Чижиков Эдуард Николаевич. О стратегии экономической безопасности Российской Федерации

Чижиков Эдуард Николаевич

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

начальник университета

E-Mail: lvn55555@mail.ru

Chizhikov Eduard Nikolaevich

St. Petersburg University of the State Fire Service of EMERCOM of Russia

Head of the University

E-Mail: lvn55555@mail.ru

УДК 338.2

 

О СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье представлен анализ основных положений Стратегии экономической безопасности Российской Федерации  1996 года, результатов ее реализации по отдельным направлениям в оценках Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию страны 2016 года, а также характеристика некоторых современных угроз экономической безопасности, обозначенных в «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», принятой в 2016 году.

Ключевые слова: стратегия, экономическая безопасность, экономическая политика, факторы рисков.

 

ON THE STRATEGY OF ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. He article presents an analysis of the main provisions of the Economic Security Strategy of the Russian Federation adopted in 1996, the results of its implementation in certain areas as in was estimated in the President of Russian Federation to the Federal Assembly of the country Message in 2016, as well as some modern economic security threats outlined in the «Strategy for Scientific and Technological Development of the Russian Federation» adopted in 2016.

Keywords: strategy, economic security, economic policy, risc factors.

 

В Российской Федерации продолжается сложный исторический период становления новых социально-экономических отношений. Переход  к новым  формам  государственного  управления  происходит  в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические  отношения; отставания законодательства  от реально происходящих в обществе процессов. Кроме того, как отмечено в  Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию первого декабря 2016 года (далее Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 01.12.2016 года Послание), причинами торможения экономического развития России являются серьёзные экономические вызовы; неблагоприятная конъюнктура на мировых рынках, санкции; дефицит инвестиционных ресурсов, современных технологий, профессиональных кадров; недостаточное развитие конкуренции; изъяны делового климата [1].Естественным является и постоянное стремление экономически развитых стран и транснациональных корпораций использовать ситуацию в России в своих экономических и политических интересах.    Без обеспечения экономической безопасности невозможно решение задач социально-политического и экономического развития страны.

Все это актуализирует проблему обеспечения экономической  безопасности страны и ее граждан, которая является основой национальной безопасности.

Государственная стратегия экономической безопасности России (далее – Государственная стратегия) была определена Указом Президента Российской Федерации от 29.04.1996 года № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» (далее – Указ) [2].

Государственная стратегия была разработана в целях обеспечения национальных   интересов Российской Федерации в области экономики и поддержания  экономической безопасности страны, а именно: обеспечение такого развития экономики,  при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития  личности,  социально-экономической  и военно-политической стабильности  общества  и   сохранения   целостности   государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Объектами экономической  безопасности   Российской   Федерации объявлялись   личность,  общество,  государство  и  основные  элементы экономической системы,  включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

В Государственной стратегии были определены четыре вида «вероятных угроз» экономической безопасности и факторы, влияющие на их формирование.

К первому типу отнесены такие угрозы, как увеличение   имущественной   дифференциации   населения   и повышение уровня бедности.

Среди факторов, влияющих на их формирование, названы концентрация богатства у узкой части населения, увеличение доли бедных слоев населения, социальная и криминальная напряженность в обществе и распространение негативных явлений (наркомании, организованной преступности и тому подобное).

Второй вид угроз обозначен как деформированность структуры    российской    экономики.

Отрицательные факторы были обусловлены в определенной мере и недостатками экономики, обострившихся с распадом СССР: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;      свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единства научных  исследований  и  разработок,  распад сложившихся научных коллективов и на  этой  основе  подрыв  научно-технического потенциала России; завоевание иностранными фирмами внутреннего  рынка  России  по многим видам товаров народного потребления; приобретение иностранными  фирмами  российских  предприятий  в целях  вытеснения  отечественной продукции как с внешнего,  так и с внутреннего рынка; рост внешнего  долга  России  и  связанное  с  этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов составили третий вид угроз.

Важнейшими факторами этих угроз являлись объективно существовавшие различия в уровне социально-экономического  развития регионов,  наличие депрессивных, кризисных и отсталых в  экономическом  отношении  районов  на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей; нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России; увеличение разрыва  в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

Четвертый вид – криминализация   общества   и  хозяйственной  деятельности.

– рост безработицы,  вызвавший рост преступлений, совершаемых лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

– сращивание части    чиновников   государственных   органов   с организованной  преступностью,  возможность  доступа   криминальных структур   к  управлению  определенной  частью  производства  и  их проникновения в различные властные структуры;

– ослабление системы  государственного  контроля,  что привело к расширению  деятельности  криминальных   структур   на   внутреннем финансовом   рынке,   в   сфере  приватизации,  экспортно-импортных операций и торговли.

