Одинцова Ольга Николаевна,
Институт Водного Транспорта им. Седова,
доцент, кандидат философских наук.
E-mail: olgaodintsova08@yandex.ru
Odintsova Olga Nikolaevna,
Institute of Water Transport to them. Sedova,
professor, Candidate of philosophical Sciences.
E-mail: olgaodintsova08@yandex.ru
УДК — 130.122
Интегральный подход к решению проблемы повышения адаптационных возможностей человека: психотерапия, философия бхакти-йоги и хатха- йога
Аннотация. Статья посвящена теме повышения адаптационных возможностей человека с помощью интеграции методов психотерапии и йоги. Предполагается, что подход, интегрирующий методы работы с телом, психологией и некоторые философские принципы, является эффективным в целях повышения качества жизни и адаптационных возможностей человека. В статье изложено понимание процессов, происходящих в ходе процессуальной психотерапии, хатха-йоги и бхакти-йоги, а также возможностей для интеграции подобных направлений.
Ключевые слова: интегральный подход, психотерапия, хатха-йога, бхакти-йога, повышение адаптационных возможностей человека, личная эффективность.
Integral approach to solving the problem of increasing human adaptive capacity: psychotherapy, philosophy of bhakti-yoga and Hatha yoga
Abstract. The article is devoted to the topic of increasing the adaptive capacity of a person through the integration of methods of psychotherapy and yoga. It is assumed that an approach that integrates methods of working with the body, psychology and some philosophical principles is effective in order to improve the quality of life and adaptive capabilities. The article presents an understanding of the processes occurring in the course of procedural psychotherapy, Hatha yoga and bhakti yoga, as well as opportunities for the integration of such areas.
Key words: integral approach, psychotherapy, Hatha yoga, bhakti yoga, increase of adaptive possibilities of the person, personal efficiency.
Для современного человека мир не перестает быть источником постоянных вызовов: ускорение темпов развития общества, лавина информации, рост конкуренции, и неопределенность и нестабильность внешней среды и пр. все заметнее вызывают к жизни потребность в повышении возможностей эффективно решать рабочие и личные задачи, справляться со стрессом, быстро адаптироваться к изменениям, жить в состоянии гармонии.
Существует множество направлений работы с человеком по преодолению тех или иных его физических, эмоциональных и прочих проблем, достижению более высокого качества жизни. Поэтому, чтобы не запутаться среди всего многообразия, была намечена цель: сформировать некое общее понимание этого процесса, своего рода карту. Данная статья представляет собой обобщение многолетнего личного опыта и вывод на данный момент о том, что происходит с человеком в процессе процессуальной психотерапии, в процессе занятий хатха и бхакти – йогой. Под процессуальной психотерапией понимаются все направления психотерапии, которые направлены на осознавание и трансформацию деструктивных «теневых» частей психики, (ранние детские убеждения, решения, неэффективные паттерны поведения, разрушительные переживания и пр.). Под хатха-йогой подразумевается систематическая практика физических упражнений, целью которых является «чита вритти ниродха»[1] — успокоение ума и достижение психофизического баланса, гармонии, хорошего самочувствия. Под бхакти-йогой понимается традиция философии и практика служения и любви человека как части мироздания этому мирозданию как живому одухотворенному целому, которое можно называть Богом, Творцом, Вселенной, Космосом и т.п. Рассмотрим специфику каждого из этих путей.
Психотерапия, начав свое движение в начале двадцатого века с Фрейда, претерпела множество изменений, но общее сохранилось в том, что человек в ней занимается осознаванием и трансформацией бессознательных «помех» своей жизни, внутренних конфликтов. Этот путь Юнг назвал индивидуаций, развитием индивидуальности, который одновременно и рост самоосознавания. Этот процесс «снизу-вверх» характерен для большинства направлений психотерапии. И его особенность в том, что это «вверх» не имеет окончательной цели, человек всегда остается устремленным и к чему-то большему. И в этом видится недостаток этого пути: сколько бы человек не трансформировал свою личность и свою жизнь, он всегда будет в чем-то неудовлетворен. Но главный плюс этой работы в том, что преобразуется существующее психоэмоциональное состояние, исцеляются те или иные психологические нарушения, травмы, разрешаются внутриличностные и межличностные конфликты. Таким образом, в психотерапии работа проводится на уровне внутриличностных и межличностных отношений.
