оружием, в итоге незаконные доходы реинвестируются в легальную экономику, преимущественно в бары, рестораны и строительную отрасль.  Некоторые мотоклубы отличает элемент превосходства белой расы, это влияет на процесс вербовки при нацеливании на разных потенциальных членов. Общими чертами байкерских клубов можно считать сильную групповую идентичность, а также стратегический подход. Самым громким инцидентом, связанным с деятельностью банд мотоциклистов, за последнее время стал взрыв в Стокгольме в районе Остермальм в 2020 году. [5]

Пик насилия скандинавских мотобанд пришелся на середину 1990-х, вскоре после появления в Швеции Hells Angels и Bandidos. Хотя преступные группы существовали и ранее, байкеры ввели идею криминальных товарных знаков, создавая преступные предприятия для получения власти, статуса и денег. Конфликт между Hells Angels и Bandidos в так называемой Скандинавской байкерской войне привел к множеству убийств и перестрелок, закончившись перемирием. До начала 2000-х эти две группы контролировали ситуацию, препятствуя развитию других преступных групп. Однако, с появлением уличных банд в середине 2000-х, мотобанды стали извлекать выгоду из переключения внимания полиции на новичков, что позволило им укрепить позиции, расшириться и сменить поколение. [6]  По словам Терезы Маттссон ,бывшей национальным комиссаром по борьбе с преступностью, Hell’s Angels и Bandidos наиболее часто угрожают и нападают на полицейских, а также систематически пытаются повлиять на ход расследований. [7]

Большинство сетей/групп, действующих в Швеции, имеют средний уровень организации. Все члены этих групп знают друг друга, но их взаимодействие друг с другом может меняться от преступления к преступлению. Некоторые люди чаще проявляют активность нежели другие, поэтому могут складываться, своеобразные команды, которые состоят из определенных лиц. Лидеры/авторитеты внутри данного вида сетей обычно не сменяются на протяжении долгого времени, однако нельзя сказать, что они осуществляют тотальный контроль. Лидеры не получают определенного процента от денег, полученных преступным путем, при этом они не обязаны давать свое согласие на преступную деятельность, которую будут осуществлять члены сети. Люди из сети также могут сотрудничать с другими преступными группировками. [8]

Примерами сетей со средним уровнем организации могут служить ближневосточные мафиозные организации. Одной из самых признанных в стране является сирийская мафия, базирующаяся на юге Стокгольма. Группа имеет состав от 75 до 100 человек, основана на семейных связях и этнорелигиозной идентичности. Небольшие уличные банды и другие семейные группировки также играют центральную роль в современном ландшафте организованной преступности Швеции. Одной из самых знаменитых семейных группировок ближневосточного происхождения является Семья Али Хан. По словам одного из начальников полиции Гётеборга Ульфа Мерландера в период с 2018 по 2020 год о преступных деяниях членов семьи сообщалось властям более 200 раз. Виды преступлений, которыми известны Али Ханы, это убийства, вымогательство, нарушения неприкосновенности женщины, физическое насилие, незаконные угрозы, преступления, связанные с наркотиками и незаконное хранение оружия. [9]

Еще одной мафиозной структурой в Швеции, которую нельзя не упомянуть, является балканская мафия. В группах, относящихся к этой категории иногда, доминируют выходцы из бывшей Югославии. Эти организованные преступные сети известны с 1970-х годов. [10]   Доминирование пришлось на 1990-е годы, в настоящее время активность упала, однако их след по-прежнему остается заметным. [11] Балканские контрабандисты оружия поставляют шведским преступным группировкам штурмовые винтовки, сербские пистолеты и ручные гранаты югославской эпохи, подпитывая растущее насилие со стороны банд в стране, что подчеркивается в докладе Глобальной инициативы по борьбе с транснациональной организованной преступностью. [12]

Также существуют так называемые пригородные банды, которые, за некоторыми исключениями, относятся к типу банд с самой низкой степенью организации. Они являются свободно составленными сетями, часто связанными с центральным руководством. Различные объединения внутри сетей совершают преступления вместе. Разница между ними и сетями с высокой степенью организации заключается в индивидуальном уровне. Банды обычно дислоцируются в конкретном районе, редко меняя местоположение, их члены относительно молоды. В связи с этим некоторые из участников группировок вырастают из криминальной среды по мере взросления, в то время как другие продолжают свою преступную деятельность в частично новых объединениях.

