Рогова Анна Михайловна
Санкт-Петербургский государственный университет,
кандидат социологических наук,
старший преподаватель
кафедры Теории и практики социальной работы
E-mail: anna.rogova.spb@yandex.ru
Плавник Валерия Евгеньевна,
Санкт-Петербургский государственный университет,
студентка 3 курса
факультета социологии
по направлению «Социальная работа».
E-mail: st076449@student.spbu.ru
УДК 159.922.7
БУЛЛИНГ В ШКОЛЕ ГЛАЗАМИ ПОДРОСТКОВ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ
Аннотация: В статье рассказывается об отношении к буллингу среди подростков – учащихся школы. Проведенное социологическое исследование выявило взгляды на данную проблему и отношение к мерам профилактики. Большинство учащихся признает проблему буллинга в школе и считает недостаточными меры по его профилактике. Таким образом, актуальным остается вопрос о разработке программ профилактики буллинга и оценки их эффективности.
Ключевые слова: буллинг, виды буллинга, факторы буллинга, профилактика буллинга, специфика буллинга, отношение к буллингу, направления профилактики, проблемы профилактики.
BULLYING AT SCHOOL THROUGH THE EYES OF TEENAGERS AND THE PROBLEMS OF ITS PREVENTION
Abstract: The article describes the attitude to bullying among teenage school students. The conducted sociological research revealed views on this problem and attitude to preventive measures. Most students recognize the problem of bullying at school and consider insufficient measures to prevent it. Thus, the issue of developing bullying prevention programs and evaluating their effectiveness remains relevant.
Keywords: bullying, types of bullying, bowling factors, bullying prevention, bullying specifics, attitude to bullying, prevention directions, prevention problems.
В современной теории социальной работы в рамках экологического и системного подхода ставится вопрос о безопасности социальной среды во всех ее аспектах. Особое внимание уделяется безопасности образовательной среды, в том числе школьной среды, о создании атмосферы, дружественной к подростку, о создании условий для формирования творческой, уверенной в себе личности. Одним из механизмов создания дружественной среды является школьная социальная работа, цель которой не только помощь социально-уязвимым группам детей, но и помощь в самоопределении любому ребенку и подростку. Все мероприятия социально-педагогической работы должны быть направлены на создание комфортной психологической среды в школе. [1]. В связи с этим уделяется внимание изучению школьной среды с позиций социальных рисков (вероятностей их возникновения), которые будут иметь последствия для личности подростка и для школы в целом. Один из таких видов риска – это буллинг, который является предметным полем школьной социальной работы. Большинство исследователей считает, что буллинг – это физическое, психологическое насилие, вербальная или невербальная агрессия со стороны отдельного человека или группы на протяжении длительного времени по отношению к личности, которая не способна защитить себя, с целью запугивания, подчинения [3, 9].
В отличие от обычного конфликта, буллинг имеет следующие черты: 1) предметом для травли чаще всего становится не ситуация, а качества самой личности: внешность, успеваемость, национальность, религия, семейные характеристики (доход и профессия родителей), 2) проявления буллинга бывают прямые (физическая агрессия, обзывания, обидные шутки, угрозы) и косвенные сплетни, направленные на самого подростка, так и на его друзей, оскорбления в социальных сетях, распространение слухов, 3) выделяют вербальную, физическую, психологическую агрессию, а также социальную (бойкот, игнорирование), 4) эпизоды буллинга, как правило, повторяются на протяжении длительного времени и имеют целью причинить вред отдельной личности или запугать ее. [9].
Само понятие буллинг и его виды впервые описаны в зарубежной литературе в книге Дан Олвеус «Буллинг в школе» в 1973 году. В дальнейшем эта проблема вызвала интерес у научного сообщества, начинаются исследования в области его специфики в различных странах мира. Чуть позже в рамках социальной работы выходят различные практические руководства и советы для жертв буллинга[9].
Для российской социальной работы данная тема поднята относительно недавно. Буллинг упоминается в статье Кон И.С в 2006 «Что такое буллинг и как с ним бороться?». В дальнейшем отмечают интерес к этой проблеме и рост публикаций по этой теме.
