Илхом Абдихалилович Суванов. Диалектика взаимосвязи национальной идеи и самосознания в развитии духовности личности

Илхом Абдихалилович Суванов,

Национальный университет Узбекистана,

Соискатель кафедры «Философия»,

Ташкент, Узбекистан

Ilhom Abdihalilovich Suvanov,

The National University of Uzbekistan,

Researcher of the «Philosophy» chair

Tashkent, Uzbekistan

E-mail: ilhom.suvanov.1976@mail.ru

УДК 111:323.17

 

Диалектика взаимосвязи национальной идеи и самосознания в развитии духовности личности

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются отдельные стороны взаимосвязи национальной идеи и самосознания в развитии духовности личности с позиций диалектики.

Ключевые слова и фразы: национальная идея, национальная идеология, духовность, личность, самосознание, демократизация, национальное возрождение, духовные ценности.

 

The dialectic of the relationship of the national idea and identity in the development of spirituality of the person

 

Resume. In given article the certain aspects of the relationship of the national idea and identity in the development of the spirituality of the individual from the standpoint of dialectics are considered.

Key words and phrases: national idea, national ideology, spirituality, person, identity, democratization, national revival, spiritual values.

 

Диалектика взаимосвязи национальной идеи и самосознания в развитии духовности личности

 

В условиях обновления всей сферы общественной жизни исследование основных закономерностей и специфических особенностей процесса диалектической взаимосвязи национальной идеи и самосознания в развитии духовности личности имеет большое научно-теоретическое и практическое значение[1]. На современном этапе роста национального самосознания и этнокультурных проблем межнациональные отношения приобрели особую актуальность и остроту. В связи с этим возникает необходимость глубокого изучения национальной идеи и её диалектической взаимосвязи с современным национальным самосознанием.

Демократизация общественно-политической системы не могла обойти сферу идеологии, национальных и общечеловеческих ценностей, национальную духовную культуру и их роли в жизни людей, в формировании национального самосознания, мышления и миропонимания. Поэтому в современных условиях особенно актуальными становятся проблемы, связанные с развитием духовности, вопросы национальной экзистенции, возрождения национального самосознания и его качественного структурного обновления[2].

В период духовного возрождения национального, этносоциального и национального самосознания происходит более динамичное развитие национальной идеи, углубляется интерес к познанию культурного наследия, вырабатываются новые явления в сфере духовной культуры[3]. Расширение информационного потока способствует интенсификации коммуникативной связи. Долгие годы наблюдался разрыв в развитии и усвоении национальной культуры. Сейчас идет глубокое социально-философское осмысление духовного наследия у всех народов, возвращаются новые пласты национальной культуры, долгое время формировавшейся и сохранявшейся в различных континентах земного шара. Эти и многие другие детерминанты имеют немалую значимость в процессах формирования этнокультурного и национального самосознания. Они способствуют активному развитию духовно-нравственных ценностей[4].

Национальное возрождение и национальная идея привлекли к себе внимание ученых, поскольку на пороге XXI века национальная идея в современной политике и духовной культуре занимает центральное место. Национальная идея — это неотъемлемая часть духовной жизни нации; она определяет жизненную правдивость и художественную особенность всех видов национального искусства и литературы.

Идея национальной независимости опирается на высокую духовность нашего народа, его традиции и обычаи, выражает чувства справедливости, свободы, независимости. По определению Президента И.Каримова, «национальная идея призвана выражать мечты и чаяния народа, служить ему опорой, поддерживать его дух в исторических испытаниях, когда общества ищет решение множества возникающих жизненно важных проблем. Она нужна не только для создания материальных богатств и изобилия, но и является стимулом, побуждающим стремиться к достижению высокой нравственности, факелом, освещающим путь к прогрессу»[5]. Идея национальной независимости связывает прошлое народа с его будущим, служит для реализации; его мечты и чаяний. Ее сущностью и целью является сохранение и укрепление независимости, к которой стремились веками и добились в результате многолетней борьбы. Она должна служить обеспечению процветания Родины, спокойствия страны, благополучия народа. Ее мобилизационная сила проявляется в неустанном труде каждого узбекистанца с великой любовью к Родине, в духе преданности идее независимости.

