Рогова Анна Михайловна
Санкт-Петербургский государственный университет, старший преподаватель кафедры Теории и практики социальной работы, кандидат социологических наук
Rogova Anna Mikhailovna
Saint Petersburg State University,
Senior Lecturer at the Department of
Theory and Practice of Social Work,
Candidate of Sociological Sciences
E-mail: anna.rogova.spb@yandex.ru
Келасьев Олег Вячеславович
Санкт-Петербургский государственный университет,
старший преподаватель кафедры Социологии молодежи и молодёжной политики,
кандидат социологических наук
Kelasyev Oleg Vyacheslavovich
Saint Petersburg State University,
Senior Lecturer at the Department of
Sociology of Youth and Youth Policy,
Candidate of Sociological Sciences,
E-mail: okelasjev@mail.ru
Плавник Валерия Евгеньевна
Санкт-Петербургский государственный университет ,
бакалавр специальности «Социальная работа»
Plavnik Valeria Evgenievna
Saint Petersburg State University,
Bachelor’s degree in Social Work
E-mail: lera.plavnik2@mail.ru
УДК 316.35
РЕСУРСЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
Аннотация: В статье рассматривается проблема школьного буллинга, роль и ресурсы социальных служб в его профилактике. Опираясь на проведённое эмпирическое исследование, авторы предлагают конструктивное взаимодействие школы и социальной службы, способное повысить потенциал образовательного учреждения в профилактике школьного буллинга и реализации соответствующих превентивных программ.
Ключевые слова: буллинг, профилактические программы буллинга, ресурсы социальных служб, образовательное учреждение, педагогический коллектив, включенность социальных служб.
RESOURCES OF SOCIAL SERVICES IN THE PREVENTION OF SCHOOL BULLYING AS A SOCIO-PEDAGOGICAL PROBLEM
Abstract: The article examines the problem of school bullying, the role and resources of social services in its prevention. Based on the conducted empirical research, the authors propose a constructive interaction between the school and the social service, which can increase the potential of an educational institution in the prevention of school bullying and the implementation of appropriate preventive programs.
Key words: bullying, bullying prevention programs, social services resources, educational institution, teaching staff, inclusion of social services.
Современная социальная работа базируется на социально-педагогических, социологических, психологических концепциях, которые не только объясняют суть и специфику социальных проблем, но и причины их появления. Так, интерес исследователей к источникам, факторам и условиям возникновения социальных проблем постепенно привел к становлению и развитию профилактической парадигмы социальной работы и разработке технологий социальной профилактики [2].
Школьная социальная работа не стала исключением. В практике социально-педагогической работы в школе начинает уделяться внимание не только помощи социально-уязвимым категориям обучающихся, но и созданию благоприятной и безопасной школьной среды, что является необходимым условием для качественного образования и социализации личности [5].
Одной из проблем создания безопасной и благожелательной среды является проблема школьного буллинга, который приобретает различные новые формы. Это требует поиска ресурсов и разработки технологий для его профилактики. Буллинг может принимать различные формы: физические нападки, вербальные оскорбления, сплетни, бойкот, порчу вещей, издевательства в интернете и т.д. Каждая форма требует индивидуального подхода для оказания помощи жертвам и работы с агрессором. Буллингу как социальной проблеме стали уделять внимание последние 30 лет, но, к сожалению, в нашей стране меры по его предотвращению развиваются только в наиболее продвинутых школах и учебных заведениях. Это можно связать с неготовностью специалистов разрабатывать программы профилактики буллинга [ 7,8].
К изучению буллинга как социальной проблемы исследователи подходят в двух позиций : 1) выявляют социально-психологические особенности участников буллинга( жертв, агрессора, свидетелей и других), 2) уделяют внимание особенностям социальных групп, школьного коллектива, социальной среды и ее ресурсов в распространении или остановки буллинга. Среди сторонников первого подхода можно назвать: К.Д Хломова, А.А. Бочавер, К.Лоренца, ,П.П.Хайнемана, А.Пикаса. Второго подхода придерживались: Кон И.С., Д. Олвеоус, Д.Пепер, К.Ригби, Кутузова Д.А.
