Малюкова Ольга Владимировна
Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
доктор философских наук,
профессор кафедры философии и социологии
Olga V. Malyukova
Law University (MSAL)
Kutafin Moscow State
Doctor of Philosophy.
E-mail: o.maliukova@list.ru
УДК 167
О ТЕХНОЛОГИЯХ СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ
Аннотация: Современное социогуманитарное научное знание ориентировано на получение нового знания в своей области с помощью, как собственных системных методологий и техник, так и с помощью информационно-компьютерных технологий. Значение этих технологий в последние годы существенно возрастает, они замещают традиционные технологии, сложившиеся в процессе признания социогуманитарного знания видом научного знания. К современным социогуманитарным технологиям можно отнести следующие способы работы с исходным материалом: базы данных «Консультант плюс» и «Гарант» в юриспруденции, Национальный корпус русского языка в лингвистике, Российскую научную электронную библиотеку и иные базы данных. В статье утверждается, что современные технологии (информационные, компьютерные, цифровые) замещают традиционные социально-гуманитарные методологии, придают им новый вид и новые возможности и создают новые познавательные практики, возможности которых несоизмеримы со старыми познавательными процедурами.
Ключевые слова: научное знание, социогуманитарное знание, методология научного познания, технология научного познания, постнаучные технологии социогуманитарного знания.
ABOUT TECHNOLOGIES OF SOCIO-HUMANITARIAN KNOWLEDGE
Abstract: Modern socio-humanitarian scientific knowledge is focused on obtaining new knowledge in its field using both its own system methodologies and techniques, and with the help of information and computer technologies. The importance of these technologies has increased significantly in recent years; they are replacing traditional technologies that emerged in the process of recognizing socio-humanitarian knowledge as a type of scientific knowledge. Modern socio-humanitarian technologies include the following methods of working with source material: the “Consultant Plus” and “Garant” databases in jurisprudence, the National Corpus of the Russian Language in linguistics, the Russian Scientific Electronic Library and other databases. The article argues that modern technologies (information, computer, digital) replace traditional social and humanitarian methodologies, give them a new look and new capabilities, and create new cognitive practices, the capabilities of which are incommensurable with old cognitive procedures.
Keywords: scientific knowledge, socio-humanitarian knowledge, methodology of scientific knowledge, technology of scientific knowledge, post-scientific technologies of socio-humanitarian knowledge.
Современное социогуманитарное научное знание ориентировано на получение нового знания в своей области с помощью, как собственных системных методологий и техник, так и с помощью информационно-компьютерных технологий, значение которых в последние годы существенно возрастает и которые замещают традиционные технологии, сложившиеся в процессе признания социогуманитарного знания видом научного знания. Эти изменения происходили и происходят на протяжении XX-XXI веков.
Наука является самым сложным феноменом из всех, когда-либо создававшихся человечеством. Она может изучаться с разных позиций, да и сама природа науки пониматься по-разному. Более того, вопрос о природе науки самой науке не принадлежит, это компетенция философии.
Философия в целом сама наукой не является. Скорее это исследование наиболее общих проблем природы, общества, человеческой деятельности и познания. В отдельных разделах философии такое исследование может достигать статуса науки. Такова ситуация в логике, в источниковедении, истории философии. Итак, наука, будучи сложным явлением, может изучаться с разных позиций. Одной из таких позиций является история науки и классификация научного знания.
Первые знания, которые принято считать научными, появляются в области математики в VII-VI веках до нашей эры. Это доказательства первых теорем (Фалеса и Пифагора), которые привели к появлению первой доказательной науки. Последующие достижения античной математики до сих пор поражают воображение: геометрия Евклида, сферические треугольники, геоцентрическая модель космоса Клавдия Птолемея. Эти теории хорошо подтверждались эмпирическими фактами. Математики создали и первые методы достижения знания, в астрономии ими стали астролябии, армиллярные сферы, квадранты и секстанты. Помимо математики, статусом научности обладали и знания, относящиеся к гуманитарной сфере, т.е. к области отношений между людьми, к области коммуникации. Первой статус науки обрела риторика, основанная на грамматике и теории аргументации, подкрепленная софистическими практиками. Риторике обучали в общеобразовательных риторических школах, учили с помощью учебных пособий и канона античных ораторов. Если риторика традиционно базировалась на убедительности рассуждений (в ущерб правильности), то созданная Аристотелем первая дедуктивная система рассуждений – силлогистика – ориентирована на истинность посылок и правильность рассуждений. В рамках силлогистики были созданы методы противоборства софистическим умозаключениям, техники создания правильных рассуждений и оценки их значимости для процесса коммуникации в обществе. Рассмотренные три вида научного знания постепенно, помимо самостоятельного значения, приобрели и служебную функцию. Все они до сих пор являются значимыми методами, как получения научного знания, так и подтверждения этим знанием статуса научности.