Философский же подход предполагает более широкий контекст: отношения человека и мира в целом.[2] И суть философии бхакти- йоги состоит в том, что человек вне зависимости от обстоятельств и психоэмоционального состояния направляет свое внимание и любовь к некоему высшему началу (Богу, Творцу, Вселенной, Космосу, Миру и т. п.) и смотрит на это как на личные отношения. С этой позиции само его существование предстает как дар, а он сам как часть некоего целого, отношения с которым – это диалог «Я» и «Ты». Эти отношения не зависят от внешних обстоятельств, человек обретает непривязанность к конкретным и частным проявлениям мира. Его внутреннее состояние стабилизируется, затем стабилизируются эмоции, отношения с окружающими и вся жизнь человека, непрерывно следующего этим путем «сверху вниз», постепенно меняется в лучшую сторону, его способность адаптироваться к переменам существенно возрастает. Например, современный отечественный исследователь С. Н. Лазарев, подробно излагает нюансы и большой опыт людей работы над собой в этом направлении. Плюсом этого пути является, во-первых, возможность самостоятельной практики, во-вторых, простота и ясность, в-третьих, быстрый эффект – улучшение внутреннего состояния. Минусы: необходим предшествующий личный опыт, который обеспечивал бы понимание слов, поскольку для многих слова о любви к Богу не несут никакого переживания и тогда возможны искажения в понимании или непонимание в принципе. Минусом здесь также является и то, что многие практикующие этот путь часто игнорирует негативные или нежелательные переживания, стремятся дистанцироваться от них. Например, в христианской традиции, которая, по сути, также является традицией любви к Богу, уныние объявляется «грехом», то есть унывать нельзя. Но в унынии может быть неосознаваемая важная причина: оно может быть знаком, на который стоит обратить внимание – о необходимости что-то конкретное изменить или прожить некогда подавленное чувство. То есть, отметая негативное, человек может оказаться в ситуации, когда стремясь любить Бога, он обнаружит, что любви нет, потому что она спрятана в этих самых негативных чувствах, и он пытается ее выдавить из себя, но связь с эмоциями и переживаниями утрачена.
Хатха-йога получает все большую популярность и хотелось бы рассмотреть ее как разновидность современной практики, которую может использовать человек для улучшения своего самочувствия и повышения адаптационных возможностей. Специфической особенностью йоги, в отличие, например от фитнеса и т.п. является работа с вниманием и цели. Смысл занятий йогой состоит в том, что в ней физическая тренировка – это средство сосредоточить внимание, отвлечься от повседневных проблем, через напряжение и расслабление различных частей тела достичь релаксации, исцеляющей тело, психику и всю личность. Пребывание в настоящем моменте наполняет человека энергией, которая не тратится на обдумывание будущего или прошлого. Поэтому после занятий йогой, если оно прошло правильно, происходит прилив сил.
Если обратиться к первоисточникам, то йога определяется как единение со своей истинной природой посредством «подчинения неконтролируемой работы ума» [3]. Хатха-йога использует для этого, в первую очередь, определенные физические и дыхательные упражнения. Предполагается, что по мере регулярной практики, негативные эмоции, состояния, физические недуги отступают и во многом это так и происходит. Но в современной действительности часто даже после многих лет занятий йогой глубокие конфликты не всегда могут быть осознаны, а глубокие травмы исцелены. Возможно, существующий уровень преподавания йоги преследует менее масштабные цели и глубину. Поэтому практика йоги или другой подобной психо-физической практики (цигун, куксондо и пр.) видится не как универсальный ключ к решению проблем самочувствия, а как один из инструментов, который можно применять в комбинации с другими. Его минусом является то, что он слабо работает с когнитивными «теневыми» аспектами, с которыми хорошо справляется психотерапия. Плюс в том, эта практика дает энергию и физический тонус, здоровье, ее возможно проводить самостоятельно.
