Камол Хошим угли Усмонов. Содержание идеи военного патриотизма в духовно-нравственном наследии узбекского народа

Камол Хошим угли Усмонов

Ташкентское высшее военно-техническое училище,

МВД Республики Узбекистан,

старший преподаватель, подполковник,

Ташкент, Узбекистан

Kamol Khoshim ugli Usmonov

Tashkent Higher Military-Technical Academy

Ministry of Internal Affairs of the Republic of Uzbekistan,

Senior teacher, Lieutenant colonel,

Tashkent, Uzbekistan

E-mail: bozarov_d@list.ru

УДК 358.5

 

Содержание идеи военного патриотизма в духовно-нравственном наследии узбекского народа

 

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые исторические основы идеи военного патриотизма на примере духовно-нравственного наследия узбекского народа.

Ключевые слова и фразы: патриотизм, военный патриотизм, героизм, мужество, подвиг.

 

The content of the idea of military patriotism in moral and spiritual heritage of the Uzbek people

 

Summary: In this article some of the historical bases of the idea of military patriotism on the example of spiritual and moral heritage of the Uzbek people are considered.

Keywords and phrases: patriotism, military patriotism, heroism, courage, feat.

 

Содержание идеи военного патриотизма в духовно-нравственном наследии узбекского народа

 

Сегодня понятие патриотизма требует акцентированного внимания со стороны представителей различных областей знания. Несмотря на то, что в некоторых государствах постсоветского пространства отношение к патриотизму неоднозначное, в Узбекистане проводится планомерная политика возрождения духовно-нравственных и патриотических ценностей. Важное место в этом плане занимает формирование военно-патриотических основ у подрастающего поколения.

История узбекского народа полна бессмертными примерами великого мужества, подвига, героизма. По свидетельству Геродота, наши предки — массагеты, были воинственными, храбрыми и отважными воинами, защитниками своей земли, племени![1]. «Каждый народ, — пишет Геродот, имея в виду племена, живущие на территории Средней Азии, — в отдельности коварен, дик и воинственен, но в отношениях с другими — простодушен и правдив». Дионисий Периэгит повествует, что «за Согдианой, по течению Яксарта, обитают саки, стрелами бьющиеся, из всех стрелков в мире самые искусные, не пускающие стрелы наудачу». А Климент Александрийский сообщает, что «сакские женщины, когда обращались притворно в бегство, стреляли с коней, оборачиваясь назад, как делали это и мужчины»[2].

Геродот оставил нам предания о героическом подвиге царицы массагетов Тамириды (Тумарис). Персидский царь Кир решил идти в поход на массагетов и захотел жениться на Тамириде. Но отряд массагетов — треть всего их войска — напал на войско Кира и перебил его. Но персы вернулись, многих убили, коварным путем Кир взял в плен сына Тамириды. Царица, узнав о случившемся, послала к Киру своего вестника со словами: «Не хвались совершенным, о, кровожадный Кир, ты не в открытой битве победил моего сына, а одолел его коварным напитком. Теперь прими мой добрый совет: отдай мне моего сына и вернись без ущерба в свою землю. Если же ты не сделаешь, то я клянусь солнцем — господином массагетов, что я тебя, ненасытного, напою кровью». Кир не обратил никакого внимания на эти слова. Сын же Тамириды, юноша Спарангиз, очнувшись от вина и поняв случившееся, стал просить Кира освободить его от оков. Когда просьба была исполнена, и руки развязали, он убил себя. Тамирида, узнав, что Кир не послушался ее совета, собрала все свои силы и двинулась на него[3]. Победили массагеты, погиб и сам Кир. Когда нашли тело Кира, она, Тамирида, погрузила его голову в мех. «Ты — сказала царица массагетов — меня, живую и победившую тебя в битве, погубил, отняв у меня коварством сына, я же тебя, как поклялась, насытила кровью»[4].

Еще один поучительный рассказ древнегреческого историка Полиена. Конюх Сирак (Ширак), узнав о намерении персидского царя Дария, напасть на его страну, отрезал у себя нос и уши и пришел к Дарию с жалобой, что, будто бы изувечили его цари саков. Дарий поверил словам Сирака. Сирак предложил наказать саков, а для этого предложил идти по кратчайшей дороге. Дарий и его войско пустились вместе с Сираком в семидневный, губительный поход. Когда персы узнали, что их обманули, Сирак гордо сказал: «Я выиграл битву, ибо для отвращения бедствия от саков, моих земляков, переморил персов жаждою и голодом»[5].

В формировании героических традиций узбекского народа огромную роль сыграли Амир Темур, Бабур, Абдуллахан II, Мухаммад Рахимхан (Феруз) и другие правители, полководцы и мыслители.