Некоторые пригородные банды изменились структурно, так что сегодня их можно рассматривать больше, как корпоративные структуры, куда можно устроиться на работу, а затем продолжить развивать свою криминальную карьеру. В данном случае речь идет о криминальных средах с географической привязкой. [13]

Яркий пример пригородной банды иллюстрируется в фильме «Голиаф» Питера Грёнлунда. Картина получила 4 награды на ежегодной шведской национальной премии в области кинематографии Золотой жук, считающейся шведским аналогом Оскара. Фильм рассказывает о жестоком вступлении главного героя во взрослую жизнь и исследует аспекты социального наследия и патриархальных структур в то время, когда благосостояние падает, а Швеция меняется. [14]

 

Основные направления деятельности ОПГ

Особенностью криминальных сетей современности в Швеции, да и во всем мире можно считать их мультикриминальность. Часто ОПГ занимаются конкретной деятельностью, но в дополнение к этому ведут преступную активность в нескольких других областях. [13]

Незаконный оборот наркотиков является основным доходом организованной преступности. Наиболее распространенный наркотик в Швеции – каннабис, импортируемый из Европы. Каналы сбыта контролируются иностранными субъектами, которые передают товар местным группам для распространения. Благодаря усилиям полиции сократилась торговля героином, поступающим по балканскому маршруту, но расширяется торговля синтетическими опиоидами, например, фентанилом из Китая. Амфетамин иногда производят в Швеции, но чаще ввозят из Нидерландов и Литвы. [15]Расшифровка сообщений мессенджера EncroChat в 2020 году показала, что контрабанда наркотиков в Швецию осуществляется в промышленных масштабах, а шведский рынок обширнее, чем предполагалось. Ежегодно в Швецию ввозится от 100 до 150 тонн наркотиков, принося преступникам 1,8–2,8 млрд шведских крон. [16]

Торговля оружием — второй важный вид деятельности ОПГ. Незаконный оборот оружия включает передачу и продажу оружия и его компонентов в нарушение национальных и международных норм, а также несанкционированное изготовление и бесконтрольный оборот. Большая часть нелегального оружия поступает в Европу с Балкан, в Скандинавии распространены сербские и чехословацкие марки. [17, 18] По данным норвежской газеты Dagbladet, в криминальных кругах и наркоторговле чаще используется оружие южно- и восточноевропейского происхождения. Контрабандистами часто выступают балканские эмигранты, проживающие в ЕС. Оружие заказывается предварительно и перевозится по частям, часто теми же путями, что и наркотики: из Боснии и Герцеговины, Сербии и Турции через Венгрию и Австрию во Францию, Бельгию, Нидерланды и далее в Данию, которая служит «распределительным центром» для Скандинавии. Город Мальме, по словам шведской полиции, является «воротами» для ввоза оружия в Швецию, где оно хранится на складах до заказа клиентами. [19]

Чаще всего нелегальное оружие используется для совершения преступлений, так как его довольно сложно отследить, что в свою очередь затрудняет поиск преступников. Другими обстоятельствами использования являются вооруженные конфликты и самооборона. В контексте Швеции наиболее актуальны первый и последний случаи. Именно незаконный оборот оружия способствует росту насилия в Швеции, в последние годы участились публичные перестрелки, связанные с преступными группировками. Статистика шведской полиции показывает, что в течение 2017, 2018, 2019 годов в Швеции было 324, 306, 334 случая стрельбы соответственно. За эти три года в общей сложности 394 человека были ранены и госпитализированы из-за инцидентов со стрельбой, 130 человек было убито за этот же период по данным Шведской национальной полиции.[20] По данным Шведского национального совета по предупреждению преступности уровень убийств, связанных с огнестрельным оружием, от общего числа всех убийств значительно увеличился с почти 20% в период с 1990 по 2011 год до рекордно высокого уровня в 40,5% в 2019 году. [21]

Помимо увеличения количества перестрелок и других инцидентов с огнестрельным оружием участились случаи применения взрывоопасных веществ. По данным аналитической платформы Intelligence Fusion за 2018 год в Швеции было зарегистрировано 162 взрыва, а до 11 ноября 2019 года 160 инцидентов. В течение 2017 и 2018 годов большинство используемых устройств были мощными петардами, такими как Cobra-8 или бывшие югославские ручные гранаты M75, что соответствует мнению о том, что большая часть нелегального оружия в Швеции было переправлено в страну с Западных Балкан и является излишками оставшимися после конфликтов в Бывшей Югославии. С конца 2018 года одной из тревожных тенденций стало увеличение производства и использования самодельных взрывных устройств (СВУ), чему в том числе способствуют так называемые «оружейники».[22] Журналистское расследование Яни Пирттисало Саллинена и Матиаса Столе показывает, что лицензированные торговцы оружием часто становятся связующим звеном между легальным и преступным миром, обладая навыками ремонта, обслуживания оружия и изготовления СВУ, что делает их привлекательными для преступных организаций. [23]При арестах в «оружейных книгах» часто обнаруживаются несоответствия, например, при аресте оружейника из Даларны бесследно исчезло около 294 единиц оружия. Учитывая около 400 лицензий на продажу оружия в Швеции, масштабы взаимодействия преступников и оружейников трудно оценить. [24]

Помимо присутствия легального прикрытия для криминальной деятельности ситуацию усугубляет освоение преступниками новых технологий, так таможенные власти Швеции обеспокоены случаями выявления оружия, напечатанного на 3D-принтере. Дело в том, что «обычное» оружие легко обнаруживается при проверке безопасности по той простой причине, что оно сделано из металла. В отличие от этого, 3D-оружие не только изготовлено из пластика, но и может быть напечатано в виде отдельных частей, совсем не похожих на оружие, только для последующей сборки по требованию. Это позволяет использовать данный вид оружия в различных охраняемых зонах. Национальный центр судебной экспертизы Швеции протестировал 3D-оружие и обнаружил, что из него можно стрелять боевыми патронами более одного раза. В 2017 году полиция Мальме обнаружила тайник с несколькими напечатанными на 3D-принтере видами огнестрельного оружия. [25] Одно из изъятых видов оружия напоминало чешский пистолет-пулемет Scorpion, но было 22-го калибра. Некоторые детали, такие как трубки и магазины, вероятнее всего, были взяты из настоящего оружия, в то время как другие детали были изготовлены с использованием 3D-принтера. [26]

