Ломоносова Марина Васильевна. Российский вклад в мировую социологию: осмысление и актуализация научного наследия П.А.Сорокина в XXI веке

Ломоносова Марина Васильевна,

СПбГУ ,

кандидат социологических наук,

доцент кафедры теории и истории социологии.

Lomonosova MarinaV.,

St. Petersburg State University,

Candidate of Sociology,

Associate Professor,

Chair of Theory and History of Sociology

E-mail: grigori209@list.ru

УДК 316.012

 

СОРОКИН 2

Российский вклад в мировую социологию: осмысление и актуализация научного наследия П.А.Сорокина в XXI веке

 

Аннотация. Статья посвящена научному творчеству П.А.Сорокина в контексте развития современного социологического знания. Отражены основные результаты российских исследований творчества П.А.Сорокина. Показана значимость российского вклада в американскую академическую социологию.В статье уделено внимание вкладу Республики Коми в работу по сохранению, изучению и интеграции теоретического наследия П.А.Сорокина. Приведена библиография трудов П.А.Сорокина и работ, отражающих его научный вклад.

 

Ключевые слова: история социологии, российская социология, социология П.А.Сорокина, социологическая теория.

 

Russian contribution to world sociology: studying of scientific heritage P.A.Sorokina in the XXI century.

Summary. Article is devoted to a scientific contribution of Pitirim Sorokin to process of formation the sociological knowledge. Article reflects the main results of the Russian researches 20 – 21 centuries, which influenced P.A.Sorokin’s sociology. The scientific facts in article prove the importance of the Russian contribution to the American academic sociology.The role of the Komi Republic in preservation and studying of theoretical heritage of Pitirim Sorokin. The bibliography of scientific literature is included.

Keywords: history of sociology, Russian sociology, P.A.Sorokin’s sociology, sociological theory.

 

Российский вклад в мировую социологию: осмысление и актуализация научного наследия П.А.Сорокина в XXI веке

 

Российскаясоциологическаянаука в прошлом году отметила 125-летие со дня рождения выдающегося российско-американского ученого и мыслителя Питирима Александровича Сорокина (1889-1968), о котором сегодня уже с полной уверенностью можно говорить, как о научном корифее ушедшего века.П.А.Сорокин стоял у истоков многих современных социологических теорий и отраслевых социологических дисциплин, являясь русским классиком западной социологии. Ему следует отвести особое место в плеяде мыслителей, чьи труды оказали фундаментальное влияние на развитие социологии как научной дисциплины в теоретико-методологических вопросах и институциональных аспектах. Характерно, что российские традиции социологического образования, заложенные в начале 20 века М.М.Ковалевским, Е.В.Де-Роберти, Л.И.Петражицким, Н.И.Кареевым и другими выдающимися российскими учеными, несмотря на то, что в России начиная с 20-х гг. прошлого века и вплоть до 1980-х гг., социология была вытеснена из корпуса гуманитарного знания и заменена  историческим материализмом, все-таки получили свое дальнейшее развитие благодаря научной и организационной деятельности П.А.Сорокина. Во многом его мировоззрение как социолога было сформировано под мощным влиянием его учителя — М.М.Ковалевского, который, как ученый, в своем научном творчестве руководствовался как личными, так и общественными интересами. Как отмечает в своем исследованииД.В.Миронов, политическую позицию М.М.Ковалевского и его позицию «ученого – в – мире» Ковалевского М.М. отличало то, что он «…делал науку не ради самой науки, а с намерением этой своей научной деятельностью оказывать влияние на социально-политический климат в обществе» [3, с.191-192]. Это высказывание можно отнести и на счет П.А.Сорокина, который, анализируя социальные явления, отыскивая объективные причины и закономерности происходящих процессов в обществе, тем не менее, часто не скрывал своего субъективного, личного отношения к различным событиям и вопросам.

После высылки в 1922 году из России П.А.Сорокин активно преподавал в университетах США и был приглашен в Гарвардский универ­ситет в 1930 г., где создал департамент социологии и заложил основы Гарвард­ской социологической школы.Двадцать пять лет самой активной научной и организатор­ской работы были связаны у него с этим ведущим гуманитарным академическим заведением США. Крупнейшие американские социологи сформировались внутри возглавляемой П.А. Со­рокиным гарвардской школы: Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Дэвис, К. Лумис, Дж. Райли и др. Бла­годаря П.А.Сорокину Гарвард стал одним из главных центров теоретической социологии в США, что подчеркивает значимость российского вклада в мировую социологию.

