Нестерова Ольга Александровна. Профессиональные компетенции в сфере разработки и реализации современных культурных стратегий

Нестерова Ольга Александровна

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики».

Доктор философских наук, доцент.

Профессор кафедры Цивилизационного развития Востока,

Школа востоковедения

Olga A. Nesterova,.

National Research University Higher School of Economics.

School of Asian Studies.

Russia, Moscow.

E-mail:andpronsky@rambler.ru ,

УДК 378.02

 

Профессиональные компетенции в сфере разработки и реализации современных культурных стратегий

 

Аннотация: В статье автор обосновывает необходимость формирования у представителей российского менеджмента в области культуры базовых профессиональных компетенций для теоретической разработки и эффективной практической реализации современных стратегий культурного развития и межкультурной коммуникации.

Professional competence in the development and implementation of contemporary strategies of cultural policy

 

Abstract: in the article the author substantiates the necessity of forming core competencies of Russian cultural management. Тhe article demonstrates their role for the theoretical development and effective implementation of modern strategies of cultural development and intercultural communication.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, культурные стратегии, культурная политика.

Key words:professional competence, cultural strategies, cultural policy.

Профессиональные компетенции в сфере разработки и реализации современных культурных стратегий

 

Разработка и реализация культурных стратегий, а также включение этой проблематики в систему дополнительного образования и подготовки (переподготовки) специалистов и менеджеров в области культуры опирается на научные достижения несколько областей, представленных широким кругомобщих и специальных гуманитарных исследований. Так, в сферетеории и истории культуры, а также теории и практики межкультурной коммуникацииглубоко и всесторонне разработаны вопросы культурного развития, аксиологических основ культуры; проблемы исследования уровней, типов, форм и структуры культуры и межкультурного взаимодействия, особенностей формирования языковой и концептуальной картины мира,специфики этнокультурных дискурсов, изучения роли языка и речи в различных сферах культуры и межкультурного дискурса, закономерностей и особенностей формирования межкультурной компетентности (С.А.Арутюнов, Н.Г.Багдасарян, В.С.Библер, Ю.В.Бромлей, А.Вежбицкая, В.В.Воробьев, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, С.Г.Кара-Мурза,В.Б.Кашкин,В.Г.Костомаров, В.В.Красных,Т.Ф.Кузнецова, Т.Г.Стефаненко,С.Г.Тер-Минасова и др.)[1].

В рамках современной сравнительной культурологии (в частности, сравнительной культурологии России и Китая) ключевое место занимает изучение проблем стереотипизации и мифологизации; исследования в области теории и практики российско-китайской межкультурной коммуникации; анализ особенностей и закономерностей российско-китайского диалога культур. Достаточно обширный фактографический и теоретический материал, открывающий большие возможности изучения российско-китайского межкультурного взаимодействия в дискурсивном ракурсе, представлен в работах отечественных синологов. В области современной сравнительной имиджелогии достаточно глубоко изучены закономерности и особенности формирования образа культуры как в социокультурном, так и в этнопсихологическом аспекте (А.А.Аманов, А.П.Девятов, В.В.Калита, А.К.Кортнев, А.Г.Ларин, В.Л.Ларин,А.В.Ломанов,А.В.Лукин, А.А.Маслов, В.Я.Романюк, А.П.Садохин, Н.А.Самойлов, В.А.Старин, Т.Г.Стефаненко, М.Л.Титаренко, О.Л.Фишмани др.) [1].

Особое значение для теоретического обоснования и практической реализации культурных стратегий имеют специальные исследования по изучению культурных, межкультурных и межцивилизационных стратегий и стратагем, в частности, выявленных в рамках российско-китайского взаимодействия, а также фундаментальные и специальные работы поанализу этно- и социокультурных особенностейи специфичных форм стратегического мышления представителей различных культур;изучение классических китайских текстов, отражающих древнюю традицию использования стратагем в военно-политической, торговой и социальной сферахв Китае (Х. фон Зенгер, П.М.Кожин, В.В.Малявин, Л.С.Переломов, В.М.Полтерович, С.Ю.Распертова, А.Б.Старостина,В.Ф.Феоктистов и др.)[1].

