Мясников Андрей Геннадьевич. Иванов Алексей Николаевич. ПРОБЛЕМА ПРИОРИТЕТА ДУХОВНОГО НАД МАТЕРИАЛЬНЫМ: СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКО-ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ

Мясников Андрей Геннадьевич

Пензенский государственный университет

доктор философских наук, профессор кафедры

методологии науки, социальных теорий и технологий

Myasnikov Andrej Gennadjevich

Penza State University

PhD, of the professor of chair

methodologies of science, social theories and technologies

E-Mail: myasnikov-g@mail.ru

Иванов Алексей Николаевич

философ, учитель истории,

с. Глядянское Притобольного района

Курганской области

Ivanov Alexei Nikolayevich

philosopher, teacher of history,

с. Glyadyanskoye, Pritobolny District, Kurgan Region

of the Kurgan region

E-Mail: alexnata-2011@mail.ru

УДК – 177

 

ПРОБЛЕМА ПРИОРИТЕТА ДУХОВНОГО НАД МАТЕРИАЛЬНЫМ: СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКО-ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ

 

Аннотация: В статье представлена недавняя дискуссия по актуальной социально-практической проблеме возможности гармонии духовного и материального в человеческой жизни. Истоком дискуссии стал критический анализ профессором А.Г. Мясниковым концепции традиционных ценностей, а именно ценности приоритета духовного над материальным. Профессор А.Г. Мясников  предлагает заменить эту устаревшую  и даже опасную ценностную установку на общечеловеческую гуманистическую ценность гармонии духовных и материальных интересов человека и общества. В живую дружескую дискуссию по этой теме включился студенческий друг, философ и педагог А.Н. Иванов, который категорически отвергает возможность гармонии духовного и материального в контексте христианского миропонимания, исходящего из греховности человека, препятствующей достижению этой гармонии. В статье также представлены различные аргументы за и против возможности гармоничной жизни россиян.

Ключевые слова: гармония, духовное, материальное, грех, человек, традиционная ценность, Россия

 

THE PROBLEM OF THE PRIORITY OF THE SPIRITUAL OVER THE MATERIAL: MODERN PHILOSOPHICAL AND THEOLOGICAL DISCUSSION

 

Abstract: The article presents a recent discussion of the topical socio-practical problem of the possibility of harmony between the spiritual and the material in human life. The origin of the discussion was the critical analysis of Professor A.G. Myasnikov’s concept of traditional values, namely the value of the priority of the spiritual over the material. Professor A.G. Myasnikov proposes replacing this obsolete and even dangerous value setting with the universal humanistic value of harmony of spiritual and material interests of man and society. A student friend, philosopher and pedagogue A.N. Ivanov, who categorically rejects the possibility of harmony between the spiritual and the material in the context of a Christian worldview based on man’s sinfulness, which prevents the achievement of this harmony, joined in a lively, friendly discussion of this topic. The article also presents various arguments for and against the possibility of a harmonious life of Russians.

Key words: harmony, spiritual, material, sin, man, traditional value, Russia

 

 

Часть 1

Мясников А.Г.

 

Критическое замечание к новой государственной концепции по сохранению традиционных ценностей

 

Житейское предисловие

 

− Достижима ли гармония духа и тела? Важна ли она для земной жизни человека? – спросил я недавно своего старого друга − сельского учителя,  поэта и религиозного мыслителя Алексея Иванова. А он мне отвечает:

− Грех мешает гармонии. Поэтому необходима аскеза, суровая школа молитвы и смирения или духовного делания.

Тогда мне вспомнились его недавние восторги по поводу русской бани, в которую он регулярно ходит и получает от этого большое удовольствие, а именно сам говорит, что «баня – это православная практика очищения души и тела». Это ли не пример гармонии?

Обычный жизненный опыт показывает, что с возрастом любой человек все больше думает о своем здоровье, о материальном благополучии семьи,  о счастье и желает их своим близким, знакомым. И чем выше по статусу становится человек, тем больше он думает об этом. Так, в последнее время нас призывают молиться о здоровье высших чиновников, и они сами все больше заботятся о своей безопасности, здоровье и финансовом благополучии.

