Капустина Зинаида Яковлевна,
Новгородский государственный
университет им.Ярослава Мудрого,
Великий Новгород
доктор культурологии,
кандидат педагогических наук,
Zinaida Kapustina
Yaroslav-the- Wise Novgorod State University
Doctor of Culturology
E-mail: zin5355@yandex.ru
УДК — 378
ЭМПИРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРИЧИНЫ НЕОБХОДИМОСТИ НЕОТЛОЖНОГО ВОЗВРАТА ПЕДАГОГИКИ В ЕЁ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ РУСЛО, К ЕЁ ПЕРВОИСТОКУ – ПАЙДЕЙЕ
Аннотация: В статье педагогика рассматривается как преемница пайдейи — важнейший институт, способный формировать характер истинно гражданских общественных отношений, хранящих истоки дружбы народов. Дано новое понимание объекта и предмета педагогики в ее теоретическом и практическом аспектах. Актуализируется необходимость выхода педагогики из колеи традиционного подхода, обеспечившего отчуждение идеационных смыслов и открывшего путь для различного рода манипуляций сознанием. Показан радикально-номиналистский подход просветителей, позволивший в эпоху Просвещения осуществить подмену ключевых общественных категорий, уничтожить пайдейю и кардинально изменить вектор развития человечества. Представлена уникальная структура пайдейи, раскрыт её факторный вес в общественном развитии. Показано, использование структуры пайдейи современными иностранными «архитекторами» в своих интересах, в античеловеческих целях.
Ключевые слова: пайдейя, силы пайдейи, смыслы человеческого бытия, добродетели, этические категории, этические идеации, воспитание добродетелей, научение добродетельности, силы антипайдейи.
EMPIRICAL CONDITIONS AND REASONS FOR THE NEED FOR AN URGENT RETURN OF PEDAGOGY TO ITS ORIGINAL COURSE, TO ITS ORIGINAL SOURCE – PAIDEIA
Abstract: The article considers pedagogy as the successor of paideia — the most important institution capable of shaping the character of truly civil social relations that preserve the origins of friendship of peoples, statehood and patriotism. A new understanding of the object and subject of pedagogy in its theoretical and practical aspects is given. The need for pedagogy to get out of the rut of the traditional approach, which ensured the alienation of ideational meanings and opened the way for various kinds of manipulations of consciousness, is actualized. The radical nominalist approach of the enlighteners is shown, which allowed in the age of Enlightenment to replace key social categories, destroy paideia and radically change the vector of human development. The unique structure of the paideia is presented, its factorial weight in social development is revealed. It is shown that the use of the paideia structure by modern foreign «architects» in their own interests, for anti-human purposes.
Keywords: paideya, the forces of paideya, the meanings of human existence, ethical categories, ethical ideations, education of virtues, the forces of anti-paideya.
Сегодняшняя реальность показывает, что заложенный в эпоху Просвещения европейскими просветителями сугубо прагматический проект развития общества, завершается. И уже можно констатировать, что сформирован новый проект в том же европейском пространстве с еще более радикальным античеловеческим акцентом: в навязываемых общественно значимых категориях («родитель №1», «родитель №2» и др.) человеческое в людях отменяется. Люди в своём развитии ставятся ниже других живых существ. Происходящие в европейских государствах метаморфозы с нравственностью, а по сути – с расчеловечиванием, говорят о том, что пала некогда красивая вуаль, и обнажился изначально негуманный замысел архитекторов общественного устроения (по сути — радикальных номиналистов) эпохи Просвещения в сфере организации линейных общественных отношений. Проект был ориентирован на сугубо эффективное функционирование личности и общества в системе заданных координат – интересов и потребностей властьимущих, где не было места смыслам человеческого бытия, где не предполагалось различение добра и зла.