Не случайно при обсуждении проблем культурного развития, способов реализации культурной политики и разработки культурных стратегий мы обращаемся к опыту российско-китайского взаимодействия и к практике воплощения идей стратегического развития в КНР. Изучение мирового опыта (в том числе опыта Китая) в применении стратегий, стратагем, наработок в использовании на практике основ стратегического планирования и развития, достижения по формированию стратегической культуры и культурных стратегий является в настоящее время весьма востребованным элементом образовательных программ, нацеленных на расширение компетентностной базы деятельности профессионалов в сфере культуры. Эффективная реализация «Основ государственной культурной политики» в современных политических и социокультурных условиях предполагает формирование целого комплекса профессиональных компетенций, которые позволили бы управленческому корпусу применять системно-концептуальный подход не только при выработке стратегических подходов к реализации базовых идей культурной политики России, но и при обосновании и внедрении в социокультурную практику актуальных и действенных механизмов и сценариев развития культурного пространства и взаимодействия с другими культурами. Современные культурные стратегии включают в себя не только стратегии культурного развития, основанные на базовых культурных ценностях и имеющие огромное значение для раскрытия и актуализации мощного внутреннего культурного потенциала России, но и коммуникативные межкультурные стратегии, позволяющие формировать позитивный имидж российской культуры на международной арене, создавать благоприятные условия для поддержания, укрепления и развития культурной идентичности носителей культуры за пределами страны, а также для оптимизации взаимодействия с другими народами и культурами в различных регионах мира (в том числе в регионе Дальнего Востока, стратегическое значение которого в последнее время трудно переоценить).

Для разработки концептуальных основ разнообразныхкультурных стратегий и их практической реализации в современной России в настоящий момент представляетинтересизучение опыта КНР, где в современном социокультурном пространстве представлены различные виды стратегий культурного развития, реализация которых находится целиком под государственным контролем. Речь идет о стратегиях обеспечения продолжительного развития и наследования культуры; создания государства «сильной культуры»;безопасности культуры;повышения уровня (качества) экономического развития;повышения уровня формирования духовной культуры;повышения совокупной государственной мощи; «возвышения» сил культуры; развития производительных сил культуры; о стратегии «культурных» товарных марок; стратегии «передачи из поколения в поколение»; стратегии «ставить древнее на службу современности»; «ставить зарубежное на службу Китая» и т.д.[2, С. 55 – 56].

Разработанная в КНР типология культурных стратегийпозволяет сделать вывод о том, что в современном Китае культурные стратегии рассматриваются не как нечто вторичное и дополнительное по отношению к области экономического, политического и социального развития. Напротив, культурные стратегии гармонически сочетаются с другими видами стратегий – экономическими и социально-политическими, неразрывно вплетены в них и являются неотъемлемым элементом целостной системы общей политики государства. Они рассматриваются в Китае как важнейшие инструменты формирования общественного сознания, аксиологического и семиотического поля социального взаимодействия и социальных моделей поведения, непосредственно связанных с экономикой, политической и социальными процессами. Изучение содержания культурных стратегий выявляет приоритеты в области развития культурной политикиКНР: сохранение культурных традиций и культурного наследия Китая, поддержание преемственности в наследовании культурных эталонов и ценностей, сохранение нравственного здоровья общества, укрепление и развитие культурной идентичности и т.д.

В России реализация основных направлений государственной культурной политики, по сути, предполагает формирование в сознании носителей культуры целостной и непротиворечивой картины мира, основанной на базовых ценностях. Это очень сложная задача, которая не может быть решена вне системного подхода и без учета существующих негативных и деструктивных политических и социальных контекстов. Воплощенная во всей своей полноте, культурная политика создает для личности и социальной группы целостное, заполненное позитивными смыслами, образами и символами, пространство, способствующее духовно-нравственному, интеллектуальному, профессиональному развитию. Культурная политика, которая проводится комплексно, системно и последовательно, опирается на научно-обоснованную концептуальную базу, формирует у граждан мировоззренческие основы соответствующего образа жизни и становится важным условием безопасности в контексте сложных современных политико-экономических и социокультурных реалий и дискурсов.