Когда же в официальной риторике нам говорят, что духовное должно преобладать над  материальным − это вызывает явное недоумение. К кому обращены эти призывы? Очевидно, что не к представителям нашей правящей элиты, не к руководству разных уровней и степеней, и вообще не к разумным людям. Наверное, это какое-то тайное и роковое наследие старого режима, от которого мы никак не освободимся…

 

Рационально-критическое рассуждение

 

В новом Указе Президента РФ об «Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 г. в пункте 5 говорится, что к числу традиционных ценностей россиян относится «приоритет духовного над материальным» [3]. Почему речь идет именно о приоритете, а не о гармонии духовного и материального, которая наиболее соответствует разумному бытию современного человека и обыденной практике жизни многих людей, и, прежде всего, самого правящего класса? Оставим пока этот острый вопрос без ответа.

Отечественная и мировая история XX и XXI веков наглядно показывает, что попытки установить приоритет духовного над материальным противоречат естественным стремлениям разумных людей к личному благу, семейному благополучию и счастью. Эти попытки ведут к романтическому и утопическому идеализму, который рассчитан на детскую наивность населения, или приводят к фанатической аскезе монастырского типа, которая не может быть обязательной для большинства россиян, а главное − не способствует социально-экономическому развитию общества. Также негативными будут и противоположные попытки поставить материальное над духовным, так как в этом случае жизнь человека превращается в безрассудное влечение к безграничному удовлетворению всех животных похотей, к необузданному потреблению, которое, в свою очередь, ведет к обжорству, сексуальному разврату, властолюбию, сребролюбию и другим порокам. Эти крайности (превосходство одного над другим) достаточно дискредитировали себя за последние столетия и намеренно провоцировать ими наших сограждан в XXI веке уже не стоит.

А вот достижение гармонии материальных и духовных интересов человека и общества – это замечательная, необходимая и очень сложная задача! Её сложность, очевидно, связана и с недостатком  образования многих людей, и  объективной не хваткой материальных условий, средств и ресурсов. Не случайно, что во всех обществах всегда шла и идет постоянная борьба за распределение ограниченных материальных ресурсов, включая финансовые средства. Разделение на богатых и бедных по-прежнему остается ключевой проблемой и российского общества.

В советский период эту проблему пытались решить с помощью уничтожения класса богатых, и хотели уравнять всех советских людей в достатке, но сама же партийная и государственная элита не стала следовать этому принципу, и вернулась к рыночной экономике и классовому разделению,  и в итоге − получила желанное материально-экономическое превосходство в ходе приватизации социалистической госсобственности.

В современной России, как отмечают ведущие социологи, большинство граждан не довольны своим материально-экономическим положением, но им предлагают поверить в приоритет духовного над материальным, чтобы сгладить это недовольство, смириться с существующим положением и принять его как должное или как свою судьбу. Для этой утешительной миссии привычно используется ресурс РПЦ и других религиозных конфессий, ведь перед лицом смерти материальные интересы могут показаться малозначащими…

Но практический разум требует земного, реального продвижения к гармонии духовного и материального, к общечеловеческому идеалу гармонично развитой личности! Возможно, российскому правящему классу придется ограничить свои аппетиты и поделиться с миллионами бедных россиян, и создать условия для выхода из бедности. Уже на протяжении трех десятилетий главной проблемой России является бедность работающих россиян: низкая заработная плата превращает большинство бюджетников в зависимое население с очень ограниченными материальными возможностями, и вместе с тем, само государство не создает реальные условия для активизации мелкого и среднего бизнеса, видя в экономически независимых субъектах своих потенциальных оппонентов. При этом само стремление к материальному благополучию с помощью честного труда и законопослушности является глубочайшей разумной потребностью человека.

Итак, гармония материального и духовного является необходимым принципом динамичного и созидательного развития современного человека, общества и государства. Именно эта гармония задает позитивную перспективу совершенствования и раскрытия человеческого потенциала большинства наших сограждан, а, следовательно, и ведет к уменьшению недовольства и напряженности внутри  общества, т.е. ведет к общему благополучию.

Практический вывод:

 

Считаю необходимым внести изменение в Указ Президента В.Путина об «Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 г. в пункт 5: заменить традиционную ценность «приоритет духовного над материальным» на ценность «гармония  духовного и материального», так как именно эта ценность является основанием для формирования современной гармонично развитой личности и благополучного государства.

 

Часть 2

Иванов А.Н.

Православно-догматический комментарий к статье профессора

Андрея Мясникова

 

Я внимательнейшим образом прочитал твою статью, и, как старому студенческому другу, честно и беспристрастно выскажу свои соображения.

