Капустина Зинаида Яковлевна. ЛОГИКА СОЦИАЛЬНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: НЕСОСТОЯВШЕЕСЯ, ДОЛЖНОЕ, НЕОБХОДИМОЕ И НЕИЗБЕЖНОЕ

 

Капустина Зинаида Яковлевна,

Новгородский государственный

университет им.Ярослава Мудрого,

Великий Новгород

доктор культурологии,

кандидат педагогических наук,

Zinaida Kapustina

Yaroslav-the- Wise Novgorod State University

Doctor of Culturology

E-mail: zin5355@yandex.ru

 УДК 304.9

 

 

 

ЛОГИКА СОЦИАЛЬНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: НЕСОСТОЯВШЕЕСЯ, ДОЛЖНОЕ, НЕОБХОДИМОЕ И НЕИЗБЕЖНОЕ

 

Аннотация:  В статье актуализируется проблема целенаправленного конструирования реальности повседневной жизни.  Люди в ожидании некой Национальной Идеи или Проекта. В ряде стран сообщества интеллектуалов, практиков конструируют реальность согласно своей выверенной логике. Нами отмечены ускользающие от внимания обществоведов, педагогов важнейшие моменты: смысловая детерминация человека и его бытия; факторный вес знаний этических категорий и их смыслов, фундаментальные принципы конструирования и организации реальности в разные исторические эпохи. Представлена основополагающая формула и основные сегменты, особо значимые при  конструировании и организации реальности повседневного мира

Ключевые слова: конструирование и организация реальности, этические категории, смыслы человеческого бытия, добродетели, языковая, знаково-символическая, природная, предметная, социокультурная реальности.

 

 

THE LOGIC OF SOCIAL CONSTRUCTION OF REALITY IN MODERN RUSSIA: THE UNFULFILLED, THE DAY, THE NECESSARY, AND THE INEVITABLE

Abstract: The article highlights the problem of the need for purposeful construction of the reality of everyday life of fellow citizens. People are waiting for some kind of National Idea or Project. In a number of countries, communities of intellectuals and practitioners construct reality according to their own verified logic. We have noted the following points that escape the attention of social scientists and educators: the semantic determination of a person and his being; the factorial weight of knowledge of ethical categories and their meanings, the fundamental principles of constructing and organizing reality in different historical epochs. The fundamental importance of the formula for constructing and organizing the reality of the everyday world created by Paideia is noted.

Keywords: construction and organization of reality, ethical categories, meanings of human existence, virtues, linguistic, symbolic, natural, objective, socio-cultural realities.

 

Нет сомнений в необходимости осмысления реальности повседневной жизни с позиции ее целесообразного конструирования и организации. Проблема имеет фундаментальный характер. Ибо мир людских  отношений, выстраивающих эту реальность, исполнен энергии мыслей, поступков, деятельности,  поведения, которые зависят от представления о ней, от интерпретации людей и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного мира. Факторы, влияющие на мировоззрение, миропонимание, имеют многообразный, разрозненный характер.

Очевидна в настоящее время набравшая определенную силу энергия хаоса, при которой влияют, контролируют и управляют личностью силы инстинктов, мелочно-расчетливые интересы, сиюминутные выгоды, неограниченные потребности. Стираются границы между человеческим бытием и естественным (тварным) существованием.

В силу недостаточности знаний и  веры в Высшие смыслы — в смыслы человеческого бытия, в предназначение человека, создаётся искаженный образ социальной реальности, искаженное представление в целом об окружающем мире, о человеке и человеческом в людях.

В то время как человек, будучи детерминирован смыслами, предопределен к добродетельно-смысловой организации своей естественной энергии, к целостному добродетельно-смысловому конструированию мира, в котором он живет. У человека нет выбора: быть или не быть. Бытие человека — в добродетелях, добродетельности.

Ценностно-смысловыми ориентирами должны являться добродетели, что содержатся в смыслах и выражаются этическими категориями. Если они минимальны, то человеческие свойства личности  тоже минимальны. В такой ситуации силу обретают тварные инстинкты, цели естественного, с примитивными смыслами существования, примитивные смыслы функционирования в системе — они становятся ориентирами. Прежде всего,  это жажда наживы, интересы к обретению выгоды любой ценой, зависть, непризнание достоинств других, нетерпимость к другим, отсутствие милосердия, желание властвовать, принуждать и т.п.

