Хатам Самариддинович Сирожидинов,
Ташкентский Государственный педагогический университет имени Низами,
Старший научный сотрудник-соискатель,
Ташкент, Узбекистан
Hatam S. Sirojidinov,
The TashkentStatePedagogicalUniversity named after Nizami,
Senior scientific employee competitor
Tashkent, Uzbekistan
E-mail – conference_2012@list.ru
УДК 1:316
Социально-философская проблематика международного гуманитарного права в сфере экологии
Аннотация: В статье рассматриваются некоторые социально-философские аспекты проблематики международного гуманитарного права в сфере экологии, а также международные Конвенции, правовые и законодательные акты, регулирующие взаимоотношения между государствами в условиях экологических и техногенных катастроф и оказания гуманитарной помощи.
Ключевые слова и фразы: глобализация, экологическая безопасность, международное гуманитарное право, чрезвычайные ситуации, гуманитарная помощь.
Social and philosophical perspective of the international humanitarian law in the ecology sphere
Summary: In article some social and philosophical aspects of a perspective of the international humanitarian law in the ecology sphere, and also the international Conventions, legal and the acts regulating relationship between the states in the conditions of ecological and technogenic catastrophes and humanitarian assistance are considered.
Keywords and phrases: globalization, ecological safety, international humanitarian law, emergency situations, humanitarian assistance.
В современную эпоху глобализации социально-философское осмысление экологии тесно переплетается с различными аспектами социальной реальности. Международное гуманитарное право, обеспечивая рассмотрение юридических норм всех правовых областей, одним из немаловажных пунктов имеет и рассмотрение экологического права и отношения к окружающей природной среде со стороны человечества.
В последнее время участились чрезвычайные ситуации, которые, по своим экологическим, экономическим и социальным последствиям, а также территориальному охвату носят межгосударственный характер. Поэтому их мониторинг, предупреждение и ликвидация последствий является одним из приоритетных направлений международного сотрудничества. Вторую половину XX века можно с уверенностью назвать периодом становления идей международного гуманитарного права в области обеспечения экологической безопасности, гуманитарного сотрудничества. Следует отметить, что основа сотрудничества государств и наций в развитии просвещения в сфере охраны природы была заложена еще в начале XX века, когда в 1913 г. на Конференции по международной охране природы в Берне (Швейцария) собрались ученые 18 стран. Однако, по вполне понятным причинам значительного прогресса в области международного нормативного регулирования данной сферы международных отношений, добиться не удалось. Только после создания Организации Объединенных Наций и значительной либерализации межгосударственного регионального сотрудничества, этот процесс активизировался, вследствие чего, появляется интерес к определению исторических этапов становления и развития международного сотрудничества в области экологической безопасности и оказания гуманитарной помощи населению, пострадавшему от чрезвычайных ситуаций.
Одним из первых фундаментальных международных документов необходимо отметить Всемирную Хартию природы, принятую на Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды, проходившей 16 июня 1972 г. и на 48-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 28 октября 1982 г., в которой отмечалась необходимость осуществления международного сотрудничества по вопросам предоставления своевременной помощи в случаях стихийных бедствий и катастроф отмечалась. В 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 44/236, в которой период 1990−2000 г. был провозглашен Международным десятилетием по уменьшению опасности стихийных бедствий (МДУОСБ). В Женеве был создан секретариат ООН по десятилетию во главе с О. Эло. Главной целью десятилетия явилось организация международной помощи, особенно развивающимся странам, с целью уменьшения гибели людей в результате стихийных бедствий и катастроф. [6, с. 29].