В июле 2021 года ВЦИОМ опубликовал данные, что каждый пятый россиянин становился жертвой травли в течение жизни. Каждый четвертый россиянин сталкивался со школьной травлей в 11-14 лет (26%), каждый пятый россиянин — в возрасте 15–17 лет (20%), 2% сталкивались с этим в возрасте 3-6 лет, а 10% в возрасте 7-10 лет. При этом не все дети готовы рассказывать о произошедшем [ 9].
По данным исследования компании «Где мои дети» и программы «Травли NET»,проведенного в мае 2021 года, 42,3% родителей российских школьников не знают о травле своих детей. Также школьники считают, что самой частой причиной травли является внешность (43,8%) и религия (33,6%). ЮНЕСКО дополняет этот список социальным статусом, отмечая, что в бедных семьях процент детей, столкнувшихся с буллингом, выше (40,4%) по сравнению с богатыми семьями (27,4%). Он может оказывать негативное влияние на школьную среду, вызывая напряженность и конфликты между учениками, ухудшая качество обучения и повышая риск насилия и преступности в школе [ 10,11 ].
Все исследования, направленные на изучения буллинга, чаще всего касались следующих аспектов: виды и специфика буллинга в школе, гендерные, возрастные, психологические, социально-демографические особенности участников буллинга, причины буллинга и его последствия, факторы распространения буллинга, отношение к нему среди школьников[ 1,4 , 9,10,11].
В последние годы появляются исследования и статьи, направленные на разработку технологий и моделей профилактики буллинга[5,7,8]. Дмитрий
Большинство исследователей отмечает, что сегодня в систему профилактики буллинга можно включить школьных педагогов, психологов, родителей, а также службу медиации в школе. Но пока еще система мероприятий по предотвращению буллинга, по большей мере, не распространена в школах, профессиональный коллектив не оснащает учеников достаточными знаниями о данной проблеме.[ 3,7,8 ]. В отдельных случаях, когда ситуация имеет социально-психологические последствия, жертва буллинга может обращаться во внешние учреждения – в социальные службы. Кроме того, взаимодействие школы и социальной службы можно задействовать для разработки и реализации профилактических программ буллинга.
Школьный буллинг является сложной социальной проблемой, которая требует комплексного подхода и сотрудничества всех участников образовательного процесса: учителей, родителей, психологов, социальных работников и детей. Школы должны создавать профилактические мероприятия, обучать учеников навыкам конструктивного взаимодействия и решения конфликтов. Однако школы не всегда имеют опыт и потенциал в своей и так загруженной деятельности, поэтому важно сотрудничество с организациями, которые занимаются предотвращением школьного буллинга. По данным выборочных эмпирических исследований, замечается отсутствие программ профилактики травли в школах[7,8].
Таким образом, несмотря на большое количество исследований и публикаций по проблеме буллинга, недостаточно обозначена роль профессиональной социальной работы в системе профилактики буллинга, а также не выявлены ресурсы социальных служб в профилактике буллинга.
Нас в этом ключе интересует взгляд представителей социальных служб на имеющиеся профилактические мероприятия буллинга в школьной среде.
Для изучения отношения к буллингу было проведено эмпирическое социологическое исследование в форме интервьюирования сотрудников Центра социальной помощи семье и детям Василеостровского района Санкт-Петербурга в апреле-мае 2023 года, которое является достаточно типовым для социальных учреждений этого рода. Происходящее в нём будет иметь место и в других подобных учреждениях. Сотрудниками выступали: заведующие отделений, специалисты по социальной работе, психологи, работающие с несовершеннолетними.
Целью исследования было: выяснение готовности социальных учреждений, ориентации сотрудников на участие в программах профилактики школьного буллинга.