Идея национальной независимости по своей сути является выражением интересов народа и его независимости. В истории всего человечества имело важное значение формирование идеи, служащей выражению присущих определенной нации целей, ее основных понятий и принципов. Деятельность людей, активно участвующих в ежедневном повышении духовного и экономического потенциала своей Родины, нацелена на выполнение этой задачи. В этом смысле идея национальной независимости определяет общенациональную цель всех граждан независимо от их религии, убеждений, принадлежности к социальным слоям, проживающих в Узбекистане, и призывает к ее осуществлению. Она формирует в сознании и сердцах многонационального народа страны понятия «Узбекистан — единая Родина» и служит его укреплению.

Сохранение и укрепление независимости, вековой мечты нашего народа, — это священный долг каждого гражданина Узбекистана. Для этого необходимо, чтобы все мы как один всем сердцем, осознав жизненные интересы священной Родины, должны активно действовать, бороться для их воплощения в жизнь. Этот процесс происходит во взаимосвязи с осознанием народных интересов и национальной идеи, воплотившей их в себе. Интересы Родины неразрывно связаны с интересами каждого гражданина, ибо, благоустройство Родины связано с народным благополучием. Только то государство материально и духовно богато, граждане которого живут в достатке. Следовательно, один из важнейших принципов идеи национальной независимости состоит во всестороннем повышении достоинства человека, улучшении народного благополучия. Для достижения этого требуется дальнейшее укрепление единства и сплоченности граждан страны. Это задача составляет сущность и содержание идеи национальной независимости. Идея национальной независимости призвана стать нравственным критерием исполнения долга и ответственности перед Родиной для каждого нашего соотечественника, его семьи, всего общества.

Ценность идеи национальной независимости для каждого гражданина, проживающего в нашей стране, в том, что она опирается на следующие общечеловеческие принципы.

Идея национальной независимости[6]:

— основывается на Конституции Республики Узбекистан, национальных и общечеловеческих ценностях, принципах демократии. Следовательно, она не противоречит законности, общепризнанным требованиям, общечеловеческим принципам;

— вбирает в себя веками формировавшуюся высокую духовность народа, его традиции и обычаи, бессмертное наследие наших великих предков. Это свидетельствует, что национальная идея имеет исторические и духовные корни;

— выражает идеи справедливости и правдивости, свободы и независимости, убеждения и веру народа. Мы знаем, что великие идеи всегда были благими целями, верой и убеждением каждого народа, стремившегося к независимости, так и останутся;

— служит процветанию Родины, обеспечению мира в Отечестве, повышению благосостояния народа. Этот принцип выражает, что национальная идея имеет сущность, объединяющая и направляющая членов общества к конкретным целям;

— мобилизует всех, членов общества, все слои населения на достижение великого будущего Узбекистана. Достижение этих благородных целей во многом связано со сплоченностью граждан, осознанием, на каком уровне мы понимаем свой долг, верой в завтрашний день;

— воспитывает в каждом гражданине, независимо от национальности, языковой и религиозной принадлежности, чувства гордости и достоинства, любви к Родине, взаимоуважения, преданности идеям независимости и демократии. Данное правило служит осознанию каждым гражданином священности Родины;

— формирует общественное сознание, путем просвещения, опираясь на плюрализм мнений и свободу совести. Это свидетельствует о том, что идея национальной независимости воплощается в жизнь в соответствии с такими демократическими принципами, как плюрализм мнений, свобода совести.

Идеология — сила, выражающая национальное самосознание. Пока нация не осознает себя в качестве народа, страны, она не может заботиться о своем авторитете, чести, полностью не почувствует национальную гордость.

Самосознание — это сила, пробуждающая, движущая, объединяющая народ.

Пробуждение чувства самосознания в жизни народов Востока и Запада, Азии и Европы в конечном итоге привело их рост, объединению, вступлению с другими народами в позитивное состязание.

Для того чтобы идея независимости стала в полном смысле национальной, она должна отвечать следующим требованиям[7]:

— воплощать в себе мысли и чувства, оказывающие позитивное влияние на сознание людей, содержать гуманистические жизненные идеалы;

— быть источником силы, убеждений и веры, объединяющим народ и общество;

— впитывать в себя передовые идеи и отторгать антигуманные взгляды;

— для достижения своих целей брать на вооружение современные идеологические средства с учетом изменений в окружающем мире.