Как уже отмечалось, выбросы в атмосферу, загрязнение рек, морей и океанов и т.п. не могут быть ограничены государственными границами. Таким образом, ряд важнейших частей окружающей среды относится к объектам международного сотрудничества. Прежде всего, это объекты, не входящие в юрисдикцию государств. К таковым относятся:
− Космос − самый характерный международный объект охраны − достояние всего человечества;
− Антарктида − материк мира и международного сотрудничества, принципы охраны и использования которого установлены еще в 1959 г. специальным договором «Об Антарктиде»;
− Атмосфера Земли, в которой из-за природной циркуляции воздуха возникли глобальные экологические проблемы: погодно-климатические изменения; разрушение озонового слоя; трансграничный перенос загрязняющих веществ;
− Мировой океан − огромная кладовая природных ресурсов и обще планетарная транспортная система, давние попытки национальных притязаний ни которые завершились лишь в 1973 г. с подписанием Конвенции ООН по морскому праву, где подтверждена незыблемость принципа свободного мореплавания (кроме территориальных вод, внешняя граница которых установлена на расстоянии 12 миль от берега); признано суверенное право государств на биоресурсы в их прибрежных 200-мильных зонах.
Кроме того, это объекты, входящие в юрисдикцию государств:
− разделяемые природные ресурсы, находящиеся в пользовании двух и более государств (реки Дунай, Рейн, моря Балтийское, Средиземное и др.);
− редкие и исчезающие растения и животные, занесенные в международную Красную книгу;
− уникальные природные объекты, принятые на международный контроль (заповедники, национальные парки, памятники природы и др.), на содержание и охрану которых выделяются средства международными организациями за счет специальных фондов.
В последующем, Декларацией по случаю пятидесятой годовщины Организации Объединенных Наций (24 декабря 1995 г.), Рамочной конвенцией Организации Объединенных Наций по изменению климата (9 мая 1992 г.), Декларацией о городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии (9 июня 2001 г.), Декларацией и программой форума тысячелетия «Мы народы: укрепление Организации Объединенных Наций в двадцать первом веке» (26 мая 2000 г.) отмечалось приоритетным направлением международное сотрудничество в области предотвращения и своевременном реагировании на природные и техногенные катастрофы и ликвидации их последствий. [4, с. 43].
По вопросу международного сотрудничества в этой области 23−27 мая 1994 г. была проведена Всемирная конференция по природным катастрофам в Йокогаме, на которой принята декларация, определяющая, что «борьба за уменьшение ущербов от природных катастроф должна быть важным элементом государственной стратегии всех стран в достижении устойчивого развития. Конференция обратилась с призывом ко всем странам перейти на новую стратегию борьбы с природными катастрофами, основанную на прогнозировании и предупреждении» [5, с. 84].
Анализируя распространенность природных катастроф на территории земного шара по трем категориям факторов – величине ущерба, числу пострадавших и числу погибших, на конференции была доказана тесная взаимозависимость природных, техногенных и экологических катастроф, который обусловил новый комплексный подход и рекомендации Всемирной конференции в Йокогаме при разработке единой теории, стратегии и методов борьбы с бедствиями и катастрофами различного происхождения.
Однако за последнее десятилетие количество природных катастроф увеличивается и продолжает уносить тысячи человеческих жизней на Земле, причиняет огромный материальный и экологический ущерб. Эти явления становятся существенным препятствием для обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития на всей земле. В связи с этим потребовалось принятие государствами согласованных решений по вопросам международного сотрудничества в области предупреждения катастроф, стихийных бедствий и ликвидации их последствий.
С целью предупреждения и прогнозирования природных трансграничных катастроф путем осуществления мониторинга за состоянием окружающей среды Совет глав правительств Содружества Независимых Государств принял решение 25 ноября 1998 г. «О Международной научно-технологической программе создания системы сейсмологического мониторинга территорий государств – участников СНГ», 13 января 1999 г. принято соглашение «О сотрудничестве в области экологического мониторинга».
Принципы, применяемые к международно-правовой охране окружающей среды и природопользованию, подразделяются на общепризнанные принципы современного международного права и специальные отраслевые принципы международного права окружающей среды. Общепризнанные принципы международного права являются критерием правомерности регулирования любой сферы межгосударственных отношений, включая отношения по поводу охраны окружающей среды и рационального природопользования. К указанной категории относятся принципы:
− уважения государственного суверенитета;
− суверенного равенства всех государств;
− взаимной выгоды;
− невмешательства во внутренние дела другого государства;
− добросовестного выполнения международных обязательств;
− мирного разрешения споров и некоторые др.