Задачи исследования включали в себя: анализ профилактических школьных программ применительно к ситуациям буллинга; выявление взглядов специалистов на специфику буллинга и реализацию программ профилактики; рассмотрение включенность и наличие ресурсов у сотрудников социальных служб; определить возможности и механизмы налаживания конструктивного сотрудничества социального учреждения со школами над проблемой травли;
Гипотезы
- Школы недостаточно открыты в принятии помощи со стороны социальных учреждений в решении вопроса травли.
- Включенность социальных служб в деятельность по предотвращению школьной травли способна уменьшить риски и последствия для участников этого процесса, а также помочь в разработке задач для конкретных диагностических и комплексных мер профилактики при наличии определенных ресурсов на это.
Методика интервьюирования «Участие социальной работы в проблеме школьного буллинга»
Первый блок вопросов гайда интервью направлен на определение самой актуальности школьной травли глазами сотрудников социальных учреждений. Для сравнительной характеристики уточняется развитие буллинга относительно прошлого десятилетия. Все психологи абсолютно точно согласились с тем, что проблема буллинга очень актуальна из-за колоссального распространения и признания в обществе данного явления, по сравнению с прошлым десятилетием, внимание к нему сейчас стало более заметно, чем ранее. Так, типовое пояснение ситуации: «И проблема еще возрастает в силу психологической грамотности людей, потому что то, что раньше считалось нормальным в общении между детьми, сейчас понимается взрослыми, как не норма, но в то же время не все взрослые, да даже не все дети, готовы признать, что, в принципе, буллинг существует. Даже, если сравнить начало моей практики конкретно здесь, это было лет 5 назад, в последние 2 года с темой буллинга обращаются раза в 2 чаще». «После поведенческих нарушений это 2-3й запрос среди посещающих нас семей». «Последние полгода возросло с геометрической прогрессией» — так видят специалисты актуальность проблемы.
Специалисты в интервью указывают также на случаи травли детей не только со стороны одноклассников, но и со стороны школьной администрации и со стороны педагогов — «…разворачивалось и начиналось с их стороны, а потом просто поддерживалось классом».
Таким образом, в школьной среде можно наблюдать многообразие форм и видов буллинга, что требует изучения его специфики и разного подхода к профилактике.
Психологи утверждают, что, как правило, подвергаются травле дети среднего школьного возраста. Однако, есть и другое мнение: «Случаи всё-таки молодеют в плане того, что его начинает самый первый класс, ещё даже начальная школа». Один из респондентов вспоминает последний случай буллинга, связанный с девочкой 7-го класса, которую презирали из-за того, что ее мама «старородящая», странно одевается и ее статус приближен к деятельности уборщицы.
Можно сделать вывод, что возрастные и социальные границы буллинга являются достаточно размытыми, а жертвой школьной травли может стать любой ребенок, который чем-то проигрывает остальным в глазах одноклассников.
В целях выявления центрально значимых факторов, влияющих на возрастание проблемы буллинга, нами были предложены такие варианты как: педагогическая некомпетентность, повышенный уровень агрессии и конфликтности среди школьников, отсутствие общей системы работы в вопросе предотвращения травли, выраженные социальные различия учащихся. Так, 2 из 10 опрошенных сказали, что это проблема референтной группы, борьба за значимость и лидерство, изменения детей в стиле общения. «Если ребенок, например, не успешный, он должен как-то себя поставить в классе, и поэтому он становится зачинщиком того, даже не то, что любимчиком учителей, а просто возглавляет определенную группу». Остальные респонденты склоны к тому, что ответственность за возрастание буллинга лежит на педагогах: их склонности к выгоранию и сокрытию проблемы, из-за страха наказания со стороны руководства, низким заработным платам, высокой нагрузке, недостаточной компетентностью в столкновении с травлей, нежелании самим учителем признавать, что в его классе может быть буллинг. Специалист по социальной работе утверждает, что сами школы редко обращаются в учреждение с вопросом травли, так как этот негативный феномен остается в стенах школы и не выносится за ее пределы. Из респондентов 3 сотрудника утверждают, что центральным фактором является нежелание администрации решать вопрос, взаимодействовать на уровне школы, отсутствие алгоритма избавления от проблемы, сохранение рейтинга школы.