Торговля людьми – еще одно направление деятельности ОПГ в Швеции, хотя и с ограниченным размахом, включая принудительную проституцию, незаконный ввоз людей и трудовую эксплуатацию. Наиболее уязвимы женщины из Западной Африки и Восточной Европы, а также несовершеннолетние, которых принуждают к сексуальной эксплуатации, совершению преступлений или попрошайничеству. По данным Гражданской платформы Швеции против торговли людьми, в 2020 году жертвами стали 322 человека, большинство из которых подверглись сексуальной эксплуатации, а количество жертв трудовой эксплуатации выросло в четыре раза в сравнении с 2019 годом. В 2021 году в статистике фигурировали 48 детей.[27] Согласно данным Совета по предупреждению преступности, в 2020 году зарегистрировано 73 преступления, связанных с трудовой эксплуатацией, в основном в строительстве, ресторанном бизнесе, на автомойках, при сборе ягод, в салонах красоты и работе по дому. Преступники – часто мужчины, проживающие в Швеции и происходящие из тех же стран, что и жертвы.[28] Христианская организация Армия спасения в Швеции, также ведущая статистику и оказывающая помощь жертвам, констатирует увеличение потока жертв, указывая, что истинное число жертв может быть значительно выше, чем зарегистрировано. Считается, что рост выявленных случаев торговли людьми – результат активизации расследований, а не расширения рынка. [29]

Незаконный ввоз людей также является серьёзной проблемой в Швеции. Контрабандисты, проживающие в Швеции, продолжают обеспечивать базу для рынка контрабанды людей, им часто помогает иностранная диаспора в стране, сформировавшаяся за последние десятилетия.

 

Институты борьбы с организованной преступностью

Организованная преступность — системное явление, поэтому новое правительство Ульфа Кристерссона разработало первую в своем роде в Швеции национальную стратегию борьбы с организованной преступностью, ее представил министр юстиции Швеции Гуннар Стреммер в феврале 2024 года. [30] В стратегии изложены приоритеты, меры и цели по повышению устойчивости общества и его способности противостоять организованной преступности. [31] В стратегии выделено пять важнейших направлений, где необходимо усилить работу: направленность на отдельных лиц для завершения ими преступной карьеры; ограничение доступа преступников к нелегальному оружию и взрывчатым веществам; разрушение криминальной экономики; повышение устойчивости общества к влиянию преступных элементов; усложнение мошенничества с личными данными и улучшение обмена информации среди властей. [32]

Ключевым ведомством, осуществляющим борьбу с организованной преступностью, является полиция Швеции. Королевство разделено на 7 полицейских округов. Главный административный орган — Шведский национальный департамент полиции, его возглавляет национальный комиссар Петра Лунд, назначенная правительством в 2023 году. [33]

В настоящий момент полиция Швеции находится в кризисе, вызванном притоком новых кадров в криминальную среду после миграционного кризиса 2015 года. Полицейский кризис в королевстве заключается в нехватке основных ресурсов: труд и капитал, по этой причине правоохранительные органы просто не могут эффективно противостоять деятельности преступного мира. Данное положение дел напрямую отражается в полицейской Стратегии на 2020–2024 годы. [34] Миссия полиции в стратегии сформулирована следующим образом: «Рядом с гражданами и вместе с ними мы эффективно и целеустремленно ведем работу правоохранительных органов.», что подчеркивает открытость, приверженность демократическим ценностям и поощрение развития и укрепления гражданского общества. В стратегии полиции выделены три ключевые цели для реализации миссии. Первая – повышение эффективности правоохранительной деятельности, включая предупреждение преступлений, защиту жертв и привлечение виновных к ответственности, а также снижение уязвимости Швеции для злоупотреблений демократией. Вторая цель – обеспечение сильного присутствия на местах, особенно на границах и в социально-экономически уязвимых районах. Третья – расширение базы компетенций, что требует создания привлекательного рабочего места с достойной оплатой и возможностями для развития, а также налаживания партнерства с другими субъектами правоохранительной деятельности.