Характеризуя подвиги и героические традиции А. Темура, Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов отмечает: «Не поддается счету число великих личностей, которые прославились своими человеческими качествами и общественной деятельностью, и этим вошли в историю нашего народа, стали гордостью нации. Но есть одна величайшая личность, занимающая самое высокое место в прошлом, в настоящем и будущем нашей Родины, сияющая, подобно солнцу среди звезд, это величайшая личность — хазрат Сахибкиран Амир Темур». «Амир Темур — наша слава, наша гордость. Амир Темур — символ вождя нашего народа, олицетворение нашей духовной мощи»[6].

Захриддин Мухаммад Бабур — правнук Мираншаха, третьего сына Амира Темура, сел на трон в 11 летнем возрасте и управлял страной. Вступление молодого Бабура в политическую жизнь совпало с тяжелейшим периодом в истории правления династии Темуридов, когда экономическая, общественно-политическая и военная разруха в стране достигла своего пика. Шла жестокая борьба за власть, в конце концов, она перешла в руки Мухаммада Шейбанихана. Бабур, оставив Маверанахр, основал в Индии государство Бабуридов, которое просуществовало 332 года (1526–1858). Бабур был не только великим государственным деятелем, крупным полководцем, предводителем, но и поэтом, мыслителем, композитором и историком. Он в своих стихах воспевал свою малую родину — Ферганскую долину, искренне любил ее природу, людей, традиции, призывал воспитывать молодежь в духе патриотизма и героизма.

Летопись Второй мировой войны содержит тысячи примеров отваги и беспредельного мужества узбекистанцев, беззаветной верности идеям гуманизма, торжества справедливости, дружбы и взаимопомощи. Более 300 воинов Узбекистана за героические подвиги удостоены высшей степени отличия «Героя Советского Союза». «Они были на фронте солдатами и офицерами, сержантами и генералами. Они были пехотинцами и танкистами, саперами и связистами, артиллеристами и кавалеристами. Они стояли насмерть на огневых рубежах, первыми переправлялись через реки и схватывались врукопашную с ненавистным врагом, подрывали последней гранатой себя и гитлеровцев, истекая кровью, обезвреживали фашистские мины, отважно сражались с немецкими стервятниками, истребляли грозные фашистские танки «тигры», поднимали в решающую атаку роты, полки, дивизии»[7].

Поэтому «все равно они достойны бессмертия и подвиг каждого вечен. Всех их вела в бой священная ненависть к врагу, а сердца одинаково горели любовью к Родине. Все они равно не щадили себя и презирали смерть в одном высоком стремлении — искоренить фашизм и утвердить мир на Земле»[8]. Эти герои — бойцы продолжали героические традиции своего народа, и после войны, растили хлеб, воспитывали детей, воспевали добро, красоту и свою землю. Имя художника Самита Абдуллаева, педагога Мансура Абдулина, культработника Рози Азимова, пенсионера Садыка Алиназарова, агронома Халлака Аминова и Тохтасина Ахмедова, общественных деятелей Батыра Бабаева, Тохтасина Бабаева, Абдусаттара Ишанкулова и Гуляма Каримова знают и помнят не только в Узбекистане, а также за рубежом.

Героические традиции проявляются в самоотверженном коллективном или общенародном труде, в выступлении против врагов, неприятелей, в построении нового общества. Узбекистан стремится построить демократическое правовое государство, что требует от людей жить и работать в условиях демократии и уважении прав и свобод личности[9]. Для судьбы страны сегодня характерно то, что круг решаемых задач расширяется, появляется много новых проблем, требующих самоотверженности, активности и предприимчивости для построения нового, гражданского общества. Рыночная экономика и модернизация страны требуют постоянного поиска и духовно-нравственного подвига для укрепления независимости Узбекистана, для построения в нем демократического правового государства. В этом главный смысл продолжения тех героических традиций узбекского народа, опираясь на которые, можно обеспечить эволюционное развитие общества.

[1] Древние авторы о Средней Азии. — Ташкент: Госиздат науч. тех. и соц.-эконом. лит-ры Уз ССР, 1940. –С. 20.

[2] Древние авторы о Средней Азии. — Ташкент: Госиздат науч. тех. и соц.-эконом. лит-ры Уз ССР, 1940. – С. 23.

[3] Там же. С. 31-32

[4] Там же. С. 32

[5] Там же. С. 35

[6]  Каримов И. А. Мыслить и работать по-новому. Т.5. – Ташкент: Узбекистан, 1997. – С. 161.

[7] Герои Советского Союза — узбекистанцы (сборник). — Ташкент: Узбекистан, 1984. –С. 7.

[8] Там же.

[9] Замилова Р. Р. Героические традиции узбекского народа [Текст] / Р. Р. Замилова // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 202-205.