Во-первых, откуда ты взял понятие гармонии? Из какого христианского текста ты взял это понятие? В христианстве материальное производно от духовного, и между духом и телом не может быть никакой гармонии, а только борьба. Наверное, ты позаимствовал понятие гармонии из китайской философии и решил перенести ее в нашу христианскую культуру? В нашей традиционной культуре можно говорить только о победе духовного над материальным.

Во-вторых, что для тебя духовное? Наверное, ты взял за основу протестантское рациональное понимание духа. В нашей христианской традиции духовное – это не набор образовательных стандартов, а Дух святой, который обитает в Церкви, и не может вступать в гармонию с нашими греховными помыслами.

В-третьих, в какой ветхозаветной книге говорится о будущей гармонии? Нет такой книги. В Библии говорится только о борьбе Христа с Антихристом. Возможно, после Страшного суда и наступит божественная гармония, но не во времени, не в греховной земной жизни.

В-четвертых, ты критикуешь наших чиновников. Но кто такие чиновники с христианской точки зрения? Это мытари, которые собирали налоги. А что говорил Христос о мытарях? Когда мытари каются в своих грехах, то Бог их прощает. А фарисеи упорствуют в своем, и не будут прощены. Когда на Страшном Суде перед Богом предстанет чиновник и профессор философии, как ты думаешь, чью молитву примет Господь? Если первым в рай вошел раскаявшийся разбойник, то раскаявшиеся чиновники тоже будут прощены. А вот упорствующие в своей правоте ученые-фарисеи вряд ли дождутся  прощения. Твоя критика чиновников марксистская, т.е.  слишком земная, она не от вечности, она не видит духовной сущности человека. Стандартный православный взгляд на чиновника таков: если видишь этого грешника, то помолись о нем, ведь он гораздо важнее для Бога, чем сотня праведников.

В-пятых, духовное – это субъект, актор, источник действия, а материальное  − лишь инструмент, и между ними не может быть никакой гармонии, т.е. они не сопоставимы между собой.

И в итоге скажу тебе, дорогой друг, что ты оторвался от православных корней и не чувствуешь остроту непримиримой борьбы добра со злом в нашем мире.

 

Часть 3

Ответ профессора Андрея Мясникова на замечания

Алексея Иванова

 

Дорогой  друг, Алексей, мне интересны твои высказанные замечания, но согласиться с ними я не могу. Попробую ответить на твои вопросы и возражения.

  1. Идея гармонии души и тела пришла к нам из античной культуры, прежде всего, из пифагорейско-платоновской традиции, и она вполне естественна для практического разума, нацеленного на достижение земного, материального счастья в согласии с внутренним моральным законом или совестью. Ты подчеркиваешь аспект борьбы, почти как вражды духа и тела. Да, этот аспект присутствует в нашей человеческой жизни, но он не абсолютен. Из христианского постулата об изначальной греховности человека не следует, что невозможна земная гармония духовных и материальных интересов, ведь гармония, как говорил И.Кант, – это свободная игра всех человеческих сил и способностей.
  2. Корень нашего с тобой разногласия заключен в понимании духовного. Я считаю, что это понятие стало в постсоветской России очень туманным и некоей пустой формой, в которую каждый может вложить свое содержание, свои смыслы по своему разумению, вкусу и интересам. Для меня духовное – это синоним общечеловеческой разумности, и в этом понимании я следую кантовской философии и современной естественнонаучной картине мира. Ты же обращаешься к православному понятию Духа Святого, который якобы не терпит земной гармонии. Но обрати внимание на его символический образ – образ голубя, который является символом мира, красоты и гармонии, и верующие люди надеются на снисхождение это Духа для обретения земного благополучия, счастья и гармонии.

Мне кажется, что твое понимание духовного слишком манихейское, т.е. предполагает радикальную борьбу абсолютного добра с абсолютным злом. Такое понимание является религиозно-мистической экзальтацией, полным отрывом от реальной земной жизни и уходом в фантастическую сферу воображаемой войны неких добрых сил света («наших») и  сил тьмы («не наших»). Любая подобная абсолютизация не только порождает иллюзии, но и оказывается очень опасной практической установкой, которая может порождать фанатическое умонастроение, например, православный фундаментализм манихейского типа. И для него  борьба с мировым злом становится реальным делом, которое превращает любое насилие, ложь и другие преступные деяния в якобы богоугодные поступки.

