Плетнев Александр Владиславович,
доцент кафедры философии и социологии
Санкт-Петербургский университет
Министерства внутренних дел
Российской Федерации
Venger.vin@rambler.ru
ORCID 0000-0002-5966-988X
Pletnev Alexander Vladislavovich,
Ph.D. of (Sociology), Associate Professor of
Department of philosophy and sociology
Saint Petersburg University of Ministry
of Internal Affairs of Russia.
УДК 321
О реконструкции концепции власти Макса Вебера
(рецензия на монографию О.А. Игнатьевой).
Аннотация: В данной статье рассматривается монография кандидата социологических наук, доцента факультета политологии Санкт-Петербуржского государственного университета Ольги Анатольевны Игнатьевой. Рецензируемая монография не только раскрывает неочевидные аспекты политического творчества Макса Вебера, но и проливает свет на методологию использования метода теоретической реконструкции. В тексте монографии можно найти множество примеров из современной политической жизни, которые позволяют уверенно считать, что творчество Макс Вебера не только не утратило свое значение для социологии и политологии, но и напротив способно к актуализации по мере его осмысления научным сообществом. Концепция власти Вебера сравнивается с концепциями Фуко, Бурдье, Лумана и других теоретиков. Большое и заслуженное внимание автор уделяет осмыслению религиозных детерминант политических процессов и влияния этических норм на политическое поведение. По итогам исследования автору удается выявить и обосновать политическую концепцию Макса Вебера.
Ключевые слова: Вебер, власть, идеальный тип, тип господства, реконцептуализация.
Abstract: This article examines the monograph of Olga Anatolievna Ignatjeva, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor at the Faculty of Political Science at St. Petersburg State University. The reviewed monograph not only reveals non-obvious aspects of Max Weber’s political work, but also sheds light on the methodology of using the method of theoretical reconstruction. In the text of the monograph, one can find many examples from modern political life that allow us to confidently believe that Max Weber’s work has not only not lost its importance for sociology and political science, but, on the contrary, is capable of actualization as it is comprehended by the scientific community. Weber’s concept of power is compared with the concepts of Foucault, Bourdieu, Luhmann and other theorists. The author pays great and well-deserved attention to understanding the religious determinants of political processes and the influence of ethical norms on political behavior. Based on the results of the research, the author manages to identify and substantiate Max Weber’s political concept.
Key words: Weber, power, ideal type, type of domination, reconceptualization.
В 2025 году вышла монография Ольги Анатольевны Игнатьевой «Реконструкция концепции власти Макса Вебера», посвященная крайне интересной и актуальной теме ревизии теоретического и методологического наследия Макса Вебера. Несмотря на то, что Макс Вебер является одним из классиков и родоначальников социологии, его работы всё ещё содержат множество латентных и недооцененных аспектов, которые могут быть полезны для теоретического синтеза современный социологии. В качестве исследовательского метода автором была избрана теоретическая реконструкция, которая позволяет пролить новый свет как на базовые идеи автора, так и на возможности их использования в настоящее время. Автор утверждает, «что в отличие от реконструкции феномена, т.е. теоретического «воссоздания» процесса, взятого из социальной реальности, под реконструкцией концепции понимается интерпретация идей первоисточника на основе руководящего принципа» [1, c.7]. Данный вывод автора представляется важным поскольку несмотря на существенные количество обращений социологов к методу реконструкции концепции его методология до сих пор не разработана.
Первая глава монографии «Концепция политической власти М. Вебера» начинается с параграфа «Методология реконструкции и базовые концепты политической власти М. Вебера», который посвящен рассмотрению базовых методологических постулатов социологии Вебера и метода реконструкции концепции. Анализ концепции Макса Вебера позволяет автору выделить два главных смысловых ядра данной концепции, которые посвящены «фундаментальным структурам власти, сложившимся в обществе (традиционное, харизматическое и легально-рациональное господство)» [1, с.24] и «тому, как власть осуществляется в обществе» [1, с.24]. Здесь следует отметить что со временем рассмотренные идеи Вебера не только не потеряли актуальности, но и стимулирует современную теоретическую мысль. В частности современная неовеберианская модель государственного управления осмысливается как в теоретическом, так и в практическом русле, отталкиваясь от веберовского толкования бюрократии. Здесь «идеи индустриализации, демократизации и национализма как проявлений «современности» имеют значение для динамичных изменений бюрократии и государственного управления» [2, с.6]. Концепция нового государственного управления значительной степени основана на неовеберианских идеях.
Автор обращает наше внимание на то, что согласно классической интерпретации самого Вебера для эффективного функционирования политической системы необходимо сочетание в ней разных типов господства. Данная интерпретация зачастую не согласуется с современными трактовками, которые в значительной мере исходят из институционализированного понятия власти и склоняются к рационально-легальному типу господства. Также в параграфе проводится критический анализ этики политической ответственности, как с точки зрения протестантской конфессии, так и с точки зрения практической политики. Данный концепт имеет в творчестве М. Вебера неоднозначный характер и требует дополнительного переосмысления, так как дает дорогу некоторым «безответственным» политикам, которые могут не делать различий между категориями добра и зла при управлении государством.
Второй параграф первой главы монографии «Концепция политической власти М. Вебера и проблемы ее восприятия: веберианство, постструктурализм, функционализм» исчерпывающим образом раскрывает влияние работ Макса Вебера на последующее социологическое и политологическое теоретическое наследие. Переосмысление феномена власти Максом вебером получило дальнейшее развитие в трудах Гейдельбергской школы в исследованиях проблем плебисцитарной демократии и многих других концепциях. Проведенный анализ демонстрирует, что «веберовские концепции бюрократии и харизмы до сих пор пользуются исследовательским вниманием критиков и интерпретаторов его творчества в англосаксонских странах, так как, с одной стороны, позволяют описать сложившиеся социальные отношения в рамках капиталистической системы, а с другой стороны, обозначить путь для развития уникальной индивидуальности в рамках формально-рациональной структуры» [1, с.50]. В России идеи Вебера изучались П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдовым, В.П. Макаренко, Р.П. Шпаковой и др.