Проблема буллинга в российских публикациях описана с двух подходов:
- Как социально-культурный феномен, свойственный подростковой среде и школе: виды, причины, условия возникновения, факторы, скорость распространения, среда распространения, социальные последствия для личности и общества. Этой точки зрения придерживались Баева И.А., Кравцова М.М., Нехаева Я.М., Бочавер А.А., Хломов К.Д.
- Как социальное поведение, свойственное отдельным личностям в группе: психологические особенности участников буллинга, содержание социальных ролей, мотивация, способы реагирования на ситуацию. Эта точка зрения раскрыта в работах Глазман О.Л., Обуховой Ю.В., Гурьевой В.О., Петросянц В.Р., Бутенко В.М., Сидоренко О.А.
В традициях российской социологии буллинг изучался в рамках теории малых социальных групп. В рамках этой теории буллинг рассматривался как часть группового процесса для формирования иерархии и поддержания социального порядка группы[8]. В отдельных публикациях с позиций структурно-функционального анализа рассматриваются виды девиантного поведения, свойственные буллингу (конформистское, агрессивное, противоправное).
Анализ российских публикаций позволяет выявить следующие направления исследования буллинга: 1) специфика его проявления (гендерная, возрастная) и виды в школьной среде, критерии оценки 2) психологические особенности участников буллинга 3) специфика школьной среды, ее роль в возникновении буллинга 4) профилактика и ее основные направления 5) поведение жертв и стратегии самозащиты.
В отдельных российских исследованиях выявляются социальные факторы возникновения и проявления буллинга.
Все факторы можно поделить на следующие уровни: макрофакторы (состояние ценностей в стране, в регионе, отношение к буллингу), мезофакторы (факторы места проживания, статус школы, социально-экономические и социально-демографические характеристики семьи учащихся), микрофакторы (отношения в школьном коллективе.
Среди макрофакторов проявления буллинга называют общее состояние ценностей в обществе сегодня (аномия), распространение насилия в СМИ и Интернет среде, толерантное отношение в обществе к различным видам насилия и девиантному поведению[2].
Среди мезофакторов проявления буллинга называют место проживания и семью.
Так, выявлено, что в сельской местности чаще встречается косвенная травля (в 1,5 раза), чем прямая, что можно объяснить силой неформального социального контроля. Кроме того, велика роль социально-демографических характеристик родительской семьи в возникновении травли по отношению к ребенку: имеет значение образование, социальный статус родителей и материальный достаток семьи. Дети из семей с низким доходом и где родители имеют среднее образование чаще подвергаются нападениям, чем дети из семей с высоким достатком и где у родителей высшее образование. Предпосылкой для проявления травли может стать этническая и национальная принадлежность семьи. Кроме того, доверительные отношения в семье позволяют снизить последствия травли для ребенка [4].
Школьная среда, социально-психологический климат в классе является также фактором возникновения буллинга. Исследования показали, что важны социальные отношения между учащимися, наличие согласованных правил поведения, с которыми согласны все обучающиеся. А вот зависимость от типа школы (ООШ, элитная, гимназия) в исследованиях прослеживается слабо[5].
Несмотря на различные подходы к изучению буллинга, большинство исследователей считает, что буллинг – это социально-опасное и социально-нежелательное явление, имеющее незамедлительные и отдаленные последствия для самого подростка и для школьной среды в целом. Буллинг, его профилактика, работа с жертвами буллинга являются направлением социальной работы в школе, что требует развития технологий и подходов к ее решению. Так установлено, что дети, которые подвергаются травле со стороны сверстников, имеют проблемы в школьной успеваемости, больше склонны к суициду, реже участвуют в школьных и классных мероприятиях [7, 8].
В настоящее время, по данным выборочных социологических исследований около 50% школьников сталкиваются с проявлением различного вида агрессии [8]. Это позволяет говорить о распространенности данного явления.
Нас в этом ключе интересуют специфика проявления буллинга в школьной среде, отношение к нему самих школьников как к социальному явлению, их взгляд на профилактические мероприятия.
Для изучения отношения к буллингу нами было проведено исследование среди школьников, целью которого было – выявить отношение учащихся к проблеме буллинга и к мерам его профилактики.
База исследования: исследование на базе 2 общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, 2 школ регионов России (Волгоградская область, Иркутская область), а также предварительный онлайн-опрос среди учащихся средней школы.