У современных менеджеров разного уровня, представляющих сферуроссийскойгосударственной культурной и культурно-образовательной деятельности,компетентностный уровень достаточно высок в узкопрофессиональных сферах, требующих решения частных тактических задач. Но теоретическая подготовка и практико-ориентированная система умений и навыков, например, в области межкультурной коммуникации, стратегий культурного развития, является недостаточно представленной как на уровне базовой подготовки, так и в области повышения квалификации и переподготовки кадров.

У представителей управленческого корпуса, менеджеров разного уровня возникла насущная потребность в формированиии совершенствованиикультуры стратегического мышления. Для осуществления этой цели им необходимо овладеть основными парадигмами и методиками,разработанными в области современного гуманитарного знания. Методологический подход и категориально-понятийный аппарат, используемые при изучении и разработке культурных стратегий развития и межкультурных стратегий коммуникации, опираются на фундаментальные идеи отечественных и зарубежных представителей современной теоретической культурологии, философии культуры, сравнительной культурологии, лингвокультурологии, теории коммуникации. Большую роль в освоении сложной области стратегической культуры и культурных стратегий играют такие методы, кактипологический, компаративистский, сравнительно-исторический,стратагемно-дискурсивный.

Для решения стратегических задач государственной культурной политики необходимо совершенствовать систему непрерывного образования работников культуры, создавать новые формы подготовки и переподготовки руководящих кадров, позволяющие не просто повышать образовательный потенциал и расширять профессиональный кругозор, но и формировать основы стратегического мышления в области культуры и межкультурных коммуникаций. Необходимо разработать теоретические основы системы профессиональных компетенций работников сферы культуры. Назрела необходимость разработки специальных учебных (как теоретических, так и практических) курсов для менеджмента по изучению мирового опыта в сфере реализации культурных стратегий, в частности, опыта КНР. Здесь речь идет не столько о содержании, сколько о механизмах реализации основных стратегических задач и способах сохранения целостности культурного пространства,закрепления культурной идентичности, формирования культуроцентричной картины мира, отраженной в системе мировоззренческих концептов, которые являются фундаментомсемиосферы культуры.

Для современных российских менеджеров культуры опыт КНР представляет интерес не только в областистратегий сохранения культурного наследия, но и в сфере использования методов, механизмов и приемов трансляции культурных образцов и ценностей, норм и моделей поведения на различные виды аудиторий (как внутри страны, так и за ее пределами) и способов внедрения их в общественное сознание и в социокультурные практики.

При изучении опыта КНР в области реализации современных культурных стратегий необходимо обратить особое внимание на те формы и методы, которые использует Китай для формирования информационной среды и включения в нее основных традиционных культурных концептов и ценностей. Одним из примеров этого является социальная реклама КНР, которая с учетом внутренних культурных особенностей и тенденций, эффективно решает эти задачи на телевидении, в интернете, на радио, в печатных средствах массовой информации.

В ходе анализа роликов социальной рекламы, представленных на китайском телевидении, мы выделили несколько типов, выражающих определенные доминанты современной культурной политики КНР: «1) реклама традиционных социокультурных коммуникативных моделей; 2) реклама достижений духовной и материальной культуры; 3) реклама календарно-праздничных традиций; 4) реклама цели и смысла социокультурного, духовного и экономического развития («Китайская мечта») [3, С. 96].

Специалисты в области социальной рекламы КНР обращают особое внимание на использование в телевизионной рекламе этнокультурного компонента, который эффективно выполняет множество функций, наиболее значимыми из которых являются: «1) формирование и закрепление в коммуникативных практиках традиционных культурных моделей взаимодействия; 2) формирование и закрепление этических конфуцианских ценностей; 3) актуализация архетипических образов китайской культуры; 4) актуализация эстетических принципов, образов и форм традиционного визуального искусства; 5) включение традиционной культуры в современный социокультурный и политический контекст; 6) формирование позитивного имиджа КНР на международной арене» [3, С. 96].