  1. Очень забавным мне показалось твое возражение по поводу критики российских чиновников, которые нарушают законы. Ты выступаешь в качестве православного защитника казнокрадов и похотливых властолюбцев. Думаю, что тебе могут дружно аплодировать многие из них, которые еще не сидят в тюрьме. Теперь, по сути. Ты обвиняешь меня в марксистской трактовке общественных процессов, в явном акценте на социально-экономические условия жизни россиян. Я не вижу ничего зазорного в том, чтобы признать правоту марксовой политэкономии и его экономического детерминизма. Наша новейшая история наглядно подтверждает, что попытка совершить исторический скачок в социализм (минуя стадию капитализма) в начале ХХ века оказалась неудачной, и в конце ХХ века мы вернулись к рыночной экономике и частной собственности, и теперь уже должны спокойно строить свой российский капитализм с человеческим лицом.
  2. Ты не находишь основания для гармонии духовного и материального в православной церковно-религиозной традиции, но учитывай, что эта традиция себя серьезно дискредитировала за 300 лет обслуживания российского самодержавия и крепостничества. А потому отказ от нее после Октябрьской революции 1917 года был вовсе не случайным решением советской власти. Я считаю, что сама РПЦ также несет ответственность за революционные потрясения прошлого века, именно потому что не помогала решать земные − материально-экономические и политические проблемы российского крестьянства и рабочего класса, т.е. земные проблемы большинства россиян [1]. Историческое воздаяние было очень суровым (как в сказке А.Пушника «О попе и работнике его Балде»)… [2]  И сейчас возрождение православной веры должно происходить с учетом прошлых ошибок… Но в твоих религиозно-мистических суждениях  я вижу, что роковое наследие старого режима не позволяет подойти к гармонии материального и духовного. А значит… мы обречены на революционный путь абсолютной борьбы…?

 

Часть 4.

 Ответ Алексея Иванова

 

Дорогой мой, профессор философии, ты не хочешь понять и принять глубочайший смысл православного христианского смысла духовного бытия. Но я в очередной раз попробую разъяснить тебе, почему невозможна гармония духовного и материального бытия.

Христианский опыт говорит нам об ипостасности Духа, о его личности. Дух − это отдельный субъект и личность, трансцендентная личность, а у тебя это просто познавательная способность, которая не имеет ничего общего с христианским пониманием Духа как личности, как особой отдельной ипостаси, и я скажу тебе, почему. Потому что католики размыли ипостасность Духа между двумя другими ипостасями Отца и Сына, а протестанты это унаследовали от католиков, а немецкие классические философы взяли это у протестантов. Вот твоя генеалогия, генеалогия твоей мысли.

Ты утверждаешь, что земная гармония духовных и материальных интересов возможна. Покажи мне то общество, ту социальную структуру, где это осуществилось. И с другой стороны, как объяснить бесконечные войны революции, разные социальные катастрофы. Если бы гармония материального и духовного была возможна, она бы уже где-то реализовалась, и никаких войн, революций, никаких социальных катастроф не было бы. Откуда эта утопия о гармонии материального и духовного? Ну, конечно же, понятно, откуда − это европейское обожествление человека. Утопическое сознание играет с вами. Вот где корни твоего утопического взгляда на эту гармонию. В сущности, чем твой утопизм отличается от марксистского утопизма? Ничем. Это тот же самый прыжок из царства необходимости в царство свободы, которые мы за семьдесят лет попытались осуществить, и что в итоге получилось…. Почему? Потому что греховная природа не даст осуществить утопию. Любая утопия превратится в итоге в страшную улыбку Сатаны,  который вновь обманет человека.

Затем, ты говоришь о том, что Русская Православная церковь триста лет обслуживала русское самодержавие. Но Христос пришел послужить, и не  к праведникам, а  к грешникам. Поэтому, если уж сам Бог пришел нам послужить, то и сторонники Христа, последователи Христа обязаны это делать. Православные русские святые  противостояли власти, например, митрополит Филипп отлучил Ивана Грозного от исповеди, не дал ему благословения, за что  и пострадал. А вот, например, Сергий Радонежский. Сколько раз ему предлагали стать митрополитом всей Руси, отказался от этого. А вот, например, Серафим Саровский. Когда к нему пришел один из декабристов, он прогнал его от себя, потому как не хотел революции в России. И все-таки я соглашусь с тобой, что православное христианство пыталось, скажем так, одухотворить власть, не оттолкнуть ее от себя, а одухотворить, осветить, и тем самым  победить темное начало языческой власти. К тому же, не забывай слова Апостола Павла, − нет власти, которая не от Бога, и еще не забывай, когда Христа попытались поймать на его отношении к земной власти, он сказал Богу богово отдавайте, а кесарю кесарево. В Евангелии нет никакой критики рабства, никакой критики власти, то есть Христос, а потом и христианство не играет в революцию, этим занимаются философы в рамках, протестантского мировоззрения.

