Королёв Андрей Дмитриевич. ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ КАК НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Королёв Андрей Дмитриевич

Института философии РАН (Москва)

кандидат философских наук,

старший научный сотрудник

Korolev Andrey Dmitrievich

Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences (Moscow)

PhD in Philosophy, Senior Research Fellow,

E-mail: korolev7772008@yandex.ru

УДК – 796.912

 

ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ КАК НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация: На примере чемпионата мира 2021 по фигурному катанию в Стокгольме показан социальный эксперимент, подготавливающий нас к безропотному восприятию новой реальности. Показана принципиальная разница между чемпионатом России 2021 года и чемпионатом мира 2021 по фигурному катанию, которая делает несостоятельной так называемую «медицинскую» аргументацию вводимых против коронавируса ограничений.

Ключевые слова: фигурное катание, чемпионат России, чемпионат мира, коронавирус, новая реальность.

THE WORLD FIGURE SKATING CHAMPIONSHIPS AS A NEW REALITY

Abstract: The example of the 2021 World Figure Skating Championships in Stockholm shows a social experiment that prepares us for a resigned perception of a new reality. The fundamental difference between the 2021 Russian Championship and the 2021 World Figure Skating Championships is shown, which makes the so-called “medical” argument of the restrictions imposed against the coronavirus untenable.

Key words: figure skating, Russian Championship, World Championship, coronavirus, new reality.

 

С 24 по 28 марта этого года впервые после декабря 2019 г. в Стокгольме собралась вся мировая элита фигурного катания. За этот год и два месяца отменили двадцать два международных соревнования по фигурному катанию, в том числе юбилейный 110-й чемпионат мира 2020 года, который должен был пройти с 16 по 22 марта прошлого года в канадском городе Монреаль. Правительство провинции Квебек отменило чемпионат мира именно 11 марта 2020 года, в тот день, когда Всемирная организация здравоохранения разослало письмо об опасности коронавируса. Удивительное совпадение. Если считать минуты, то интересно знать, какое событие произошло раньше: получение письма ВОЗ или отмена чемпионата мира по фигурному катанию. В этом сезоне отменили чемпионат Европы, который должен был пройти с 25 по 31 января в хорватской столице Загреб.

Несколько месяцев ледовые дворцы планеты были закрыты, фигуристы удалённо тренировались на полу, ведя переговоры с тренерами и хореографами по zoom и skype. Например, солист Мариинского театра, балетмейстер Юрий Александрович Смекалов поставил произвольную программу Елизаветы Туктамышевой, работая с ней дистанционно. Главный хореограф команды Алексея Николаевича Мишина, мастер спорта СССР, заслуженный тренер России Татьяна Николаевна Прокофьева два месяца работала с фигуристами дистанционно, внимательно следя за тем, чтобы подопечные, сидя дома, не набирали вес.

Двадцатого марта из Москвы в Стокгольм вылетели пятьдесят пять человек специальным чартерным рейсом. Среди них были все 17 фигуристов, их тренеры, члены персонала, официальные лица, комментаторы и журналисты Первого канала телевидения. Другим способом попасть в закрытую для посторонних зону арены «Глобен» было невозможно. По правилам Международного союза конькобежцев, каждого участника чемпионата мира мог сопровождать только один тренер. Сергей Розанов, например, отправился в Стокгольм в качестве наставника одиночника Владимира Литвинцева, представляющего Азербайджан. У тренеров наших танцевальных дуэтов проблем с квотой также не было, так как они, помимо российских фигуристов, тренируют венгерский, испанский и украинский дуэты. Все пассажиры чартерного рейса после прибытия в Стокгольм сидели на карантине, когда им под дверь номера бросали пакет с едой и тут же убегали как от прокажённых. Кстати, в лепрозории под Сергиевым Посадом ни один медицинский работник не заболел за все 50 лет существования лепрозория. Спортсмены были изолированы не только от зрителей, но и от журналистов, которых также тщательно проверили на «коронавирус».

Больше всех пострадала Александра Трусова. Ей запретили взять с собой в Швецию личного тренера Дмитрия Михайлова и любимую собачку. Дело в том, что каждый спортсмен имел право взять с собой только одно сопровождающее лицо. Вместо тренера Трусовой поехал Евгений Плющенко. Зато Аню Щербакову сопровождала команда из трёх человек: Этери Георгиевна Тутберидзе, Даниил Маркович Глейхенгауз и Сергей Викторович Дудаков. Кроме чемпионки России Анны Щербаковой они сопровождали выступающего за Грузию Мориса Квителашвили. Как произошло это чудо (три человека вместо двух), до сих пор никто не знает. Группа Алексея Мишина не стала выбирать максимальную квоту. Вместе с Елизаветой Туктамышевой, Михаилом Колядой и Евгением Семененко в Швецию отправились сам Алексей Николаевич и хореограф Татьяна Николаевна Прокофьева.