Объем выборки: 140 человек, из них 71 человек – 7-8 классы, 20 человек – учащиеся 5-6 классов, 20 человек – учащиеся 9-10 классов, 29 человек – 11 классы. Ошибка выборки составила 8,3%.
Так у школьников есть четкое понимание проблемы буллинга, о чем свидетельствуют ответы на вопрос. В ответах прослеживается понимание, что буллинг включает в себя не только прямую агрессию, но и косвенную (насмешки, задевание) – таблица 1.
Таблица 1 Что вы понимаете под словом “буллинг”? (Можно было выбрать несколько вариантов ответа)
Ответ | Абс | % |
Издевательства над кем-либо | 121
|
(86,4 %) |
Унижение одного из учеников | 107
|
(76,4 %) |
Насмешки в адрес определенного человека | 96 | (68,6 %)
|
Обзывания определенного человека | 87 | (62,1 %)
|
Задевание кого-то | 65
|
(46,4 %) |
Давление на отдельного человека | 65 | (46,4 %)
|
Пинки, удары | 65 | (46,4%)
|
Отношения в коллективе | 17
|
(12,1 %) |
Какое-то модное направление | 8 | (5,7 %)
|
Не знаю | 2 | (1,4 %)
|
Полное или частичное моральное уничтожение одного или нескольких человек в коллективе | 1 | (0,7
07,% |
Основаниями для буллинга (то есть то, что присуще жертве) школьники считают следующие: внешность (72%), национальность (65%), материальное положение (56%), поведение (55%), злость к другими со стороны агрессора (55%), религия -42%, успеваемость 40%. Называют и другие основания: желание поиздеваться, зависть, личное несчастье. Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод, что именно личные качества или поведение, присущие жертве, являются основанием для травли. Это подтверждает наличие буллинга и его оснований в школьном коллективе.
Причинами буллинга школьники придерживаются мнения о желании показать себя лидером 104 (74,3%), желании самоутвердиться 108 (77,1%). Отличие обижаемого от других 62 (44,3%) все же уступает желанию выплеснуть злость 68 (48,6%) в системе вероятных причин травли. Все это сводится к тому, что, в глазах школьника, прежде всего, причина не акцентирована на особенностях жертвы (внешних или внутренних), она сконцентрирована на особенностях агрессора, которые выражаются в злости, лидерстве, самоутверждении за счет других.
При описании источников информации о буллинге ответы распределились следующим образом: Интернет – 65%, узнал на личном опыте – 31%, рассказывали в школе (психолог, учитель, социальный педагог) – 25%, от родителей – 9% (можно было выбрать несколько вариантов). Таким образом, одна треть из опрошенных сталкивались с проявлением травли в школе. Кроме того, получение детьми информации от педагогов позволяет говорить о том, что в образовательной среде проблема буллинга получила признание и принимаются меры для ее профилактики, хоть и не всегда.
В вопросе о проявлениях буллинга важно было узнать, какой его вид все же наиболее популярен и нагляден в школьной среде: прямой или косвенный, социально-психологический или физический, вербальный или невербальный. Оказалось, что в проявлениях буллинга преобладают насмешки 125 (89,3%), оскорбления 117 (83,6%) и передразнивания 75 (53,6%) как вербальный вид, сплетни 86 (61,4%) как косвенный и социально-психологический вид буллинга. Физический буллинг останется, по мнению школьников, самым нераспространенным видом буллинга, но все же в сравнении двух проявлений травли – пинки и бойкот, первое занимает перевес по числу голосов – 45 (32,1%) и 35 (25%) соответственно. Это означает, что школьная среда не исключает физических издевательств, имеющихся в рамках учебного заведения. Следует констатировать, что преобладающим является вербальная агрессии. На наш взгляд, это можно объяснить тем, что физический буллинг несет за собой последствия на уровне закона, поэтому его применяют реже.