Необходимым условием для укрепления потенциала полиции является увеличение численности полицейских и гражданских служащих к 2024 году. Прогноз роста численности сотрудников на 2020 год предполагал чуть более 38000 сотрудников полиции к концу 2024 года, так на апрель 2024 года численность сотрудников полиции составила более 385000 человек. [35]

Помимо обучения новых кадров полицейские предлагают гражданским лицам старше 18 лет участвовать в полицейском добровольчестве, требующем отбора, базовой подготовки и поддержки демократических ценностей. Добровольцы, не имеющие специальных полномочий, содействуют полиции, сообщая о правонарушениях. Они выполняют задания группами, поддерживая связь с сотрудником полиции. Примеры их деятельности: патрулирование, распространение информации, помощь в мероприятиях и консультирование. Цель добровольчества – укрепление сотрудничества полиции и общества для создания более безопасной среды и снижения преступности. [36]

Несмотря на усилия по увеличению численности полиции, кадровый дефицит остается проблемой, вызывающей дискуссии. В газете Dagens Nyheter председатель Федерации полиции Швеции Катарина фон Сюдов призвала обсудить качество образования полицейских, так как правительственные планы по увеличению штата могут приводить к упрощению программ подготовки. Для решения проблемы профсоюз полицейских предлагает заключить межпартийное соглашение об ответственном росте полиции, подчеркивая, что качество подготовки не должно приноситься в жертву количеству, чтобы не ухудшить результаты работы, доверие, безопасность и правовую определенность. Профсоюз выступает за соглашение, которое обеспечит качественное обучение полицейских независимо от текущего правительства. [37]

В добавок к полиции по меньшей мере ещё 11 учреждений с 2009 года в рамках правительственной инициативы по борьбе с организованной преступностью осуществляют межведомственное сотрудничество в рамках борьбы с ОПГ. В работу включены следующие органы: Шведская государственная служба занятости, Шведское управление по борьбе с экономическими преступлениями, Шведское агентство социального страхования, Шведская пенитенциарная и пробационная служба, Шведское правоохранительное управление, Береговая охрана, Шведское миграционное агентство, полиция, Налоговое агентство, Служба безопасности, Шведская таможня и Шведская прокуратура. Инициатива возглавляется Советом сотрудничества, действует через Оперативный совет, Национальный разведывательный центр и его руководящую группу, семь региональных советов сотрудничества и восемь региональных разведывательных центров. Оперативный совет отвечает за общую картину оперативной деятельности и принимает решения о совместных операциях национальных учреждений. Для поддержки работы Совета сотрудничества и Оперативного совета в Шведском полицейском управлении имеется секретариат.

К 31 марта каждого года Шведское полицейское управление должно отчитываться перед правительством о деятельности, проведенной в рамках общеведомственных усилий по борьбе с тяжкими преступлениями и организованной преступностью. Согласно отчету за 2023 год, выделение правительством пяти основных направлений в борьбе с организованной преступностью простимулировало более тесное межведомственное сотрудничество. Значительная часть оперативных мероприятий была направлена на устранение условий существования преступных схем, например, аннулирование регистрации компаний, использовавшихся в преступных целях. Отмечается, что работа была сосредоточена на ликвидации организованной преступности, связанной с ключевыми лицами, сетями и криминальной мотосредой, при активном участии полиции, прокуратуры и тюремной службы. Было продолжено развитие инициативных групп как ключевого ресурса межведомственного сотрудничества. В течение года велась борьба с организованной преступностью в портах, социальной сфере, образовательных учреждениях, сфере отмывания денег и экологических преступлений, что принесло результаты в сфере оперативной деятельности, профилактики и накопления знаний. [38]

Помимо деятельности в границах самой Швеции международное сотрудничество приобретает все большее значение. Действия правоохранительных органов, которые проводятся за рубежом, могут иметь равное значение для предотвращения преступности в Швеции, и наоборот. Это становится очевидным в ходе международного оперативного сотрудничества, которое осуществляется в рамках ЕС, Интерпола, Фронтекса, Совета министров Северных стран и взаимодействии с другими странами напрямую.

 

Законодательство

В Швеции долгое время отсутствовало законодательство, связанное с организованной преступностью, которое могло бы адекватно реагировать на текущие угрозы. Примечательно, что членство в организованной преступной группе не являлось преступлением в Швеции, хотя связь с террористическими группами была криминализирована ещё в марте 2020 года. Однако 3 мая 2023 года шведский риксдаг принял предложение правительства о новом законе, ужесточающем наказание за преступления, совершенные преступными группами. [39]

Новый закон ужесточает наказания за преступления, связанные с наркотиками, что, по мнению критиков, является спорным решением, учитывая и без того жесткую антинаркотическую политику Швеции. Профессор по социальной работе университета Мальмё Бьерн Джонсон в газете Expressen отмечает отсутствие связи между числом судебных преследований за мелкие и серьезные наркопреступления. Несмотря на это, правительство установило минимальный шестимесячный тюремный срок для продавцов наркотиков и криминализировало подготовку к покупке. Правительство считает это способом снижения преступности, однако Бьерн Джонсон полагает, что повышенное внимание к мелким правонарушениям приведет к неэффективному использованию полицейских ресурсов, которые могли бы быть направлены на предотвращение более серьезных преступлений, включая бандитские перестрелки. [40]