Идеи и научные теории П.А.Сорокина принесли свои плоды не только в профессиональной социологической среде, они во многом легли в мировоззренческий фундамент современной культуры и общества в целом. И.А.Голосенко, первый советский исследователь творчества П.А.Сорокина ещё 1967 году писал, что «философия интегрализма» оказывает глубокое влияние на буржуазную культуру эпохи империализма» [1, с.3]. Значительный удельный вес идей Сорокина П.А. в формировании идеологии и мировоззрения западного общества лучше всего иллюстрируется с точки зрения И.А.Голосенко, с одной стороны, огромным количеством оригинальных работ, необычайно широким диапазоном научно-исследовательских интересов, многочисленными тиражами, переизданиями и переводами на другие языки, а с другой стороны, — обширной критической и комментаторской литературой в США, Англии, Италии, Франции, Индии и многих других странах. Вот уже прошло почти полвека с тех пор, как И.А.Голосенко защитил первую диссертацию в СССР, посвященную научному творчеству П.А.Сорокина, которая продемонстрировала для советских ученых значимость его социологического наследия, тем не менее, вряд ли сегодня можно найти ещё одного классика социологической мысли, чьи работы, имея уже более чем столетнюю историю издания и выхода в свет первых работ, регулярно переиздаются и находят свою читательскую аудиторию. Развитие социологии как научной дисциплины в 20 веке с очевидностью показало, что Питирим Сорокин являлся и является по настоящее время самым продуктивным и наиболее переводимым социологом в истории этой науки. И это мнение не только российских социологов, стремящихся вернуть наследие великого ученого на родину, но и мнение ведущих мировых социологов (Дон Мартиндэйл, Козер и др.). Сегодня к наследию Питирима Сорокина все чаще обращаются гуманитарии стран восточноазиатского и латиноамериканского регионов в поисках альтернативных моделей развития и выхода из кризиса как экономического, так и морально-нравственного, в который все глубже скатывается современное общество. С точки зрения развития фундаментальной социологической теории сегодня наиболее актуальной задачей выступает острая необходимость усиления критической и рефлексивной роли современной социологии в процессах социальных изменений и решении социальных проблем, а также признание значимости социологии в формировании ценностей современного общества. Именно в решении этих задач критическое переосмысление теоретического наследия Питирима Сорокина может оказать существенную помощь.

Ярким подтверждением актуальности научного наследия П.А.Сорокинаслужит его книга «Власть и нравственность. Кто должен сторожить стражей?», которая была издана в разгар «холодной войны», в 1959 г. в США и практически сразу была переведена и издана в Японии, Индии и Франции. Эта работа, как и многие другие его работы позднего периода, прошла малозамеченной, до сих пор не издана на русском языке, однако сегодня многие идеи и данные, собранные в ней, могут быть интересны не только специалистам в области философии, политической науки и социологии, но и обычному современному человеку, который живет в быстроменяющемся социуме на гране войны и постоянных конфликтов, и кризисов. Мотив манипулирования общественным мнением, интересами и потребностями населения в интересах «политического меньшинства», красной нитью проходит в его исследовании «Власть и нравственность. Кто должен сторожить стражей?», в котором он вновь обращается к проблемам политической власти, только в качестве материала для исследования выступает не личный опыт политического участия в революционных событиях в России начала ХХ века, а исторические данные, результаты многочисленных социологических исследований и факты из современной ему политической жизни Соединенных Штатов Америки. В своих воспоминаниях П.А. Сорокин писал о том, что когда он после выхода книги в свет послал экземпляры с дарственными надписями президенту Эйзенхауэру, Н.С. Хрущеву и нескольким сенаторам и конгрессменам Соединенных штатов, то к своему удивлению получил благодарственные письма от всех них. Это свидетельствовало с его точки зрения о том, что они сами и их секретари не читали книгу и отреагировали на её получение с «автоматической вежливостью», не осознавая и не представляя её весьма «подрывной», эпатирующий их чувства характер. в своем исследовании П.А. Сорокин поднимает и предлагает некоторые решения таких актуальных именно для сегодняшнего дня вопросов, как:

  1. От кого зависит и должно зависеть процветание и выживание, как отдельного человека, так и человечества в целом?
  2. Кому общество должно доверять судьбоносные решения о войне и мире?
  3. Необходимо ли всеобщее и полное разоружение?
  4. Нужна ли замена устаревших политических идеологий, на новые ценности и нормы поведения?