Осуществляя исторический экскурс, нетрудно заметить, что в разные исторические периоды мыслители задумывались над изменением реальности повседневной жизни. Логика имела свои особенности, которые определяли характер повседневной жизни, стиль жизни общества в целом.

Если в период становления древнегреческих полисов-городов — то есть начального становления гражданского общества — логика конструирования и организации социальной реальности древнегреческих мыслителей Цицерона, Сократа, Платона, Аристотеля исходила из смыслов человеческого бытия. Доминантой было — следовать добродетелям, Быть человечным, Быть человеком, Быть гражданином. Содержание отражено в пайдейе — уникальной системе, организующей социальную реальность. Пайдейя представила матрицу, фундаментальную основу организации реальности повседневной жизни, формирования человечности, человеческого общества, как в прочем, можно сказать – основу организации социальной реальности вообще на многие века вперед. Суть ее выражается в формуле, где соединились воедино: Знания смыслов человеческого бытия (добродетели),  добродетельность (способность реализации добродетелей) и вера в высшие смыслы человеческого бытия (в добродетели).

Смыслы этических категорий были ориентирами —  сигналами,  символами,  стимулами завершения и самосовершенствования личности гражданина полиса, противостояния, противодействия варварам.

В эпоху Просвещения (становления капиталистических государств), логика конструирования и организации повседневной жизни стала носить иной, ухищренный характер, исходить из триады, обозначенной пайдейей, но ее составляющие обрели новые формы и иные смыслы. Знания добродетелей были замещены обобщенным, абстрактным понятием знания, Добродетельность заменена обобщенным, абстрактным понятием  нравственность, Вера получила прямую привязку к религии. Получилась новая формула социальной реальности: знания, нравственность, вера.

Ориентирами стали: доходы, выгоды, эффективное функционирование личности в системе вертикали,  принуждение, долженствование и контроль за поведением личности. Смыслы человеческого бытия – добродетельность и вера в них были попраны, их заместили смыслы естественного людского (тварного) существования, функционирования.

В условиях царской России социальная реальность осмысливалась через предельно обобщающие принципы: Самодержавие, Православие, Народность. (С.Уваров). Ценностными ориентирами для состоятельных людей выступали европейские образцы, в народе сохранялись народные, православные традиции.

В условиях СССР логика конструирования и  организации социального пространства стала другой. Она вытекала из партийной идеологии — идеаций общественных политических организаций, разумно соединивших ценностными ориентирами — едиными коммунистическими идеациями три поколения – детей (Октябрята, их Правила), подростков  (Всесоюзная пионерская организация (Законы ВПО), молодежь (Всесоюзный Ленинский Союз молодежи (Устав ВЛКСМ)  и взрослых, трудящихся людей – членство в Коммунистической партии (Кодекс коммунизма). Суть логики организации социального пространства, общественных отношений выражалась в принципах: Партийность,  Народность и Критический реализм. Но главный принцип, близкий всему народу, объединявший все национальности и народности, выражавший сущность СССР, заключался в словах:  «Человек человеку – друг, товарищ и брат».

В условиях современной действительности логику организации  реальности трудно артикулировать — она разносмысловая, разновекторная, логически не выверенная. Человекотворящие ориентиры размыты.

Потому, исходя из достаточно высокого уровня развития личности и общества, не только целесообразно, но необходимо и неизбежно признание важности целенаправленного конструирования и организации реальности повседневного мира, глубоко осмысливаемого подхода к имеющимся теоретическим построениям интеллектуалов и практиков, конструирующих и организующих реальность,  преобразующих  поведение, отношения людей на линейном уровне.

