Новости проекта «Чудеса России с высоты птичьего полета»

НОВОСТИ ПРОЕКТА «ЧУДЕСА РОССИИ С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА»

 

В прошлом выпуске «Новостей проекта» мы начали обсуждение такого важного явления нашей культурной и социальной жизни как «метавселенная». Это обсуждение предполагалось продолжить в этом выпуске. Но многое резко изменилось в жизни каждого из нас, а также в глобальной ситуации в мире, и приоритеты нужно определять с учетом происходящего.

 

Технологические наработки, которые были ориентированы на решение задач проектов из нашей экосистемы, как уже отмечалось ранее, могут быть использованы и для ответов на другие вызовы.

 

Одним из таких вызовов в нынешней ситуации становится все более вероятный глобальный продовольственный кризис. Он может возникнуть уже в этом году как следствие снижения производства ряда важнейших сельскохозяйственных культур (в первую очередь, зерновых), а также в связи со сбоем в транспортно-логистических цепочках поставок продовольствия в наиболее зависимые от таких внешних поставок страны.

 

Ряд партнеров наших проектов приглашены в Астрахань 26-27 апреля для обсуждения указанных проблем, а также возможностей развития поставок по международному транспортному коридору «Север-Юг», включающему Волгу, Каспий, транспортные коридоры Ирана с выходом в порты на юге страны для доставки продовольствия в страны Азии и Африки.

 

На конференции, посвященной рассмотрению указанных проблем, конечно будут задействованы и правовые, и технологические наработки, поскольку «узкие места» на транспортных коридорах с учетом их международного характера могут возникать по разным причинам. Тему сессии после дискуссий решили сформулировать как «Цифровая экосистема международных транспортных коридоров», исходя как из имеющихся заделов в законодательстве, в первую очередь, по линии ЕАЭС, так и из более глубоких принципов, которые закладываются в основу устойчивого развития МТК.

 

От Евразийской экономической комиссии заявлен доклад “Цифровой логистический пояс континента – экосистема цифровых транспортных коридоров ЕАЭС”. Нужно отметить, что Евразийская экономическая комиссия с самого начала разработки планов цифровой трансформации экономик стран-участниц ЕАЭС выбрала одним из главных приоритетов цифровую трансформацию транспортно-логистической сферы. Это дало возможность сосредоточить значительные усилия на проработке как самих цифровых решений, так и возможностей их внедрения с учетом специфики ситуации в той или другой стране ЕАЭС и сопряженности транспортной инфраструктуры как внутри Союза, так и с внешними партнерами.

 

Позже в России была создана Дирекция международных транспортных коридоров, которая работает над сопряжением десятка МТК. Это большой вызов, и ему соответствует подход формирования экосистемы связанных между собой транспортных коридоров, что переводит постановку задач развития МТК из рассмотрения отдельных транспортных коридоров к рассмотрению их как тесно связанной экосистемы, охватывающей всю территорию страны.

 

Принимающая сторона – Астраханский государственный университет вместе со своими партнерами, а также с участием широкого круга компаний, университетов и других организаций – членов Ассоциации «Афанасий Никитин» в первую очередь сосредоточены на цифровых решениях конкретного международного транспортного коридора «Север-Юг» с локализацией решаемых задач на Нижней Волге и Каспии.

 

Наша общая цель – обсудить на данной Сессии шаги к формированию Цифровой экосистемы МТК, которая должна обеспечить гибкость и оперативность в перестройке всей системы международных транспортных коридоров при существенном изменении таких условий как:

–     параметры взаимодействия внешних участников,

– потребности в транспортно-логистических услугах, связанные с глобальными вызовами (продовольственная безопасность стран Азии и Африки, смещение центров мирового хозяйства с Запада на Восток и другими).

 

При этом должна быть учтена как специфика конкретного МТК «Север-Юг», так и потребность в моделировании сценариев его сопряжения с другими МТК, включая происходящее существенное изменение направленности грузопотоков.

 

Каким образом наработки нашей экосистемы проектов могут послужить решению перечисленных задач? Логика здесь следующая. Цифровизация, конечно, начинается со сбора большого объема данных. При этом их сбор и использование становится работой с «умными данными» только на основе создания моделей, максимально полно отражающих специфику процессов в физическом мире. Первый ряд моделей – это традиционные математические модели. Но как заявляет Астраханский университет, его специалисты уже приступили к разработке имитационных моделей.

 

Этот уровень моделирования обеспечивается за счет участия более широкого круга специалистов, которые привносят в создание имитационных моделей более широкую экспертизу.

 

Следующим уровнем может быть определено создание сценарных моделей для принятия управленческих решений. На этом уровне взаимодействуют не только специалисты, разрабатывающие модели, но и еще более широкий круг тех, кто на основе этих сценарных моделей принимает самые разнообразные решения.

 

Поэтому здесь принципиально важной составляющей моделирования становится трехмерная визуализация как пространства, так и объектов управления, а также происходящих с ними процессов.

 

При этом для максимально продуктивного диалога специалистов разных профилей важно обеспечить визуализацию, максимально приближенную к тому, как реализуются и воспринимаются все обсуждаемые сценарии в физическом мире. И при этом дополнить их возможностью представления максимально полной атрибутивной информации, а также возможностью наглядного показа составляющих тех процессов, в сценарии развития которых на основе параметрических связей могут вноситься необходимые коррективы.

 

Среди задач для такого моделирования разных уровней приоритетными являются связанность транспортных коридоров с возможностью управления ими на основе экосистемных подходов и устойчивость развития каждого МТК.

 

Большим вызовом является также переход к решению не только самих транспортно-логистических задач, но и задач развития того, что сейчас называют «поясами», то есть регионов, через которые проходят, а также которые связывают МТК. Логика при этом довольно очевидная: без развития производств в этих регионах не будет обеспечена грузовая база развиваемой транспортной сети. Но нужно подчеркнуть и другие важные составляющие формирования «поясов развития»: социальную и экологическую.

 

Для охвата всех этих аспектов, конечно, будут максимально задействованы возможности как космической съемки, так и съемки с различных летательных аппаратов. А для создания на их основе контента в части моделирования пространства, объектов и процессов силы не только профессионалов, но и учащихся от школьников до студентов.

 

Конечно, эту работу можно организовать только на основе платформенного подхода  с четкими требованиями к создаваемым моделям, всех участников широкого сообщества разработчиков.

 

 228 total views,  4 views today