Нет сомнений, что всё существующее на земле системно по своей природе. Многим полисным животным свойственна вертикальная – иерархическая – форма организации, управления и контроля. Однако люди – особый вид живых существ. Им дано свойство — завершать и развивать себя не по меркам, очерченным природой, а привносимыми извне и укореняющимися в сознании смыслами — организующими, управляющими и контролирующими поведение, отношения и деятельность. Людям дана свыше способность по-другому организовать своё жизнеосуществление не только и не столько системно в физическом плане, сколько в ментальном — духовно-мировоззренческом.
Людям дана возможность находиться в тончайшей связи с высшими духовными силами через смыслы, нисходящие из Вселенского Разума – и восходить в своём развитии от простого к сложному, от функционирования в системе к бытию, духовно детерминированному — собственно человеческому, где есть четкие границы между темной энергией и энергией света: между злом и добром. Где через восхождение к Высшим смыслам — смыслам человеческого бытия и, ими обусловленным мыслям, чувствам и поведению, происходит подавление природных порочных животных инстинктов. И потому человеческое развитие – не природой заданный процесс с присущими интересами и потребностями, а коррелируемый с особыми смыслами, извне привходящими. Предполагается детерминация восприятия, понимания, мышления, представления, переживания, поведения смыслами этических категорий.
Таков процесс становления и бытия человека. Таковой должна быть работа педагога — развитие у детей устремленности с младенчества и до конца жизни — Быть человеком. Это происходит с одной стороны через постижение, обнаружение, усвоение смыслов человеческого бытия, закодированных в этических категориях: святость, совесть, стыд, любовь, милосердие, долг, умеренность, мудрость, почтительность, ответственность, надежда, прощение и др. — наполнение ими сознания и преобразование ими привычек в отношениях и поведении; с другой стороны – через подавление дикого, варварского начала: жестокости, желания властвовать, жадности, безрассудства, зависти, мести, хитрости, лицемерия, лжи и обмана. В этом суть смысловой организации и смыслового управления личностной энергией на пути становления человека.
И потому организация системы человеческого общества должна коренным образом отличаться: вертикаль отношений должна произрастать из линейных отношений – из горизонтали. Горизонталь первична, фундаментальна, при ее недостаточности социальная реальность подвержена различным социальным потрясениям. Стабильное устойчивое состояние и мощь вертикали человеческого общества предполагает целостность и мощь горизонтали общественных, детерминированных смыслами этических категорий отношений и связей между людьми. В этом особенность человеческого жизнеустроения и жизнеосуществления.
Меняются общественно-экономические формации, структура власти, но неизменными остаются Высшие смыслы — смыслы человеческого бытия, заложенные в этических категориях. Меняется лишь степень их познания и реализации. Будучи усвоенными и укорененными в сознании, смыслы этических категорий становятся принципами, идеалами, идеациями, побуждениями. Именно они отличают человека, человеческое жизнеосуществление от естественного – по сути, варварского существования, безрассудного функционирования в системе.
Как показывает жизнь, игнорирование, или недостаточное внимание к познанию этических категорий в образовании ведет к укоренению порочных, деструктивных мыслей, желаний, поступков, отношений. И, как следствие — деградация духа, где находят место: обман, ложь и лицемерие, агрессия, неприятие, непризнание другого, навязчивый образ врага, зависть, месть, алчность, стремление к сиюминутной выгоде, даже за счет страданий, унижения или гибели других, а в целом — к духовному обнищанию, несформированности четких жизненных ориентиров, представлений о должном; к атомизации общества и разрушению основ государства.
Наши соотечественники слишком легковерно приняли и глубоко усвоили европейские просветительские мысли относительно педагогики. И до сих пор считаются недопустимыми какие-либо противоречия с ними. При этом игнорируются важные для педагогики суждения Сократа, Платона, Аристотеля. Будто до эпохи Просвещения не было древнегреческих школ, не осуществлялось воспитание гражданских добродетелей, не было пайдейи. Нет и критического исследования педагогических мыслей И.Ф.Гербарта, соединившего педагогику с политикой и дидактикой, сумевшего перевести педагогику в русло дидактики, что способствовало формированию и укоренению контента с предельно обобщенными смыслами. Главное — позволило обеспечить отрыв педагогики от развития духовной сферы личности, от добродетелей как смысложизненных ориентиров, стало препятствием к становлению важнейшего института, издревле призванного формировать добродетельного гражданина, гражданское общество – каковым была древнегреческая пайдейя, и каковым должна была стать педагогика.