Также новый закон направлен на противодействие привлечения молодежи в преступную деятельность, поскольку он классифицирует как преступление вовлечение в уголовное преступление или преступную деятельность лиц, не достигших 18-летнего возраста. Этот пункт является особенно важным, поскольку УК Швеции устанавливает полную уголовную ответственность по достижении лицом возраста 21 года, а для лиц от 15 до 18 лет предусматривает особые либеральные правила назначения наказания. Суд может приговорить их к тюремному заключению лишь в порядке исключения при наличии серьезных причин, что делает возможным и заманчивым раннее начало преступной карьеры и делает молодежь привлекательной для вербовки в преступные группировки. Это в определенной степени подтверждает доклад «Насильственный экстремизм и организованная преступность», который был подготовлен Институтом исследований будущего и основан на данных в общей сложности 15 244 человек, которых полиция и разведывательные службы идентифицировали как подозреваемых в членстве в насильственной экстремистской или организованной преступной группировки в Швеции. В результате было выявлено, что «типичным» преступником и участником подобных организаций являются преимущественно молодые люди около 19 лет. [41]

Также в законе представлен новый тип преступления, который фокусируется на жестоких разборках среди преступников, таких как перестрелки на улицах Шведских городов. [42]

Кроме того, данный закон ужесточает наказания за принуждение, нападение, грабеж и вымогательство, которые стали привычными во многих уязвимых районах Швеции. В интервью службе новостей SVT Nyheter офицер полиции по вопросам интеграции Ульф Бострём из Гётеборга говорит, что вымогательство стало гигантской проблемой. В Швеции действует классический сценарий: банды предлагают «защиту» в обмен на деньги, а любой, кто отказывается платить, подвергается угрозам убийства и другим репрессиям. Бострём утверждает, что жертвы обычно имеют иммигрантское происхождение, поскольку считается, что их легче запугать и эксплуатировать. Также по словам офицера полиции защитить жертв трудно, даже если им предоставляется жилье в приюте, поскольку преступному бизнесу позволяли так долго разрастаться на территории Швеции, что сейчас банды имеют глаза и уши во всех крупных городах. Кроме того, мало из тех, кто подвергается бандитскому вымогательству, осмеливаются сообщить об этом в полицию, поэтому нельзя собрать точную статистику о том насколько широко распространена проблема в стране. [43]

Несмотря на растущие масштабы запугивания свидетелей долгое время не существовало законов, защищающих личность свидетелей, однако c 1 января 2025 года суд может распорядиться, чтобы свидетель выступал на анонимной основе. Такое условие может быть установлено судом только в исключительных обстоятельствах, при соблюдении ряда требований: существует значительный риск для свидетеля или его семьи быть подвергнутыми серьезному преступлению за дачу показаний не анонимно; то, о чем собираются дать показания, является тяжким преступлением; уместность анонимности. Можно предположить, что данное нововведение поможет частично разрушить культуру молчания в некоторых слоях шведского общества. [44] Примечательно, что в 2022 году предлагалось ввести систему «королевских свидетелей», которая давала возможность подозреваемым в совершении преступления получить более мягкий приговор при даче показаний против сообщников, однако инициатива не вызвала широкого одобрения. [45]

Поскольку кризисная ситуация с бандами и ОПГ в Швеции во многом вызвана именно миграционным кризисом 2015 года и притоком новых криминальных кадров важным моментом стало ужесточения правил высылки на основании преступления. Закон предполагает, что для депортации достаточно того, что преступление может повлечь за собой тюремное заключение. Однако в случае менее тяжких правонарушений иностранец подлежит депортации только в том случае, если правонарушение является систематическим или повторяющимся, и при условии, что наказание определено как более суровое, чем штраф. [46]

Еще одним важным и долгожданным шагом в борьбе с организованной преступностью стало увеличение финансирования полиции начиная с 2023 года. Так, в бюджете на 2023 год около 37 млрд из 68 млрд шведских крон, запланированных для области судебной системы, ушли в полицию. Исправительные службы получили примерно 13 миллиардов шведских крон, а суды Швеции — примерно 7 миллиардов шведских крон. [47] Сегодня правительство продолжает заданный курс, так, по словам министра юстиции Гуннара Стрёммера, финансирование Полицейского управления увеличится на 4 млрд шведских крон в период с 2024 по 2025 год и составит 45,2 млрд шведских крон. Ожидается, что в период 2023–2027 годов объем ассигнований увеличится с 37 до 51,9 млрд шведских крон, что представляет собой увеличение на 40 процентов. [48] Это означает, что политическая поддержка в борьбе с организованной преступностью со стороны правительства Ульфа Кристерссона будет продолжаться как минимум до следующих выборов.

 

Вывод

Таким образом, в большинстве организованных преступных группировок Швеции доминируют иностранные субъекты, в первую очередь из Балкан и Ближнего Востока, а также мотоклубы, имеющие транснациональные связи. Они причастны к незаконному обороту оружия и наркотиков, а также к торговле людьми и контрабанде.

Преступные сети действуют в крупных городах, но начали распространяться и на сельские районы, а также в небольшие города. У ОПГ в Швеции наблюдается сильная склонность к насилию, что приводит к повышенному риску для служб безопасности. Существуют районы, в которые полиция не может проникнуть без специальной подготовки и усиленного присутствия сил безопасности.  Коррумпированные местные чиновники в неблагополучных районах могут заключать контракты с преступниками и допускать нарушения. Также периодически появлялись сообщения о коррупции в центральных правительственных учреждениях, таких как Миграционное агентство.