Конечно, Международный союз конькобежцев никогда не слышал о том, что каждого фигуриста готовит к выступлению не один тренер, а целая команда профессионалов: хореограф-постановщик (для всех видов фигурного катания), врач, массажист, тренер по акробатике, постановщик танцев (танцы на льду), постановщик музыкального сопровождения и т.д. Есть ещё родители, родные братья и сёстры, друзья и спонсоры, которые оплачивали лёд, тренировки, костюмы, дорогие коньки, подбор музыки и т.п. Одно сопровождающее лицо и точка. Это приказ. Я, например, не могу понять, как массажист может заразить спортсмена, если он дотрагивался до фигуриста каждый день подряд задолго до соревнования. Таким образом, требование «один спортсмен – одно сопровождающее лицо» было направлено на то, чтобы поссорить друг с другом членов единой команды.

Ильи Авербуха не было в этом самолёте, он чудом прорвался через шведскую границу. Шведские пограничники были уверены, что никакой чемпионат мира по фигурному катанию в Швеции не проходит, а Илья Авербух не является чемпионом мира и Европы, он специально прилетел в Швецию, чтобы заразить напуганных шведов модной болезнью. Пришлось Илье делать ряд фигур прямо перед пограничниками. Только после того, как он сделал «Ёлочку», его пропустили. К сожалению, это не первоапрельская шутка.

Перед чемпионатом мира коронавирусом переболели Виктория Синицина, Иван Букин, Елизавета Туктамышева, Александр Галлямов. Это не помешало им достойно выступить на соревнованиях. Переболел коронавирусом и сам Алексей Николаевич Мишин, которому 8 марта этого года исполнилось 80 лет (не 65, с которого начинаются особо жёсткие ограничения). Спортсмены мирового уровня легко простужаются, так как все свои силы отдают на достижение высоких результатов, сил организма на борьбу с заразой просто не остаётся. Так было задолго до коронавируса.

Каждый, кто в Стокгольме попал под «колпак» (журналисты назвали этот колпак «пузырём») Международного союза конькобежцев (International Skating Union, ISU), испытал невероятное количество унижений, неизвестных даже сидящим в тюрьме уголовникам. Не помогли отрицательные ПЦР-тесты на коронавирус, которые имели абсолютно все, кто находился под «колпаком», постоянное измерение температуры, наличие в крови антител на коронавирус, запрет на выход в город – всё это оказалось пустым звуком для одной из старейших в мире международных спортивных организаций. ISU разом уничтожил те традиции, которые сам создавал более 120 лет. Весь турнир нельзя было выходить из отдельных номеров, где жили фигуристы и все задействованные лица. Можно было перемещаться только на тренировочный каток и во дворец спорта «Глобен», где прошли соревнования.

Было запрещено награждение спортсменов (они награждали сами себя), спортсменам запретили поздравлять друг друга во время награждения (для этого три тумбы медалистов стояли на социальном расстоянии друг от друга), во время объявления оценок тренер находился от фигуриста на том же социальном расстоянии, не мог обнять своего питомца. Фигуристам не давали отдышаться после проката, фигурист сразу надевал на лицо маску. Причём, было строжайше запрещено кому-либо дотрагиваться до этой маски, кроме самого спортсмена. Было запрещено передавать чехлы для коньков и тренировочные куртки, поэтому каждый спортсмен все дни соревнований ходил со специальной коробкой, в которой лежали чехлы и маски. До этой коробки никто не имел права дотронуться. Также всем было запрещено дотрагиваться до бортиков. Царило тотальное недоверие ко всем и каждому в отдельности. Контролёры стояли на каждом шагу. Пресс-конференции проходили виртуально. В уголке слёз и поцелуев («kiss and cry») плакать разрешили, а целоваться нет. Это слишком опасно для тех, кого тысячу раз проверили и кто не имел ни малейших признаков модного заболевания. Зачем нужны все эти меры безопасности? Кто боялся, тот не приехал, как это сделали чемпионы Европы в парном катании Ванесса Джеймс и Морган Сипре (Франция). Я считаю, что целью данного социального эксперимента в Стокгольме было добиться от людей согласия безропотно выполнять любые абсурдные требования. Мы прошли своеобразное тестирование порога нашего восприятия. Экспериментаторы исследовали, до какой степени можно издеваться над человеком, чтобы он согласился терпеть эти издевательства. В этом суть новой реальности – во что бы то ни стало добиваться нашего согласия на абсурд, который в будущем будет парализовать нашу волю.

В России перед чемпионатом мира прошли соревнования в Казани и Челябинске. Зрители на этих соревнованиях присутствовали. В Стокгольме соревнования и даже показательные выступления проходили без зрителей. Показывать своё мастерство живым зрителям было строжайше запрещено, само название «показательные» полностью теряло свой смысл. Советую в следующий раз называть такие выступления по-другому. Один раз ISU всё-таки «прокололся», он забыл написать инструкцию, как вести себя последние три минуты показательных выступлений, когда все спортсмены выходят на лёд одновременно. Лишь единицы, наиболее отчаянно смелые фигуристы сорвали с себя маски и бросили их под ноги международных чиновников, которые, как огня, боялись подойти к лучшим спортсменам планеты. Это были наши спортсмены. Подавляющее большинство фигуристов даже последние три минуты показательных выступлений были в масках, показывая современный вариант Стокгольмского синдрома. В Челябинске в конце показательных выступлений, когда все участники вышли на лёд, ни один фигурист не догадался надеть маску. Какой кошмар! Никакой социальной ответственности перед товарищами по команде.