Таким образом, на возрастание проблемы буллинга влияет множество факторов, при этом само желание не замечать и замалчивать про буллинг только усугубляет ситуацию. «Возможно, эта тема буллинга разовьется, и впоследствии выработается единая стратегия школы по отношению к этой ситуации, и она будет решаться, а не замалчиваться» — комментирует ситуацию психолог.
Следующий блок вопросов направлен на прояснение использования потенциала социальной работы применительно к решению проблемы школьного буллинга. Насколько сотрудники социальных центров согласны с тем, что социальная сфера в объединении со школой будет обладать возросшими возможностями в профилактике травли?
Ряд специалистов убеждены в том, что социальная сфера с её методическим арсеналом будет помогать в решении данной проблемы посредством самого своего участия. Но возможности социальной сферы тоже очень ограничены, даже межведомственное взаимодействие со школой стало существенно суженным «…мы занимаемся этой темой, наряду с другими, потому что буллинг – не личная проблема, а проблема коллектива как социального явления. Мы участвуем в делах школы, но наши возможности в этом тоже ограничены». Другие специалисты считают, что помогают, если обращаются родители с ребенком, а часть считает, что это задача школьного психолога и социального педагога.
Социальные работники готовы предоставлять свою помощь: «Со второй четверти первого класса я бы уже начала вводить профилактику школьного буллинга посредством социальной работы. Тренинги, информирование, разговор с родителями и классными руководителями, просто они боятся все это делать».
Анализируя ситуацию в данном типовом социальном учреждении, мы постарались определить средства и ресурсы, условия и предпосылки для того, чтобы представители социальных служб становились полноценными участниками решения этого вопроса.
Один из специалистов считает, что ресурсы есть, «если правильно структурировать всю работу, то их можно найти. На данный момент они есть, конечно, в зависимости от того, кто как работает и какой психолог: если он морально готов проработать это, то да».
«Ресурсы есть, но не столь широкие, какие там хотелось бы, потому что нагрузка на специалистов: у нас один психолог на все отделение. Как помощники, да, пожалуйста»,– комментирует ситуацию специалист другого отделения.
«Но на это нужны дополнительные ресурсы в виде людей, потому что работа с травлей очень длительна: выходить в школу с тренингами, и с учетом того, что надо это обсуждать и с родителями, и с учителями на разных уровнях, вопрос не одного месяца. Важное замечание было сделано, что с жертвой и агрессором должны работать два разных человека так же, как и в семейных взаимоотношениях».
Таким образом, наличие специалистов, их загруженность, готовность работать с проблемой буллинга, доступ в школу являются значимыми ресурсами в профилактике буллинга.
Почти все специалисты отметили такой важный ресурс в профилактике буллинга как фигуру социального педагога.
Стоит отметить, что область социальной педагогики тесно взаимосвязана с регулированием вопросов социального характера [6]. Тогда является ли социальный педагог центральной фигурой во взаимодействии между школой и социальными службами? Большая часть опрошенных согласна, что, если социальный педагог готов идти на контакт и взаимодействие с социальной сферой, тогда это хорошее связующее звено: «Это все зависит от того, готово ли само образовательное учреждение идти на контакт, а социальный педагог он – только эстафетная палочка в передаче информации данного случая».
