Волошина Людмила Александровна. Индивидуальность и реальность (о понимании реальности в процессе художественного творчества)

Волошина Людмила Александровна

ФГБОУ ВПО «Высшая школа народных искусств ( институт)»

Кандидат философских наук. Заведующая библиотекой

Voloshina Ludmila Alexandrovna

FGBOU VPO «High school of folk arts (institute)» Candidate of philosophic

sciences. Head of Library

voluta@yandex.ru

УДК 7.01

Индивидуальность и реальность

(о понимании реальности в процессе художественного творчества)

Аннотация: В статье рассматривается проблема взаимоотношений творческой индивидуальности  и реальности. Как в разные времена менялось отношение художника к реальности, начиная от реалистических картин передвижников и заканчивая современным абстрактным искусством. Творческая индивидуальность представлена в статье как духовная сущность.

Ключевые слова: индивидуальность творческая, художественное творчество, реальность, действительность, реализм, абстрактное искусство.

Personality and Reality
(on the understanding of reality in the process of artistic creativity)

Summary: This article discusses the problem of relations between the creative personality and reality. As at different times it changed the artist’s attitude to reality, from a realistic pictures of the Wanderers to contemporary abstract art. The creative personality is represented in the article as a spiritual entity.

Key words: individual creativity, artistic creativity, reality, realism, abstract art.

Индивидуальность и реальность

(о понимании реальности в процессе художественного творчества)

В философском словаре дано определение реальности как  онтологического в-себе-бытия. Реальность приписывается всему тому, что существует на самом деле. Различают: объективную и субъективную реальность. В наше время к ним добавились: естественная и искусственная. Появилась виртуальная реальность. Основная проблема философии в том, как понимать реальность. Один из способов – рациональное постижение реальности. Это трансцендентный акт, который отличается от мыслительного акта тем, что представляет собой схватывающий акт. Человек, познающий предмет, помнит о том, что этот предмет является онтологически сущим-в-себе. Одновременно это знание есть основной феномен естественного реализма. Существуют и другие акты познания, —  связанные с эмоциональным восприятием, среди них: опыт, переживание, страдание, то есть это фактическое существование человека. Познание реальности, как  непосредственный акт, — это познание человека существующего и связано с его эмоциями, действиями и ощущениями и, в целом, в-мире-пребыванием. Познание реальности человеком происходит на протяжении всей его жизни. Это, в первую очередь, — индивидуальный процесс, который позволяет человеку не только осознать  самого себя в мире, не только питаться от  этого мира эмоционально, но и дает почувствовать свое основное назначение – как творца.

В данной статье пойдет речь о взаимоотношениях реальности и художника. Рассматривая эти отношения, можно увидеть, как много дает творческой индивидуальности окружающая действительность, как объект художественного творчества. Задача автора – не охватить необъятное, а показать, как взаимодействуют творческая индивидуальность и реальность, как осуществляется их гармония, когда мастер постигает реальность в процессе творчества. Результатом такого творчества становится новая реальность, в которой уже присутствует и сам автор, и изображаемый объект. Речь идет не о субъективной реальности, а о такой художественной реальности, которая содержит в себе правду об изображаемом объекте. Художественная правда не синоним правдоподобия. Она непредсказуема и парадоксальна. Но правда – одна, и если художник в процессе постижения реальной действительности ищет эту правду, значит —  она ему жизненно необходима. А для того, чтобы воплотить ее на полотне необходимо мастерство и творческая обработка. Не каждому художнику удается найти эту правду, которая есть, не что иное, как сущность, и которая может открыться только человеку духовно к этому готовому, а именно – творческой индивидуальности.