Исследователи считают, что микроклимат в классе является важным фактором возникновения буллинга. Необходимо проанализировать систему особенностей школьного климата класса учащихся, которые проходили опрос. «У нас в классе сплетничают о ком-то, распространяют неправду или говорят за спиной» – с учетом того, что в анкетировании принимало участие большое количество классов, мнения оказались различны, но ответы оказались недалеки друг от друга. Например, редко- 47 (33,6%), иногда – 42 (30%), часто – 26 (18,6%), никогда -25 (17,9%). Все же высказавшихся о том, что в их классе никогда не сплетничают и не распространяют неправду, – меньшинство. «У нас в школе смеются над кем-то, плохо отзываются» – большая часть опрошенных выбрала ответ «иногда» 48 (34,3%), в то время как школьников, считающих, что в школе никогда не смеются над кем-то, меньшее количество 21 (15%). «У нас в классе/школе регулярно прячут или портят чьи-то вещи (школьные принадлежности, телефон, одежду …)» – большая часть учащихся выбрала вариант ответа «никогда» 63 (45,3%), что означает низкое влияние в жизни класса физического буллинга. «Редко» ответили 43 учащихся (30,9%), «иногда» – 19 (13,7%), «часто» – 14 (10,1 %). В школах, по большей части, никогда не портят чьи-либо вещи, но все же это не отменяет факт замечания отдельной части опрошенных, считающей, что повреждение имущества, так или иначе, присутствует. Школьный климат, на наш взгляд, является неоднозначным, респонденты доказательно дали понять, что в учебном заведении присутствуют факты психологического и, к сожалению, местами физического буллинга.
Взгляд школьников – часть отношения к феномену, наблюдая за тем, в каких вариациях происходит травля, они невольно становятся свидетелями отдельного вида школьного насилия. Ответы на вопрос: «Наблюдали ли вы буллинг в школе по отношению к другим?». Абсолютное большинство, 110 (78,6%) человек, действительно наблюдали буллинг в школе. 30 ребят (21,4%) все же отрицают наличие травли в школе по отношению к другим. Есть вероятность, что не все наблюдения достоверны, так как многие учащиеся попросту могли не предполагать о том, что случай унижения кого-либо потенциально может являться фактом или же особым проявлением школьного буллинга.
Следующий вопрос был посвящен чувствам этого наблюдения: хотелось уточнить, какие эмоции у учащихся вызывают агрессивные действия в школе. Большая часть опрошенных выбрала чувство жалости 61 (43,6%), а также злости и гнева 52 (37,1%). 34 (24,3%) человека все же ответили, что не сталкивались с этим. Безразличие и подавленность оказались равными вариантами ответов у обучающихся – 19,3%, в то время как чувство вины смогла испытать меньшая часть респондентов – 15 (10,7%).
Полученные данные говорят о том, что отношение к проблеме буллинга пока еще варьирует среди школьников: от полного безразличия до желания помочь и защитить жертву. В нашем исследовании 34 (24,3%) опрошенных пытались встать на защиту жертву, но это не помогло, 33 (23,6%) тоже пытались, и это смогло помочь. 7 человек (5%) пытались встать на защиту жертвы, но в ответ стали задирать их. 29 человек (20,7%) не были в подобной ситуации.
В отношении буллинга нам было интересно выявить, насколько ученики знакомы с его противостоянием, какие возможны варианты поведения в ситуации буллинга. Так, 64 (45,7%) из 140 ответили, что дали бы сдачу. 49 (35%) просто проигнорировали бы, 40 (28,6%) сказали бы родителям, 35 человек (25%) поделились бы с друзьями и столько же нашли бы защиту в более сильных сверстниках, и, вероятнее всего, это их же друзья. Всего лишь 17 (12,1%) смогли бы это просто стерпеть. Один из учеников ответил, что противостоял бы травле избиением. Таким образом, в отношении самозащиты от буллинга у большинства школьников наблюдается активная жизненная позиция.
Рассказать о ситуации буллинга больше половины школьников бы смогли родителям – 89 (63,6%). С друзьями и одноклассниками смогли бы поделиться 64 (45,7%) человек, с классным руководителем – 56 (40%), что говорит о доверии к классному руководителю, и это немаловажно в ситуации травли. 7 (5%) способны сообщить об этом явлении исключительно анонимному специалисту.
Следующий блок вопросов анкеты был посвящен профилактике буллинга и помощи его жертвам. Прежде всего, нас интересовали те социальные ресурсы, которые можно использовать для помощи жертвам и разработки мер профилактики.
