Новости проекта «Чудеса России с высоты птичьего полета»

Новости проекта «Чудеса России с высоты птичьего полета»

 

Среди базовых идей, реализованных в проектах “World Heritage from a Bird’s-Eye View” и «Чудеса России с высоты птичьего полета», нужно выделить, как ключевую, идею комплексной визуализации объектов культурного и природного наследия. Визуализация объекта наследия и его окружения строилась на принципах раскрытия через различные способы показа сущностных характеристик, связей с окружением, а также исторического контекста возникновения и формирования того или иного памятника.

 

Важным феноменом, который может быть осмыслен не только в технологическом, но также в социокультурном и научном плане и сопоставлен с заложенными еще в 1992 году в основу развития нашей экосистемы проектов основных подходов к изучению и сохранению памятников наследия человечества, является развитие идей, получивших название «метавселенная».

 

В том же 1992 году слово metaverse придумал фантаст Нил Стивенсон (Neal Stephenson) и использовал в своем романе «Лавина» (Snow Run). Оно означало трехмерную виртуальную реальность, в которой люди могли и работать, и проводить свободное время. Роман популяризировал также слово «аватар», которое было принципиально важно для понимания взаимодействия субъекта с виртуальным окружением. И хотя будущее у Стивенсона описано как антиутопия, идея жизни в виртуальном пространстве с тех пор захватила многих и была существенно переосмыслена, в первую очередь, в художественных произведениях и в компьютерных играх.

 

Именно в последних стала созревать идея, которая принципиально важна и для развития нашей экосистемы проектов. Речь о максимальном вовлечении в наполнение контента, а также развитие технологических составляющих  широкого круга разработчиков. В 2017 году Тим Суини (Tim Sweeney), генеральный директор компании Epic Games, которой была создана игра Fortnite с 350 миллионами пользователей, заявил, что в ее развитии «все, от индивидуального участника до крупного разработчика, должны участвовать на равных условиях». Поскольку в основе концепции игры идея метавселенной, то, по мнению Суини, важно, чтобы метавселенная не контролировалась какой-либо одной корпорацией, а всеми пользователями и разработчиками.

 

В конце июня 2021 года Марк Цукерберг заявил о новой большой инициативе, которую он продумывал несколько лет, это создание Metaverse – «виртуальных пространств, которые вы можете создавать и исследовать вместе с другими людьми, находящимися не в том же физическом пространстве, что и вы».

 

Венчурный инвестор Мэттью Болл (Matthew Ball) опубликовал ряд работ, в том числе в январе 2020 года работу «Метавселенная: что это такое, где ее найти и кто ее построит» (https://www.matthewball.vc/all/metaversenftauction), в которой назвал 7 основных принципов метавселенной. Она должна:

  1. Быть постоянной. Никаких пауз или перезагрузок — это имманентный, бесконечный мир.
  2. Существовать синхронно для всех и в реальном времени.
  3. Не иметь ограничений на количество пользователей.
  4. Иметь полностью работающую внутреннюю экономику. Люди могут не только тратить в ней деньги, но и зарабатывать, открывать свой бизнес, инвестировать и продавать.
  5. Связывать воедино реальную жизнь и виртуальную. Это не столько отдельный от настоящего мир, сколько его дополнение.
  6. Предоставить пользователям «беспрецедентную совместимость» данных. Чтобы, если вы купили одежду для своего аватара в Fortnite, вы могли использовать ее в любой другой игре или приложении.
  7. Быть открытой для любых авторов и контент-мейкеров, которые могут создавать собственные «экспириенсы» внутри метавселенной.

 

Как говорит Цукерберг (https://www.theverge.com/22588022/mark-zuckerberg-facebook-ceo-metaverse-interview), «прелесть метавселенной не в том, что люди начнут активнее взаимодействовать с интернетом — многие и сегодня проводят в сети большую часть времени. Но само взаимодействие станет более органичным. В том смысле, что люди больше не будут смотреть на плоские маленькие экраны — виртуальное пространство станет объемным и осязаемым…Компании еще в период пандемии начали активно экспериментировать с дистанционной работой, но с созданием глобального виртуального пространства проблема вовсе исчезнет. Люди смогут посещать офис из любой точки света с помощью очков виртуальной или дополненной реальности».

 

Подчеркнем то, что является общим принципом в развитии идеи метавселенной, как она представлена упомянутыми авторами, и проектов нашей экосистемы: ценность проектов возрастает от количества вовлеченных пользователей. В нашем случае это реализация  исходной идеи, социальной направленности наших проектов. Для метавселенной – это основа получения социального, а с определенного момента и экономического эффекта.

 

Комплексность визуализации, а в дальнейшем и развитие всех форм иммерсивности – также общие технологические   подходы для решения поставленных задач: создать новые возможности взаимодействия людей между собой и их взаимодействия с окружающим миром, в частности с миром наследия человечества.

 

Но есть и важные различия, о которых расскажем в следующем выпуске «Новостей проекта».

 350 total views,  2 views today