Понятие «индивидуальность творческая» до сих пор не сформировано точно. Индивидуальность как Я художника нельзя понимать поверхностно. «Понимание Я человека как чего-то самодостаточного, уже сформировавшегося в этой жизни, приводит неминуемо к эгоизму. Такая жизненная позиция, когда индивидуальность понимается человеком всецело как его самость, является следствием утраты высоких идеалов» [1, 98]. В.Соловьев писал, что тот, кто кроме видимого мира не признает никакой другой реальности, должен отказаться от творчества. Творчество немыслимо без высших целей, как вообще жизнь человека. Индивидуальность художника есть неизреченное, неформулируемое, истинным выражением ее может быть только само творение. Именно в этом творении она может возрастать в полноту свою, ощущать свою целостность. Индивидуальность нечто цельное и неразложимое, данное человеку как неповторимое и специфическое. По мнению некоторых философов Серебряного века, индивидуальность не может до конца осуществить себя в этом мире, так как ее существование простирается и за пределы земного бытия.

Можно утверждать, что индивидуальность художника и реальность взаимосвязаны, так как индивидуальность принадлежит некой реальности, а реальность осмысливается индивидуальностью как свое бытие. Но истинная взаимосвязь, все-таки, в другом — обе они двойственны. Индивидуальность интуитивно ощущает в реальности, ее окружающей, то высшее, к чему она собственно и предназначена. И этот поиск мира горнего мы видим в творениях великих мастеров. Но поиск этот осуществляется каждым индивидуально, и этим особенно интересно для нас искусство. Ведь любое произведение искусства доносит до нас не только сюжет, но мысль художника, его взгляд на мир, на себя в мире, то есть сообщает о чем-то сокровенном, что интуитивно угадывается зрителем. Происходит некий разговор двух индивидуальностей, а посредником выступает именно художественное произведение.

Рассматривая взаимоотношения индивидуальности с реальностью как некую деятельность, можно выделить разные ее аспекты. В первую очередь это будет деятельность познавательная, которая направлена на действительность, на взаимосвязи: между художником и обществом, между художником и природой в конкретный исторический момент. Оценочная деятельность предполагает собственное отношение художника к изображаемой действительности в соответствии со своим понятием о ценностях. Коммуникативная деятельность предполагает обязательно зрителя, который становиться участником процесса. Эстетическая деятельность является отличительной чертой любого творчества, так как каждая творческая работа  предполагает живое чувство мастера, его взгляд на реальность как на прекрасное. И художественная деятельность, которая включает весь комплекс знаний и мастерство художника.  Наверное, есть и другие виды деятельности, которые характеризуют взаимоотношения индивидуальности с реальностью, но достаточно и перечисленных, чтобы понять, насколько серьезный и многогранный этот процесс. Ведь художник не просто изображает реальность, он отображает ее. Понятие отображение гораздо шире, так как включает и самого художника, как особый мир, более или менее богатый. «Искусство являет собой личностное отражение действительности, в то время как наука – ее отстраненно-объективное отражение» [8,с.14].

Вся эта деятельность художника была бы невозможна, если бы не было реальности. Можно писать вещи воображаемые. Однако воображение не дает ничего такого, что не отсылало бы нас к реальности. Как писал Г.Лорка: «Воображение выхватывает и проясняет фрагменты невидимой реальности, в которой движется человек» [5, с.136]. Воображение ограничено реальностью, невозможно вообразить то, чего никогда не видел в действительности. «Видимая реальность, события жизни и человеческое тело гораздо богаче оттенками, поэтичнее, чем все открытия воображения» [5, с.137].

Реальность воспринимается художником через призму своего времени. Человек познает реальность, к которой сам принадлежит. Он вступает в отношения с  ней, и так или иначе художник своим творчеством влияет на эту реальность, дополняя ее или даже преображая, наполняя своим Я, произведение, которое становится новой реальностью. Проходит время,  а реальность, изображенная на картине, продолжает существовать. Она существует не просто как материальный объект. Конечно, материал воздействует на наши органы чувств, но это только одна сторона воздействия. На картине существует реальность, увиденная когда-то художником, но реальность, сохранившая в себе дыхание индивидуальности, и именно это незримое воздействие ощущает индивидуальность зрителя. Здесь, конечно, идет речь о большом искусстве. Только индивидуальность в состоянии создавать шедевры, живущие в веках. Большое искусство «что бы ни было его формальным предметом передает это чувство единства с Бесконечностью через отдельное. Оно передает все целое, и – это сущность прекрасного [9, с.121].