Важной частью Государственной стратегии было определение условий, при которых возможно обеспечение экономической безопасности, а также критериев и параметров состояния экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации.

Первое условие – способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства.

Оно включало в себя следующие параметры: степень развития отрасли и отдельных производств; степень зависимости экономики от импорта  важнейших  видов  продукции; степень интегрированности в мировую экономику; место в международной экономической кооперации; степень государственного контроля над стратегическими ресурсами.

Второе условие – приемлемый   уровень  жизни  населения  и  возможность  его сохранения.

Оно определяло следующую совокупность параметров: уровень дифференциации населения по доходам; уровень бедности; уровень трудовой квалификации трудоспособного населения;  доступность для населения образования,  культуры, медицинского обслуживания,  тепло-, электро- и водоснабжения, транспорта, связи, коммунальных  услуг.

Третье условие – устойчивость  финансовой  системы.

Ее устойчивость определялась уровнем дефицита бюджета,  стабильностью  цен,  нормализацией  финансовых потоков и расчетных отношений,  устойчивостью банковской системы  и национальной  валюты,  степенью  защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса,  развитием российского финансового рынка  и рынка ценных бумаг,  а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса,  обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.

Четвертое условие – рациональная  структура  внешней  торговли.

Основные индикаторы: доступ  отечественных  товаров  перерабатывающей  промышленности на внешний  рынок;  максимально  допустимый   уровень   удовлетворения внутренних  потребностей  за  счет  импорта  (с учетом региональных особенностей);  обеспечение приоритета экономических  отношений  со странами  ближнего зарубежья;  сбалансированная внешнеэкономическая политика, предполагающая как    удовлетворение потребностей внутреннего рынка, так и защиту  отечественных производителей с использованием принятых в международной практике защитных мер.

Пятое условие – поддержка научного потенциала страны.

Здесь был обозначен лишь один  параметр: сохранение ведущих отечественных  научных  школ,  способных  обеспечить  независимость России  на  стратегически  важных  направлениях научно-технического прогресса.

Шестое  условие – сохранение  единого  экономического  пространства.

Это предполагало наличие широких межрегиональных экономических отношений, нейтрализацию сепаратистских тенденций, функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы   региональных   рынков   с   учетом   их производственной специализации.

Обозначалась необходимость  экономических  и  правовых  условий,  исключающих криминализацию общества и  всех  сфер  хозяйственной  и  финансовой деятельности.

Индикаторами служили степень криминализации производственных и финансовых институтов и степень сращивания криминальных и государственных структур.

Восьмое условие – определение  и  обеспечение  необходимого  государственного регулирования  экономических  процессов.

Важнейшими элементами  механизма   обеспечения   экономической безопасности    Российской    Федерации   определялись   мониторинг   и прогнозирование   факторов,   формирующих   угрозы   экономической безопасности. В целях их реализации ставилась задача создания соответствующей организационно-информационной базы.

К элементам механизма обеспечения экономической безопасности были отнесены и критерии экономической безопасности.

Для реализации    Государственной    стратегии   должны   быть разработаны  количественные  и  качественные  параметры  (пороговые значения)  состояния  экономики,  выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:  — динамику и структуру валового внутреннего продукта, — показатели объемов  и  темпов   промышленного   производства, — отраслевую   и региональную  структуру  хозяйства  и  динамику отдельных отраслей, — капитальные вложения,- состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны, — способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность   национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность),- состояние финансово-бюджетной и кредитной систем,- качество жизни населения  (валовой внутренний продукт на душу населения), — уровень безработицы и   дифференциации   доходов, — обеспеченность  основных  групп  населения  материальными благами и услугами, — состояние окружающей среды.

В современной России проблемы экономического развития и обеспечения экономической безопасности предусмотрены как в международных решениях [3, 4, 5, 6, 7], так и  в ряде отечественных документов [8, 9, 10].

Анализ отдельных параметров Государственной стратегии, разработанной двадцать лет назад, выявляет наличие не только достижений, но проблем в обеспечении экономической безопасности современной Российской Федерации.  Они обозначены в Послании.

Россия выступает за безопасность и возможность развития не для избранных, а для всех стран и народов, за уважение к международному праву и многообразию мира. Против любой монополии, идёт ли речь о притязаниях на исключительность или о попытках выстроить под себя правила международной торговли, – заявил Президент Российской Федерации В.В. Путин [1].

Вместе с тем, в Послании отмечалось, что без решения базовых проблем российской экономики, без запуска в полную силу новых факторов роста можно на годы остаться возле нулевой отметки. Это означает сохранение экономического торможения, угроз экономической безопасности, отсутствие перспектив экономического развития, как и двадцать лет назад.

