Новости проекта «Чудеса России с высоты птичьего полета»

Новости проекта «Чудеса России с высоты птичьего полета»

 

Продолжая тему прошлого выпуска Новостей проекта, отметим дополнительные важные аспекты применения наработок по проектам, входящим в экосистему «Чудеса России с высоты птичьего полета», к нынешним актуальным задачам.

 

Но сначала выделим две новых задачи. Первая (в развитие тех моментов, которые уже обсуждали применительно к решению транспортно-логистических задач текущего момента) – это переосмысление и включение в переосмысленном виде в круг принципиально новых подходов того, что задавало последние годы общий тренд взаимодействия макрорегионов мирового хозяйства. В рамках этой задачи нужно найти замену системе связанности транспортными потоками наиболее экономически развитых стран Запада (в первую очередь, Европы и США) с выходящими на первые роли странами нового экономического центра, формирующегося в Азии (в первую очередь, это Китай и Индия) в условиях, когда Россия перестает играть роль транзита между этими двумя макрорегионами.

 

Факторы должны быть при этом учтены:

– рост благосостояния населения и, соответственно, внутреннего потребления в странах Азии,

– изменения потоков российских энергоресурсов и сырья в ввиду их перераспределения в пользу азиатских стран за счет снижения поставок в Европу,

– рост спроса в России, Белоруссии, странах Центральной Азии на продукцию из стран Азии, в том числе на все более сложную техническую продукцию, замещающую поставки из стран Запада,

– построение новых логистических центров для снабжения стран Африки, Азии и Латинской Америки.

 

Нужно отметить, что на сессии «Цифровая экосистема международных транспортных коридоров» 26-27 апреля в Астрахани  в представленном там докладе отмечалось, что стратегия развития МТК «Северный морской путь» уже частично переосмыслена, и конченые точки маршрутов во все большей степени распределяются, с одной стороны, как и прежде в Азии, но, с другой стороны, транспортная дуга все более заходит на материковую часть России. В первую очередь, предполагается использование внутренних водных путей, поскольку большинство российских рек имеют направленность на Север. При этом речь идет об охвате логистическими цепочками как европейской, так и азиатской части России.

 

Также, с возможностью более широкого географического охвата, на наш взгляд должен быть переосмыслен и МТК «Север-Юг» или, что является также возможным подходом, движение по «южной дуге» в страны Азии может быть привязано не только к трем основным маршрутам, связывающим Россию, Иран и Индию, но и включать в себя азиатские регионы России, страны Центральной Азии, Афганистан и Пакистан.

 

При этом остаются актуальными все вопросы, связанные с обеспечением принятия управленческих решений по развитию указанных логистических «дуг» или, возможно, «кольца», которые были сформулированы в предыдущем выпуске «Новостей».

 

Важным новшеством, которое стоит также рассмотреть в рамках рассматриваемых задач – это применение концепции «физического интернета».

 

Как определяют коллеги из Высшей школы экономики, ««Физический интернет» представляет собой глобальную открытую систему логистики, основанную на взаимосвязи физической, цифровой и операционной сред через общедоступные «протоколы» по аналогии с обычным интернетом». Далее авторы указывают: «Для того чтобы агрегировать ключевую информацию о обширных и разнообразных логистических потоках и сделать логистические сети более гибкими и в то же время устойчивыми, поставщики используют цифровые краудсорсинговые платформы для кооперации», а среди технологических основ «физического интернета» авторы выделяют IIoT (https://issek.hse.ru/trendletter/news/217282293.html, цитата по состоянию на 08.08.2022).

 

Соглашаясь со значением платформенного подхода, среди технологических основ помимо промышленного интернета предлагаем выделить интернет как таковой в совокупности с виртуальной и дополненной реальностью, поскольку технологические решения, формирующие новый мир метавселенной, строятся именно на этом базисе. Важно, конечно, понять связанность решаемых задач с созданием метавселенной, что может быть представлено в неижеизложенной логике.

 

Суть требований и ожиданий от «физического интернета», то есть высокотехнологичного обеспечения перемещения физических объектов/ товаров проистекает, на наш взгляд, именно из той картины, которая формируется современными способами информационного обмена. Физические логистические процессы должны брать максимум из технологических возможностей обеспечения кратчайших по срокам, строгому отслеживанию и соблюдению требований безопасности, а также удобства для потребителей перемещения данных и основанных на них моделях различного рода и знаний. При этом в физической составляющей должны учитываться не только вопросы транспортировки, но и рациональности (включая все аспекты социально, экологического и экономического плана) локализации производства.

 

Виртуальная среда и должна обеспечить в максимально возможных полноте и сжатости сроков проработку всех этих составляющих для принятия и реализации логистических решений. И хотя физические процессы перемещения никогда не «догонят» процессы информационного обмена, но зато будут шаг за шагом максимально оптимизированы.

 

Особенно важно реализовать освещенные в данном выпуске Новостей цели как сопряженные: большая перестройка логистики (а также и производства) с учетом возможностей «физического интернета».

 

Пример таких МТК как СМП и Север-Юг (в широком их понимании) может стать вызовом, ответ на который, во-первых, остро востребован и, во-вторых, расширит понимание технологических возможностей/базиса такой перестройки.

 

Дополнительным элементом, дающим толчок такому осмыслению, может служить интерпретация технологий BIM на полном жизненном цикле объектов с акцентом на ключевую логистическую составляющую данных глобальных технологических инноваций.

 

 

Loading