Интерес П.А.Сорокина к проблемам политики, власти и нравственности был постоянным на протяжении всей его научной биографии и этоможет быть актуальным направлением для будущих исследований. П.А.Сорокинпринадлежит к редкому числу выдающихся ученых, интерес к которым не ослабевает со временем и на каждом последующем этапе истории открываются новые возможности для осуществления нового прочтения и познания значимости их трудов.

Стоит обратить внимание исследователей и на ещё один аспект научного творчества П.А.Сорокина – его методологические ориентации и установки при проведении социологических исследований и социологию знания. Обычно эта тема редко поднимается на страницах монографий и научных статей, являясь в тоже самое время, очень актуальной с точки зрения перспектив развития гуманитарного знания в целом. Социология знания, являясь теоретической областью социологии, изучает прежде всего, с различных теоретико-методологических позиций проблематику социальной природы знания. В проблемное поле социологии знания в настоящее время входит анализ социальной природы знания; мышления, его исторического развития; когнитивных систем и познавательной деятельности общества; гносеологические основания социологии. Многие принципы современной западной социологии знания складывались либо в рамках феноменологической исторической теории (Шелер), либо в рамках ранней аналитической социологии (Дюркгейм). Важнейшей чертой социологии знания Сорокина является попытка соединения этих 2-х типов в едином синтезе. Поэтому его конструкция сочетает в себе принципы «историзма» и «квантификации», которые, впрочем, подчинены другому, самому главному принципу. Таким принципом Сорокин считает «культурное основание» знания. Социология знания Питирима Сорокина, являющаяся с его точки зрения, частью социологии культуры, пронизана влиянием интуитивизма. Научное знание с точки зрения П.А.Сорокина в качестве части «системы истины и знания», которая в свою очередь является фундаментальным «отсеком» культуры. «В интегрированном или неинтегрированном виде эта система (истины и знания) воплощается в том, что расплывчато именуется религиозной, философской и научной мыслью данной культуры» [5, с.275]. Изучая историю развития научного знания, П.А.Сорокин приходит к выводу о том, что несмотря на то, что «эмпирическая система истины и естественные науки имели в течение последних четырех или пяти столетий имели рост беспрецедентный», «…в ходе своего развития совершенно неожиданно пришли к странному результату: превратили «реальность», с которой они имеют дело, в призрак и иллюзию» [5, с.315, 318]. Свой вывод он подкрепляет тем, что, описывая состояние современной ему науки, убедительно демонстрирует факты стремительной смены фундаментальных принципов и теорий в науке, их относительный характер. По его мнению, столь стремительная смена лишает человека чувства уверенности. «Фактически мы уже живем в Эпохе сомнения. В наше время в любой из наук едва ли найдется хоть один фундаментальный принцип, касающийся эмпирического мира, — равно как и законов логики, — который был бы бесспорным и общепризнанным!» [5, с.319]. Об этом П.А.Сорокин писал на страницах своей «Социальной и культурной динамики»[*] почти 80 лет назад и его выводы не были услышаны современниками, а ведь ему удалось сделать верный прогноз о том, что в конечном итоге тенденции развития эмпирической науки приведут к тому, что «истина чувств легко может уступить дорогу истине веры». С особой актуальностью сегодня звучат и выводы П.А.Сорокина о том, что когнитивные принципы современной эмпирической науки абсолютно аморальны, безрелигиозны и асоциальны, а нравственно безответственная наука является реальной угрозой для самого существования и будущего человечества.