Таким образом, можно сказать, что разные направления практик уделяют внимание разным аспектам человека: психотерапия – трансформирует теневые стороны личности, выявляя неосознаваемые негативные программы, философия бхакти –йоги «включает» человека в целостность мира, «открывает» его для ней, стабилизирует эмоции, позволяет легче адаптироваться к изменениям и неопределенности, то есть работает с самыми глубокими «фоновыми» чувствами, мощно влияя на все остальные. Хатха — йога работает в первую очередь с психофизическим состоянием, укрепляет тело, успокаивает ум, снижает тревожность. Таким образом, целостный подход к адаптации и развитию человека может интегрировать разные направления западных и восточных практик. Интегральный подход видится мне как наиболее перспективный в том смысле, что затрагивает комплексно разные аспекты человеческого существа. Но объединение возможно только на единой философской основе — своего рода карте, модели ( см.рисунок 1).
Тело и телесные функции представляют собой физическое Я. Психологическое Я формируется в социуме и, по сути, представляет собой управляющую структуру: управляющее начало условно называемое «внутренний родитель» и чувствующее начало, условно называемое «внутренний ребенок» – потребности, желания, инстинкты. Если социализация прошла успешно, то в структуре личности формируется эффективный «внутренний родитель», способный с одной стороны заботиться об удовлетворении потребностей «внутреннего ребенка», его творческих проявлении в мире, с другой ставить где нужно рамки для его спонтанных проявлений и реакций, чтобы жить в социуме. Если нет, то возникают те или иные внутренние конфликты, неврозы и т.п. И суть психологической работы заключается в том, чтобы наладить успешное взаимодействие между управляющим и чувствующим началом.
Патанджали, — основатель йоги, говорит о том, что подлинная свобода возможна только если выйти за рамки психологического и установить контакт с Высшим или духовным Я. Термин «духовное» сейчас имеет множество смыслов и ассоциаций, поэтому я часто использую как синоним термин трансперсональное «Я», так как оно выходит за рамки персонального, психологического «эго» и его ключевые характеристики – необусловленность или свобода, творчество, переживание общности с миром и другими людьми. Духовные лидеры – это люди с пробужденным трансперсональным «Я», делятся своим видением реальности со своего уровня и помогают тем самым другим также пробудить его. Например, пробужденные мастера адвайты через личное общение, книги, аудио и видео пытаются помогать другим людям выйти на этот уровень существования, на котором реальны свобода, любовь, счастье. Философы — экзистенциалисты также пыталась описать его и помочь людям жить в нем.
На сегодняшний день человечеством накоплено огромное количество методик, стратегий, то есть опыта, позволяющего увеличивать адаптационные возможности. Разные специалисты сейчас пытаются выработать общий подход, интегрирующий этот опыт. Например, интегральный подход К. Уилбера, интегративная психология В. Козлова, система управления здоровьем Д. Шаменкова и др. Актуальность таких разработок обусловлена потребностью многих людей, которые в силу тех или иных причин занимаются повышением своих адаптационных возможностей, в некой карте или схеме, позволяющей использовать наработки разных школ непротиворечивым, синергетическим образом. Поскольку зачастую развитие происходит одностороннее: или телесное (фитнес, спорт), или психологическое (психотерапия), или социальное (социальные тренинги) или духовное (участие в религиозных духовных сообществах, вера в Бога, медитация и др.). Возникает объективная необходимость искать комплексный подход, опирающийся на ясное, современное понимание устройства человека.