Полагаем, что вся социальная архитектура — деятельностная, функциональная, информационная – должна быть ориентирована на высокий уровень человеческой культуры, от которой зависит качественное состояние человеческого капитала, гражданского общества в целом. При этом необходимо помнить, что человеческая культура конституируется этическими идеациями [1] – смыслами человеческого бытия, что заключены в этических категориях. Хотим мы того, или нет, но необходимо возрождение, возврат к тому, что упущено — к смыслам человеческого бытия, к понятиям добродетели, добродетельность. От этого зависит качество человеческого капитала, человеческого фактора во всех сферах жизни – в производстве продуктов питания, медицинских услуг, образования, обслуживания и пр.

Организация реальности повседневной жизни – это, прежде всего, организация энергии отношений на линейном уровне – процесс, способ и результат развития человеческих — этическими принципами детерминированных — качеств характера, способностей, привычек.

Чтобы уйти от «дикого» капитализма, важно актуализировать ориентированные на добро отношения между гражданами, отношения к языку, к природной реальности, символам и знакам, к культуре —  для чего необходимо структурировать сознание личности смыслами человеческого бытия — и в этой траектории осуществлять развитие личности с позиции человека-гражданина, патриота, а не конкурентно-способного потребителя.

Вышесказанное обосновывает необходимость формирования четкой логики конструирования и организации реальности окружающего нас мира —  мира повседневной жизни сограждан, принимая во внимание  первоорганизующий конструкт пайдейи, то есть, основываясь на  Знаниях этических идеаций (смыслов человеческого бытия, добродетелей),  Добродетельности на уровне привычек и Вере в незыблемость  высших смыслов человеческого бытия (в добродетели). Таковой должна быть формула оптимального конструирования и организации повседневной жизни.

В то же время необходимо учитывать, что мир повседневной жизни похож на пирог — целостный,  многослойный — складывается из разных  (под)реальностей, которые важно знать и понимать сущностные смыслы каждой, чтобы адекватно, гармонично, не вступая в конфликт, не погружаясь в разрушительную природу людского естества, выстраивать добродетельные отношения во всех сферах – в семье, в детском саду, в школе, в вузе, на производстве. Только добродетельность, только смыслы человеческого бытия могут вывести общество из «колеи» «дикого рынка», осуществить духовное самопреображение, совершить скачок на новый уровень жизни.

В.С.Мухина[2] назвала и описала следующие основные под-реальности: языковая, знаково-символическая, материальная (предметная), природная, социальная.

Безусловно, особое место принадлежит Языковой реальности, выражающей смыслы, нисходящие извне (известно, что Н.П.Бехтерева, допускала,  что мысль существует отдельно от мозга, а он только улавливает ее).

«Язык есть дом бытия. В жилище языка обитает человек».
— справедливо заметил М.Хайдеггер.[3]. В языке таящиеся смыслы определяют жизнь человеческую или тварное людское существование. «Только язык делает человека человеком» [3].

Человек, в языке которого есть место этическим категориям, красив, благороден, привлекателен, доброжелателен. Его сознание структурировано Высшими смыслами – смыслами человеческого бытия, его эмоционально-чувственное состояние уравновешенно, спокойно.

И наоборот, человек, речь которого «грязна», в языке которого изобилуют ругательные или грубые, унизительные слова, слова, обнажающие мелкие, низменные, эгоистические интересы, непривлекателен, агрессивен в поведении, показывает недостаточное развитие человечности – его сознание, чувственность, воля не упорядочены, структурированы сиюминутными потребностями и интересами.

Язык – основа человеческой культуры – человеческого бытия. Миссия языка феноменальна. Он соединяет человека с Высшим Разумом Вселенной. Но может соединять и с Тёмными Силами через посредство улавливаемых сознанием смыслов из вне, содержащихся в грубых, ругательных, унижающих бытие человека словах, выражающих пороки и страсти: жадность, насилие, убийство, воровство, устрашение, ненависть, пытки, увечье,  разрушение, издевательство, безжалостность, бессердечность, грубость, потребительство, хамовитость, наглость, ложь и т.п. Это в слова облеченные качества варварского стиля жизни.

Но есть другие слова, их называют этическими категориями, в них содержатся смыслы бытия человека – честь, совесть, стыд, забота, ответственность, долг, любовь, надежда, вера, мудрость, сочувствие, сострадание, умеренность, мужество, честность, доброта, признание,  почтительность, долг, ответственность и т.п. Это язык человеческой жизни и человечности в людях.