Ещё одна яркая страница научного творчества П.А.Сорокина — его пионерские исследования в области проблем сельской социологии.Сорокин П.А. впервые в истории сельской социологии США вывел ее за пределы провинциальной замкнутой науки, предприняв сравнительный анализ европейского и американского аграрных классов, анализ фермерских классов по отношению к городским классам и что самое важное, ввел в оборот теоретическое наследие европейской и российской социологической науки. Именно эти работы стали первыми фундаментальными работами в области теории социологии села и города, выступив в качестве основополагающей вехи в развитии этого направления в США, до сих пор сохраняя свое значение. В своем письме к Шаповалу Н.Е. от 20 октября 1929 года он гордо писал о том, что теперь он не только читает лекции в университете Миннесоты, но его труды публикуются и переводятся на многие языки: «… «PrinciplesofRural-UrbanSociology»[†] единогласно признаны лучшей книгой в этой области в мировой литературе<…>Американцы даже говорят: «Всякий магометанин мечтает о Мекке и всякий американский профессор мечтает о Гарварде». <…> Таким образом за шесть лет русский беженец достиг вершины в смысле академической карьеры.<…> И я лично очень рад, что даю кое-что для поддержки престижа русской науки…». Это его высказывание, а также степень и глубина изучения проблем города и села в американский период творчества, безусловно доказывает, что он опирался на концептуальный базис изучения аграрных проблем, сложившийся в России в первой половине 20 века. И здесь, прежде всего стоит отметить имена ученых, внесших свой вклад в изучение проблем города и деревни – В.П.Семенов-Тян-Шанский, С.Н.Булгаков и Н.Д.Кондратьев» [более подробно, см.2, с.158-165].

Стоит отметить, что конец 20 – начало 21 века обозначили совершенно новые критерии принятия решения о публикации научных трудов, и в их числе основным и наиболее значимых выступает – коммерческий успех издания. Логика проста – с одной стороны, издается та литература, тираж которой будет востребован на книжном рынке. С другой стороны, издаются результаты исследований, имеющие под собой поддержку в форме издательских или исследовательских грантов. В этой ситуации, современные переиздания трудов Питирима Сорокина отчасти выступают в качестве индикатора значимости его исследований, не потерявших свою актуальность в 21 веке.

Анализ источников и историографической ситуации со всей очевидностью свидетельствует о разрыве, сложившимся в практике российских и американских историко-социологических исследований вопроса изучения роли и вклада теоретико-методологического наследия П.А.Сорокина в мировую науку.

Собранные к настоящему моменту документы, архивные материалы и результаты историко-социологических исследований позволяют не только ввести в научный оборот новые данные из истории отечественной социологии, но и переосмыслить в целом процесс становления социологии как научной дисциплины в России и по праву обозначить ее место в развитии современной социологической науки, подчеркнув значимость научно-исследовательских традиций, привнесенных в мировую науку учеными-эмигрантами в первой половине 20 века.

Особое место в решении этой задачи занимает позиция научного сообщества, которая может либо способствовать продвижению отечественного гуманитарного знания на глобальном уровне, либо поставить дальнейшие научные поиски на путь простого восприятия и интерпретации результатов научного творчества зарубежных ученых. В связи с этим, проведение юбилейных мероприятий, конференций и круглых столов в академическом сообществе выполняет двойную функцию – с одной стороны, отдает дань памяти наследию выдающегося ученого прошлого века, а с другой стороны, акцентирует внимание ученых и общественности на наиболее актуальных задачах современной социологической теории в решении проблем века настоящего. Кроме этого, научные конференции, приуроченные к юбилейным датам, способствуют консолидации профессионального сообщества, объединяя специалистов из разных регионов, создавая дискуссионную площадку для обсуждения научных и практических проблем.

Международная научная конференция и открытие памятника Питириму Сорокину на его родине в республике Коми в 2014 году являлись самыми важными и знаковыми событиями в ряду других мероприятий, посвященных 125-летию этого ученого с мировым именем. Отдельного внимания заслуживает каждое из этих двух событий.

21 августа в Сыктывкаре, в Большом Зале государственного Совета Республики Коми в торжественной обстановке прошло открытие Международной научной конференции «Питирим Сорокин и парадигмы глобального развития XXI века» (к 125-летию со дня рождения). Место проведения конференции было выбраноорганизаторами не случайно, тем самым было подчеркнуто не только признание научного наследия Питирима Сорокина, но и его роль в политической жизни России начала 20 века. На открытии конференции присутствовали российские и зарубежные ученые, представители органов власти, руководители высших учебных заведений, журналисты. В начале конференции выступили представители органов власти Республики Коми, показав высокую степень заинтересованности в сохранении научного наследия выдающегося ученого. Глава Республики Коми -Гайзер В.М. в своем приветственном выступленииподчеркнул, что для Республики Коми П.А.Сорокин — это не только мыслитель, всемирно известный социолог, масштабная историческая личность, — он земляк, родившийся и выросший в сельской глубинке Коми края, национальная гордость республики.В.М. Гайзерподчеркнул в своем выступлении, что именно Республика Коми начала возвращение трудов Питирима Сорокина на родину, опубликовав на русском языке его автобиографический роман «Долгий путь». Спикер Государственного Совета РК И.В.Ковзель обратил внимание участников конференции на символичность того, что конференция проходит в здании Госсовета. Сорокин, напомнил он, был связан с историей законодательства, будучи депутатом законодательного собрания от Вологодской губернии.Сын Питирима Александровича – СергейПитиримович Сорокин в своем докладе рассказал не только о истории «возвращения наследия отца на родину», но и о работе фонда, который собирает, сохраняет и популяризирует наследие великого социолога, делая его доступным для всех интересующихся научным творчеством Питирима Сорокина. Профессор призвал российских коллег делиться своими исследованиями, архивными материалами для размещения их на сайте:www.pitirim.org.После приветственных слов очередь перешла к докладам известных ученых — Хренова Н.А., Зюзева Н.Ф., Яковца Ю.В., Сапова В.В., Несанелиса Д.А. и др.