Наука в обычном понимании, под которой традиционно понимается естествознание, появляется на рубеже XVII-XVIII веков. Сначала это была математизированная и экспериментальная физика, затем биология и химия. В этот период естествознание постепенно освобождается от натурфилософского диктата, связанного с категориями естественного места, флогистона, теплорода, эфира, неделимого атома и т.д. В свою очередь и философия избавляется от натурфилософских претензий, появляется философия науки. Ее первым вариантом становится позитивизм.
Следующим этапом осмысления науки становится неокантианство. В рамках этого философского направления последовательно появляются термины «науки о духе», «науки о культуре» и «идиографическая наука», противопоставляемые наукам и природе и номотетическим наукам. Авторами терминов стали Вильгельм Дильтей[1], Генрих Риккерт[2] и Вильгельм Виндельбанд[3]. Этими науками и было современное социогуманитарное знание, а точнее, все науки, занимающиеся исследованием творений человеческого духа, различных культурных образований и сфер культуры, таких, как искусство, религия, государство, экономика, право и др. К наукам о духе относили историю, филологию, социологию, этику, эстетику и правовые науки. Благодаря деятельности этих мыслителей и их последователей социогуманитарное знание обрело статус научного знания и стало предметом исследования философии науки.
Философия науки является важнейшей темой теории познания, ибо наука, с точки зрения философии, есть гносеологический и социальный феномен особого значения и назначения для современной эпохи. Философия науки представляет собой междисциплинарную область философского знания, целью которой является осмысление феномена науки. Современная философия науки включает в себя не только логико-методологический аспект, но и социальный, психологический аспекты, а также новые технологии производства знаний. В результате в таком новом концепте знания объединяются логика и методология науки, аналитическая философия, история науки, социология науки, когнитивная психология и социология, философия техники, методология научного творчества. Итак, современная философия науки представляет собой междисциплинарное исследование, ориентирующееся на общенаучную картину мира.
Итогом длительного сосуществования и сотрудничества философии и науки стали результаты, имеющие общезначимый характер. К ним можно отнести категориальный характер науки, основанность науки на эксперименте, внедренность логических технологий, необходимость методологии науки, исследовательские технологии, научную истину, социокультурный контекст науки и др. Результаты исследований в различных философских системах также существенно обогатили философию в целом и понятийную структуру науки. В структуру философии вошли аксиология и праксиология. Гуманитарные и общественные науки заняли свое достойное место в ряду наук. Стали общезначимыми термины «парадигма», «научно-исследовательская программа» и многие другие. Сама философия перешла от классического этапа к неклассическому и постнеклассическому этапам своего существования. Язык современной философии обогатился за счет новых философских и научных терминов. Развитие науки стало оказывать существенное влияние на решение «вечных» философских проблем и на саму философию.
Понятия метода и методологии вошли в философский обиход в эпоху Нового времени вместе с научной революцией. В 1637 г. Рене Декарт опубликовал в Лейдене на французском языке философский трактат под названием «Рассуждение о методе, чтобы хорошо направлять свой разум и отыскивать истину в науках»[4]. В этом труде он сформулировал четыре правила своего метода, которые, как он уверял, помогли ему разрешить некоторые проблемы алгебры и геометрии. Эти правила считаются основным вкладом Р. Декарта в философию, а сам он может считаться основоположником науки о методе или методологии. Со времен Декарта методология научного познания становится важнейшей частью гносеологии и эпистемологии.