Популярная сегодня Википедия, определяет пайдейю как модель образования, научения и воспитания. Данное определение является весьма неполным — опущена суть: пайдейя представляла собой комплексную систему образования добродетельных граждан через познание смыслов человеческого бытия, научение добродетельности, воспитание добродетелей и укрепление веры. (Сократ, Платон, Аристотель). Пайдейя синтезировала в себе три источника, три составные части развития человечности – Знания добродетелей (смыслов человеческого бытия, заложенных в этических категориях), Добродетельность (ориентация на добродетели в мыслях, отношениях, поведении) и Веру (в смыслы человеческого бытия). На языке просветителей – это синтез знаний, нравственности и веры.
Пайдейя представляла удачно сформированный конструкт особой организации общественных отношений в горизонтали, который и стал первопричиной возникновения гражданского общества, как противовеса варварскому. И как показывает многовековая история человечества, пайдейя незаменима. Нет иной модели организации и управления людской энергией, которая бы творила человеческую культуру, человечность столь уникальными движущими силами.
Пайдейя открыла качественно новую организацию совместной жизни людей на линейном уровне, при котором отношения между людьми осмысливались и строились с позиции детерминации Высших смыслов человеческого жизнеустроения, именуемых добродетелями и выражаемых этическими категориями: умеренность, мужество, доверие, дружелюбие, мудрость, почтительность, добросердечие, добросклонность, добропорядочность, забота, вера, любовь, надежда, сострадание, милосердие, долг, ответственность, почтительность, совесть, стыд, святость и др.
Особую значимость добродетелей отмечали Сократ, Платон, Аристотель. Согласно Платону, добродетели воспитывались в школе. Пайдагоги (пейдагоги), будучи адептами пайдейи, занимались воспитанием добродетелей. Аристотель[1] выделял добродетели, находя в них то, что отличает человеческую жизнь от жизни других полисных животных. Согласно Платону — каждый гражданин должен был обладать добродетелями (мужество, мудрость, благочестие, долг и др.).[2, с.265].
Пайдейя смыслами этических категорий взращивала тех, кто стилем своих особых – добродетельных — отношений нуждался в защите, ограждении от варваров, для чего и возникали города-полисы. Пайдейя преобразовывала дикие людские (варварские) отношения и поведение в наполненные смыслами человеческого бытия.
В 16-19 вв. в Европе активно шло становление буржуазных государств. В пайдейе европейские мыслители увидели главную опасность становлению нового уклада жизни и сделали всё, чтобы она исчезла. Просветители осуществили подмену ключевых для общества понятий — новым понятиям дали нарративное толкование, старые ключевые понятия исключили из обихода.
Так, понятие пайдейя ушло из обихода речи, понятие пайдагог — как приверженец, проводник пайдейи, получило абсолютно противоположное по своему смыслу толкование: стало трактоваться как «раб, ведущий за руку ребенка господина»[3], что является свидетельством нарративного искажения, имеющего осознанный характер. Позже понятие пайдагог (педагог) стало трактоваться как воспитатель, руководитель, учитель, преподаватель. Возник нарративный диссонанс — целевое использование понятия педагог стало противоречить внутренней логике определения.
Понятие добродетельность было заменено понятием нравственность. Укоренялась мысль, что нравственность природой задана, нужны лишь условия для ее развертывания в характере личности. (Жизнь опровергает этот постулат – очень много личностей с прекрасными условиями для развертывания нравственности, но она в них не развернулась, и личности остались бездушными, жестокими, алчными). Понятием нравственность нивелировались идейные интенции, которые задавались сознанию понятием добродетельность – устремленность к смыслам человеческого бытия, к добру.