Вторая часть конференции проходила в здании Сыктывкарского государственного университета. Для участия в работе секционных заседаний конференции прибыли ученые из разных городов России и дальнего зарубежья. Состав участников отличался тем, что многие исследователи не один год занимаются изучением научного наследия выдающегося социолога 20 века, среди них стоит выделить доклады:В.В.Василенко, М.В.Ломоносовой, А.Ю.Долгова, К.П.Лазебной, С.С.Бразевича.Работа секций проходила по следующим основным направлениям: «Научное наследие П.Сорокина и современная социологическая мысль США и России», «Взгляды П.Сорокина на социальную мобильность и специфика социальных перемещений в современных обществах», «Социальные конфликты в современном мире и гуманитарные практики по их предотвращению в контексте взглядов П. Сорокина», «Культурологическое значение наследия Питирима Сорокина и социально-культурный портрет современности», «Современно социокультурное пространство в свете научного и философского наследия Питирима Сорокина».

В целом, Международная научная конференция «Питирим Сорокин и парадигмы глобального развития XXI века» показала, что сегодня обращение к научному наследию Питирима Сорокина актуально не только с историко-социологической точки зрения, но и может принести свои плоды при решении актуальных проблем современности.

Закрытие и подведение итогов конференции прошло на следующий день — 22 августа и в этот же день состоялось торжественное открытие памятника Питириму Сорокину. Скульптура была установлена возле главного корпуса Сыктывкарского государственного университета. На торжественном открытии монумента присутствовали сын Питирима Сорокина, профессор Гарвардского и Бостонского университетов Сергей Сорокин, приехавший в республику Коми из США, а также автор проекта, скульптор, председатель Союза художников России Андрей Ковальчук.В своей речи Сергей Питиримович отметил, что эта скульптура изображает простого человека, родившегося в маленькой деревушке, который смог добиться высокого признания благодаря своему усердию и трудолюбию. Также он обратил внимание на то, что выбранное место – у входа в университет – символично, так как именно университеты и институты были тем социальным пространством, в котором его отец жил и творил. Ректор Сыктывкарского государственного университета М.Д.Истиховская отметила важность и актуальность принятого решения о присвоении университетуимени П.А.Сорокина. После торжественного открытия памятника, в Сыктывкарском государственном университете состоялось подведение итогов конференции и её закрытие. После этого, исследователям творчества П.Сорокина была предоставлена возможность обсудить наиболее актуальные вопросы на круглом столе в «Центре «Наследие». Стоит отметить, что ГБУ РК «Центр «Наследие» имени Питирима Сорокина было образовано в 2010 г. с целью сохранения, изучения, пропаганды и внедрения наследия Питирима Сорокина в социально-культурную жизнь Республики Коми. За короткий период деятельности с 2010 по 2014 год «Центром «Наследие» была проделана огромная работа по изданию трудов Питирима Сорокина, а также результатов исследований, посвященных его творчеству. Все издания доступны в электронном виде и представлены на официальном сайте организации: http://rksorokinctr.org/. Кроме этого, сотрудниками «Цента «Наследия» ведется работа по координации деятельности архивов, музеев и фондов П.А.Сорокина в Республике  Коми с аналогичными учреждениями в России и за рубежом. При этом, задачи, стоящие перед «Центром «Наследие» гораздо шире — проведение прикладных исследований по актуальным проблемам социально-экономической, политической, культурной жизни Республики Коми и народов Севера; а такжеподготовка научно-популярных изданий и учебных пособий по истории и культуре Республики Коми.