Бесконечность, вечное – вот, что видит творческая индивидуальность в отображаемой ею на полотне реальности. И это закономерно, так как индивидуальность сама принадлежит вечности. Для многих художников это вечное подразумевает Бога. Г. Померанц в книге «Собирание себя» писал: «Так как в глубине каждого из нас живет это дыхание целого, то невозможно постичь самого себя, если мы одновременно в какой-то степени не познаем высшую божественную тайну мира» [9, с.131].

Духовная сила, и творческая в том числе, дается человеку только в Свете. В.А. Фаворский писал, что не может быть хорошего искусства, если художник или скульптор не верят в Бога. Признавая его, веришь во что-то, чего не знаешь до конца. Иначе искусству отводится только роль украшения [10, с.57]

В искусстве существует течение, которое особенно внимательно относится к реальности, считая первостепенной задачей передачу реальности с максимальной достоверностью. Это течение – реализм. XIX век – время утверждения этого стиля в искусстве. Именно тогда появились работы передвижников, для которых реальность была ценна сама по себе, как источник правды жизни. Но даже и в этих работах, отличающихся неведомой доселе новизной и смелостью, сохранился дух христианства. Ведь они несли собой правду жизни, человеческих чувств: сострадания, веры, надежды. Да и сами картины часто изображали религиозную жизнь. Во многих уже содержалась ирония, оценка современной действительности, но и память о Боге, о высшей справедливости была в них. «Передвижники раскрыли трагедийность «пустяков», драматизм «пошлости пошлой жизни», поднимая их до всеобщности и обнажая жажду духовного» [7, с.458].

Духовность – именно та важнейшая составляющая искусства, которая возможна только при условии, что произведение создавала индивидуальность. Сейчас принято духовность делить на «религиозную» и «не религиозную». На самом деле духовность одна, она либо есть, либо  нет. В работах передвижников она есть. Идея не заслонила в их произведениях живого человеческого чувства. Впоследствии реализм, как течение, поставившее себе задачу – отражать реальность наиболее точно, уйдет в сторону от другой важной цели – постижения вечного. Духовность будет заменена идеологией.

Заметнее всего живое чувство реальности проявлялось в пейзаже. Ведь именно природа – та реальность, которая в состоянии пробудить в человеке ощущения вечности, прекрасного. Г.Померанц писал: «Вглядывание в природу – это вглядывание в собственную глубину» [9, с.78]. Об этом же пишет в своем  стихотворении современная поэтесса З.Миркина:

«Есть в мире что-то

Важней чем жизнь и смерть – работа

Творца над глиною своей.

Безмолвный час богослуженья,

Час паузы, пустынный час,

Когда свершается вторженье

Всей нашей сущности внутрь нас».

Именно природа пробуждает в художнике особый способ познания – созерцание, момент, когда за видимой реальностью просвечивает вечность. Попытка остановить мгновение, вглядеться в мир, в самую его глубину, особенно заметна в произведениях пейзажистов.

Г.Ионин в своих воспоминаниях об отце  — художнике Николае Ионине писал о нем как о человеке, который пытался сблизить бытие и небытие в своих картинах. Когда он снова и снова приходил на берег реки Смоленки, чтобы закончить пейзаж, то никто не мог помешать этому созерцанию. «Его нужно было остановить, чтобы еще и еще раз возвращаться к этому же чувству, к той неуловимой зеркальной грани между тем, что отразилось на изогнутой мелкими волнами поверхности реки, и тем небытием, что скрывалось в воде» [3, с.64].