Среди отрицательных факторов экономической безопасности были названы экономические и политические санкции против России. Их в 2014 – 2915 годах ввели 47 стран из 193 стран-членов ООН. Совокупная площадь этих государств составляет 33 390 155 квадратных километров (24 процента площади стран-членов ООН) и население – 1 082 751 482 человек (15 процентов) [11].

До введения санкций, например, в структуре российского торгового оборота Европейский Союз с двумя третями населения и 80 процентами ВВП всей Европы имел шестьдесят процентов и поступления от него составляли большую часть доходов российского бюджета.

Европейские инвестиции в экономику Российской Федерации составляли восемьдесят процентов. До 2014 года российско-западноевропейские отношения характеризовались как «стратегическое партнерство». Так, за первое десятилетие XXI века торговый оборот с Федеративной Республикой Германия увеличился в пять раз и достиг почти 80 миллиардов долларов США. В 81 субъекте Российской Федерации действовало 6500 компаний с германским капиталом [12, С. 6 –7].

В первом полугодии 2015 года общий товарооборот между Россией и Германией составил  21,2 миллиарда долларов США. Таким образом, товарооборот между двумя странами снизился на 40 процентов по сравнению с первым полугодием 2014 года, когда товарооборот составлял 35,3 миллиардов долларов [13].

Санкции привели к снижению внешнеэкономической активности, но вызвали рост политической и военной деятельности в мире и привели к угрозам экономической и национальной безопасности России.

Вместе с тем, такая экономическая ситуация позволила сосредоточить внимание на внутренних ресурсах экономического развития. Это уже дает отдельные положительные результаты. Позитивные перемены вызвали в течение 2016 года рост золотовалютных резервов страны в течение 2016 года с 368,39 миллиарда долларов до 389,4 миллиарда долларов на первое декабря текущего года.

В Послании отмечены позитивные перемены в ряде отраслей экономики: если в автомобильной промышленности в целом, по-прежнему спад, то «по грузовым автомобилям – рост 14,7 процента, по автобусам – рост 35,1 процента. В железнодорожном машиностроении – рост 21,8, по грузовым вагонам – 26,0. Очень неплохую динамику демонстрирует рост производства машин и оборудования для сельского хозяйства – 26,8 процента. В лёгкой промышленности тоже положительная динамика.

Вырос экспорт сельскохозяйственной продукции, который дает больше экспорта вооружений: в 2015 году на 14,5 миллиарда долларов было реализовано вооружений  на внешнем рынке, а сельхозпродукции – на 16,2 миллиардов, а в 2016  году ожидается дальнейший рост до 16,9 миллиардов.

Одной из самых быстроразвивающихся отраслей стала IT-индустрия. Объём экспорта отечественных компаний за пять лет вырос вдвое. Совсем недавно IT-технологии составляли цифру, которая приближалась к нулю, сейчас – семь миллиардов долларов» [1].

Президент России поставил задачу запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики. В её реализации необходимо опираться на российские компании, научные, исследовательские и инжиниринговые центры страны. Это вопрос национальной безопасности и технологической независимости России, нашего будущего.

Не случайно именно первого декабря 2016 года В.В. Путин подписал Указ № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» (далее – Стратегия), в которой заявлено, что Стратегия принимается в условиях, когда первенство в исследованиях и разработках, высокий темп освоения новых знаний и создания инновационной продукции являются ключевыми факторами, определяющими конкурентоспособность национальных экономик и эффективность национальных стратегий безопасности [14].

В современной России сохраняется проблема невосприимчивости экономики и общества к инновациям, что препятствует практическому применению результатов исследований и разработок (доля инновационной продукции в общем выпуске составляет всего 8 – 9 процентов; инвестиции в нематериальные активы в России в 3 – 10 раз ниже, чем в ведущих государствах; доля экспорта российской высокотехнологичной продукции в мировом объеме экспорта составляет около 0,4 процента). Практически отсутствует передача знаний и технологий между оборонным и гражданским секторами экономики, что сдерживает развитие, использование технологий двойного назначения и не способствует укреплению экономической безопасности.

В ряду проблем отрицательно влияющих на экономическую и национальную безопасность – эффективность российских исследовательских организаций. Она существенно ниже, чем в странах-лидерах (Соединенные Штаты Америки, Япония, Республика Корея, Китайская Народная Республика).

И это несмотря на то, что по объему расходов на исследования и разработки (в 2014 году Россия заняла девятое место в мире по объему внутренних затрат на исследования и разработки, четвертое место в мире по объему бюджетных ассигнований на науку гражданского назначения) и численности исследователей Российская Федерация входит во вторую группу стран-лидеров (страны Европейского союза, Австралия, Республика Сингапур, Республика Чили), по результативности (объему публикаций в высокорейтинговых журналах, количеству выданных международных патентов на результаты исследований и разработок, объему доходов от экспорта технологий и высокотехнологичной продукции) Россия попадает лишь в третью группу стран (ряд стран Восточной Европы и Латинской Америки).