Заключительный блок вопросов посвящен мерам и рекомендациям от специалистов центра. Существуют ли собрания в качестве взаимодействия школы и центра, в частности по вопросам травли? Это способствует ответу о том, насколько участлива сфера социальной работы в вопросе профилактики школьного буллинга, и какие шаги готовы предпринять специалисты для решения этих задач, что, по их мнению, важно в целях предотвращения явления травли. Мнения по вопросам собраний неоднозначны, скорее всего, это зависит от того, какое это отделение и специалисты в нем, а также от прикрепленной к отделению школы, которая может быть участлива в этом или наоборот. Но респонденты не проводят собраний исключительно по вопросам травли, скорее, это касается общих вопросов состояния семей и, конечно, детей: неуспеваемость, неблагополучие семьи, посещаемость и семейные обстоятельства. «Да, собрания проводятся, реже это касается темы буллинга». «Совместных собраний – нет. Была недавно тема суицида. Приглашаем, пытаемся взаимодействовать». «Систематические встречи, в частности по теме буллинга, не то, чтобы часто кто-то готов прийти и поделиться опытом, мне кажется, еще проблема в том, что нет обобщенных наработок, нет соединений; в этом плане, опыта много, но не все готовы делиться, целостного какого-то мнения не существует, каждый выживает в этой теме, как может, чем успел интеллектуально подкрепиться. Социальный педагог может уточнить какие-то детали, но прямой взаимосвязи нет». Кроме того, все специалисты называют проблему доступа в школу в связи с ковидными ограничениями и антитеррористическими мероприятиями. Отмечают и тот факт, что чаще всего обращаются за помощью в каких-либо конкретных случаях травли, когда школа сама справится не может, чем уделяют внимание профилактике. Таким образом, такой аспект профилактики буллинга как информирование требует доработки и конкретных методик.
Актуальный аспект касается нововведений относительно шагов буллинга – это, так называемые, неформальные правила, по мнению респондентов: «Правила, информирование, что, допустим, бить друг друга ненормально, информирование, в первую очередь, родителей, педагогический коллектив. Условно распознать буллинг, понять – что-то не так в коллективе». Важен отклик и поддержка родителей в данной ситуации: «Если это будет хотя бы 5% мудрых родителей, которые могут здесь поддержать, то 95% отклика будем получать, потому что тоже цепная реакция, если один смог, смогу и я».
Также нам было необходимо рассмотреть предложения и рекомендации специалистов центра на предмет предупреждения последствий буллинга. Большую роль играет продолжение межведомственных собраний социальных учреждений со школой, по мнению одного из респондентов: «Выходить на межведомственные собрания, представлять интересы семьи ребёнка в школе настолько, насколько это возможно, насколько мы компетентны. Те же самые взаимодействия с социальным педагогом, но у нас нет ресурсов, насочинять можно много ведь всего. Раньше был такой опыт. Нас приглашали провести тренинг в классе, или была конкретная проблема или конфликт. Выходили у нас наши специалисты как сторонние специалисты. А сейчас школы стали более закрытыми в этом плане».
В качестве рекомендации специалисты также отмечают необходимость помогать в обучении молодых и начинающих специалистов совместно с более опытными: «Точно так же с детьми, когда приходишь с большим опытом работы в класс, можно сразу заметить подобные случаи травли. Стоило бы практиковать молодых специалистов вместе с опытными педагогами». Необходимо подчеркнуть, со слов одного из психологов, что информированность родителей тоже играет ключевую роль в решении проблемы школьного буллинга: «Иногда опрометчивы предположения родителей, которые усугубляют ситуацию тем, что не верят ребенку, тем, что считаю его виноватым, такое тоже имеет место быть, к сожалению, или идут разбираться в полицию, к другим родителям, ругают ребенка, который, может быть, вообще не зачинщик. Нет понимания, что делать, есть паника и нет понимания, куда бежать и что делать, как будто полномочий нет даже у родителя над жизнью и ценностью своего ребенка, потому что унижения происходят не на его глазах, и он не может помочь в предотвращении этих страданий».
В интервью все специалисты отмечают и важную роль родителей в уменьшении проблемы буллинга. «Я считаю, что важно на регулярной основе проводить работу с родителями несовершеннолетних, информировать их о данном явлении и его последствиях, а также о важности наблюдения за состоянием своих детей».
