Артамонов Владимир Сергеевич. Лукин Владимир Николаевич. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОЖАРНЫМ ДЕЛОМ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ

Артамонов Владимир Сергеевич,

Советник Российской Академии Ракетных и Артиллерийских наук (РАРАН)

(Санкт-Петербург)

доктор военных наук, доктор технических наук, профессор

.

Artamonov Vladimir Sergeevich,

Advisor of Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences (RARAN),

(St. Petersburg)

Doctor of Military Sciences, Doctor of Technical Sciences, Professor,

 

Лукин Владимир Николаевич,

Санкт-Петербургский университет

Государственной противопожарной службы МЧС России

(Санкт-Петербург),

профессор кафедры философии и социальных наук,

доктор политических наук, кандидат исторических наук,  доцент,

ассоциированный научный сотрудник Федерального научно-исследовательского социологического центра

Российской академии наук-Социологического института РАН,

 

Lukin Vladimir Nikolaevich,

St. Petersburg University of the State Fire Service of EMERCOM of Russia,

Professor of the Department of Philosophy and Social Sciences,

Doctor of political sciences, candidate of historical sciences, associate professor,

associate researcher at the Federal research sociological Center

 Russian Academy of Sciences-Sociological Institute

of the Russian Academy of Sciences,

E-mail: lvn55555@mail.ru

 

УДК 338.24.01

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОЖАРНЫМ ДЕЛОМ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ

 

Аннотация: В статье представлены результаты исследования деятельности государственных органов РСФСР по управлению пожарным делом в годы гражданской войны и иностранной интервенции. Выявлено положительное и отрицательное в этой деятельности.

Обоснована необходимость использования накопленного исторического опыта управления в современных условиях.

Ключевые слова: государственное управление, гражданская война, иностранная интервенция, кадры, пожарное добровольчество, профессиональная пожарная охрана, Центральный пожарный отдел, Российское Пожарное Общество, Курсы пожарных техников, пожар, пожарное дело, пожарная безопасность, «пожарная тройка»

 

STATE MANAGEMENT OF FIRE FIGHTING IN WARTIME:

HISTORICAL DOMESTIC EXPERIENCE

 

Abstract: The article presents the results of the study of the activities of state bodies of the RSFSR in fire management during the Civil War and foreign intervention. The positive and negative aspects of this activity have been revealed.

The necessity of using the accumulated historical experience of management in modern contex is substantiated.

Keywords: state administration, civil war, foreign intervention, personnel, fire volunteering, professional fire protection, Central Fire Department, Russian Fire Society, Courses of fire technicians, fire, fire fighting, fire safety, «fire troika».

 

Россия и мир вступили в переломный этап планетарного развития. Гегемония англосаксонского мира переживает серьезный кризис из-за «допущенных ошибок», как заявил об этом на Петербургском международном экономическом форуме Президент Российской Федерации В.В. Путин. В их числе и отказ от решения проблемы обеспечения равной безопасности на евразийском континенте. Это вызвало необходимость принятия со стороны России срочных мер в виде специальной военной операции [1]. Запад вместо признания своих ошибок предпринимает все усилия для расширения зоны конфликта, втянув в него уже более пятидесяти стран-сателлитов США.

Все чаще звучат призывы к использованию ядерного оружия, которое по данным ООН насчитывает в настоящее время около 13, 4 тысяч  боеголовок [2]. Неслучайно 21-23 июня 2022 года, по сообщению ТАСС, в Вене должна состояться встреча государств-участников Договора о запрещении ядерного оружия. Но в условиях разрушения международного права и замены его на «правила» сложно прогнозировать ее положительные результаты.

Как следствие, усиление конфронтации и расширение территории боевых действий.

Все это актуализирует проблему защиты населения от огневого воздействия и вызывает необходимость изучения опыта управления пожарной безопасностью.

В России, как ни в какой другой стране мира, накоплен богатый опыт противостояния огню в военное время. За последние сто с небольшим лет около десятилетия страна была вынуждена отстаивать свой суверенитет.

Это десятилетие открыли гражданская война и иностранная интервенция, разрушающие страну мечом и огнем.