Истинное христианство никогда не отказывалось от своей ответственности за дела земные и от своей вины за то, что произошло с нами в прошлом. Да, действительно, это так, но это не говорит о том, что христианство не истинно. Это говорит о том, что темные начала мира настолько сильны, что с этими темными началами придется бороться, и апокалипсис Иоанна Богослова как раз говорит о борьбе, а не о гармонии. Ты искушаешь нас гармонией во времени, через временное, а христианство говорит о гармонии в конце времен, после страшного суда, когда Бог будет все во всем. А ты нам говоришь, соблазняя нас, что гармония возможна уже здесь, до страшного суда, когда Бог еще не все во всем, когда есть еще нечто безбожное. Ты говоришь нам о том, что возможна гармония божественного и безбожного −  вот в чем твое заблуждение.

А вот что касается  сказки Пушкина «О попе и работнике Балде», то Пушкин был величайший  прозорливец и затрагивал глубочайшие религиозные вещи не так просто, как тебе кажется. Поп заставил Балду взять недоимки с бесов. Понимаешь? И Балда обманул бесов бесовским же оружием. То есть в каком-то смысле бесы его обманули тем, что он пошел на обман. Неужели ты думаешь, что бесы не поняли, что Балда  их обманывает, ведь обман находится в их арсенале? Они поняли, что их обманывает этот примитивный русский мужик и  поддались на обман, потому что в результате этого обмана в мире увеличился обман. Они согласились на обман, чтобы отомстить попу. Ты понимаешь, что Балда  − это просто балда, дурачок, который ничего этого не понимает. Это красноармеец-революционер, который считает, что темных сил нет в этом мире. Извини, конечно, но балда − это и философ, работающий в парадигме просвещения, считающий, что никаких темных сил, по крайней мере, персонифицированных темных сил нет. А ведь бесам только этого и надо. По идее, Балда должен был простить жадного попа, а поп должен был бы по-христиански раскаяться перед Балдой, но этого не произошло…

Твой страх перед религиозно-мистическим, − это, по сути, не твой страх, а страх немецких философов, воспитанных в протестантских школах, совершенно оторванных от католической мистики, и уж тем более от православной мистики. А почему страх? Я тебе объясню. Потому что они воспринимают мистическое как некий суррогат, находящийся  вне разума, а  разум считают основой познания, тогда как православная мистика имеет свой канон, свою систему правил и проверок, осуществленных  тысячами святых.  Неужели ты думаешь, святые, познавая нечто таинственное, не понимали, что они познают, и какой исток этого таинственного? Это вот Лев Толстой, а вернее, его отец Сергий не мог разобраться, а у святых все строго, там же огромные школы аскетики, там был глубочайший диалог по поводу каждого мистического действа. Но только это все надо знать, а мы этого не знаем, для нас с тобой – это величайшее наследие Православия закрыто, и мы даже не пытаемся туда вникнуть.

 

Часть 5

Итоговый ответ профессора Андрея Мясникова

 

Дорогой друг, Алексей, наша дискуссия по-прежнему идет на «разных этажах». Я к тебе обращаюсь с первого  земного «этажа», на котором живет большинство реальных людей со своими жизненными проблемами. А ты на самых верхних, невидимых этажах проповедуешь православную святость, и сурово судишь нас – земных ученых и простых людей, за то, что мы не обладаем религиозно-мистическим озарением.

В контексте современной социально-географической теории Н. Зубаревич о «четырех Россиях», мы с тобой наглядно представляем противоположные позиции. Согласно этой теории − 1 и 2 Россия – мегаполисов и крупных городов страны – рациональная, прагматическая, приземленная, нацеленная на земное счастье, а 3 и 4 Россия – сельских  и удаленных приграничных территорий – бедная, полностью зависимая от федерального центра, погруженная в религиозно-мистические ожидания. Конечно, трудно понимать друг друга, когда находишься в разных мирах, но попробую найти рациональные «точки сближения», тем более что естественная сила притяжения действует на всех… J

Во-первых, ты спрашиваешь о реальном обществе, в котором достигнута гармония духовного и материального, и которое давно ни с кем не воюет и не меняет политического строя. Это Швейцария, которая держит свой нейтралитет почти 500 лет. Также многие скандинавские страны, такие как Дания, Швеция, Голландия являются самыми счастливыми. Да, это протестантские страны, но роль религии в них резко уменьшается в последние десятилетия, и на первый план выходит общечеловеческая разумность и практический гуманизм. Хотя и в современных арабских странах (Катар, Кувейт, ОАЭ и др.) подобная гармония начинает выстраиваться уже на исламском основании.