В 2014 году Республика Коми сделала бесценный подарок для российских социологов и всех, кто интересуется отечественной социальной мыслью, — при поддержке Правительства Республики Коми и при участии «Цента «Наследия» были изданы первые два тома собрания сочинений П.А.Сорокина.В первый том вошли работы Питирима Сорокина периода 1910 – 1914 годов, многие из которых были ранее неизвестны широкой публике. Среди них – ранние сочинения, рецензии на издания известных ученых того времени, переводы.Второй том собрания сочинений — книга «Голод, как фактор» известна своей трудной судьбой. Написанная в 1921-1922 годах, подготовленная к печати, но уничтоженная большевиками, она увидела свет лишь в 2003 году. Настоящее издание книги подготовлено на основании сохранившихся в России 10 печатных листов «Голода как фактора» и ксерокопии набора остальных глав, предоставленных сыном социолога Сергеем Питиримовичем Сорокиным.

В целом, Международная научная конференция «Питирим Сорокин и парадигмы глобального развития XXI века» (к 125-летию со дня рождения) показала, чтоП.А.Сорокин стоял у истоков многих современных социологических теорий и отраслевых социологических дисциплин, являясь русским классиком западной социологии. Еще раз, хотелось бы особо отметить, что Питириму Сорокину следует отвести особое место в плеяде мыслителей, чьи труды оказали фундаментальное влияние на развитие социологии как научной дисциплины в теоретико-методологических вопросах и институциональных аспектах. Идеи П.А.Сорокина принесли свои плоды не только в профессиональной социологической среде, они во многом легли в мировоззренческий фундамент современной культуры и общества в целом.

В заключении, хотелось бы обратить внимание на ещё один важный аспект — современное состоянии библиографии, посвященной научному творчеству П.А.Сорокина.Поскольку за последние 20 лет появилось огромное количество научных статей и монографий, посвященных научному творчеству П.А.Сорокина, то необходимо провести их ревизию, выделив из них действительно научные исследования, поскольку около 30% из всего массива публикаций не отвечают критериям научности и могут направить молодых исследователей по ложному пути.

Библиография научных трудов Питирима Александровича Сорокина и литературы о его жизни и научном творчестве колоссальна. Это связано с тем, что его труды охватывают практически все области социологии, включая социологию знания, социологию искусства, методологию социологии, политическую социологию. Его работы, посвященные анализу современного общества, поражают глубиной интуиции и научного анализа, а также нельзя не отметить и такую их весьма яркую и характерную черту – попытку создать «нравственную историю XX века». Несмотря на то, что такие его работы как, «Социальная мобильность» (1927), «Современные социологические теории» (1928) и «Социальная и культурная динамика» (1937- 1941) стали классикой мировой социологии, на русский язык они были переведены лишь несколько лет назад. А работы российского и более поздние работы американского периодов творчества так и остались «на обочине» отечественной социальной мысли, недостаточно изученными и востребованными, несмотря на их большую научную и практическую значимость. Российский период научного творчества включает в себя около 200 научных трудов (первые публикации увидели свет в 1910 году, включая публицистические статьи, научные рецензии и отзывы), равноценен по количеству и американский период творчества.

Поскольку настоящая библиография адресуется прежде всего студентам и широкой аудитории читателей, впервые знакомящейся с научным творчеством великого социолога ушедшего века 20 века, то в библиографию вошли современные переиздания и переводы трудов, доступные для читателей и не являющиеся библиографической редкостью. Тем не менее, перечисленные ниже труды П.А.Сорокина и исследователей его творчества, охватывают всю совокупность научного наследия одного из крупнейших мыслителей прошлого века. Для специалистов в области истории социологии, философии и всех, кто углубленно занимается исследованиями в области истории социальной мысли можно порекомендовать обратиться к библиографии, опубликованной в сборнике публицистических статей П.А.Сорокина «Заметки социолога. Социологическая публицистика»[4]. Ещё раз подчеркнем, что приведенная ниже библиография трудов П.А.Сорокина и работ о его научном творчестве не является исчерпывающей, но позволяет приобрести необходимые знания и отправиться в увлекательное научное путешествие в мир научных теорий и переломных событий 20 века.

 

Современные переиздания и переводы трудов П.А. Сорокина.