Очень важно сравнить чемпионат России 2021 по фигурному катанию в Челябинске и чемпионат мира 2021 по фигурному катанию в Стокгольме. То, что в Стокгольме было запрещено, в Челябинске было разрешено: зрители, награждение, тумбы во время награждения стояли рядом, тренер имел право передать фигуристу куртку и чехлы, фигурист имел право дышать после выступления без маски, можно было дотрагиваться до бортиков, во время ожидания оценок тренер обнимал фигуриста, а не находился от него на расстоянии 2 метра; в уголке слёз и поцелуев разрешили не только плакать, но и целовать. Легендарный Александр Георгиевич Горшков, не надев маску, вручал победителям цветы и при этом не упал в обморок от страха. А ведь ему уже 74 года, а не 65. Что же произошло с человечеством за три месяца с декабря по март? Что будет дальше, если эту тенденцию экстраполировать? В Стокгольме всему миру показали социальный эксперимент. При этом никто не давал письменное согласие на участие в этом эксперименте. Далее, каждый из нас имеет право на второе мнение. Опубликуйте фамилии тех врачей, кто придумал драконовские меры в Стокгольме, и пусть челябинские врачи выскажут своё мнение, насколько оправданы меры в Стокгольме. После этого каждый фигурист и каждый зритель имеют право подавать в суд на ISU за нанесение ему морального ущерба.

В московском Дворце спорта «Мегаспорт» 6 апреля прошло шоу Team Tutberidze «Чемпионы на льду». Ограничения, введённые в Стокгольме, полностью игнорировались, а фигуристы в интервью Первому каналу телевидения с энтузиазмом подчёркивали важность присутствия зрителей. «Это ни с чем не сравнить», – сказал Иван Букин о зрительской поддержке. Перед командным первенством мира в середине апреля в японском городе Осака фигуристов перестали жалеть? Не думаю. Просто возобладал здравый смысл.

17 апреля 2021 года сборная России по фигурному катанию впервые в истории победила на командном чемпионате мира. Турнир впервые прошёл в Японии в 2009 году, до 2021 года победителями становились только команды из США и Японии. Турнир проходит раз в два года и не подчиняется санкциям WADA, поэтому звучал наш гимн и поднимался наш флаг. Подавляющее число санитарных ограничений Стокгольма отсутствовало в Осаке, зрители были, спортсменам можно было передавать чехлы для коньков и т.д. К очень большому сожалению, награждение спортсменов по-прежнему было запрещено. Спортсмены награждали сами себя. Для нас интересны последние три минуты показательных выступлений, когда все фигуристы выходят на лёд. Повторилось то, что было в Швеции. В Японии в конце показательных выступлений только шесть фигуристов были без масок, все шесть из России: Анна Щербакова, Елизавета Туктамышева, Анастасия Мишина, Александр Галлямов, Михаил Коляда и Евгений Семененко. Может быть, я не прав, но для меня это символизирует то, что мы никогда не станем рабами.

 

Справка 1. Из 12 медалей чемпионата мира в Стокгольме ровно половину получили российские фигуристы. Чемпионами мира стали Анна Щербакова, Анастасия Мишина и Александр Галлямов (пары), Виктория Синицина и Никита Кацалапов (танцы на льду). «Серебро» получила Елизавета Туктамышева, которую по праву называют Императрицей. Третье место заняли Александра Трусова; Александра Бойкова и Дмитрий Козловский (пары). Российские фигуристы выступали без гимна, флага, герба и любой другой национальной символики. Вместо гимна России прозвучал фрагмент из концерта для фортепиано с оркестром № 1 Петра Чайковского.

Справка 2. В последний день соревнований на сайте Первого канала показали документальный фильм «Ледовые страсти Алексея Мишина», где были фрагменты нынешнего чемпионата мира. Фильм монтировали ночью, очень оперативная работа. Режиссёр фильма Олег Шиловский. Автор фильма Алексей Васильев. В фильме показаны ученики Алексея Мишина Елизавета Туктамышева, Михаил Коляда, Софья Самодурова, Евгений Плющенко, Алексей Ягудин, Алексей Урманов и коллеги Алексея Мишина Тамара Москвина, Татьяна Тарасова, Татьяна Прокофьева.

 

Королёв Андрей Дмитриевич, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН (Москва). Адрес: 109240, Москва, ул. Гончарная 12, стр. 1, Институт философии РАН, комн. 613/1. Тел. 8(495) 609-90-76.

E-mail: korolev7772008@yandex.ru

 

Loading