Общественно-политический кризис 1917 года сопровождался и кризисом управления пожарной безопасностью.

Работа пожарного надзора была практически дезорганизована из-за сокращения численности профессиональных кадров, подготовленных еще в Российской Империи, а чаще – по причине их полного отсутствия.

Кроме того, была разрушена существовавшая в прежние времена система подготовки работников пожарной охраны, а к формированию новой приступить мешала война.

Финансирование, да и отношение в целом к пожарной безопасности по «остаточному» принципу систематически приводило к нарушению пожарных требований в строительстве [3].

Работа по формированию новой системы управления пожарным делом в РСФСР была прервана военными действиями.

В октябре 1918 года с воззванием к населению Советской республики о необходимости борьбы с пожарами обратился Народный Комиссар Внутренних Дел РСФСР Г.И. Петровский.

«Чрезвычайные политические события текущих дней, происходящие на всей территории государства, могут вызвать еще ряд новых бедствий в виде громадных пожаров. <…> Выход из этого положения только один – охрана народного достояния от пожарных бедствий, уничтожающих ежегодно разного рода имущества на сумму от одного до двух миллиардов рублей. Эта охрана требует сильнейшего напряжения всех сил, в особенности в данный момент, когда сторонники старого порядка, <…> готовы на почве мести совершить еще новые гнусные дела» [4, С. 398; 5].

Пожарный Совет Народного Комиссариата по делам страхования и борьбы с огнем стал центральным руководящим органом пожарного дела. Но по существу это был совещательный орган и поэтому не имел реальной возможности решать задачи, которые перед ним ставила новая власть. Поэтому в ноябре 1918 года члены Пожарного Совета выступили с предложением о реорганизации управления пожарной охраной, придания «центральному его учреждению прав и обязанностей не только контрольного характера, но и оперативного».

Признавая необходимость такого шага, СНК РСФСР 1 декабря 1918 года издал Декрет «Об организации страхового дела в Российской республике», во исполнение которого 20 мая 1919 года Комиссариат страхования и борьбы с огнем был по решению Президиума ВСНХ преобразован в Пожарно-Страховой отдел ВСНХ РСФСР.

На этот отдел, в руководство которым входили Семенов, Малиновский и Пьянков, было возложено общее управление и заведывание пожарным и страховым делом.

В губерниях руководить пожарным делом должны были пожарно-страховые отделы советов народного хозяйства (далее – совнархозы), которые подчинялись коллегиям при этих отделах, состоящим из трех членов – два от губсовнархоза и один от губернского профсоюза пожарных, а в городах и уездах – пожарные отделы местных совнархозов или заменяющие их органы (уездные пожарные отделения и советы).

Параллельно с организационными мерами по укреплению противопожарной службы уделялось внимание и вопросам подготовки для нее профессиональных кадров.

В январе 1919 года принимается решение о создании в Петрограде на базе Пожарно-технического училища института того же профиля. В связи с затянувшейся подготовкой к работе указанного вуза и острой нехваткой профессиональных кадров такая подготовка организуется по ускоренной программе, начиная с 5 октября 1919 года, но уже в Москве при открывшемся Пожарном техникуме.

26 декабря 1919 года Народный Комиссариат по просвещению утвердил «Положение о краткосрочных курсах». В январе 1920 года начинает свой первый учебный год Петроградский пожарно-технический институт с трехгодичным сроком обучения. Начальником института был назначен известный организатор пожарно-технического образования и просвещения П.К. Яворовский. При Институте также начинают работать и краткосрочные курсы, выпуск которых в 1920 году составил 43 человека [6].

Но Пожарно-Страховой отдел ВСНХ не смог проявить ни уменья, ни настойчивости в преодолении трудностей, возникших в работе профессиональных пожарных частей и добровольных пожарных дружин. Его деятельность в отличие от Пожарного Совета была чисто административной и малоэффективной, в основном сводилась к изданию многочисленных циркуляров. Ряд решений были непродуманными, опрометчивыми или несвоевременными, без учета складывающейся обстановки.