 

  1. Сорокин П.А. Американская сексуальная революция. М., 2006 – 152 с.
  2. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.:Наука, 1997.-351 с.
  3. Сорокин П.А. Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь. М.: Academia& LVS, 2003.
  4. Сорокин П.А. Долгий путь. Автобиографический роман: Пер. с англ. – Сыктывкар: СЖ Коми ССР, МП «Шыпас», 1991. – 304 с.
  5. Сорокин П.А. Заметки социолога. Социологическая публицистика. – СПБ.: Алетейя,2000.–315 с.
  6. Сорокин П.А. Кризис нашего времени. М.: ИСПИ РАН, 2009. – 388с.
  7. Сорокин П.А. О русской общественной мысли /отв. ред. И. А.Голосенко. СПб.: Алетейя, 2000. – 221 с.
  8. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. – М.: Наука, 1994. – 560 с.
  9. Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб.: Из-во РХГИ, 1999. – 448 с.
  10. Сорокин П.А. Ранние сочинения: 1910 -1914 годы / сост., вступ. ст. В.В. Сапова. СПб.: Изд. Дом Мiръ, 2014. – 832 с.
  11. Сорокин П.А. Система социологии. В 2 т. М.: Наука, 1993. Т.1. Социальная аналитика: учение о строении простейшего (родового) социального явления. – 447с.т.2. Социальная аналитика: учение о строении сложных социальных агрегатов. – 688с.
  12. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб.: РХГИ, 2000. – 1056 c.
  13. Сорокин П.А. Социальная мобильность. М.: Academia; LVS, 2005. – 588 с.
  14. Сорокин П.А. Социология революции. М.:Издательский дом «Территория будущего», РОССПЭН, 2005. – 704 c.
  15. Сорокин П.А. Человек и общество в условиях бедствий: Влияние войны, революций, голода и бедствий на интеллект и поведение человека, социальную организацию и культурную жизнь / пер. с англ., вступ. ст. и примечания В.В. Сапова. СПб.: Изд. Дом Мiръ, 2012. – 336 с.
  16. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонова: пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. – 543 с.
  17. Сорокин П. А. Элементарный учебник общей теории права в связи с теорией государства / сост., вступ. ст. и прим. М.В.Ломоносовой. СПб.:Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2009.- 240 с.
  18. Сорокин П.А. Этнографические этюды: статьи. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1999. –128 с.
  19. Питирим Сорокин: избранная переписка / под ред. П.П.Кротова. Вологда: Древности Севера, 2009. – 336 с.
  20. Питирим Сорокин: суждения и афоризмы / составитель – В.М.Теребихин. Сыктывкар: ООО «Анбур», 2013. – 272 с.

 

Работы, посвященные творчеству П.А.Сорокина, и учебная литература в которой наиболее полно отражены его научные теории и концепции.

 