Изучив современное развитие китайской социальной телевизионной рекламы, котораяпо структуре, содержанию и формам визуального представления существенно отличается от западных аналогов, мы пришли к выводу, что в отличие от западной модели, объектом которой большей частью являются актуальные социальные проблемы, в КНР смысловым ядром социальной рекламы является «утверждение достижений социокультурного развития и пропаганда национальных традиций и ценностей, формирование и упрочение чувства уникальности, историко-культурной исключительности и неповторимости, гордости граждан за прошлое, настоящее и будущее своей страны» [3, С. 102].Социальная реклама КНР выполняет вспомогательную, но при этом достаточно значимую функцию в реализации современных культурных стратегий и«позволяет закреплять в общественном сознании базовые ценности и традиционные модели социального взаимодействия, а также создавать на международной арене позитивный имидж экономически и культурно развитого Китая[3, С. 102].

В связи с активным и динамичным развитием современных медиатехнологий и информационной среды, большую роль в реализации целей и задач культурной политики может сыграть социальная реклама в России, представленная на всех уровнях и во всех сегментахмедиапространства не как разрозненные, отдельные, фрагментарные акции, а как теоретически обоснованная культурная стратегия государства. В настоящее время развитие социальной рекламы, которая тиражирует и продвигает в массовое сознание эталоны культуры, ценности и поведенческие сценарии, в России представлено в ограниченном объеме и на недостаточно высоком концептуальном и дизайнерском уровне.Такая ситуация возникла, вероятно, в связи с недостаточностью финансирования этой сферы социально ориентированной деятельности. Современная российская социальная реклама и в формальном и в содержательном аспектах теряется на фоне других видов рекламы товаров и услуг, которые, в основном, созданы на основе западных моделей и образцов. Это обусловливает актуальность специальной подготовки управленческого корпуса, который должен принимать стратегические решения в данной области. Прежде всего в образовательные программы повышения квалификации в сфере управления культурой необходимо включать изучение эффективного опыта восточных партнеров России, таких, например, как Китай, где всесторонне разработаны принципы и формы социальной рекламы, которая базируется на традиционных культурных ценностях.

В современной России культура также осмысляется сегодня как важная стратегическая сфера формирования мировоззренческих основ личности и общества. Поэтому для решения актуальных задач по реализации культурной политики необходимо повышать уровень образования представителей менеджмента в области культуры, формировать и совершенствовать стратегическое мышление, расширять область профессиональных компетенций в нескольких направлениях: в области изучения мирового опыта обоснования и реализаций культурных стратегий; в сфере теории и практики межкультурных коммуникаций; в области философии, истории и социологии культуры; в сфере этнопсихологии и лингвокультурологии.

Решение одной из базовых стратегических задач современной культурной политики, связанной с развитием и защитой русского языка, предполагает разработку концептуальных основ так называемых лингвистических стратегий и технологий, а также эффективных и перспективных тактик и механизмов коммуникации как в глобальном, так и в региональном аспектах. Важно понимать, что русский язык, являясь хранилищем базовых ценностей культуры, системно отражает картину мира. В этой системе закреплены все ключевые нравственно-этические нормы и идеалы, отражены духовные и мировоззренческие основы социальной жизни, зафиксированы основные сценарии мировосприятия и мирочувствования носителей культуры. Поскольку главным условием сохранения и обеспечения преемственности культуры является сохранение языка, проблемы безопасности культуры, неразрывно связанные с национальной безопасностью, решаются в том числе через лингвистические стратегии,реализуемые во всех сферах функционирования русского языка в социуме: литературно-художественные тексты, обучение и образование, официальная речь, театр, бытовая коммуникация, политический дискурс, деловое общение и т.д.В связи с этим, разработка и реализация лингвистических стратегий в рамках общей государственной культурной политики России – одна из стратегических задач отечественной гуманитарной науки, имеющая не только теоретическое, но и практическое значение. Некоторые из лингвистических стратегий были изучены нами в рамках исследования стратегических основ формирования гуманитарно-образовательного пространства ШОС [2]. Исследование современных коммуникативных практик и роли русского языка в пространстве межкультурного взаимодействия представляется весьма актуальным и требует разработки специальных инновационно-образовательных учебных программ для менеджеров в области культуры. Такие инновационные программы позволят им ознакомиться с основными достижениями в различных областях современной российской лингвистики и теории межкультурной коммуникации. Современные российские менеджеры в сфере культуры непременно должны овладеть комплексом фундаментальных знаний в сфере межкультурной коммуникации. Изучениесовременных коммуникативных практик в пространстве межкультурного взаимодействия России с другими странами позволит создать методологическую и методическую основу для осмысления динамики и перспектив развития процессов культурного развития и межкультурного диалога; помочь в разработке эффективных моделей диалога культур как в России, так и за ее пределами. Профессиональная подготовка (переподготовка) кадров в области межкультурного взаимодействия и повышение квалификации в этой сфере является перспективной, прежде всего, для осуществления профессиональной коммуникации на новом технологическом и идеациональном уровне в контексте сложно структурированного современного медийного, образовательного, лингвокультурного и межкультурного пространства; а также для глубокого осмысления сложных и неоднозначных социокультурных, социально-политических и социально-экономических реалий и процессов с цельюразработки и реализации новых коммуникативных форм и стратегий.