Объективные трудности в работе профессиональной и добровольной пожарной охраны в период гражданской войны привели в том числе и к свертыванию производства пожарной техники, научно-исследовательских работ в области совершенствования пожарного дела, коллапсу в деятельности добровольных пожарных формирований. А последние в условиях практически повсеместного прекращения деятельности профессиональной пожарной охраны и были призваны стать основной силой в борьбе с пожарами.

Весной 1919 года по инициативе членов Главного Совета Российского Пожарного Общества и активистов пожарного дела – Д.Н. Бородина,  К.М. Яичкова, В.Ф. Смирнова и других была предпринята, как оказалось, последняя попытка реанимировать централизованное управление добровольным пожарным движением. В этих целях они провели подготовительную работу по  созыву очередного пожарного съезда.

IX съезд Российского Пожарного Общества (далее – РПО) начал свою работу в Москве 28 апреля 1919 года в помещении Дворянского собрания (в настоящее время – Колонный зал). На съезде присутствовало 164 делегата. Была предпринята попытка адаптировать работу Общества к новым условиям, выработать концепцию дальнейшего развития добровольного пожарного движения в новых условиях, определить основные проблемы и пути их решения и принять на себя руководство пожарным делом в республике.

Такая позиция РПО встретило решительные, даже агрессивное противодействие со стороны руководителей Всероссийского Профсоюзного Союза Пожарных и Пожарно-Страхового отдела ВСНХ РСФСР. В ходе дискуссии найти компромиссное решение не удалось.

Съезд избрал председателем Российского Пожарного Общества Д.Н. Бородина, широко известного среди пожарного добровольчества ещё во времена Российской Империи [7, 8].

Процесс организационного оформления добровольческого пожарного движения, инициированный подвижниками пожарного дела в Российской Империи во второй половине  XIX века завершился 2 мая 1919 года.

В этот день на заседание коллегии Пожарно-страхового отдела Высшего Совета Народного Хозяйства были вызваны руководители РПО Бородин, Пайчадзе и Харинский. Между ними и членами коллегии Пьянковым, Поморцевым, Карташевым, Малиновским, Захаровым и Чегодаевым вновь обсуждался совместный проект Пожарно-Страхового отдела и Всероссийского Профсоюзного Союза Пожарных, предлагавшийся прошедшему пожарному съезду и отвергнутый последним.

И снова стороны не пришли к согласию и тогда  было объявлено решение коллегии Пожарно-страхового отдела Высшего Совета Народного Хозяйства, оформленное Протоколом  № 76, о ликвидации Российского Пожарного Общества – правопреемника Соединенного Российского пожарного общества-Императорского Российского пожарного общества.

Формальным поводом для закрытия Российского Пожарного Общества, возможно, послужило выступление Д.Н. Бородина с трибуны IХ съезда. Вновь избранный председатель РПО заявил, что пожарное дело в Республике Советов должно находиться вне политики.

На Съезде прозвучал и ряд критических замечаний по ведению дел по обеспечению пожарной безопасности в Республике. Руководители Всероссийского Профсоюзного Союза Пожарных и Пожарно-Страхового отдела расценили это как саботаж против советской власти.

Но, по мнению автора, основанием для такого решения был отказ Съезда от принятии проекта резолюции Пожарно-страхового отдела Высшего Совета Народного Хозяйства и Всероссийского Профсоюзного Союза Пожарных и повторный отказ руководителей РПО на заседании коллегии 2 мая 1919 года.

Этот проект предполагал дальнейшее развитие добровольного пожарного движения только в рамках профессионального пожарного дела в виде либо секции Всероссийского Профсоюзного Союза Пожарных, либо общества при нем.

После ликвидации РПО его имущество и все дела были конфискованы в пользу Пожарно-Страхового отдела. Центральный склад, через который снабжались добровольные пожарные команды и дружины также ликвидировался. Затем последовало запрещение издания журнала «Пожарное дело» и полностью парализована вся издательская деятельность по пожарному делу, ранее осуществляемая Советом РПО. Многие заслуженные деятели пожарного дела России подверглись репрессиям.

«Это был смертельный удар по пожарному добровольчеству России. <…> Отныне развитие пожарного добровольчества в Российской Федерации приобретает узкий, односторонний характер», – резюмировал итоги такой «революционной реформы» исследователь истории пожарного добровольчества П.С. Савельев [9; 10, С. 16].

