Энахон Нишанбаева. Основные направления совершенствования системы социального партнёрства

Энахон Нишанбаева,

Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека Ташкент, Узбекистан

старший преподаватель,

Enajon Nishanbayeva,

The Mirzo Ulugbek National University of Uzbekistan,

Tashkent, Uzbekistan

Assistant of professor

E-mail – enaxon70@rambler.ru

УДК 334.021

 

Основные направления совершенствования системы социального партнёрства

 

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые основные направления дальнейшего углубления и совершенствования системы социального партнёрства, как одного из важнейших феноменов легитимного развития и функционирования современного гражданского общества в Узбекистане.

Ключевые слова и фразы: социальное партнёрство, Узбекистан, гражданское общество, модернизация, демократизация.

 

The main directions of improving the system of social partnership

 

Resume. In this article some of the main directions of further deepening and improvement of the system of social partnership as one of the most important phenomena of legitimate development and functioning of a modern civil society in Uzbekistan are considered.

Key words and phrases: social partnership, Uzbekistan, civil society, modernization, democratization.

 

Основные направления совершенствования системы социального партнёрства

 

Общая стратегия развития социального партнерства в социально-трудовой сфере в регионах состоит в том, чтобы важнейшие вопросы социальной политики находили свое решение на основе договоренностей между социальными партнерами в рамках действующего законодательства и чтобы накопленный в процессе взаимодействия опыт был использован для дальнейшего развития системы социального партнерства, в том числе совершенствования ее организационно-правового, научно-методического, информационного, кадрового и финансового обеспечения[1].

В выдвинутой Президентом Республики Узбекистан Исламом Абдуганиевичем Каримовым Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране определены актуальные задачи, связанные с дальнейшим расширением роли и участия общественных объединений в процессе проводимых в обществе реформ, укреплением их правового статуса, расширением связей социального партнерства[2].

Эффективная реализация целей и задач социального партнерства возможна лишь при условии создания на уровне городов, районов и организаций области жизнестойкого саморазвивающегося механизма взаимодействия профсоюзов и работодателей (предпринимателей) при участии органов местного самоуправления.

На первом этапе органы местного самоуправления (в частности, махалля) с помощью областных объединений работодателей и профсоюзов, используя имеющийся опыт партнерских отношений, способствуют формированию на своих территориях полномочных представительных органов работодателей и наемных работников.

Следующим этапом является создание трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений на основе паритетности и равноправия сторон и переход к разработке, принятию и осуществлению территориальных трехсторонних соглашений.

Проводимая работа должна способствовать повышению авторитета этих комиссий и соглашений, расширению зоны их влияния на организации всех форм собственности и социальные группы населения.

Успех в развитии партнерских отношений во многом зависит от обеспечения установленного законом порядка разрешения конфликтных ситуаций и возникающих трудовых споров. Это предполагает необходимость повышения роли комиссий по рассмотрению трудовых споров непосредственно в организациях и формирование при органах местного самоуправления городских, районных групп экспертов трудового права, посредников, трудовых арбитров по урегулированию коллективных трудовых споров.

Становление взаимодоверительных отношений партнеров возможно лишь при системном подходе — регулярном совместном анализе положения в социально-трудовой сфере территории, обобщении результатов партнерства, своевременном устранении сдерживающих факторов путем принятия соответствующих законов и других нормативно-правовых актов.

Исходя из важности проведения согласованной социально-экономической политики в городе, районе, организации, представляется необходимым создание в составе органов местного самоуправления подразделений по труду, координирующих (наряду с осуществлением других функций) работу по развитию социального партнерства. Решение этих вопросов возможно за счет перераспределения обязанностей среди специалистов действующих аппаратов.

Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений требует реализации решений и рекомендаций Международной организации труда, опыта работы профсоюзов зарубежных стран, общественных организаций, проведения научного анализа эффективности системы социального партнерства на всех ее уровнях, прогнозирования социально-экономической ситуации в регионе.

В Республике Узбекистан предстоит разработка методик, положений, рекомендаций и пособий по формированию сторон социального партнерства, ведению переговоров и процедур посредничества, организации подготовки, заключению и выполнению соглашений и коллективных договоров, регистрации и распространению их действия, способам разрешения коллективных трудовых споров[3].

Особенно важной представляется разработка научно-методических подходов к формированию правового, экономического и других механизмов, заинтересовывающих работодателей вступать в партнерские отношения с работниками, их представителями и органами местного самоуправления, выделять соответствующие финансовые и материально-технические ресурсы для осуществления мероприятий, предусмотренных соглашениями и коллективными договорами.

Для решения этих проблем используются возможности научных учреждений.

Дальнейшее развитие системы предполагает обобщение и использование опыта партнерской деятельности, формирование банка информации по социально-трудовым отношениям, включающего нормативно-правовые акты, анализ состояния и перспективы развития партнерства на соответствующем уровне, лучший опыт работы, списки групп экспертов, посредников, трудовых арбитров и т.д.

Для организации информационного обеспечения субъектов трудовых отношений на стадиях переговоров, подготовки и заключения соглашений и коллективных договоров, а также при их реализации широко используются возможности средств массовой информации — областных и городских (районных) газет, радио, местного телевидения.

Кадровое обеспечение работы по социальному партнерству предполагает разработку и осуществление согласованной со сторонами программы различных форм обучения, повышения квалификации работников органов исполнительной власти (местного самоуправления, махалли), объединений работодателей, профсоюзов, занимающихся вопросами социального партнерства.

Становление и функционирование системы социального партнерства связано с определенными финансовыми затратами. Источники финансирования определяются комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений на основе договоренностей с учетом экономических возможностей сторон. Ими могут быть средства сторон социального партнерства, которые расходуются на основе согласованных и утвержденных планов, смет, предусматривающих проведение организационно-технических мер по научным исследованиям, подготовке и переподготовке кадров, семинаров — совещаний, проведение досудебных процедур урегулирования коллективных трудовых споров, информационно-методическому обеспечению и др.

Финансовые затраты для обеспечения деятельности трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений определяются в соответствии со сметами расходов, которые рассматриваются и утверждаются соответствующими трехсторонними комиссиями.

Финансирование осуществляется на основании соглашения сторон социального партнерства по этому вопросу.

 

Литература:

  1. Конституция Республики Узбекистан. – Т.: Узбекистан, 2013. – 40 с.
  2. Каримов И.А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране // http://press-service.uz/ru/news/794/ (Режим доступа 23.06.2015 г.)
  3. Закон Республики Узбекистан о социальном партнёрстве // http://cso-central.asia/wp-content/uploads/2014/08/Zakon-Respubliki-Uzbekistan-o-sotsialnom-partnerstve.pdf (Режим доступа 23.06.2015 г.)
  4. Бородин И.И. Понятие, система, стороны и субъекты социального партнерства (сравнительно-правовое исследование) // «Трудовое право», 2006, N 1
  5. Лушникова М.А. Государство, работодатели и работники: история, теория и практика правового механизма социального партнерства (сравнительно — правовое исследование). Ярославль: ЯрГУ, 1997. С. 68.
  6. Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. М., 1996. С. 99

 

 

 

[1] См.: Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. М., 1996. С. 99

[2] См.: Каримов И.А Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране // http://press-service.uz/ru/news/794/

[3] См.: Нишанбаева Э. Развитие социального партнёрства в Узбекистане // http://www.intelros.ru/readroom/credo_new/k3-2013/20018-razvitie-socialnogo-partnerstva-v-uzbekistane.html  (Режим доступа 23.06.2015 г.)

213 просмотров всего, 2 просмотров сегодня