Характеризуя уголовное право, уровень безопасности и меры государства по борьбе с ОПГ можно назвать их запоздалыми и не всегда действенными. Некоторые из законодательных мер появились весьма недавно и еще не успели оказать влияние на преступную деятельность, из-за чего пока еще сложно судить об их эффективности. Ярким примером неудавшейся политики безопасности является продолжающийся полицейский кризис, долгое время осложнявшийся недостатком финансирования правоохранительных структур. Однако нельзя сказать, что все потеряно. Первые шаги к улучшению ситуации уже сделаны, ведь 3 мая 2023 года шведский риксдаг принял долгожданный закон, ужесточивший наказания за преступления, совершенные преступными группами. Низкая коррумпированность, смена правительства на правоконсервативное, готовность меняться, и высокая заинтересованность общества в итоге должны позволить Швеции стабилизировать ситуацию. Сейчас Швеция находится в процессе укрепления судебного и правоохранительного потенциала. В обоих случаях недоукомплектованность вызвана исторически низкой подверженностью организованной преступности. Из-за появления большого количества криминальных акторов в преступном мире возросла конкуренция, которая стала толкать банды к открытой конфронтации на улицах Швеции, что в очередной раз должно подтолкнуть правительство к дальнейшим реформам. Ситуация с ОПГ и меры борьбы ЕС и Швеции могут служить примером для других интеграционных объединений и государств. Путь и ошибки Швеции, которые поставили ее в нынешнее положение, являются важными уроками для политиков и всех тех, кто проектирует наше будущее.

 

 

 

Список источников

 