Именно природа пробуждает в творческом человеке чувство прекрасного, когда даже в поваленном дереве, разбитой дождями дороге, изломанных ветках придорожных ив видна красота, а в извержении вулкана – величие природы. В искусстве очень важно различать красоту и красивость. Именно искусство должно преодолеть опошление красоты. Символизм пытался пойти вглубь от опошленного реализма, но угодил в новую красивость символов, слов. Большое искусство не стремится к эффектам, оно «собирает иконное от природы и человека», идет к чувству целого. Целое же – сущность прекрасного. «Подлинная красота содержит в себе ощущение бездны, из которой она родилась» [9, с.121]. Подлинная красота помогает раскрыть глубину жизни, но открывается она только индивидуальности, ищущей полноты.

Как же возможно подойти с этой меркой к искусству абстрактному? Разве можем мы утверждать, что «Черный квадрат» написан не индивидуальностью, и ничего нам не сообщает кроме видимого черного пятна на белом фоне? Ведь и в работах абстракционистов мы имеем отраженную, переосмысленную до неузнаваемости, но все-таки реальность. Реализм самоцельной живописной формы – так называл Малевич свое искусство. Это была попытка уйти от лишнего эстетизма в изображении реальности, так как художник видел огромную разницу между искусством творить и искусством повторять. Им была предпринята невообразимая попытка, передать в своем творчестве наивысшие ощущения от реальности. «Попытка изуродовать форму реальную и разлом вещей в кубизме – имеют в себе задачу выхода творческой воли в самостоятельную жизнь созданных ею форм» [6, с.48]. Художник не вырабатывает цвет и форму, а формирует ощущение. Сезанну, например, действительность служила формой для выражения его ощущений от мира, не являясь при этом формой как таковой. «Чем дальше живописное искусство от изобразительности, чем дальше оно отступает от иллюзорности, тем ближе оно становится к выражению новой реальности или новой действительности как единственной своей самоцели…» [6, с.94].

Действительность порождает ощущения, от ощущений мира у художника возникает образ; когда ощущение переходит в область представлений, в психическое действие, т.е. видимость, начинается первая ступень формулирования ощущения, желание из ощущения сделать реальное, видимое, осязаемое. Цвет и форма стремятся выразить тайную силу ощущений. [6, с.98]. К.Малевич утверждал, что постижение реальности недоступно художнику, а доступны только ощущения. Таким образом, сущность предмета безынтересна супрематисту. Ему интересен предмет как часть самого художника. Как говорил Ж.Брак – нужно самому стать этой вещью. Художник стремится к слиянию с ним. Объекты изображения уже становятся не отражением действительности, а представляют собой конструкцию. Путем композиционных решений, опираясь на собственную теорию живописи, супрематизм создает новую реальность, которая должна донести до нас истину об индивидуальных ощущениях художника. Цель, поставленная супрематистами, как и многими художниками абстрактного искусства начала XX века, уводила в целом от реальности объективной. Однако нельзя утверждать, что искусство того же Малевича полностью оторвалось от действительности. В кубизме конституируется новый объективизм. Индивидуальность художника выступает как творческая энергия, стремящаяся внести в хаос упорядоченность, структуру, целиком созданную им.

И эта идея создания из искусства блока ощущений жива и по сей день в творчестве абстракционистов. «Произведение искусства  это существо-ощущение, и только; оно существует само в себе… Мы рисуем, ваяем, сочиняем, пишем ощущения» [2, с. 190], –  писал Ж. Делез, называя главным в искусстве перцепты и аффекты. Перцепт представляет собой пейзаж до человека. Аффект – это становление человека не-человеком. «Ты не становишься в мире, а становишься вместе с миром в процессе его созерцания» [2, с. 199]. Художника интересует реальность, но не видимая, а та, которая возможна. Это — Другой. «Другой – это возможный мир, каким он существует в выражающем его лице, каким он осуществляется в придающей ему реальность речи» [2, с.23].  Ж.Делез и Ф.Гваттари пишут о концепте, который и есть, по сути, этот возможный мир, выраженный художником языком живописи. Как мы понимаем, этот концепт не является чем-то материальным, хотя и выражается в материи и никогда не совпадает с тем состоянием вещей, в которых осуществляется. Концепт – это событие, а не сущность.