Также при интеграции разных направлений важно учитывать не только объединение эффекта, но и возможные конфликты, а также нюансы их разрешения, если оно возможно. Например, если человек, идущий по пути личностной трансформации, занимается психотерапией, то есть трансформацией «снизу-вверх» обращается еще и к духовному мастеру, принцип которого – трансформация « сверху-вниз», то здесь возможен конфликт. Психотерапия основана на принципах работы с тем, что есть, клиенту ничего не советуют, а только помогают «распутать» переживания, решить внутренние конфликты. В то время как духовный мастер помогает перейти с персонального уровня на трансперсональный, то есть ощутить более глубокий слой своего существования и посредством этого обрести новые ресурсы для решения своих задач. При этом важно отсутствие разрыва между персональным и трансперсональным пластами существования, чтобы не возникла ситуация раздвоенности. Человек, например, с одной стороны придерживается неких духовных принципов поведения, выполняет практики, но при этом с другой, — подавляет свои естественные чувства и старается не замечать внутренние конфликты. Отсутствие разрыва возможно, только если такой духовный мастер понимает и уважает психологический уровень существования человека и ограничивается помощью в пробуждении нового, чтобы у человека появился новый ресурс, новое, более широкое видение мира, переживание себя в нем, своей связи с миром в целом. Но если он начинает обесценивать чувства людей, которым помогает, говоря что-то типа «это все ум» или «отбрось гнев», то это может внести только новый разлад в их жизни. То же касается и психологов: эффективность психотерапии существенно возрастает, если у клиента «просыпается» сфера трансперсонального. Поэтому препятствием будет, например, обесценивание духовного опыта или наоборот, некритическое внесение элементов духовного наставничества в психотерапию.
Если говорить о вопросе с практической точки зрения, то для эффективного повышения адаптационных возможностей человека важно задействовать многоуровневый или интегральный подход на уровне его физиологии, психологии и сферы трансперсональных переживаний. Если на первом уровне необходима физическая тренировка, на втором трансформация негативных неосознаваемых частей личности и эмоций и укрепление эго, то на третьем – пробуждение «духовной природы», «света души», выход за пределы эго к состоянию «Я есть» в терминологии адвайты или состоянию бытия в терминах экзистенциальной философии. Важно конечно учитывать возраст, запрос и особенности конкретного человека, чтобы понять стратегию его возможного развития, а также, в случае более узкого специалиста (психолога, экзистенциального философа, тренера йоги или других психофизических практик) – место своей работы в возможной интегральной программе.
У человека, как мне кажется, должен быть выбор: ограничиться только одним видом практики и одной сферой: например психотерапией или подключить к этому что-то еще, но все это должно дополнять и усиливать друг друга. Поскольку часто разные методы находятся в отношениях конкуренции не только во внешнем социально-экономическом пространстве, но и во внутриличностном. Не хватает понимания общего корня и внутреннего единства всех направлений, изучающих и развивающих человека «включая не только психологические школы, но и мировые религии, различные духовные традиции, философские и психотерапевтические…».[4] Интегральный подход, таким образом, предполагает не сколько обязательное соединение нескольких направлений, сколько понимание четких границ того или другого способа работы с телом, психологией человека или сферой трансперсонального. Поэтому можно говорить о том, что традиция бхакти интегрируется с психологией и вообще не разрушает человека, тогда, когда он осознает ценность своих индивидуальных психологических переживаний, заботится о них, не обесценивает и не подавляет. На практике среди последователей часто можно встретить обратное. А также важна правильная расстановка приоритетов: как психологическая или индивидуальная единица человек заботится о себя, в то же время на трансперсональном уровне он – часть мира, клетка организма, интересы которого в целом важнее его собственных. Интеграция этих уровней, тонкая калибровка между разными «этажами» существования человека видится как наиболее эффективный способ повышения адаптационных возможностей и актуальная задача дальнейших исследований.
Список литературы:
- Йога-сутра Патанджали. Комментарии — Минск: Изд-во «Ведантамала», 2006 г.
- Кришнамачарья К. Э. Уроки по йоге Патанджали. –М, 2005., с 215.
- Козлов В. В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности. — М.: Психотерапия, 2007.
- Одинцова О. Н. Философия как ресурс человека: его специфика, потенциал и границы. Философия и психология//Теоретический журнал Credo new, 2017,№4, с70-91.
[1] Йога-сутра Патанджали. Комментарии — Минск: Изд-во «Ведантамала», 2006 г., 388 стр.
[2] Одинцова О. Н. Философия как ресурс человека: его специфика, потенциал и границы. Философия и психология//Теоретический журнал Credo new, 2017,№4, с70-91
[3] Кришнамачарья К. Э. Уроки по йоге Патанджали. –М, 2005., с 215
[4] Козлов В. В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности. — М.: Психотерапия, 2007.