Новости проекта «Чудеса России с высоты птичьего полета»
Сегодня вместо, собственно, новостей хотелось бы рассказать о том, как виделись технические и технологические возможности развития проекта “С высоты птичьего полета” в самом начале, когда возникла идея проекта, и как видятся они сейчас.
В 1992 году возможности использования дирижаблей выглядели вполне оптимистично, казались возможными полеты многокорпусных дирижаблей, которые могли бы брать на свой борт десятки и даже сотни человек. Но более близкое знакомство с реальными возможностями дирижаблестроения, которое в те годы переживало свое возрождение (следствием которого и был «технический оптимизм») показало целый ряд нерешенных проблем. Хотя на смену пожароопасному водороду пришел гелий, а двигатели, обеспечивающие маневренность дирижаблей, уже были двигателями векторной тяги, то есть могли обеспечивать перемещение в разных плоскостях и направлениях, но принципиальная конструкция дирижаблей с их аэродинамической или “сигарообразной” формой не менялась, а следовательно, использование пространства внутри них ограничивалось пределами оболочки и гондолы дирижабля.
В этом принципиально отличие классических «цеппелинов» от многокорпусных дирижаблей, где помещения для людей могли бы располагаться также в частях, связывающих корпуса. Но чрезвычайная неустойчивость воздушной среды, окружающей дирижабль, и сложные конфигурации воздушных потоков, имевшие на такое большое воздушное судно с огромной парусностью, непредсказуемое воздействие, делали очень сложной проблему обеспечения его стабильного положения. Занимаясь несколько лет сбором необходимой информации, переговорами с дирежаблестроителями и анализом возможностей решения это проблемы, в начале 2000-ых годов пришлось исходя из практических соображений сосредоточиться на использовании дирижаблей только как воздушной съемочной платформы. А в этом смысле конкуренцию и тепловым, и газовым дирижаблям составляли такие традиционные возможности обеспечения съемок с высоты, как аэростаты и вертолеты.
Поэтому на практике развитие проектов «Всемирное наследие с высоты птичьего полета” и “Чудеса России с высоты птичьего полета” опиралось на использование тепловых и газовых аэростатов, тепловых дирижаблей и вертолетов различных модификаций, как правило небольших по размеру, на которых было возможно работать с открытыми дверями кабины или при снятой двери. Ближе к 2010 году вместе с коллегами, которые использовали беспилотные летательные аппараты, мы так же прорабатывали возможности съемок. в том числе с радиоуправляемых газовых дирижаблей.
Как ни странно, проблемы, которые возникали при использовании беспилотных летательных аппаратов, в своей основе были теми же, что и у гигантских многокорпусных дирижаблей. Это проблемы двигателей, которые должны были обеспечивать стабильность как летательного аппарата, так и размещенной на нем съемочной аппаратуры. Вплоть до прошлого года решение этой проблемы удавалось найти только частичное, и оно касалось в первую очередь беспилотных летательных аппаратов. Использование конструкции мультикоптера решало для них проблемы стабильности даже при довольно сильном ветре за счет малого размера БПЛА. Но в пару лет назад удалось найти команду, которая разрабатывала двигатели нового поколения, и надеемся, что эта разработка позволит обеспечить не только достаточную длительность полетов мультикоптеров, но и решит задачу стабильности в полете многокорпусных дирижаблей. Поэтому в ближайшее время будем прикладывать максимальные усилия для разработки всей линейки новых двигателей от миниатюрных, соответствующих тенденции миниатюризации БПЛА, до достаточных для обеспечения полетов самых больших летальных аппаратов.
При этом наработки, связанные с использованием в проекте БПЛА, позволили расширить круг возможных участников проекта, поскольку беспилотники становятся все дешевле и проще в эксплуатации.
Также осмысление возможностей использования различных летательных аппаратов для съемок объектов природного и культурного наследия подталкивало к использованию низкоорбитальных спутников, которые вместе с традиционными спутниками дистанционного зондирования Земли могли бы обеспечить более частую съемку интересных для нас объектов, занимающих большую территорию или имеющих большую протяженность.
Уже несколько лет назад началось сотрудничество с командой, которая разрабатывала технологии обеспечения более дешевого вывода на орбиту космических аппаратов за счет обеспечения спасения и многоразового использования наиболее дорогой части ракетоносителей – двигательной установки. Это команда предлагала использовать парашютные системы, большой опыт применения которых был накоплен в СССР как в собственно космической сфере, так и при сборе метеоданных и в работе как авиационной, так и десантной техники.
Нужно отметить, что Россия, хоть и с некоторым отставанием, включилась в разработку мини-спутников. В результате развития технических возможностей в указанных направлениях представляется возможной реализация системы многоуровневого дистанционного зондирования Земли, которая будет включать в себя данные традиционных космических группировок ДЗЗ, мини-спутников, стратосферных спутников, стратостатов и аэростатов, съемки с самолетов и БПЛА.
Нужно отметить и еще одну быстро развивающуюся тенденцию – это сбор информации в процессе движения наземных, морских и речных беспилотных аппаратов. Все эти аппараты в процессе движения не только используют геопространственную информацию, но и сами служат источником ее пополнения. Объединяя собранную с них информацию с данными ДЗЗ, мы можем получить максимально полные и актуальные (часто, вплоть до режима реального времени, обновляемые) модели пространства. Таким образом могут и будут решаться не только задачи проекта по показу объектов природного и культурного наследия, но и моделирование больших территорий.
Об одном из таких направлений мы уже писали раньше. Речь идет о проекте комплексной экспедиции по трансевразийским коридорам развития. В ближайшее время этот проект предполагаем заявить в рамках конкурса Евразийского экономического союза, а его составной частью или дополнительным проектом может стать совместное развитие с Казахстаном и другими заинтересованными странами деятельности по запуску с помощью легких и сверхлегких ракетоносителей многоразового использования группировок мини и микроспутников на Байконуре/ Байтореке.