Следует добавить, что не только по добровольчеству – ИРПО-РПО, по существу, занимались и профессиональным пожарным делом на государственном уровне.

Подтверждением тому служит и тот факт, что следующий съезд добровольцев-пожарных состоялся только через 41 год.

К хозяйственным трудностям, голоду, болезням, которые испытывали пожарные после «революции», прибавляется бесконтрольное административное давление и самоуправство со стороны местных властей в условиях военного коммунизма. Часто обозы сохранившихся ещё пожарных дружин посылали на хозяйственные работы, использовали для перевозки грузов, экспроприировались в интересах боевых частей разных окрасок, в общем, не по назначению. В ряде мест пожарные команды и дружины полностью утрачивали боеспособность.

А возрастающее количество пожаров на территории РСФСР вынуждает власть заниматься вопросами укрепления противопожарной службы, привлечения населения к добровольчеству с целью улучшить охрану городов и селений от пожарных бедствий.

С 14 по 18 октября 1919 года в Москве работал II Съезд Всероссийского Профсоюзного Союза Пожарных. Более 200 делегатов обсуждали состояние пожарной охраны. Делегаты съезда брандмейстеры Н. Михайлов и  И. Марушкин 14 октября были приняты главой  большевистского правительства В.И. Ульяновым-Лениным.

По итогам встречи Штаб Рабоче-Крестьянской Красной Армии (далее – РККА) принял решение: «Военрукам Петроградского, Ярославского, Московского, Орловского, Уральского, Приволжского военных округов. Приостановить временно, впредь до особого распоряжения, призыв в Красную Армию тех служащих в профессиональных и добровольных пожарных командах, которые поступили на службу до 14 сентября 1919 года» [Цит. по:11]. Распространение на пожарных льгот по призыву в армию приравнивало их к категории специалистов и рабочих, имеющих особо важное значение для РСФСР.

3 ноября 1919 года ВСНХ РСФСР приняло постановление «Об изменениях «Положения об управлении пожарным и страховым делом в РСФСР». Этим решением подтверждалось, что государство берет на себя частичное содержание пожарной службы, но финансирование будет осуществляться  за счет страховых отчислений. Можно себе представить собираемую сумму страховых премий от пожаров, когда вокруг бушует пламя гражданской войны.

Очевидно, что вся тяжесть управления и содержания пожарных команд ложилась на местные власти.

Тем не менее стоить упомянуть факты государственного внимания к подготовке пожарных кадров.

26 декабря 1919 года разработано и приведено в действие «Положение о краткосрочных пожарных курсах». В марте 1920 года в Петрограде открылись краткосрочные «Курсы пожаротушения и предупредительных мер». На учебу было принято 52 рядовых пожарных. А чуть раньше, 5 октября 1919 года, при Таганской части в Москве открылись Курсы пожарных техников, ставшие основой для создания Пожарного техникума.

По мере освобождения территории страны от противников Советской власти с 1920 года начинается очередной этап советского строительства, который повлиял и на формирование новой системы управления пожарной безопасностью. Его особенностью было создание не избираемых, а назначаемых сверху чрезвычайных органов власти – губернских, уездных, волостных революционных комитетов.

В Сибири, например, их деятельность направлялась и контролировалась Сибирским революционным комитетом, образованным ещё в августе 1919 года.

Одним из важных структурных подразделений в составе губернского революционного комитета, а затем и губисполкома являлся отдел управления. Губернские и уездные отделы управления являлись основными звеньями местного аппарата НКВД РСФСР, выполнявшего тогда весьма широкие функции. В его ведении находились не только органы охраны общественного порядка и безопасности, борьба с преступностью, лагеря принудительных работ, но и деятельность пожарной охраны.

Активизации добровольческого движения в пожарной сфере  способствовало утверждение Декретом ВЦИК от 15 февраля 1920 года, «Положения о сельских советах». В деревнях, селах и поселениях на них были возложены функции борьбы с пожарами, наблюдение за исправностью пожарных машин, принятие мер против пожаров и организация их тушения. Они были обязаны организовывать добровольные пожарные дружины, сооружать пожарные депо и водоемы, посадку зеленых насаждений, мобилизовывать сельское население на борьбу с пожарами и другими стихийными бедствиями.