Понятие гражданин во множ.числе стало соотноситься не со словом гражданство (по типу – братство, начальство, духовенство), а с понятием – народ. Введение понятия народ инициировал Ж.-Ж.Руссо, согласно его суждениям, понятие гражданин может использоваться относительно одного гражданина, а когда много – следует называть народ. [4, с.125]. А что есть народ? Народ — это народившиеся люди страны, население, масса. По сути, народ – это законами управляемые и контролируемые люди (варвары и неварвары). В то время как понятия: гражданин, гражданство изначально соотносились с понятиями добродетели, добродетельность.
Понятие добродетели было исключено из употребления, ибо содержало конкретные ориентиры на благо, на добро в отношениях. Стали насаждаться более общие понятия – достоинства, ценности, несущее многообразие смысловой нагрузки.
Понятие бытие как особое, отличное от тварного, естественного существования человеческое жизнеосуществление (быть человеком, быть человечным) — перешло в разряд предельно обобщенного абстрактного – всё существующее; объективная реальность; деятельность биологического организма.(Википедия).
Следует заметить, что понятие биологический организм вполне соотносимо с введенным понятием личность. Этимологически личность не несет какой бы то ни было смысловой нагрузки – это персона, маска, личина, лик. Просветителями понятие личность стало акивно укореняться, вытесняя понятие человек и даже, возвышаясь над ним. Хотя личность не соотносится с добротой, со смыслами человеческого бытия. Для личностей мотивообразующими являются потребности и интересы (как у прочих живых существ!), они делают выбор сообразно своим интересам и потребностям, что часто не совпадает с добродетельной ориентацией – Быть человечным. До сих пор постулируется мысль, что личности предоставлена свобода выбора своего жизнеосуществления, но это значит, свобода выбора стратегии и стиля жизни: быть человеком – следовать смыслам человеческого бытия, заложеным в этических категориях, или жить тварно — согласно своим интересам и потребностям, соблазняться сиюминутными выгодами, удовольствиями, избыточными благами, переступать через этические принципы.
Интерпретация понятия культура также претерпела значительные изменения. Была исключена связь с добродетельным развитием. Понятие стало включать в себя бесконечное множество компонентов: историческое наследие, творческие достижения, талант, мастерство исполнительской деятельности и многое, многое другое. Упрочилось определение культуры Э.Тейлора: «Культура слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек»[5,с.18]. Остаётся нераскрытым сущностный смысл – свойство, объединяющее это многообразие компонентов. Не отмечен главный критерий культуры – этический характер. «Этическое таит в себе высшую правду и высшую целесообразность. Этическое является конституирующим элементом культуры» — отмечал А.Швейцер.[6, с.68]. Замечательная мысль! Ключевые слова ко всему, что принято соотносить с понятием культура. Этическое – есть вся совокупность этических идеаций, то есть представлений актуально невоспринимаемых, отсутствующих стимулов.
Заметим – у всех введенных понятий наблюдается предельная смысловая обобщенность, за ними нет репрезентанта, очевидно отсутствие прямой связи с этическими идеациями, которые могли бы влиять на духовность личности и на формирование социальной реальности. Просветители понимали, что сознание интенционально. И в своём стремлении увести людей от этической смысловой детерминации мировосприятия и жизнеустроения осуществили «трансцендентальную дедукцию чистых понятий разума».[7], считая правомерным априорное применение заданных ими категорий и возможности использования в качестве принципов априорного познания. К слову сказать, априорные понятия не зависимы от опыта и являются условиями возможности всякого опыта – позитивного и негативного.