Специалисты считают, что на молодежь можно воздействовать в рамках СМИ и социальных сетей. «Детям проговаривать про личные границы, что они могут заявлять — их обидели, оскорбили. Было бы замечательно, если бы блогеры раскрывали аспекты социальных проблем, особенно если это будет подано в том контексте, в котором интересно подросткам, так называемая, социальная поддержка».
Хочется отметить, что ситуация буллинга в школе остается открытым вопросом, который нуждается в пристальном внимании и привлечении новых лиц. По мнению и опыту респондентов центра социальной помощи, в последнее время образовательная организация стала более закрытым и конфиденциальным пространством для реализации профилактических программ и принятия помощи со стороны, что действительно сопоставимо с первой гипотезой.
Социальная сфера обладает потенциалом и интеллектуальными ресурсами своих сотрудников в качестве субъекта профилактики социально-педагогических проблем. Они готовы делиться своими знаниями и направлять свои силы во благо внедрения программ социальной работы в школах, которые будут включать в себя меры по предотвращению буллинга и поддержке жертв и агрессоров, диагностике климата класса и педагогического состава. Да, действительно, многие специалисты не обладают достаточным запасом ресурсов и технологий, но, с учетом стабильного повышения квалификации опрошенных экспертов, вероятность реализации обновленных методик по профилактике травли есть. Это подтверждает вторую гипотезу.
Проблема школьного буллинга имеет огромное значение для социальной работы, она же играет существенную роль в профилактике, обучении учеников навыкам конструктивного взаимодействия и помощью в создании толерантной, комфортной и поддерживающей среды. Кроме того, социальные работники могут работать с учениками, которые являются агрессорами, помогая им развивать эмпатию. Социальный педагог может играть роль связующего звена между социальным и образовательным учреждениями. Важно отметить, что социальные педагоги не могут решить проблему школьного буллинга самостоятельно. Они должны сотрудничать с учителями, психологами, социальными работниками и другими специалистами, чтобы создать безопасную и дружественную атмосферу в школе [5,3].
В заключение хочется подтвердить, что школы действительно нуждаются в поддержке своих коллег для реализации более успешных программ в отношении имеющейся травли. Профилактика школьного буллинга является важным направлением социальной работы, она требует комплексного подхода и участия всех заинтересованных сторон. Она должна основываться на превентивной работе, развитии эмпатии, поддержке жертв и вовлечении родителей. Социальные работники могут активизировать своей потенциал при соответствующих запросах школы и ее стремлении к открытости в проведении тренингов и лекций, предоставлении психологической помощи жертвам, выявлении случаев насилия и разработке программ профилактики, что совпадает с нашей второй гипотезой. Образовательная среда, в свою очередь, должна быть более внимательной и структурной в алгоритмах действий по предотвращению нарастающих проблем коллектива.
Профилактика буллинга не должна быть опциональной для школ, а должна быть включена в образовательную программу и регулярно проводиться в рамках уроков и внеурочных мероприятий. Необходимо обучать учеников навыкам эмоционального интеллекта, коммуникации, уважительного отношения к другим людям, способам решения конфликтов. Одним из аспектов профилактических мероприятий должно стать воспитание ценностей, таких как толерантность, творческая активность обучающихся, популяризация знаний и ряд других. Данные ценности отражены в ряде федеральных документов, таких как «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года», «Государственная программа РФ «Развитие образования до 2030 года», «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 год» [12,13,14].
Кроме того, педагоги должны быть оснащены необходимыми знаниями и навыками — проведение тренингов, использование антибуллинговых программ и создание политики нулевой терпимости. В целом, система мероприятий по предотвращению буллинга должна быть неотъемлемой частью образовательной среды в школе. Это поспособствует созданию безопасной и здоровой среды для учеников, где они могут развиваться и достигать своих потенциальных возможностей. Программа противодействия буллингу в школьной среде направлена на оказание помощи и поддержки всем ученикам в учебном заведении. Она предназначена для обогащения детей знаниями, помощи в восстановлении ментального и физического здоровья. Комплекс мероприятий, включенных в программу борьбы с травлей, направлен на укрепление коллектива и интеграцию подростков в общество.