Негативные факторы и тенденции создают риски отставания России от стран – мировых технологических лидеров и обесценивания внутренних инвестиций в сферу науки и технологий, снижают независимость и конкурентоспособность России в мире, ставят под угрозу обеспечение национальной безопасности страны, подчеркивается в Стратегии.

Без преодоления диспропорций в социально-экономическом развитии территории страны также невозможно обеспечение экономической безопасности. За прошедшие двадцать лет тенденция диспропорционального экономического развития регионов России только усилилась.

На заседании Совета Безопасности Российской Федерации 22 сентября 2016 года по вопросам совершенствования государственной региональной политики Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил, что в стране были созданы и начали работать механизмы, стимулирующие опережающее развитие регионов, которые имеют особое значение с точки зрения национальных интересов, безопасности.

В числе пяти таких регионов названы Российская Арктика и Дальний Восток. Вместе с тем, он обратил внимание членов Совета Безопасности на то, что процесс формирования устойчивой системы федеративных отношений и эффективного местного самоуправления пока нельзя назвать завершённым.          Это способствует сохранению рисков, и Президент Российской Федерации их перечислил: несбалансированность бюджетной системы и диспропорции в бюджетной обеспеченности регионов; диспропорции в территориальном развитии; диспропорции на рынке труда; проблемы в образовании, здравоохранении, культуре; их отрицательное влияние на социальное самочувствие граждан; заметная разница в экономическом развитии регионов; непреодоленная тенденция стягивания экономики в центральные районы страны; разрыв в уровне доходов, социальных гарантий людей, живущих в разных субъектах Российской Федерации.

«При этом, – заметил В.В. Путин, – скачки данных показателей наблюдаются даже в пределах одного федерального округа. Общие доходы пяти самых богатых и самых бедных регионов различаются в 43 раза. А если взять самый богатый и самый бедный – там вообще в сотни раз».

Поэтому необходимо было уточнить приоритеты и задачи региональной политики на современном этапе. С этой целью Правительство разработало проект Основ государственной политики регионального развития России до 2025 года, который и стал предметом обсуждения на этом заседании [15].

Таким образом, прошедшие двадцать лет со дня принятия Государственной стратегии экономической безопасности России были использованы с недостаточной эффективностью. Ряд угроз экономической безопасности даже обострился и пополнился новыми, в частности, экономическими санкциями. Условия функционирования экономики изменились, но ряд проблем не только не решены, но и усложнились, как на пример, диспропорциональное развитие экономических регионов страны.

Российская Федерация вновь предпринимает усилия по обеспечению экономической безопасности, разрабатывая стратегии по отдельным направлениям социально-экономического развития государства.

Литература

 

  1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 01.12.2016 года // [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения – 02.12.2016).
  2. Указ Президента РФ от 29.04.96 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» // [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9261 (дата обращения – 01.12.2016).
  3. Концепция безопасности человека // [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.un.org/humansecurity/ru/content/ (дата обращения – 20.11.2015).
  4. ООН: Цели развития тысячелетия: доклад за 2015 год // [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.un.org/ru/millenniumgoals/mdgreport2015.pdf (дата обращения – 22.09.2016).
  5. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Резолюция А/70/1, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/291/92/PDF/N1529192.pdf?OpenElement (дата обращения – 22.10.2016).
  6. Программы, фонды и специализированные учреждения ООН // [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.un.org/ru/sections/about-un/funds-programmes-specialized-agencies-and-others/index.html (дата обращения – 08.11.2016).
  7. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный акт. Хельсинки. М.: Политиздат, 1975. 69 с.
  8. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» // [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/32417 (дата обращения – 22.10.2016).
  9. Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года от 14 октября 2016 года // [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=8382 (дата обращения – 02.11.2016).
  10. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420327289 (дата обращения – 02.11.2016).
  11. Какие страны ввели санкции против России в 2014 – 2015 гг. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://geo.koltyrin.ru/kakie_strany.php?v=какие страны (дата обращения – 29.08.2016).
  12. Юргенс И., Кулик С. Вечные спутники: Россия и Европа в меняющемся мире. М.: Эконинформ, 2013. 254 с.
  13. Торговый оборот между Россией и Германией за 1 полугодие 2015 года // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rusexporter.ru/research/country/detail/3439/ (дата обращения: 29.11.2016).
  14. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 01.12.2016 года № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».
  15. Заседание Совета Безопасности // [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/52947 (дата обращения – 26.09.2016).

 

138 просмотров всего, 1 просмотров сегодня