Новости проекта «Чудеса России с высоты птичьего полета»

 

Новости проекта «Чудеса России с высоты птичьего полета»

Поскольку предыдущие Новости получились очень «техническими», то в начале этого выпуска хотелось бы вспомнить об очень красивом проекте, который дает повод окунуться в природную стихию и ощущение полета передает через показ реального полета птиц.

Речь о замечательном фильме Жака Перрена  «Le Peuple migrateur» (2001 год). Из всех переводов названия, как представляется,  точнее всего отражает смысл версия «Птицы-кочевники».

Фильм передает ощущение полета и дает тот самый взгляд «с высоты птичьего полета». При этом очень важно, что человек воспринимает все, что видит, переживая все сложности тысячекилометровых перелетов, которые совершают стаи птиц. Это достигается специальными приемами, вызывающими глубокое эмоциональное погружение в жизнь птиц, в их тревоги и заботы. Фильм воодушевляет свободой полета!

Как писал Жак Перрен: «Привязанные к земле, видя летящих птиц в небе, мы принялись за съёмки. Мы должны были подняться выше, к птицам, на расстояние предельной досягаемости. Как мы могли это осуществить? Человек мечтал о полетах с птицами с начала времён. Можно ли представить себя среди первых, превративших мечту в реальность? Я всегда буду хранить в памяти тот момент, когда нам это удалось…

…Что если мы отправимся в одно из самых невероятных путешествий, что если покинув города и сёла мы отправимся в тур по всей планете? Что если однажды мы поймём, что границ не существует, что Земля одна и только. Что если мы научимся быть свободными как птицы?»

Очень важная мысль Галины Зеленской, пересматривавшей фильм уже в 2016 году (а пересматривать его можно много раз, открывая все новые смыслы): «Стая — не совокупность особей одного вида, но неизменность направления, не скопление живых существ, но траектория движения. Птичьи стаи, на протяжении тысячелетий летящие над землей по одним и тем же маршрутам, заключают нашу планету в живую сетку координат, буквально видимую на планах, снятых как бы с космических высот. Птичьи стаи — силовые поля, удерживающие единство Земли как живой и обитаемой планеты» (https://mif-medyza.ru/2016/11/20/птицы-странствующий-народ-фильм-жак/).

А это уже восприятие ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ. И много раз, когда смотришь фильм и сопоставляешь его с тем, что делаем в нашем проекте, понимаешь, что снял бы и показал то же место, над которым пролетают птицы, иначе. Для иного, человеческого, взгляда существуют другие приоритеты, нужны другие ракурсы для понимания видимого с высоты.

Не случайно в приведенном высказывании и упоминание видов с космических высот. Человеку не только доступно то, что недоступно птицам, парящим в атмосфере Земли, но для нас уже привычно восприятие планеты из космоса. Это дает еще большую «стереоскопичность» нашему мысленному взору.

Но вернемся к действительно захватывающим подробностям съемки фильма. Они продолжались 4 года и охватывали все континенты. Такое долгое время понадобилось и для того, чтобы часть птиц с самого рождения приучалась к камерам, чтобы они не боялись съемочного процесса.

Конечно, разрабатывались и специальные камеры, и легкие летательные аппараты.

В самом фильме минимальное количество комментариев. Все должно способствовать погружению в ощущения  главных героев происходящего – птиц. Эта передача «иного взгляда» и составляет особую ценность, в том числе, подталкивая к расширению спектра восприятия и способов передачи смыслов в наших проектах «с высоты».

Теперь немного о техническом прогрессе. Напомню, что замечательный фотограф Александр Минин разработал для съемок с дирижаблей, аэростатов и вертолетов специальное решение из нескольких одновременно снимающих камер. Это было необходимо для создания сферических панорам.

Связка в специальном чехле (и камеры, весьма приличного веса, и их части при падении с высоты могли бы вызвать немало неприятностей) использовалась со специальном выдвижным креплением, придумывались приспособления для глушения вибрации и так далее. Все это могло работать с нужным эффектом только под присмотром специалиста.

И вот интересный новый шаг в съемках и передаче ощущения полета. Нельзя сказать, что это замена профессиональной съемки, но ощущения, точно, «из первых рук».

Проект Avian, разработанный российской командой, – это управление беспилотником, на котором установлена связка шести легких камер GoPro, с помощью наклоняющейся в разные стороны платформы, на которой размещается человек. Используется шлем виртуальной реальности, и в режиме  видео360 можно рассмотреть все, что камеры снимают.

При этом человек ложится на платформу и через ее движение управляет полетом дрона. А виртуальная реальность максимально передает ощущение полета. Пусть и виртуально, но человек летает.

 

Соединение новых смыслов и новых технических возможностей – направление, в котором будем развивать наши проекты!

 

 

 

 

 

Loading