Подменой ключевых понятий были нивелированы смысловые идеации человеческого бытия и внедрены в сознание народов ни к чему не мотивирущие, абстрактные категории. Навязывался максимально неопределенный модус существования людей, где доминирующими остались интересы и потребности. Были попраны этические категории и смыслы человеческого бытия, нивелирована уникальная культурная природа человека. Быть человеком или тварно существовать — эти два стиля жизнеосуществления утратили своё различие. Неслучайно до сих пор в европейских языках нет понятий – добро, доброта, добродетели, добродетельность, смыслы человеческого бытия, человеческая культура; нет четкого различения добра и зла, человечности и тварного стиля жизни. Насаждалось и укоренялось восприятие человека в одном ряду с другими живыми существами, с одним отличием – человек был назван существом разумным. «В течение последних веков общераспространенное мнение о человеке состояло в том, что человек — разумное существо, деятельность которого определяется его интересами и способностью поступать в соответствии с ними», — писал Э.Фромм.[8. с.2].
К сожалению, и в отечественной научной, учебной литературе до сих пор человек рассматривается как биопсихосоциальное существо. Хотя этот факт являет собой грубое заблуждение — человека в природе никогда не было, и быть не может. В природе есть вид живых существ — люди. Как замечательно сказал Ф.М.Достоевский: « …сделаться человеком нельзя разом, надо выделаться в человека».[9]. То есть одухотворить себя — наполнить своё Я этическими принципами, развить в себе добродетельность. Вне познания этических категорий, усвоения смыслов человеческого бытия, укоренения их в сознании, развития добродетельных привычек и способностей не может образоваться человек. В этом смысле человеческая культура — человек составляла цель и результат деятельности пайдейи.
Нет сомнений в том, что педагогика должна иметь ту же цель – человеческая культура. Культура как процесс, способ и результат развития человеческих свойств в личности с опорой на смыслы этических категорий.
В образовательных учреждениях должны усваиваться такие идеации как: рассудительность, мужество, искренность, любовь к истине, умеренность, святость, любовь к природе, языку, символам, почтительное отношение к родителям, к старшим людям, к женщине; признание достоинств другого, приятие другого, неравнодушие, милосердие, доверие, добросклонность, добропорядочность, доброжелаельность, благоразумие, долг, ответственность, забота, ненависть ко лжи, лицемерию, угодничеству, лести, алчности и т.п.. Чтобы, взрослея, молодежь становилась достойным гражданством.
И в этом процессе особое место, по праву, должен занимать педагог, кто помогал бы детям обнаруживать смыслы человеческого бытия в жизни, в литературных источниках – тем самым, одухотворяя сознание, развивая человечность — через впитывание добродетелей и развитие добродетельности.
Нашими соотечественниками педагогика была освоена и принята от европейцев уже опрощенной в понимании и упрощенной в познании. И, к сожалению, до сих пор теоретическое содержание педагогики слабо соотносятся с реальностью (Краевский В.В.), засорено догмами прошлого (Кумарин В.В). Студентам, по-прежнему, внушают европейское измышление, будто педагог издревле — это раб, ведущий за руку ребенка. Следуя канонам европейских просветителей, педагогика не обрела до сих пор достаточно четкого своего определения. Сущностные смыслы её представлены весьма расплывчато, предельно обобщенно — наука об обучении и воспитании, а также процесс формирования и развития личности, под влиянием системы педагогических явлений, состоящей из образования, воспитания и обучения. (Википедия). Подобные абстрактные определения имеют место в учебной и научной литературе.
Предмет педагогики определяется столь же обобщенно: «Предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса». [10].
Наблюдаем, что в определениях нет акцента на развитии человеческой культуры, человечности, словно не ведая о том, что ребенок рождается незавершенным и несовершенным, и чтобы стать человеком, ему необходимо усвоить и освоить, научиться применять регулятивные символы – особые слова, управляющие поведением и отношениями через смыслы человеческого бытия.