Мы слишком упрощённо изучаем язык — познаём лишь его технические стороны, не касаясь содержания этического сегмента лексики, таящего в себе  великую человекотворческую миссию.

Примитивный формально-функциональный подход к изучению Русского языка не позволяет познать величие духа русского народа, красоту души русского человека, силу и красоту русского характера.

Упускается важнейшая функция языка – его способность   порождать идеи, социальные идеации, что определяют характер отношений в доме,  поселении, стране в целом.

Социальные идеации есть те базовые социально-значимые идеи, что транслирует в общество образование на всех его уровнях. Оно может быть объединяющим, но может быть и неоформленным или откровенно разъединяющим. И этой ситуацией часто пользуются определенные группы («режиссеры» извне) в своих интересах и целях, чуждых большинству народа. Они, наблюдая и находя недостаточно зрелое, недостаточно структурированное смыслами сознание людей (особенно молодежи), с расплывчатыми ценностными ориентирами — входят в зону ближайшего развития личности, овладевают ее восприятием и ведут в русле нужного для «режиссеров» мировосприятия, миропонимания, мировоззрения и мироотношений через навязывание своих смыслов, принуждение к использованию угодных им понятий, навязывание стиля языка, поведения, отношений, действий, характера деятельности, использования тех или иных технологий. Таким образом осуществляется «промывание мозгов», «обнуление»  ценностных смыслов, ценностных ориентиров – организация реальности в нужном направлении.

Логика внешнего целенаправленного (враждебного человеческой культуре) преобразования повседневной жизни людей в любой стране проста, соответствует той же формуле антипайдейи: псевдознания плюс безнравственность, плюс убежденность.

В связи с этим, в современных условиях для нас особенно актуальны Знания этических идеаций, что закодированы в этических категориях; укоренение их как принципов в привычках и формирование убежденности в незыблемой значимости этих принципов.

Ибо хотя иерархические отношения (система вертикали) упорядочивают жизнь граждан на основе  законов, предписаний, нормативов, но еще более важны для общества линейные отношения с ценностно-смысловыми ориентирами (добродетелями), образующими причинно-следственные  связи, мотивы, стимулы, сигналы, символы,  непосредственно воздействующие на поведение и отношения — на формирование осознанного самообладания, самодисциплины, самоопределение и самоутверждение  себя человеком, на организацию жизни в русле человеческого бытия.

Этические категории являются ключевыми в характеристике человека. Они приобретают значение не только для одного человека, но и для других людей: любовь, дружба, вера, доверие, честность, истина, правда, совесть, стыд, святость, доброта и др.

Необходимо формировать полноценное — ценностно-смысловое представление о феномене Русского языка. Учиться выбирать правильные слова, в которых закодированы важные для человеческого бытия смыслы, и руководствоваться ими в действиях, деятельности и отношениях, в том числе и в отношениях с Интернет-ресурсами, оказывающими влияние, подчиняя сознание своим структурам и смыслам.

Среда человеческой жизни организуется не инстинктуально, а в соответствии со смыслами, закодированными в словах. Не существует человеческого мира в том виде, о каком можно говорить о мире собак, слонов или дельфинов.

Как мудро заметил Вильгельм фон Гумбольдт: «Язык есть дух народа. Язык есть такая форма воплощения духа и идеи, без существования которой для нас не было бы ни духа, ни идеи.   …Слово выступает  субстанциальным элементом духа. [4, с.327]. Слово есть Бог, слово есть друг, слово есть враг.

Вдохновляют человека  силы, именуемые как вера, надежда, любовь,  мечты, иллюзии, но их нарратив может иметь также разрушительный, агрессивный характер, пересекаясь с идеей превосходства и вседозволенности, неприкосновенности, жажды мести, жажды власти, жадности. Побуждают к действиям, определенному реагированию, поведению, деятельности потребности, интересы, желания, стремления, идеи, которые материализуются в призывах, что также не всегда носят мирный характер (укр.: «кто не скаче, тот москаль»,  «москаляку на гиляку»).