Философское познание в качестве объектов своего гносеологического интереса выбирает значимые структуры мировоззренческого уровня — это человек, природа и взаимоотношения между ними. Такими структурами в настоящее время являются бытие, дух и материя, пространство и время, самоорганизация и системность, детерминизм и развитие. Познание столь сложных структур требует соответствующей философской методологии.
Метод — это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Метод — это теория, обращенная на познание и преобразование объекта, система нормативных правил, выводимых из теории с целью дальнейшего познания объекта. Научный метод представляет собой систему когнитивных установок, принципов, правил и норм исследовательской деятельности, разработанных субъектом на основе закономерностей изучаемого объекта. Френсис Бэкон назвал метод светильником, «освещающим путнику дорогу в темноте».
Научные методы можно классифицировать по целому ряду оснований. По степени общности методы делятся на дисциплинарные, общенаучные и универсальные. В зависимости от уровня познания выделяются эмпирические и теоретические методы. По форме методы бывают содержательные и формальные. Кроме того, можно выделять качественные и количественные методы. Наиболее значимым является деление методов по степени общности.
Дисциплинарные или частнонаучные методы применимы в рамках отдельных наук. Объективной основой таких методов являются конкретные особенности различных наук, законы и закономерности, теории и концепции, научные традиции и каноны. Классическими примерами таких методов являются метод газожидкостной хроматографии, метод спектрального анализа, формально-правовой метод и многие другие, в том числе методы классической риторики.
Общенаучные методы исследования характеризуют ход познания во всех науках. Их объективной основой являются общие закономерности познания, включающие онтологические и гносеологические принципы, например, принцип материального единства мира, принцип познаваемости мира. Любой общенаучный метод обладает такими свойствами, как объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость и конкретность. Самыми распространенными общенаучными методами являются — наблюдение, эксперимент и моделирование.
В состав общенаучных методов могут входить и другие познавательные приемы, чаще всего это приемы из области математики, информатики и других формальных наук. Методы, привносимые формальной логикой, следует относить к всеобщим методам познания, ибо сама логика является традиционным разделом философского знания.
Универсальные или всеобщие методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности. В качестве объективной основы универсальных методов выступают философские закономерности окружающего мира, самого человека, его мышления, познания и практики. Такие универсальные методы называются философскими методологиями.
Философия является не только картиной материальной и духовной действительности (теорией, взглядом, учением, концепцией), но и методом познания этой действительности, направленным на раскрытие ее новых сторон, аспектов и моментов. Многовековое существование философии дало великое множество различных философских систем, познавательных подходов, крупных онтологических результатов и эпистемологических достижений. Основной философский результат в сфере собственно универсальной или философской методологии — это структурная или уровневая организация методологии вообще и философской методологии в частности.
Структура философской методологии включает, как минимум, три элемента:
– общефилософские методы познания, являющиеся результатом многовековой исследовательской философской работы (принцип детерминизма, принцип развития, соотношения теории и практики);
– частнофилософские методы познания, полученные в конкретных философских системах (диалектический метод в диалектическом материализме, метод феноменологической редукции в феноменологии, метод верификации в логическом позитивизме и т. д.);
– формально-логическая методология, сформированная логиками в рамках различных философских систем (дедукция, индукция, абдукция, принципы аргументации и рассуждения); этот раздел методологии часто относят к общенаучному разделу, однако формальная логика является традиционной частью именно философского знания.
К общефилософским методам познания следует относить методы познания бытия, методы познания самого познания и практики или философию познания, методы познания человека и общества. Примером хорошо работающей общефилософской методологии является принцип детерминизма.
В качестве хорошо работающих частнофилософских методологий выступают диалектический метод, сформулированный в философии диалектического материализма, и герменевтический метод, используемый в гуманитарном знании.
Герменевтика — это активно развивающееся гуманитарное знание, которое претендует на роль методологии гуманитарного знания в целом. Предметом философского знания в оптике герменевтики является человеческий мир, понимаемый как сфера человеческого общения. В этой области протекает повседневная жизнь людей, создаются культурные и научные ценности. Герменевтическая методология, претендующая на роль общей методологии гуманитарного знания, в качестве основного объекта исследования использует текст. Основными понятиями герменевтики оказываются — герменевтический круг, предпонимание (предзнание), бесконечность интерпретации и интенциональность сознания.