Примечательны слова известного антрополога К.Гирца: «Не руководствуясь символами – человек вел бы себя абсолютно неуправляемо, его поведение представляло бы хаос бессмысленных действий, спонтанных эмоций, его опыт был бы совершенно неоформленным».[11, с.128]. Эту мысль необходимо относить к символам — этическим категориям. Если не познавать этические категории – стыд, совесть, святость, мудрость, добросердечие, добросклонность, добропорядочность, дружелюбие, сострадание, забота, милосердие, долг, ответственность, мужество, почтительность и т.п., не открывать их смыслы, то человечность, человеческая культура не образуются, ибо поведение личности будет представлять хаос бессмысленных действий, спонтанных эмоций, опыт будет лишенным смыслов человеческого бытия.
В 1919 году Н.К.Рерих ставил вопрос: «Сохранит ли человечество человечность?». Мы можем утвердительно сказать: «Да!», но при очень важном условии: возвращении педагогики к ее первоисточнику — пайдейе — уникальному конструкту, формирующему человечность, человеческие отношения в людях. Педагогика в таком ракурсе не осмыслена и недооценена. Проблема познания ее сущности объективно существовала ранее и существует до сих пор. Речь идет об апостериорном способе познания феномена педагогики – выводить знания из сравнения опыта со времен Платона, когда была укоренена пайдейя, с опытом, сложившимся с эпохой Просвещения и заимствованным соотечественниками у европейцев. Необходимо педагогике вновь обрести всю глубину своей феноменальной сущности и смыслового содержания, что присущи пайдейе.
Педагогика должна осмысливаться как матрица (источник) человеческой культуры. В ней должны синтезироваться Знания этических идеаций, Добродетельность, творящая человеческие привычки, отношения и поведение и Вера в смыслы человеческого бытия. Педагогика от пайдейи – это институт, призванный конструировать истинно гражданское общество.
Предметом педагогики должен стать процесс этической детерминации сознания, волевых интенций, отношений и поведения. Объектом педагогики должны стать: сознание, привычки и отношения. Предметом педагогической деятельности, несомненно, должен стать процесс познания и усвоения этических категорий, усвоение их смыслов, укоренение этических идеаций в сознании через постижение смыслов человеческого бытия; формирование добродетельных привычек, отношений, поведения, способностей; и укоренение веры в незыблемость смыслов человеческого бытия.
Педагогическая деятельность предполагает высокую духовность самого педагога, знание смыслов человеческого бытия, стремление самому следовать им, готовность к воспитанию добродетелей в каждом ученике, развитию добродетельных отношений с детьми, между детьми, с родителями. При таком подходе со школы будут выпускаться зрелые добросовестные, ответственные граждане – истинные патриоты своей Родины.
Педагогическая деятельность – это метадеятельность, определяющая человеческий характер всех других видов деятельности, от которой зависит состояние и качество человеческого фактора в любой сфере деятельности.
Педагогическая миссия школы особая — она состоит во «взращивании» достойных, добродетельных граждан. Неслучайно школьный период жизни имеет продолжительность 10-12 лет. В школе ребенок должен включаться в общественную жизнь – постигать смыслы человеческого бытия, понимать значимость дружбы, великодушия, ответственности, умеренности, долга, добросердечия, рассудительности, честности, мужества и любви к ближним, к языку, к знаниям, к природе, уважение к истории, её памятникам, почтительного отношения к женщине (к девочкам), матери, учителям и другим старшим людям, впитывать ненависть к хамству, ко лжи, лицемерию, жадности, присвоению чужого, тщеславию, непризнанию другого — и прочим порокам. В школе ребенок, развиваясь, взрослея, должен формировать добродетельный характер полноценного гражданина, стремиться быть человеком в любых ситуациях.
До сих пор эти проблемы в педагогике обходятся стороной, отчего гражданское общество остается незрелым, отношения в обществе иногда нисходят к варварским, возникает множество социальных катаклизмов. В результате критически неосмысливаемого до сих пор наследия эпохи Просвещения, слепого заимствования сомнительных постулатов, педагогика оказалась в пучине схоластики.[12] Неслучайно учителя, получившие педагогическое образование, сегодня беспомощны, не понимают сути своей педагогической деятельности: откровенно отказываются от воспитательной работы, агрессируют против детей и родителей, сетуют на отсутствие жестких правовых законов по управлению детьми и отношениями с родителями.