В процессе формирования и развития международного права окружающей среды были выработаны собственные, или специальные, принципы данной отрасли. Особую роль в их формулировании сыграли конференции ООН в области окружающей среды 1972 и 1992 гг. В частности, именно в материалах конференций был определен эколого-правовой статус человека, место окружающей среды как неотъемлемой части процесса устойчивого развития и др.[2, с. 4].
К специальным принципам современного международного права окружающей среды относятся:
− право каждого на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой;
− приоритет экологических прав и интересов человека в процессе непрерывного социально-экономического развития, неотъемлемый суверенитет государства над собственными природными ресурсами;
− устойчивое, то есть экологически обоснованное, социальное и экономическое развитие, равная (одинаковая) экологическая безопасность (экологическое благосостояние одного государства не может быть обеспечено за счет или в отрыве от другого или других государств);
− запрещение экологической агрессии (Конвенция 1977 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду);
− регулярный обмен информацией об экологической ситуации на национальном или региональном уровнях;
− предотвращение трансграничного ущерба окружающей среде;
− сотрудничество в чрезвычайных экологических ситуациях;
− научно-техническое сотрудничество в области охраны окружающей среды, включая поощрение разработки, прикладного использования, распространения и передачи технологий;
− контроль за соблюдением согласованных требований по охране окружающей среды;
− мирное урегулирование споров, связанных с трансграничным воздействием на окружающую среду;
− международная ответственность и компенсация за ущерб окружающей среде, вызванный действиями на территории государства, находящейся под его юрисдикцией или контролем, которые привели к ущербу за пределами этой территории.
Эти принципы включают, в частности, следующие идеи:
− люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;
− развитие на благо нынешнего поколения не должно осуществляться во вред интересам развития будущих поколений и во вред окружающей среде;
− государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы, но без ущерба окружающей среде за пределами их границ;
− искоренение нищеты и неравенства в уровне жизни в различных частях мира необходимо для обеспечения устойчивого роста и удовлетворения потребностей большинства населения;
− государства сотрудничают в целях сохранения, защиты и восстановления целостности экосистем земли;
− государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем предоставления широкого доступа к экологической информации;
− государства принимают эффективные национальные законы по окружающей среде;
− экологическая политика не должна использоваться для неоправданного ограничения международной торговли;
− в принципе тот, кто загрязняет окружающую среду, должен нести и финансовую ответственность за это загрязнение;
− государства уведомляют друг друга о стихийных бедствиях или деятельности, которые могут иметь вредные трансграничные последствия;
− война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития.
Таким образом, международное гуманитарное право в сфере экологии имеет мощную фундаментальную базу. Необходимо более детально разрабатывать двусторонние и многосторонние аспекты взаимодействия государств, особенно в регионах с определённой напряженностью в отношениях, связанной с использованием трансграничных ресурсов. И не следует забывать, что мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы.
Литература:
1. Доклад Генерального секретаря Организации Объединенных Наций на 1-й очередной сессии ЭКОСОС // Нью-Йорк, 1985.
2. Доклад Комитета по правам человека на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Нью-Йорк, 1993.
3 (4). Итоговый документ Венской встречи представителей участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 г.). Права человека: сб. междунар. док. М., 1990.
4 (5). Орлов А.И., Федосеев В.Н. Проблемы управления экологической безопасностью // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 6.
5 (6). Права человека: сб. междунар. договоров. М., 2003.
6 (7). Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С., Саваськов П.В., М., Международные отношения. 2005.
7. Рыбкина М.В. Становление международно-правового сотрудничества в сфере оказания гуманитарной помощи лицам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций // http://vestnik.igps.ru/wp-content/uploads/V24/10.pdf (дата обращения 18.09.2013г.)