В постмодернизме вообще большое значение предается эмоции, индивидуальному ощущению. Е.Г. Красильникова в своей статье пишет уже не просто об ощущениях, а об ощущениях «прерывности существования». Импульс бессознательного, по Ж.Делезу, силен в художнике. Для художника важно извлечь чистое «существо-ощущение». С этой целью художники прибегают к разным приемам. Главная задача при этом отключить на время мысль. Важно сильнейшее переживание, благодаря которому осуществляется иллюзия соприсутствия реальности. Медитация, растворение в окружающем, становление человека не-человеком способствует борьбе с мыслью. Акцент в искусстве постмодернизма делается на «рассеивании» субъекта как центра системы представлений, на обращении к художественным формам материализации энергии природного и космического» [4, с.121].

Индивидуальность художника опять обращается внутрь себя, к своим ощущениям, как единственно достоверному источнику познания реальности. Для современного художника важно передать свои ощущения с максимальной точностью. И если для этого нужно отказаться от понимания реальности как целостности, то он идет на это. Иллюзорный мир ощущений, личных эмоций становится темой картин абстракционистов, а поскольку передать иллюзию невозможно традиционными средствами реалистического искусства, то исчезает в картинах и сама, привычная для нас, реальность.

Если в начале XX века этот уход от реалистического изображения мира был своего рода протестом против пошлости в искусстве, манифестом нового революционного искусства, то у современных представителей абстракционизма нет никаких манифестов и программ, а есть чистый индивидуализм в живописи. Как и прежде, он несет в себе не торжество индивидуального духа, а всего-навсего попытку выдать за великие достижения свои поверхностные теории, в основе которых лежит жажда самоутверждения. Индивидуальность таких художников не имеет ничего общего с тем представлением о ней, которое утвердилось в мире искусства в конце XIX века и наделяло творческую индивидуальность способностью к теургии.

Мы видим, что на взаимоотношения индивидуальности и реальности всегда накладывало отпечаток время, которому принадлежит художник, его духовный и культурный уровень и, конечно же,  мастерство. Наверняка наберется немало и других факторов более или менее второстепенных, которые влияют на отношение художника к реальности. Но что можно утверждать с уверенностью, так это то, что индивидуальность и реальность влияют друг на друга, находятся во взаимоотношениях. Это всегда был обоюдный процесс, когда не только художник отображает существующую реальность, а и сама реальность воздействует на художника, открываясь ему в той или иной степени, в зависимости от того, насколько индивидуальность сам художник.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Волошина Л.А. Проблема творческой индивидуальности в русской эстетике конца XIX – начала XX века: дис….канд. филос. наук: 09.00.04./ Волошина Людмила Александровна — СПб., 2013.- 172с.
  2. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия /Ж.Делез., Ф. Гваттари — М.: Академический проект, 2009.- 261с.
  3. Николай Ионин : альманах. Вып.131 / науч.рук. Петрова. — СПб.: Palace Editions, 2006.- 167с.
  4. Красильникова Е.Г. «Симулякры прерывности»: «становление реальности» в постмодернистских текстах // Вопросы культурологи. — 2015.-№5-6.- С.115-122.
  5. Лорка Ф.Г. Об искусстве/ Ф.Г. Лорка. — М.: Искусство, 1971.- 310с.
  6. Малевич К. Черный квадрат / К. Малевич.- СПб.: Азбука-классика, 2003.- 576с.
  7. Махлина С.Т. Словарь по семиотике культуры / С.Т. Махлина.- СПб.: Искусство-СПб., 2009.- 752с.
  8. Новиков А.М. Методология художественной деятельности /А. М. Новикова.- М.: Эгвес, 2008.- 72с
  9. Померанц Г.С. Собирание себя / Г.С. Померанц. — М.: СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2013.- 134с.
  10. Фаворский В.А. Воспоминания современников. Письма художника. Стенограммы выступлений / В.А. Фаворский. — М.: б/и, 1991.- 384с.

 

259 просмотров всего, 1 просмотров сегодня