Суть вдохновения и побуждения состоит в том,  какими смыслами руководствуются люди – созидательными или разрушительными, жизнесберегающими или губительными, бескорыстными или претендующими на выгоду, прибыль; эгоистичными или общественно значимыми; смыслами человеческого бытия или эффективного функционирования, тварного существования. Неслучайно Гумбольдт отмечал, что  «Достоинством» и «недостатком» языка,  нужно считать  то, на что этот язык вдохновляет и к чему побуждает благодаря собственной внутренней силе». [5, с.329]

Язык изначально является  проводником духа, благодаря ему происходит личностный рост или ее падение,  движение в личностном развитии — от восприятия элементарных ощущений к представлению, осмыслению и пониманию.  Да, Слово – это всего лишь дуновение воздуха: но в нем  таится необычайная сила, воздействующая на мировосприятие, мировоззрение, на представления и мышление, на реагирование и поведение.

Знаково-символическая реальность. Знак  есть символ, посредник при переходе от простого,  материального  к его духовным формам. Знаки влияют и управляют мыслями, чувствованием, поведением, отношениями, они символически раскрывают сущность, резюмируют знание, открывают пути в неведомое, в непознанное.

Во всех сферах жизни есть свои знаки-символы, сигналы: в религии, в традициях, верованиях, в политике, в экономике, в государственном управлении, в военном деле, в медицине, музыке и прочих сферах.

Известно, что внутренне в людях заложены природой лишь самые общие ответные реакции, которые хотя и допускают значительную пластичность, но лишь приблизительно регулируют действия.[7]. Символизация послужила своеобразным способом ориентации в значениях нечувственного происхождения. Руководство стало осуществляться со стороны систем значимых символов, чаще выражаемых в речи. (Речь способна выражать, презентировать определенный признак личности).

Поведение человека изначально обусловлено использованием символов. Способность человека придавать значение отношениям, предметам, явлениям благодаря оперированию символами, выступает наиболее важной характеристикой человека.

Значение символов указывает на значимость конкретных предметов, явлений как для отдельного человека, так и для малых и больших групп, народов, человечества в целом. Ценностное значение символов состоит в том, что это синтез интеллектуального начала, эмоциональной оценки и побуждения, наполненного определенным ориентирующим смыслом.

Любой символ — это знак, в котором есть идея. Согласно Э.Кассиреру, знак —  это форма, в которой находит свое выражение всякое проявление духа.[8,с.29] При этом, символ феноменален синтезом ощущаемого и смыслового, аффективного и когнитивного.

Символ считается ключом к постижению сущности. «Символ – это обозначение полноты содержания, непосредственная данность идеи в слове». [9]. Как заметил К.Гирц: «Не руководствуясь символами, человек вел бы себя абсолютно неуправляемо, его поведение представляло бы собой хаос бессмысленных действий и спонтанных эмоций, его опыт был бы совершенно неоформленным. Люди были бы не неумными дикарями, они были бы недееспособными чудовищами, обладающими очень незначительным числом полезных инстинктов, и еще меньшим числом чувств, при полном отсутствии интеллекта. Накопленная система упрочившихся паттернов – это важнейшее условие человеческой жизни».[7]

Природная реальность. Бытие человеческое предполагает тесное соприкосновение с природой. Она предстает в нашем сознании как нечто живое, воспроизводящее и дарующее – как источник жизни. Природа была первым и единственным источником познания древнего человека. Однако в своем цивилизационном развитии отношение людей к природе становилось  все более отчужденным. [2, с.101]. Сегодня общественное сознание должно включать в себя такие понятия как «экологическое мышление», «экологическое сознание»,  на основе которых образуется новая система образов и знаков, позволяющих  перейти к познанию природы и ценностному отношению к ней. Актуализируется острая потребность в этически детерминированных – добродетельных —  отношениях людей к природе.

Расширение значений природы в самосознании человека — основа его развития. Часто, находясь в лесу или на лугу, мы срываем цветок, чтобы почувствовать его аромат, полюбоваться его красотой, не принимая во внимание, что мы лишили его жизни. Японец же в такой ситуации поступит иначе – у него не возникнет желания обладать  цветком, он даже не посмеет прикоснуться к цветку, он только лишь внимательно на него глядит и любуется им. Внимательного взгляда японцу совершенно довольно для того чтобы «прочитать» этот цветок, проанализировать и проникнуть в его сущность.  Разрушение природной среды разрушает самого человека — его доброту и добродетельность.