Идея национальной независимости в качестве критерия возрождения исторической памяти, получения уроков у прошлого и самосознания выражает коренные цели народа и играет роль идейного знамени, объединяющего членов общества. Самосознание народа неразрывно связано с пробуждением исторической памяти. Поэтому народ выносит уроки из своего прошлого, определяет, к какой цели, по какому пути ему идти и намечает на этой основе свои перспективы[8].

У каждого есть свое отношение, взгляд на мир, общество. В этом смысле, очень важно, чтобы каждая личность, в том числе молодежь имели самостоятельное мировоззрение, свое мнение, свою точку зрения.

«Подлинный смысл новой идеологии заключается в том, — пишет Ислам Каримов, — чтобы воспитать самостоятельно и по-новому мыслящих людей, свободных от старых предрассудков»[9]. Без этого нельзя вывести общество на путь демократического развития. Как подчеркивал наш Президент: «После приобретения независимости мы избавились от монополии старой идеологии. Освободив духовность от идеологии, от принуждения, мы открыли широкую дорогу для формирования и развития свободной мысли, национальной идеологии. Теперь основная задача состоит в том, чтобы научить наших людей самостоятельно мыслить, укрепить их веру в себя. Ибо если мышление и сознание не избавлены от гнета и давления, человек не может быть свободным»[10]. Это необходимо для того, что только самостоятельно мыслящий человек способен создавать положительное, выработать необходимые материальные и духовные богатства, изменить жизнь к лучшему.

Демократизация общественной жизни вызвала интерес к возрождению национальной культуры и росту национального самосознания. Диалектический процесс взаимовлияния национальных культур, традиций и обычаев идет в условиях всестороннего развития этносоциальных общностей, национальных языков, этнокультур и возросших социально-политических и экономических связей на основе усиления национального своеобразия, посредством проявления коренных свойств наций и этносоциальных групп, через различные каналы межнационального общения. Этому способствует обновление всей сферы общественной жизни, принципы нового мышления, утверждавшийся приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми и национально-ограниченными представлениями.

Возрождению национального самосознания и развитию этнокультурных процессов способствовало нравственное оздоровление общественной жизни, закрепление политических прав за национальными меньшинствами, признание их суверенитета, уважительное отношение к родному языку, историческим корням, национальным обычаям, традициям и этнокультуре как основному показателю нравственной зрелости общества. Утверждение общечеловеческих начал в функционировании традиций и обычаев невозможно без свободного социального развития этносов, их национальной культуры, обычаев, традиций, родного языка и т. д. Данные детерминанты, способствующие реальному развитию этносоциальной и этнокультурной общности, могут выступать в качестве необходимой предпосылки единства социально-этнического и общечеловеческого. Уникальность генофонда любого этноса зависит во многом от этнопсихологических особенностей и от этнокультурного своеобразия, поэтому в национальной политике необходимо учитывать этносоциальные интересы и этнические факторы. Возвращение попранного национального достоинства, национального чувства гордости, регулятивных функций национальных обычаев и традиций, национальной духовной культуры -процесс длительный.

 

[1] Каримов И.А. Доклад Президента Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 23.01.2015 г. // http://press-service.uz/ru/news/5084/

 

[2] См.: Шарифходжаев М. Формирование открытого гражданского общества в Узбекистане. Т. 2002.

[3] См.: Каримов И.А. Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на открытии международной конференции «Историческое наследие ученых и мыслителей средневекового Востока, его роль и значение для современной цивилизации» 16.05.2014г. // http://press-service.uz/ru/news/4954/

[4] См.: Эркаев Э. Духовность – энергия независимости. Т.2001.

[5] См.: Каримов И.А.Идеология- это объединяющий флаг нации, общества,  государства. — Каримов И.А. Свое будущее мы строим своими руками. Т.7. Т. «Узбекистон». 1999.

[6] См.: Идея национальной независимости: основные понятия и принципы. Т. 2003.

[7] См.: Идея национальной независимости: основные понятия и принципы. Т. 2003.

[8] См.: Ибрагимов Н. Идеология независимости Узбекистана: проблемы формирования и развития. Курс лекций. Т.2000.

[9] Каримов И.А. Наша цель – свободная и процветающая Родина. Ташкент, 1994. – С.189

[10] См.: Каримов И.А.Идеология- это объединяющий флаг нации, общества,  государства. — Каримов И.А. Свое будущее мы строим своими руками. Т.7. Т. «Узбекистон». 1999.