Дальнейшая онтологизация герменевтики и придание ей статуса частнофилософской дисциплины происходило на протяжении всего ХХ и начала XXI в. Появляются новые герменевтические дисциплины в рамках самой философии, например, когнитивная герменевтика. Общефилософский поворот к антропологической, а затем и к лингвистической проблематике действительно сделал субъекта центром философского рассмотрения, как в сфере познания, так и в сфере бытия — чего стоит один антропный принцип. В области науки базовые научные трансформации следовали одна за другой, начиная с 1953 г., когда была открыта спиральная структура ДНК. Компьютерные технологии, расшифровка генома человека, цифровое видение мира — все это позволило представить мир в качестве текста. Современная цифровая реальность является великолепным теоретическим основанием герменевтики.
Формально-логическая методология хорошо работает как в философских, так и в конкретно-научных (общенаучных) исследованиях. К сожалению, уровень формально-логических компетенций в научных исследованиях допускает в ряде случаев использование не логических методов, а логической терминологии (дедукция, индукция, аналогия), особенно популярным оказывается применение термина «следует» (таким образом, следовательно) в ситуациях, где о логическом следовании не может быть и речи. До сих пор индукция считается методом получения теоретического знания, а понятийность научного знания (учение о понятии) восходит к идеям Платона и Аристотеля.
Частнонаучные методологии, по определению используемые в конкретных науках, часто стремятся выйти за пределы своей области знаний. Результаты подобных выходов за пределы бывают как успешными, так и не очень. В качестве примеров можно привести терапевтический метод психоанализа или физико-химическую теорию диссипативных структур. Со второй половины ХХ века подобная процедура происходит с классической риторикой, которая трансформируется в неклассическую риторику (теория коммуникации, деловое общение, прагмадиалектика и т.д.). Представленность мира как текста, возросшая роль коммуникаций сделали методы риторики востребованными в целом ряде областей.
Познавательные методологии, включающие в себя философские и научные приемы познавательной деятельности, занимают промежуточное место в ряду соответствующих познавательных технологий и теоретическим (концептуальным) уровнем науки или философии. Однако во второй половине ХХ в. с самой наукой и ее методом начинают происходить некие изменения, ибо современная наука все меньше открывает и все больше конструирует. Главным методом конструирования реальности и самого человека становится технология. Познавательные технологии начинают заменять познавательные методологии. Значимым видом познавательных технологий является технология научного познания[5].
Технология научного познания может быть определена как система знаний, приемов и принципов, состоящая, как минимум, из трех элементов:
– теории или концепции соответствующего раздела научного знания;
– метода или совокупности методов, основанных на данной теории или системе взглядов, позволяющих практически реализовать лабораторную модель устройства или процесса;
– конкретных приемов, способов, наработок, позволяющих практически реализовать поставленную цель в виде технического устройства в промышленном или мануфактурном производстве.
Термин «технология научного познания» в обязательном порядке включает в себя практическое применение. Со времени научной революции и последовавшей за ней промышленной революции создание научной теории, открытие, изобретение нового прибора достаточно быстро приводили к получению практического результата. Например, создатель телескопа Галилео Галилей предполагал промышленное производство телескопов, хотел разбогатеть таким путем, но предприниматель из него не получился. Зато подзорная труба стала широко использоваться в мореплавании. Рене Декарт создал технологию координатных осей, получивших его имя, для практического применения, а аналитическая геометрия была создана им на базе данной технологии определения положения тела в пространстве.
Технология научного познания обычно встраивается или сопровождается определенной цивилизационной парадигмой, т. е. некоторыми установками, приемами, традициями, характерными для данной культуры или способа хозяйствования. К ним можно отнести наличие или отсутствие экологических установок (рубка леса для промышленных целей), стоимостные параметры (наличие собственных невосполнимых источников энергии), гуманистические ценности (роботизация или автоматизация производства), принципы целеполагания («после меня хоть потоп») и т. д. Эти обстоятельства существенно влияют на технологии научного познания.