Управленческая деятельность в этом направлении значительно активизировалась с передачей в июле 1920 года органов пожарной охраны в ведение НКВД РСФСР согласно постановлению Совет Народных Комиссаров РСФСР «О сосредоточении пожарного дела в НКВД» № 100 от 12 июля 1920 года.

Главный смысл этого решения в том, что пожарное дело отделялось от страхового дела.

Позитивные изменения в управлении пожарным делом вызвало и создание в 1920 году в структуре Главного управления коммунального хозяйства НКВД (далее – ГУКХ НКВД) Центрального пожарного отдела (далее – ЦПО) во главе с энергичным и деятельным бывшим брандмейстером Петроградской пожарной команды А.Г. Кривошеевым.

Центральный пожарный отдел приступил к восстановлению всей структуры пожарного дела. В губерниях и городских отделах коммунального хозяйства были созданы подотделы, на предприятиях введены должности пожарных уполномоченных.

В октябре 1920 года Реввоенсовет РСФСР издал приказ о недопустимости вмешательства в действия по тушению пожаров посторонних лиц.

ЦПО стал межведомственным координирующим совещательным органом. По его инициативе, например, было принято постановление Совета Труда и Обороны (далее – СТО) от 4 мая 1921 года «О мерах к сохранению пожарных обозов и содержанию их в боевой готовности», которым узаконивало единоначалие в деле организации пожарного дела.

Для усиления контроля за состоянием пожарной безопасности были использованы даже так называемые «пожарные тройки», узаконенные Постановлением СТО от 23 августа 1921 года.

В Наркомате Внутренних Дел это была комиссия, составленная из представителей Наркомата труда, Всероссийской Чрезвычайной Комиссии и НКВД; при пожарных подотделах в губернских и крупных городах – в составе представителей отдела труда, ЧК и пожарных подотделов.

«Пожарные тройки» получили право привлекать к борьбе с огнем население в порядке трудовой повинности, сообщения о пожарах передавались через средства связи вне очереди.

Кроме того, постановление СНК РСФСР «Об учете пожарного имущества в Республике» 7 июня 1921 года определяло перечень необходимых средств пожаротушения и спасения людей на пожарах, который обязательно должны быть в организациях и учреждениях.

Эти меры, в том числе и чрезвычайного характера, сыграли свою роль в укреплении пожарного дела. К концу 1921 года пожарная охрана республики стала восстанавливаться на принципах единоначалия со строгой дисциплиной и подчиненностью Центральному пожарному отделу.

Если к началу Первой мировой войны Императорское Российское пожарное общество объединяло в своих рядах 3600 пожарных дружин и команд, в которых насчитывалось 400 тысяч активных огнеборцев, то к концу 1920 года, по данным ЦПО НКВД РСФСР, в Республике на учете состояли около 900 городских профессиональных пожарных команд численностью 35 тысяч человек и более 1500 пожарных команд на фабриках, заводах и других объектах различных ведомств, насчитывающих свыше 30 тысяч человек [11].

В соответствии с Постановлением Совета Труда и Обороны РСФСР от 18 мая 1921 года у населения была проведена «мобилизация и разверстка» трех тысячи лошадей, которые передавались пожарным.

Все это не замедлило сказаться на сокращении числа пожаров по стране. В научной литературе имеются разные данные, что связано с тем, что статистический их учет в тот период времени только налаживался и вряд ли имеющиеся данные полностью достоверны. Но тенденция к снижению числа пожаров была очевидна.

Таким образом, в годы гражданской войны и иностранной интервенции государством принимался ряд решений по управлению пожарным делом, в то же время их практическая реализация была затруднена боевыми действиями.

Исторический опыт подтверждает отрицательное воздействие на управление частой смены центрального органа управления пожарным делом [12].

Новый государственный курс в пожарном деле был призван реализовать созданный в 1920 год в структуре Главного управления коммунального хозяйства НКВД ПСФСР Центральный пожарный отдел и выполняющий роль межведомственного координирующего совещательного органа.