  1. Global Organized Crime Index Sweden [Electronic resource] // ResearchGate [site]. URL:https://ocindex.net/assets/downloads/english/ocindex_profile_sweden.pdf (requested: 29.03.2023).
  2. Алексей Астапов Глобальный индекс организованной преступности 2021 — в каких государствах почти отсутствует мафия [Электронный ресурс] // International Wealth [сайт]. Режим доступа: https://internationalwealth.info/residence-permit-abroad/globalnyj-indeks-organizovannoj-prestupnosti-v-kakih-gosudarstvah-pochti-otsutstvuet-mafija/?ysclid=lftmtvmxaf378540950 (Дата обращения: 29.03.2023).
  3. Sweden [Electronic resource] // Global Organized Crime Index [site]. URL: https://ocindex.net/country/sweden (Дата обращения: 28.03.2025).
  4. THERESE MATTSSON Organiserad brottslighet — hur det ser ut i stora drag [Electronic resource] // svjt.se [site]. URL: https://svjt.se/svjt/2007/17 (requested: 5.06.2023).
  5. Why have Sweden’s biker gangs been able to fly under the radar? [Electronic resource] // The Local [site].   URL:https://www.thelocal.se/20200124/explained-violence-among-swedens-motorcycle-biker-gangs-is-not-a-new-problem/  (requested: 5.06.2023).
  6. Why have Sweden’s biker gangs been able to fly under the radar? [Electronic resource] // The Local [site]. URL: https://www.thelocal.se/20200124/explained-violence-among-swedens-motorcycle-biker-gangs-is-not-a-new-problem/ (requested: 5.06.2023).
  7. THERESE MATTSSON Organiserad brottslighet — hur det ser ut i stora drag [Electronic resource] // svjt.se [site]. URL: https://svjt.se/svjt/2007/17 (requested: 5.06.2023).
  8. THERESE MATTSSON Organiserad brottslighet — hur det ser ut i stora drag [Electronic resource] // svjt.se [site]. URL: https://svjt.se/svjt/2007/17 (requested: 5.06.2023).
  9. How Sweden became a gangsters’ paradise: Europe’s most liberal country welcomed Middle Eastern refugees five years ago… but now it is being terrorised by migrant mafia clans — with police and politically correct government powerless [Electronic resource] // Mail online [site]. URL: https://www.dailymail.co.uk/news/article-8818631/Swedish-police-chiefs-plead-resources-migrant-mafia-gangs-terrorise-country.html (requested: 5.06.2023).
  10. Naserligan – en del av juggemaffian [Electronic resource] // Svenssons Nyheter [site]. URL: https://blog.zaramis.se/2009/10/04/naserligan-en-del-av-juggemaffian/ (requested: 5.06.2023).
  11. Guns for gangs in Sweden: the Balkan connection. [Electronic resource] // globalinitiative.net [site]. URL: https://riskbulletins.globalinitiative.net/see-obs-004/02-guns-for-gangs-in-sweden-the-balkan-connection.html (requested: 5.06.2023).
  12. ALESSANDRO FORD Swedish Gangs Armed By Balkan Weapon Traffickers [Electronic resource] // OCCRP [site]. URL: https://www.occrp.org/en/daily/13716-swedish-gangs-armed-by-balkan-weapon-traffickers (requested: 5.06.2023).
  13. THERESE MATTSSON Organiserad brottslighet — hur det ser ut i stora drag [Electronic resource] // svjt.se [site]. URL: https://svjt.se/svjt/2007/17 (requested: 5.06.2023).
  14. Goliat [Electronic resource] // IMBO [site]. URL: https://m.imdb.com/title/tt6844052/  (requested: 5.06.2023).
  15. United mafias of Europe Sweden [Electronic resource] // ilFattoQuotidiano [site]. URL:  https://www.ilfattoquotidiano.it/longform/mafia-and-organized-crime-in-europe/map/sweden/ (requested: 5.06.2023).
  16. MYNDIGHETSGEMENSAM LÄGESBILD ORGANISERAD BROTTSLIGHET 2021 [Electronic resource] // PDF [site]. URL: https://clck.ru/3JuQGQ (requested: 5.06.2023).
  17. About us Zastava Arms [Electronic resource] // zastava-arms.rs [site]. URL: https://www.zastava-arms.rs/en/profile/ (requested: 5.06.2023).
  18. Пистолет-пулемет Scorpion Vz.61 [Electronic resource] // topwar.ru [site]. URL: https://topwar.ru/24717-pistolet-pulemet-scorpion-vzhtml  (Дата обращения: 5.06.2023).
  19. Scandinavian Streets Awash With Arms Smuggled From Balkans [Electronic resource] // sputnikglobe.com [site]. URL: https://sputnikglobe.com/20171226/scandinavia-balkans-arms-smuggling-1060324607.html (requested: 5.06.2023).
  20. Swedish National Police. (2020). Sprängningar och skjutningar — polisens arbete [explosions and shootings — the work of the police]. Swedish national police. [Electronic resource] // polisen.se [site]. URL: https://polisen.se/om-polisen/polisens-arbete/sprangningar-och-skjutningar/ (requested: 5.06.2023).
  21. Lundbeck J. (2020). Slutlig brottsstatistik 2019 – Anmälda brott samt konstaterade fall av dödligt våld [final crime statistics 2019 – Reported crimes and established cases of deadly violence]. Swedish National Council for Crime Prevention. [Electronic resource] // bra.se [site]. URL: https://www.bra.se/om-bra/nytt-fran-bra/arkiv/nyheter/2020-03-31-slutlig-brottsstatistik-2019–anmalda-brott-samt-konstaterade-fall-av-dodligt-vald.html  (requested: 5.06.2023).
  22. Bombings, Bullets and Begging: Organised Crime in Sweden [Electronic resource] // intelligencefusion. [site]. URL: https://www.intelligencefusion.co.uk/insights/resources/intelligence-reports/bombings-bullets-and-begging-organised-crime-in-sweden/ (requested: 5.06.2023).
  23. The hidden «blacksmiths» give the gangs the weapons [Electronic resource] // tellerreport.com [site]. URL: https://www.tellerreport.com/news/2021-08-19-the-hidden-%22blacksmiths%22-give-the-gangs-the-weapons.HyAaNYolK.html (requested: 5.06.2023).
  24. Sveriges dolda vapenhandel – Café går i vapensmedernas fotspår [Electronic resource] // cafe.se [site]. URL: https://www.cafe.se/reportage-sveriges-dolda-vapenhandel-vapensmederna/  (requested: 5.06.2023).