В соответствии с культурно-историческими условиями бытия людей технология научного познания существенно преображается. Можно выделить, как минимум, три типа технологий в соответствии с фактором их научности:
– донаучные технологии, основанные на традициях и случайных находках и открытиях;
– технологии, основанные на научных знаниях (преимущественно промышленные технологии);
– постнаучные технологии, основанные на технологической платформе.
Появление нового типа технологии не отменяет старый тип, традиционная (донаучная) технология сохраняется, обогащается новой информацией, более того, объявляется аутентичной, на нее возникает мода (экотуризм, индустрия развлечений). Социогуманитарные технологии появляются на фоне технологий, основанных на научном знании, иначе называемые высокими технологиями или технологиями high tech. Впервые появляются социальные технологии в виде системы распространения новостей, технологии обучения, технологии коллективной работы. Далее появились социальные технологии, к которым относятся коммуникационные технологии, избирательные технологии, фейковые технологии, технологии научной деятельности и т. д. Мировое сообщество Интернета является причиной и следствием разнообразных социальных информационных технологий.
Высокие технологии существенно преобразовали современную цивилизацию. Человек стал жить в новом мире, в котором резко сократилось количество людей, занятых в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Высвободившиеся рабочие нашли свое место в новых сферах занятости, прежде всего, в необычайно развившейся сфере самых разнообразных услуг, в число которых попали медицина, образование и др. Одним из результатов этого процесса стал крайне высокий статус юристов, которые обеспечивают правовое функционирование традиционных и нетрадиционных услуг (ЭКО, суррогатное материнство, перемена пола и др.). Высокие технологии завоевали не только мир промышленного и сельскохозяйственного производства, при этом отодвинув его на периферию прогресса, но и стали решающим фактором общественного функционирования и развития. Социальные технологии стали прямым следствием высоких технологий.
Постнаучные технологии представляют собой современные инновационные технологии, имеющие основанием технологическую платформу. Технологическая платформа представляет собой стартовую площадку для разработки последующих технологий. Разработанные на основе первоначальной технологической платформы новые производные технологии применяются в самых разных отраслях промышленности и используются для производства товаров, на первый взгляд друг с другом никак не связанных. Например, фотоаппараты, аккумуляторы, принтеры, сканеры. Эти разновидности товаров произведены одним производителем в рамках единой технологической платформы компании Canon, которая специализируется на микроэлектронике и высокоточной механике и обладает базовой технологией (или компетенцией) в этой области. Технологическая платформа базируется на технологии, являющейся ключевой компетенцией некоего собственника, иначе говоря, это конкурентное, часто уникальное преимущество одной компании перед другими. Инфраструктура технологической платформы способствует удовлетворению социальных запросов, таких, как создание новых рабочих мест, преодоление безработицы, улучшение уровня образования, повышение качества жизни в регионах применения соответствующей технологической платформы.
Постнаучные технологии как категория встраиваются в современное учение об обществе. Понятие «цивилизация» может быть определена как «технологически обусловленная форма развертывания исторических культур, которые используют технологии для своего существования, а цивилизационный проект — способ такого развертывания»[6]. Результатом постнаучных технологий становятся современные социогуманитарные технологии – технологически обусловленные варианты поиска нового знания, нахождения нового контента, построения эмпирического и теоретического знания в социальной и гуманитарной сферах. К современным социогуманитарным технологиям можно отнести следующие способы работы с исходным материалом:
Базы данных «Консультант плюс» и «Гарант» в юриспруденции;
Национальный корпус русского языка в лингвистике;
Российскую научную электронную библиотеку;
Систему «Антиплагиат» и многие другие базы данных.
Потребности исследователя в области социально-гуманитарного знания заключаются, прежде всего, в следующих действиях:
– набор эмпирического материала под имеющуюся гипотезу;
– подбор соответствующей литературы;
– цитирование как основной способ приращения гуманитарного знания;
– получение нового знания, исключающего плагиат;
– знакомство путем перевода с иностранными источниками.