Предметная (материальная) реальность. Предметная или материальная реальность тесно связана с природной. Это часть всего существующего, что имеет свои свойства, свое пространство и находится в отношении с другими частями. Этот мир относительно независимый и устойчивый в своем существовании. Люди научились творить, использовать и сохранять созданное руками и природой;  сформировали определенные отношения, что выражается в языке, рисунках, мифологии, философии. В таком многообразии предметный мир влияет на развитие личности. В.С.Мухина отмечает: «Человеку свойственно не только отчуждение от вещи для ее использования, но и одухотворение ее, придание ей тех свойств, которыми обладает он сам,  как родственной его духу».[2, с.82].

Вещь представляет человека в мире: наличие определенных, престижных вещей есть показатель места человека среди других людей; отсутствие вещей есть показатель низкого статуса человека. Могущество государства персонифицируется золотым фондом, развитостью техники и др.

Место человека среди других людей реально определяется не только его личностными качествами, но и обслуживающими его вещами, которые презентируют его в обществе (дом, квартира, земля, авто). Предметный мир — специфически человеческое условие жизни и развития человека.

Социокультурная реальность. Люди, как и большинство животных, беспомощны в своем одиночестве. Социальность – это свойство большинства живых существ. Оно мотивирует их к взаимодействию. И людская жизнь обустраивается подобным естественным путем. В ней нередко проявляются естественные пороки, страсти, тварные инстинкты: жестокость, насилие, зависть, месть, недоброжелательность, зло, злодеяния, подозрительность, недоверие, злонамерения, разрушение жизни, её лишение – таков, в известной мере,  социальный мир живых существ.

Человеческое и социальное различаются степенью организации энергии. Социальное разворачивается вне смыслов человеческого бытия, вне процессов человеческой культуры, вне смысловых ограничителей — добродетелей, в нем бытуют примитивные  смыслы функционирования в системе, смыслы тварного существования: жадность, интересы, тщеславие, жажда власти.

Человек, без окультуривания личности, без её одухотворения смыслами человеческого бытия, не может возникнуть и развиться сам по себе. Акцент на культуре — на этических идеациях, что содержатся в этических категориях, указывает на должное присутствие регуляторов поведения, действий, деятельности, отношений.

Организация социокультурной реальности предполагает  организацию  отношений в первичных образовательных структурах, в первых общественных организациях. В них должны обретаться знания этических идеаций, становиться принципами жизни для каждой личности (умеренность, почтительность, милосердие и т.п.). Сейчас нередко социальный компонент перевешивает, то есть этические идеации остаются невостребованными, непознаваемыми, добродетели (святость, любовь, мудрость, умеренность, совесть, доброта, щедрость, великодушие и т.п.) остаются необозначенными в воспитании, и добродетельность остается вне осмысления, вне образования — недооцененной, ограниченной, субъективно невостребованной. Недостаток этических идеаций обедняет духовное состояние личности и общества, способствует деградации.

Таким образом, следует признать, что несостоявшимся, должным, необходимым и неизбежным является целостное осмысление реальности повседневной жизни, возвращение к смыслам человеческого бытия, переход к целенаправленному добродетельно-смысловому конструированию и организации реальности повседеневной жизни.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.
  2. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. М., 1999.
  3. Хайдеггер М. Время и бытие. Письмо о гуманизме. М., 1993.
  4. Хайдеггер М. Язык. СПб., 1991.
  5. Шпет Г. Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры. М., 2007.
  6. фон Гумбольдт ВильгельмИзбранные труды по языкознанию.  М.: Прогресс.
  7. Гирц К. Антология исследований культуры.т.1.СПб., 1997.
  8. Кассирер Э. понятие символической формы в структуре о духе. // Культурология ХХ век. М., 1998.
  9. Соловьев В.С. Соч: В 2т. М., 1988. Т.1

 

Loading