Социальные учреждения могут предоставлять школам дополнительные ресурсы в области профилактики и борьбы с буллингом. Они могут проводить тренинги для педагогов и учеников, предоставлять консультации и поддержку. Причастность социальной работы может помочь создать более открытую и прозрачную культуру в школе. Это способно привести к более здоровой и безопасной среде для учеников, где они могут развиваться и достигать своих потенциальных возможностей.
Таким образом, сотрудничество социальных служб и школ может стать показательным и результативным инструментом в борьбе с проблемой буллинга. Однако, для того, чтобы это произошло, школы должны быть готовы принять помощь со стороны социальных служб и работать вместе, чтобы создать безопасную и здоровую среду для учеников.
Подводя итог, можно сказать, что буллинг является серьезной проблемой в школах, отвлекающей ресурсы и возможности личности и разрушающей благоприятную образовательную среду. Согласно нашей оценке, социальные службы действительно могут стать важным партнером для школ в борьбе с этой проблемой, предоставляя дополнительные ресурсы и свою помощь. Однако, для того чтобы эта совместная работа была эффективной, необходимо, чтобы школы были готовы принимать помощь со стороны социальных служб и работать вместе для создания благополучной среды для учеников, для чего должны быть созданы соответствующие организационные и административные возможности.
Литература
- Белеева И.Д, Панкратова Л. Э Титова Н.Б. Буллинг как социальная проблема в образовательном учреждении//Педагогическое образование в России 2019 № 8 С 144-148.,
- Бородкина О. И Социологические концепции профилактики С10-22// Теория и практика профилактической социальной работы: сборник статей/ под ред В.А.Самойловой, О.И.Бородкиной. – Спб.:Издательство «Скифия-принт»,2008 -460с
- Преодоление и профилактика буллинга в школе / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. ин-т развития образования; [сост.: Е.М. Калинкина, Н.Ю. Камракова]. – Вологда: ВИРО, 2018. – 52 с. : табл. – (Сер. «На пути к эффективной школе»).
- Калинина Д.Р, Грибанова Д.Я Возрастно-половые особенности представления о буллинге у учащихся подросткового возраста // Современные исследования социальных проблем(электронный научный журнал) 2016 № 7(63)С96-102
- Семенака С.И Безопасность школьной среды // Социальная педагогика 2014 № 5 С.10-20 https://cyberleninka.ru/article/n/bezopasnost-shkolnoy-sredy?ysclid=lrdkh1e7xn869331142 дата обращения 12.01.2024
- Социальная педагогика: учебное пособие / авт.-сост. С.Г.Григорьева. – Казань: Казан.ун-т, 2018. – 97 с.
- Соловьев С.Д. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста//интернет-журнал «Науковедение» № 3 2014
- Соловьев С.Д. Потенциал первичного коллектива в профилактике буллинга среди подростков//Теория и практика общественного развития 2015 №4
- Буллинг, он же травля: масштаб проблемы и пути решения» // ВЦИОМ URL: https://wciom.ru/analytical дата обращения 22.04.2023
- Травля в России в 2021 году: что думают родители, как действуют школы // Травли.NET URL: https://childrenday.findmykids.org/bullying (дата обращения: 10.03.22),
- Каждый второй подросток заявил об агрессии в школе // РБК URL: https://www.rbc.ru/politics/30/10/2019/5db06c549a794759933165b2 (дата обращения: 12.04.23)
- Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года https://docs.cntd.ru/document/420277810?ysclid=lrrj7wurbx672313150 дата обращения 19.01.2024
- Государственная программа РФ «Развитие образования до 2030 года https://docs.cntd.ru/document/556183093?ysclid=lrriqib0ew564919328, дата обращения 19.01.2024
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 год https://docs.cntd.ru/document/350163313?ysclid=lrrja74jui941535076 дата обращения 19.01.2024