Все эти приемы с трудом осуществимы в рамках традиционных методологий гуманитарного знания, а именно, герменевтики, логики и риторики. В то же время эти приемы хорошо работают в технологически обустроенных компьютерных способах поиска новых данных. Так, получение нового эмпирического знания и знакомство с иностранной литературой – это отлично решаемая задача в рамках корпусной лингвистики[7]. С помощью системы Google практически решена проблема перевода текстов на английский язык. Проблема цитирования в гуманитарном знании, которая в ряде случаев выступает «как важное и часто единственное средство достижения интерсубъективного понимания текста»[8], решается с помощью научной электронной библиотеки e-library.
В заключении можно сделать вывод о том, что современные технологии (информационные, компьютерные, цифровые) замещают традиционные социально-гуманитарные методологии, придают им новый вид и новые возможности, но, и это главное, создают новые познавательные практики, возможности которых несоизмеримы со старыми познавательными процедурами.
Литература:
Алехнович А.С. Цивилизационные проекты и российская цивилизация // Вестник РФО. 2020. № 3—4. С. 22.
Анисов А.М. Логика интерсубъективного цитирования // Философский журнал, 2008, № 1, с. 109-132.
Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М., 1993. – 105 с.
Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Соч.: в 2 т. Т. 1 / сост., ред., вступ. ст. В.В. Соколова. М.: Мысль, 1989. С. 297—422.
Дильтей, В. Введение в науки о духе (фрагменты) // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв. Трактаты, статьи, эссе. — М., 1987.
Малюкова О.В., Матронина Л.Ф. Технология научного познания. – М. Проспект, 2021. – 448 с.
Мартыненко И.А., Злобина О.Г. Корпусная лингвистика как инструмент для изучения юридической лексики // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2018, № 11, с. 88-98.
Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре. — М.: Республика, 1998. – 413 с.
Transliteration:
Alekhnovich A.S. Civilizacionnye proekty i rossijskaya civilizaciya // Vestnik RFO. 2020. № 3- 4. S. 22.
Anisov A.M. Logika intersub”ektivnogo citirovaniya // Filosofskij zhurnal, 2008, № 1, s. 109-132.
Vindel’band V. Filosofiya v nemeckoj duhovnoj zhizni XIX stoletiya. M., 1993. – 105 s.
Dekart R. Rassuzhdenie o metode, chtoby verno napravlyat’ svoj razum i otyskivat’ istinu v naukah // Soch.: v 2 t. T. 1 / sost., red., vstup. st. V.V. Sokolova. M.: Mysl’, 1989. S. 297-422, 260.
Dil’tej, V. Vvedenie v nauki o duhe (fragmenty) // Zarubezhnaya estetika i teoriya literatury XIX—XX vv. Traktaty, stat’i, esse. — M., 1987.
Malyukova O.V., Matronina L.F. Tekhnologiya nauchnogo poznaniya. – M. Prospekt, 2021. – 448 s.
Martynenko I.A., Zlobina O.G. Korpusnaya lingvistika kak instrument dlya izucheniya yuridicheskoj leksiki // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYUA), 2018, № 11, s. 88-98
Rikkert, G. Nauki o prirode i nauki o kul’ture. — M.: Respublika, 1998. – 413 s.
[1] Дильтей, В. Введение в науки о духе (фрагменты) // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв. Трактаты, статьи, эссе. — М., 1987.
[2] Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре. — М.: Республика, 1998. – 413 с.
[3] Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М., 1993. – 105 с.
[4] Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Соч.: в 2 т. Т. 1 / сост., ред., вступ. ст. В.В. Соколова. М.: Мысль, 1989. С. 297—422.
[5] Малюкова О.В., Матронина Л.Ф. Технология научного познания. – М. Проспект, 2021. – 448 с.
[6] Алехнович А.С. Цивилизационные проекты и российская цивилизация // Вестник РФО. 2020. № 3—4. С. 22.
[7] Мартыненко И.А., Злобина О.Г. Корпусная лингвистика как инструмент для изучения юридической лексики // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2018, № 11, с. 88-98
[8] Анисов А.М. Логика интерсубъективного цитирования // Философский журнал, 2008, № 1, с. 109-132.