Полная централизация управления без использования инициативы населения снижает эффект принимаемых государственных решений.

В военное время для усиления контроля за состоянием пожарной безопасности возможно и необходимо использование чрезвычайных мер по типу сформированных по инициативе ЦПО так называемых «пожарных троек», узаконенных Постановлением СТО от 23 августа 1921 года.

Параллельно с организационными мерами по укреплению противопожарной службы важно уделять внимание и вопросам сохранения  и подготовки для нее профессиональных кадров.

Создание и расширение сети специализированных пожарных учебных заведений для подготовки профессионалов пожарного дела становилось также одним из важнейших направлений советской государственной политики. В Декрете от 17 апреля 1917 года упоминается и первое пожарное профессиональное учебное заведение России – Курсы пожарных техников в Петрограде, названное в восемнадцатом пункте документа уже Пожарно-техническим училищем. Но военные действия не способствовали реализации в полной мере принимаемых в этом направлении мер.

Стал очевидным факт, что следует нивелировать имеющиеся расхождения в подходах к управлению и не допускать конфронтации. Две Всероссийские конференция профессионального союза работников пожарной охраны, проходившие в октябре 1918 года и в октябре 1919 года, были призваны содействовать распространению и реализацию механизма противопожарного надзора. Но Всероссийский профессиональный союз работников пожарной охраны использовался как альтернатива добровольному пожарному движению.

Особенностью этого периода в пожарном деле было создание не избираемых, а назначаемых сверху чрезвычайных органов власти – губернских, уездных, волостных революционных комитетов, отвечающих за обеспечение пожарной безопасности.

В целом, анализ состояния пожарного дела в период гражданской войны и иностранной интервенции выявил тенденцию к сокращению профессиональной пожарной охраны и сворачиванию добровольного пожарного движения, лишение добровольных пожарных формирований материально-технического обеспечения, минимизации государственной поддержки, значительной потере кадрового состава профессиональных команд и добровольных пожарных дружин.

В настоящее время следует учесть недооценку государством в тот исторический период роли и места добровольных пожарных формирований в борьбе с пожарами в условиях военного времени.

 

Список использованных источников  и литературы

 

  1. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/68669 (дата обращения: 15.06.2022).
  2. МИД Казахстана заявил о необходимости запрета ядерного оружия. URL: https://ria.ru/20220619/oruzhie-1796525205.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 15.06.2022).
  3. Лукин В.Н., Мусиенко Т.В. 1917 год: кризис управления пожарной безопасностью // Сredo-new. 2022. № 2.
  4. Из истории Всероссийской чрезвычайной комиссии 1917-1921гг., сборник документов.М.: Госполитиздат, 1958. 510 с.
  5. Виноградов В.Н., Лукин В.Н., Минина А.П. Губернские добровольные пожарные формирования Российской Империи. Монография / Серия ««Добровольная пожарная охрана: вековые традиции»). Вып. 3. СПб.: СПб. ун-т МЧС России, 2021. 228 с.
  6. Мусиенко Т.В., Лукин В.Н. Курсы пожарных техников: история создания // Сredo-new. 2021. № 4.
  7. Мусиенко Т.В. Добровольная пожарная охрана: Императорское Российское пожарное общество. Монография / Серия «Добровольная пожарная охрана: вековые традиции». СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2021. Вып. 2. 218 с.
  8. Киселёв В.Ф., Щаблов Н.Н., Виноградов В.Н. Пожарная охрана Санкт-Петербурга. СПб. 2012. 651 с.
  9. Пожарное дело. 1919. № 3-5.
  10. Савельев П.С. Пожарные добровольцы России в фотографиях, документах и воспоминаниях / П.С. Савельев, В.И. Малков ; под ред. С.И. Груздя. – М.: Изд. дом ВДПО, 2010. 879 с.
  11. Ильин В.В. История пожарной охраны России: Учебник. / В.В. Ильин, Е.А. Мешалкин. М.: Академия ГПС МЧС России, 2003. 348 с.
  12. Мусиенко Т.В. Из опыта формирования системы управления пожарной безопасностью в первый год Советской власти // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2022. № 2 (38).

 

 

 

Loading