Во-вторых, ты фантастическим образом видишь в каждом казнокраде и властолюбце кающегося грешника, которого обязательно простит Христос. Но это твоя наивная иллюзия. Как известно, большинство преступников-казнокрадов, уже сидящих в тюрьмах, сожалеют лишь о том, что не смогли уйти от наказания, и что не достаточно продумали свои преступные схемы… А законопослушные ученые просто ждут своего часа, чтобы ответить перед человечеством и Творцом за сделанное…

В-третьих, ты пытаешься оправдать РПЦ, ссылаясь на единичные примеры православной святости, но учитывай, что это, прежде всего, огромная организация, которая со времен Петра I занималась государственной идеологической работой, и была необходимым средством функционирования самодержавной крепостной системы. В начале ХХ века должна была произойти Реформация нашей церкви, о которой писали многие российские мыслители (Л. Толстой, Д. Мережковский, Н. Бердяев и др.), но произошла Революция, которая начала беспощадно ломать всю прежнюю систему и уничтожать ее идеологическое ядро… Наверное, это было суровое воздаяние за века несправедливости. И вот тут уместен пример со сказкой А.Пушкина «О попе и работнике Балде», в которой наш поэт гениально предсказал эти события.

Об этой сказке у меня есть интересная статья, которая раскрывает фундаментальный традиционный конфликт Власти («Поп-толоконный лоб» – Голова – Глава) и бесправного, доброго, простовато-наивного, работящего народа («Балда» – идет сам не зная куда, как тело без головы), который оказывается орудием высшей справедливости [2].

В комментарии по поводу того, что бесы использовали Балду с своих целях  – чтобы убить попа, ты допускаешь серьезную теологическую ошибку. Ты считаешь, что черти-бесы могли знать о договоре между корыстным попом и Балдой, и что Балда с помощью трех щелков сможет того убить, т.е. ты приписываешь бесам божественное всезнание? Но это не так. Православный канон не допускает всезнания бесов-чертей. Неувязочка выходит, дорогой Алексей Николаевич, а из этого рушится вся твоя логика осуждения дурака-«красноармейца» Балды и ожидания взаимного прощения. Пушкин не стал публиковать эту сказку при жизни, так как хорошо понимал ее справедливо-освободительный пафос и всю опасность публичной критики РПЦ и самодержавной власти в николаевской России.

Разумная идея справедливости важна людям именно на земле, а не на «небе», в ином мире. Если мы не можем приблизиться к ней «здесь и теперь», то, конечно, остается уповать на потустороннее будущее, на  высший суд, который, может быть, каждому воздаст по заслугам. Но сама история говорит нам, что справедливость вершится здесь, на наших глазах и мы сами участвуем в этом процессе. И установление земной справедливости является одним из главных условий достижения гармонии материального и духовного.

Подводя итог нашей философско-теологической дискуссии по проблеме гармонии материального и духовного, нужно признать, что мы открыли лишь некоторые аспекты этой сложной и глубокой темы, и увидели существенные различия в наших позициях, которые определяют «разноэтажность» нашего российского общества.  Практический разум подсказывает, что от взаимопонимания и взаимоуважения между представителями «разных этажей» зависит благополучие всего «нашего дома». Поэтому дружеская дискуссия должна завершаться приземлением за праздничным столом и живыми радостными объятиями…

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мясников А.Г. От имперского титанизма к разумному эгоизму: размышления по поводу 100-летия революции // Модели, системы, сети в экономике, природе и обществе. 2017. № 1(21). С. 191-196.
  2. Мясников А.Г. Современный социально-философский анализ сказки А.С. Пушкина «О попе и работнике его Балде» //  http://sofia-pnz.ru/?p=539 ( дата обращения – 21.02.2023)
  3. Указ Президента РФ об «Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 г. // http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019?index=2&rangeSize=1 (дата обращения – 21.02.2023)

Loading