  25. Malmöpolisen beslagtog vapen – tillverkat i 3D-skrivare [Electronic resource] // ftonbladet [site]. URL: https://www.aftonbladet.se/nyheter/a/Rgem2/malmopolisen-beslagtog-vapen—tillverkat-i-3d-skrivare (requested: 5.06.2023).
  26. Nearly Invisible Threat: 3D-Printed Arms Trigger Terrorist Concerns in Sweden [Electronic resource] // sputnikglobe.com [site]. URL: https://sputnikglobe.com/20171123/sweden-3d-printed-arms-1059357409.html (requested: 5.06.2023).
  27. CIVILSAMHÄLLETS KONTAKTER MED UTSATTA FÖR MÄNNISKOHANDEL 2021 [Electronic resource] // [site]. URL: https://manniskohandel.files.wordpress.com/2022/08/civilsamhallets-kontakter-med-utsatta-for-manniskohandel-2021.pdf (requested: 5.06.2023).
  28. MODERNT SLAVERI I SVERIGE [Electronic resource] // [site]. URL: https://www.fralsningsarmen.se/media/vslp1n0k/modernt_slaveri_i_sverige-en_lagesrapport_fran_fralsningsarmen220127-01_svenska.pdf (requested: 5.06.2023).
  29. MODERNT SLAVERI I SVERIGE [Electronic resource] // PDF [site]. URL: https://www.fralsningsarmen.se/media/vslp1n0k/modernt_slaveri_i_sverige-en_lagesrapport_fran_fralsningsarmen220127-01_svenska.pdf
  30. Resistance and decisive action – a national strategy against organised crime // Government offices of Sweden [site]. URL: https://www.government.se/information-material/2025/01/resistance-and-decisive-action—a-national-strategy-against-organised-crime/ (requested: 28.03.2025).
  31. Nationell strategi mot organiserad brottslighet [Electronic resource] // Regeringskansliet [site]. URL: https://www.regeringen.se/regeringens-politik/nationell-strategi-mot-organiserad-brottslighet/ (requested: 28.03.2025).
  32. Sveriges första nationella strategi mot organiserad brottslighet [Electronic resource] // Regeringskansliet [site]. URL: https://www.regeringen.se/pressmeddelanden/2024/02/sveriges-forsta-nationella-strategi-mot-organiserad-brottslighet/ (requested: 28.03.2025).
  33. Petra Lundh blir ny rikspolischef efter Thornberg [Electronic resource] // Expressen [site]. URL: https://www.expressen.se/nyheter/sverige/sveriges-nasta-rikspolischef-presenteras/ (requested: 5.06.2023).
  34. Strategi 2024 (broschyr) [Electronic resource] // PDF [site]. URL: https://polisen.se/contentassets/553e47c953944ac8938c5dce23d83d99/nasta-steg_broschyr_190927.pdf  (requested: 5.06.2023).
  35. Polismyndighetens organization [Electronic resource] // Polisen [site]. URL: https://polisen.se/om-polisen/organisation/ (requested: 28.03.2025).
  36. Polisens volontärer [Electronic resource] // Polisen [site]. URL: https://polisen.se/om-polisen/bli-volontar/ (requested: 5.06.2023).
  37. DN Debatt. ”Snabbutbildade B-poliser klarar inte brottsligheten” [Electronic resource] // [site]. URL: https://www.dn.se/debatt/snabbutbildade-b-poliser-klarar-inte-brottsligheten/ (requested: 5.06.2023).
  38. Мyndigheter i samverkan mot den organiserade brottsligheten [Electronic resource] // Polisen [site]. URL: https://polisen.se/siteassets/dokument/organiserad_brottslighet/myndigheter-i-samverkan-mot-den-organiserade-brottsligheten-2023.pdf/download/
  39. Sverige skärper straffen för brott som begås av kriminella nätverk [Electronic resource] // newsoresund.se [site]. URL: https://www.newsoresund.se/sverige-skarper-straffen-for-brott-som-begas-av-kriminella-natverk/ (requested: 5.06.2023).
  40. Björn Johnson Den svenska politiken mot narkotika är galen [Electronic resource] // Expressen [site]. URL: https://www.expressen.se/debatt/den-svenska-politiken—mot-narkotika-ar-galen/ (requested: 5.06.2023).
  41. Astonishing findings’ in new Swedish report on extremism and organized crime [Electronic resource] // The Local [site]. URL: https://www.thelocal.se/20181112/astonishing-findings-in-new-swedish-report-on-extremism-and-organized-crime/ (requested: 5.06.2023).
  42. Beslut: Skärpta straff för brott i kriminella nätverk [Electronic resource] // altinget.se [site]. URL: https://www.altinget.se/rikspolitik/artikel/beslut-skarpta-straff-for-brott-i-kriminella-natverk?confirmemailtoken=B221C6ED183027C347A8394899AD7863&receiptPapers=2 (requested: 5.06.2023).
  43. Så utpressar gängen företagare – ”Mustafa” förlorade hela sin familj [Electronic resource] // svt.se [site]. URL: https://www.svt.se/nyheter/lokalt/vast/sa-gar-den-organiserade-utpressningen-till  (requested: 5.06.2023).
  44. För dig som är kallad till domstol som vittne [Electronic resource] // Sveriges Domstolar [site]. URL: https://www.domstol.se/amnen/kallad-till-domstol/Att-vittna/#:~:text=Det%20ska%20finnas%20en%20påtaglig,lämpligt%20att%20du%20hörs%20anonymt (requested: 28.03.2025).
  45. Legal experts object to crown witness proposal [Electronic resource] // Sverige Radio [site]. URL: https://www.sverigesradio.se/artikel/legal-experts-object-to-crown-witness-proposal https://www.domstol.se/amnen/kallad-till-domstol/Att-vittna/#:~:text=Det%20ska%20finnas%20en%20påtaglig,lämpligt%20att%20du%20hörs%20anonymt (requested: 28.03.2025).
  46. Utvisning på grund av brott – ett skärpt regelverk [Electronic resource] // riksdagen.se [site]. URL: https://www.riksdagen.se/sv/dokument-och-lagar/dokument/betankande/utvisning-pa-grund-av-brott—ett-skarpt-regelverk_H901SfU28/ (requested: 5.06.2023).
  47. Utgiftsområde 4 Rättsväsendet [Electronic resource] // riksdagen.se [site]. URL: https://www.riksdagen.se/sv/dokument-och-lagar/dokument/betankande/utgiftsomrade-4-rattsvasendet_HA01JuU1/ (requested: 5.06.2023).
  48. Fortsatt fokus på resultat, effektivitet och lokal polisnärvaro i regleringsbrevet för Polismyndigheten [Electronic resource] // Regeringskansliet [site]. URL: https://www.regeringen.se/pressmeddelanden/2024/12/fortsatt-fokus-pa-resultat-effektivitet-och-lokal-polisnarvaro-i-regleringsbrevet-for-polismyndigheten/ (requested: 28.03.2025).

Loading