В современных условиях актуализируется и обретает стратегическое значение для реализации государственной культурной политики роль менеджмента культуры в обеспечении прочной связи непосредственно междукультуротворческой деятельностью, работой по сохранению культурного наследия, просветительской деятельностью, системой образования и воспитания и достижениями современной российской гуманитарной науки. Поэтому возникла необходимость в разработке для повышения квалификации представителей менеджмента разного уровня специальных образовательных программ, включив в них соответствующие дисциплины, нацеленные на формирование компетенций, необходимых в профессиональной деятельности современного работника культуры: умение осуществлять стратегический анализ культурных и межкультурных практик; умение использовать в своей деятельности знания современных достижений гуманитарных наук в области изучения стратегической культуры и культурных стратегий; способность применять на практике знания по культурной антропологии, этнологии, этнопсихологии; способность разрабатывать культурные стратегии с использованием знаний о истории развития культур и цивилизаций и межкультурного взаимодействия; знание технологий реализации культурных стратегий в современном социокультурном пространстве России; умение использовать эффективные методы реализации культурных стратегий на основе системного знания закономерностей и особенностей культурного развития; умение учитывать в практической деятельности сведения о закономерностях этносоциокультурогенеза; владеть научно обоснованным инструментарием при разработке моделей и прогнозирования трансляции государственной культурной политики как внутри страны, так и за рубежом;  умение осуществлять качественный и количественный анализ результатов реализации культурных стратегий и т.д.

Обозначенный выше круг профессиональных компетенций возможно сформировать путем разработки соответствующих учебных дисциплин и включения их в целостную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации современного российского менеджмента в области культуры и культурного развития. Концептуальная разработка и реализация подобного рода инновационных образовательных программ имеют стратегическое значение для эффективного воплощения государственной культурной политики в современной России.

Литература

  1. Нестерова, О.А. Современные коммуникативные практики в пространстве российско-китайского межкультурного взаимодействия [Текст]: автореф. дис. … докт. филос. наук: 24.00.01 / О.А. Нестерова – М., 2010. – 41 с.
  2. Нестерова, О.А., Распертова, С.Ю. Теоретические основы изучения стратегий формирования гуманитарно-образовательного пространства Шанхайской Организации Сотрудничества [Текст] // Вестник Московского государственного лингвистического университета. –Серия «Языкознание». –2009. – Вып. 568: Регионоведение, лингвистика и межкультурная коммуникация в странах ШОС. – С. 46 – 67.
  3. Нестерова, О.А., Распертова, С.Ю., Беляева, А.В. Этнокультурные ценности и образы в современной социальной рекламе КНР [Текст]// Полигнозис. –2015–№ 1. –С. 90 – 102.

 

107 просмотров всего, 3 просмотров сегодня