Существенным вкладом Макса Вебера в политическую социологию стал его идеографический разворот, способствующий интерпретативному восприятию политических структур «утверждение Вебера о гибкости традиций, а также его утверждение о том, что традиционные статусы не могут быть закреплены юридически, демонстрируют, что основания для некоторых традиционных статусов не могут быть описаны правилами или принципами, которые направлены на определение характеристик, и должны изменяться в зависимости от каждого случая статуса» [4, c.321].
Концепция политической власти Макса Вебера сопоставляется автором с дисциплинарным режимом «власти-знания» М. Фуко, «полем власти» П. Бурдье, коммуникативному коду «альтернативы избежания» Н. Лумана.
В целом представленный автор автором теоретический обзор влияния идей Вебора на современную социологию власти представляется достаточным и актуальным. Помимо выявления различий в теоретических позициях автор утверждает, что «существует некоторое сходство между идеями М. Вебера и позициями современных теоретиков власти по ряду моментов (рациональность, дисциплина, власть как система эксплуатации (М. Фуко); определение власти и ее характер, бюрократия (П. Бурдье); потенциальная репрессивность власти (Н. Луман))» [1, c.73].
Вторая глава монографии «Методологическое значение концепции политической власти М. Вебера для анализа властных отношений» начинается с параграфа «Анализ фундаментальных структур властных отношений как методологический подход». В данной главе представлен анализ практического значения веберовской типологии господства для анализа властных структур современных обществ на примере Великобритании, Германии и России. На богатом историческом примере автор анализирует практическую реализацию всех трёх выделенных Вебером идеальных типов господства. Автор приходит к выводу что «веберовская типология власти сохраняет практическую значимость для описания и объяснения современной структуры власти исключительно в контексте легально-рационального господства. Харизматический и традиционный типы господства, представленные в разделах сборника М. Вебера «Хозяйство и общество», не подходят для объяснения современной структуры власти, так как являются крайними выражениями соответствующих категорий» [1, с.101]. При этом в условиях стабильных политических систем западного типа возможно присутствие в мягкой форме определенных элементов харизматического и традиционного типа в господства.
Второй параграф второй главы «Значение многообразия принципов реализации политической власти» рассматривается возможность реализации принципов политической власти изложенных Максом Вебером в современных условиях. Автор прослеживает описанное Вебером влияние этических и ценностных установок на политическое поведение населения различных государств. В параграфе также рассмотрено влияние активистского типа политической культуры и других факторов на политику государств и политическое поведение индивидов.
Третий параграф второй главы «Этический подход к исследованию политической власти» позволяет узнать специфику методологического подхода Макс Вебера который впервые ввёл в социальную науку понятие и об этике ответственности политической власти. В каждом государстве при рассмотрении этики политической ответственности «можно выделить формальную (наличие кодексов государственных служащих) и фактическую (наличие социальных программ поддержки населения)» [1, с.129]. В рамках данного параграфа рассматривается проблема принятия этических кодексов политического поведения которые способны оказать существенное позитивное влияние на жизнь всего общества. Изучение проблемы этики ответственности и этических кодексов несомненно имеет существенную значимость для социальной практики.
В целом рецензируемая монография вносит существенный вклад в теоретическую отрасль социологического знания. В рамках монографии были результативно изучены методологические основы творчества Макса Вебера, возможности их применения в современной политике а также влияние идей Макса Вебера на последующую социальную теорию.
Научный новизной результатов представленного исследования является выявление автором латентных связей социологии Макса Вебера с некоторыми другими социологическими концепциями, посвященными проблемами власти.
Представленная автором монография является широким приглашением к дальнейшей дискуссии по методологии изучения проблем власти. Обоснованная автором постановка вопроса о роли этических кодексов в нормализации поэтических процессов имеет огромное значение для любого государства, но наиболее актуальна для современной России.
Недостатками представленной работы можно считать то, что в ходе анализа не было учтено возможное влияние Южной теории и Критической расовой теории на изучение проблем власти. Южная теория является всё более возрастающим фактором социологической мысли [3]. Однако это замечание носит дискуссионный характер и не снижает общий положительной оценки проведённого исследования.
Изложенные в данной рецензии размышления и рекомендации неизбежно приводит к выводу о том, что рецензируемая работа крайне важна для социальной теории и социальной практики. Представленный автором новый взгляд способствует развитию отечественного веберианства и заслуживает внимания научного сообщества. Данная монография рекомендуется к прочтению, использованию студентами, аспирантами и докторантами для проведения исследований, преподавателям социологии и политологии при разработке соответствующих курсов, а также политикам и чиновникам для разработки основных направлений политики государства.
Литература
- Игнатьева О. А. Реконструкция концепции власти Макса Вебера М.: Издательство «Аспект Пресс», 2024. — 159 с.
- Bouckaert G. The neo-Weberian state: From ideal type model to reality? // Max Weber Studies. 2023. Vol. 23. Iss. 1. Pp. 13-59.
- Gelderblom D. Weber’s Comparative Analysis of the Rise of Rational Capitalism: A View from the South // South African Review of Sociology. 2023. Vol. 53, Iss. 3. Pp. 259-273.
- Rust J. Max Weber and Social Ontology // Philosophy of the Social Sciences. 2021. Vol. 51, Iss. 3. Pp. 312–342.