  1. Василенко В.В., П.А. Сорокин: Опыт интеллектуальной биографии (1889 – 1968): Монография. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. – 216 с.
  2. Возвращение Питирима Сорокина. Материалы Международного научного симпозиума, посв. 110-летию со дня рождения П.А.Сорокина. М.: МФК, 2000. – 527 с.
  3. Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. – Сыктывкар: Коми кн. из-во., 1991. – 246 с.
  4. Голосенко И. А. Становление. Ранний этап биографии П.Сорокина // Рубеж (альманах социологических исследований). — 1991. — № 1. — С. 33-46.
  5. Голосенко И.А. Шедевр социологии русского зарубежья XX века //Журнал социологии и социальной антропологии, СПб., 2001, т.4, №2, С.190-194.
  6. Дойков Ю.В. Сорокин Питирим. Человек вне сезона : биография. Т. 1: (1889–1922) / П. Сорокин; [подгот. Ю. Дойков]. – Архангельск, 2008. – 432 с.
  7. Дойков Ю.В. Питирим Сорокин : Миннеаполис. Миннесота, 1924–1930. – Архангельск, 2009. – 184 с.
  8. Дойков Ю.В. Питирим Сорокин в Праге (1922–1923). – Архангельск : [Центр документации], 2009. – 146 с. : [24] л. ил. – 10 экз.
  9. Дойков Ю.В. Сорокин Питирим. Человек вне сезона: биография. Т. 2 : (США, 1923–1968)/ П. Сорокин ; [подгот. Ю. Дойков]. – Архангельск, 2009. – 488 с.
  10. Долгов А.Ю. Историко-методологическая реконструкция теории созидательного альтруизма Питирима Сорокина // Социологические исследования. М., 2014. № 9. С. 104-114.
  11. Джонстон Б. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // Социологические исследования. 1999. № 6. С. 13-24.
  12. Джонстон Б. Сорокин и Парсонс в Гарварде: институтский конфликт и происхождение ведущей традиции // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 1995. № 2. С. 106-117; № 3. С. 117-127.
  13. Джонстон Б. Экзистенциальная феноменология и социология Питирима Сорокина // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. № 2 . С. 37-50.
  14. Зюзев Н.Ф. «Американские горки» Питирима Сорокина: «Зырянский мудрец» глазами заокеанских социологов. Сыктывкар: Издательство «Эском», 2009. – 240 с.
  15. Зюзев Н. Ф. Философия Питирима Сорокина. Сыктывкар: Изд-во «Эском», 2004.- 319 с.
  16. Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб.: Из-во Ивана Лимбаха, 1996. – 368 с.
  17. Козер Л. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте. М.: Норма, 2006. – 528 с.
  18. Кротов П.П., Долгов А.Ю. От войны к миру: у истоков теории созидательного альтруизма Питирима Сорокина. Сыктывкар, Вологда: Древности Севера, 2011. – 400 с.
  19. Култыгин В.П. Классическая социология. – М.: Наука, 200. – 526 с.
  20. Ломоносова М.В. Литературные грани творчества Питирима Сорокина // Наследие. Научный журнал. № 1(4), 2014. С.115-125.
  21. Ломоносова М.В. Питирим Сорокин в политике России и о политике в Америке // Журнал социологии и социальной антропологии, 2006.Том IX. № 1 (34). С.45-60.
  22. Научный журнал «Наследие». Сыктывкар. Издается с 2011 г. ГБУ РК «Центр «Наследие» имени Питирима Сорокина». http://rksorokinctr.org/
  23. Панов, Л. С. «Жизнь движется и в Вологде». Питирим Сорокин в общественной и культурной жизни Вологды. 1911-1917 // Вологда: Краеведческий альманах. Вып.2. Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 1997. С.181-202.
  24. Питирим Александрович Сорокин: жизненный путь и идейное наследие. Сыктывкар, 2013. – 55 с.
  25. Питирим Александрович Сорокин (1880 — 1968): альбом-каталог из фондов Музея истории просвещения Коми края / ред.-сост. М.И.Бурлыкина. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2014. – 156 с.
  26. Рубанов Б.Л. Философия лимитизма К.Ф. Жакова (к вопросу об истоках социологии П.А. Сорокина) // Социологические исследования . № 7. С. 109-119.
  27. Сапов В.В. Питирим Сорокин: моментальный снимок на фоне России и Америки // Социологические исследования. 1996.  № 2. С. 140-143.
  28. Сапов В.В. Питирим Александрович Сорокин : Российский период творчества // История теоретической социологии. В 5 томах. Т.2. Социология XIX века. М.: Наука,1997.
  29. Тимашев Н.С. Три книги о П.А.Сорокине // Социологос. Вып.1. М., 1991. С.453-470.
  30. Яковец Ю.В. Великие прозрения Питирима Сорокина //Социологические исследования. 1999. № 6. С. 3-13.
  31. Яковец Ю.В. Великие прозрения Питирима Сорокина и глобальные тенденции XXI века. М.: МФК, 1998. — 40 с.

 

Литература:

1.Голосенко И.А. Критика философско-исторических и социологических концепций Питирима Сорокина. Автореф.дис…канд.филос. наук. Ленинград, 1967. – 21с.

  1. Ломоносова М.В. Российские истоки развития сельской социологии в американской академической социологии // Наследие. Научный журнал. № 2(5), 2014. С.157-168.

3.Миронов Д.В.Теория демократизации М.М.Ковалевского в контексте диалога государства и гражданского общества в современной России //Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2014. Вып. 1, С.189-198.

 

4.Сорокин П.А. Заметки социолога. Социологическая публицистика /Под ред. А.О. Бороноева. СПб.: Алетейя, 2000, 315 с.

 

5.Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб : РХГИ, 2000. – 1056 с.

 

[*] Первая публикация «Социальной и культурной динамики» в четырех томах состоялась в 1937-1941гг.

[†] «Основы социологии села и города».

473 просмотров всего, 2 просмотров сегодня