Определенное большинство 107 (77%) за то, что буллинг способны остановить сами обучающиеся. 46 (33,1%) – учителя, близко к этому родители – 44 (31,7%), директор (администрация школы) – 42 (30,2%), специалисты (психолог, социальный педагог) – 43 (30,9%), одноклассники – 40 (28,8%). Меньшинство разделило мнение, что правоохранительные органы способны помочь в предотвращении буллинга – 30 (21,6%).
Полученные данные говорят об опоре на собственные силы, а также может свидетельствовать о низком уровне доверия официальным структурам в отличие от специалистов и родителей.
«Организует ли школа что-либо, посвященное теме буллинга?» – этот вопрос важен для анализа ситуации буллинга и тех мероприятий, которые готовит школа для предотвращения этого системного феномена. Так, 55 (40,1%) учеников однозначно ответили «нет», 37 (27%) сказали, что школа организует что-то близкое, но не по теме буллинга. 33 (24,1%) отреагировали, что с ними проводят беседы, 23 (16,8%) непосредственно участвовали в мероприятиях на данную тематику.
По данным других выборочных социологических исследований современная профилактика буллинга носит поверхностный характер, «большинство учителей действуют бессистемно, полагаясь на опыт и ситуацию» [6]. Социальный портрет тех, кто обращается за помощью: зачастую девочки средних классов, тем более, если издевательства продолжаются длительное время. Отмечают, что не всегда воздействие учителя прекращает травлю.
В нашем исследовании большая часть учащихся на вопрос об уверенности в помощи школы справиться с ситуацией буллинга ответила с затруднением: 53 (38,7%). 43 (31,4%) сказали с уверенностью, что школа сможет оказать в этом вопросе поддержку, 41 (29,9%) не уверены в помощи школы. Таким образом, позицию школы можно обозначить так: школа видит и понимает проблему буллинга, но не всегда знает, как действовать в целях его профилактики и как помогать жертвам буллинга.
По данным других исследований, мероприятия по профилактике буллинга проводятся на индивидуальном и групповом уровне. Сюда входят информирование (лекции), моделирование и разбор ситуаций. Актуальным остается вопрос об эффективности этих мероприятий [8].
Таким образом, можно сделать выводы об отношении учащихся к проблеме буллинга и к его профилактике:
1 Школьный буллинг перестал быть скрытым социальным явлением, так как ученики стали гораздо внимательнее к подобным вещам с развитием интернет-площадок, социальных сетей и более открытых обсуждений психологических проблем и травм.
2 Обучающиеся имеют чуткое и глубокое понимание травли, ее различных проявлений, последствий, в том числе, у них есть мысли по поводу противодействия буллингу.
3.Налицо отсутствие системных мер профилактики буллинга, чаще всего это разовые мероприятия. Кроме того, школьники показывают низкий уровень доверия официальным структурам в вопросах профилактики буллинга.
- Разговаривать о явлении буллинга в школе ученики готовы преимущественно лишь с родителями, поэтому дополнительная организация часов для родителей по предотвращению травли в школе кажется нам обязательной.
- Именно институт учебного заведения, а также семья способны помочь учащимся школы узнать о буллинге раньше, чем оно может произойти в рамках класса. Четкие программы и новые направления деятельности, основанные на современных путях коммуникации, способны привлечь внимание обучающихся в отношении данной социальной проблемы.
Литература
1.Баева И.А, Семикин В.В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников //Известия Российского государственного педагогического университета им Герцена 2005 №12 С7-19
2.Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследования и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики 2013. Т. 10. № 3. С. 149–159.
3.Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться?// «Семья и школа», 2006, № 11. с.15-18.,
- Новикова М.А., Реан А.А. Семейные предпосылки вовлеченности ребенка в школьную травлю: влияние психологических и социальных характеристик семьи. Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 4 С 112-120
- Новикова М.А., Реан А.А. Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования// Вопросы образования 2019 №2 С.78-97
- Новикова М.А., Реан А.А., Коновалов И.А. Буллинг в российских школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных особенностей и связи со школьным климатом// Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2021. № 3С.62-90
7.Сластихина О.А., Желонкина Ю.Н, Южакова И.О. Буллинг в школьной среде и его профилактика// Проблемы современного педагогического образования 2019 №64-1 С.358-362
- Соловьев Д.Н Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста//Вестник Евразийской науки 2014 № 3 С.155 -162
- Bullying in school: studets survival guide -2008