При всем сказанном о пайдейе и педагогике, необходимо заметить один чрезвычайно важный момент: глобальные «архитекторы», жаждущие подчинения других народов, своего доминирования в мире, оценили, помнят и продолжают использовать уникальный конструкт пайдейи в своих разрушительных стратегиях. Используют то же сочетание сил, но уже с противоположными смыслами, отношениями и действиями – знания искажены, нравственность обезображена и вера сатанинская. Своего рода – антипайдейя. Используют специально подобранные социальные идеации, влияющие на реальность (образ врага, обещание ускоренного обретения великих благ, удовлетворение потребностей и интересов без труда, осознание своего превосходства, искаженное представление истории, национализм, фашизм, вера в выгоды, в примитивные смыслы варварского существования).
Так поступили с Украиной, где, с целью изменения и конструирования новой социальной реальности, были использованы в качестве инструментария специально подобранные «архитекторами» образовательные социальные идеации, языковые эмотивные средства (грубые слоганы, варварские речёвки в адрес русских), попрание этических категорий, смыслов человеческого бытия, что повлекло изменение габитуса (хамское поведение, хамское реагирование, жестокие бесчеловечные отношения, искаженное восприятие, переосмысление традиций, символов), изменение веры вплоть до возрождения фашизма и ярого воинствующего национализма.
Несомненно, главным условием для «перезагрузки» сознания населения стала именно смысловая бессодержательность традиционного профессионального педагогического контента, что позволило «архитекторам» и «режиссерам» извне наполнить сознание населения ложными знаниями — специфическими побудительными социальными идеациями. Искусные псевдопедагоги, действуя, с опорой на знание интересов и потребностей населения, овладели восприятием, стали легко манипулировать сознанием и поведением. Логика была проста: «любая система символов приводит к конфигурации реальности».[13, с.296]. Расчеловечивающие социальные идеации, облеченные в категории варварских отношений, привели к драматической реальности – задуманной извне. Налицо реализация постулата социологов П.Бергера и Т.Лукмана [14] о том, что социальная реальность конструируется специально подобранными идеациями, которые побуждают и вдохновляют к определенным действиям, поступкам, поведению и отношениям.
Сегодня, в целях недопущения подобного, сознанию молодого поколения необходимо интенсивно задавать интенции смыслами этических категорий — смыслами добродетелей. В них — сила духа гражданского, патриотического, человеческого, в них — путь к процветанию страны.
Пока еще есть возможность самим влиять на духовно-нравственную ситуацию в обществе с помощью педагогики от пайдейи. Но недалек тот час, когда сознанием молодого поколения овладеют цифровые технологии, и, при неизменной отечественной педагогике, конструирование социальной реальности будет без особых помех осуществляться Другими, — их идеациями, согласно их интересам и по конструкту антипайдейи.
ЛИТЕРАТУРА
- Аристотель. Политика // Аристотель. Соч.: В 4-хтт.
- Платон. Диалоги / Платон. М., 1986.
- Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.
- Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.
- Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
- Швейцер A. Культура и этика. М.,1973.
- Кант И. https://www.livelib.ru/book/58232/readpart-kritika-chistogo-razuma-immanuil-kant/~48?ysclid=luitt3gao061408108
- Фромм Э. Электронная Библиотека > Фромм Эрих Зелигманн > Бегство от свободы.
- Достоевский Ф.М. Дневник писателя. М.:АЗБУКА, 2023.
- Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1997, гл.1.
- Гирц К. Антология исследований культуры. Т.1.СПб. 1997.
- В.В.Кумарин. Педагогика в пучине схоластики. М.: Ассоциация независимых педагогов, 1999.
- Рикёр П. Что меня занимает последние 30 лет // Историко-философский ежегодник. М., 1991.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.