Лочин Эркинович Турсунов. Правовая и политическая культура молодежи в Узбекистане

Лочин Эркинович Турсунов,

Самаркандский Государственный Университет, соискателькафедры “Политология. Теория и практика построения демократического общества”

Самарканд, Узбекистан

Lochin Erkinovich Tursunov,

Samarkand State University

Researcher of the chair “Political sciences.

Theory and practice of building a democratic society”

Samarkand, Uzbekistan

E-mail – luchanno7777@gmail.com

УДК 342

 

Правовая и политическая культура молодежи в Узбекистане

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы формирования и развития правовой и политической культуры у молодежи после приобретения независимости Узбекистаном. В статье дается краткий анализ понятиям правовая культура и политическая культура, а также философский анализ построения гражданского общества в Узбекистане с точки зрения политической и правовой культуры.

Ключевые слова и фразы: культура, философия, правовая культура, политическая культура, гражданское общество.

 

Legal and political culture of the youth in Uzbekistan

 

Summary: The issues of formation and development of legal and political culture of the youth after acquiring Independence of Uzbekistan are under discussion in this article. Short analyses of the notions legal culture, political culture and philosophical analyses of building civil society in Uzbekistan as well from the point of view of political and legal culture are given in this article.

Keywords and phrases: culture, philosophy, legal culture, political culture, civil society

 

Правовая и политическая культура молодежи в Узбекистане

 

На сегодняшней день демократические реформы охватывают все стороны общественной жизни, в том числе, области идеологии и духовности. Цель проводимых данных реформ состоит из создания основ правового государства и гражданского общества.

Коренная сущность гражданского общества представляется через единство связанных трех сторон: политическую форму составляет правовое государство и соответствующая ему политическая система, с экономической стороны основу данного общества выражает, опирающаяся на частную собственность, развитая рыночная экономика, а с духовной стороны все социальные отношения опираются на высокую духовность.

Указ Президента Республики Узбекистан «Об улучшении правового воспитания, повышения уровня правовой культуры населения, совершенствовании системы подготовки юридических кадров, об улучшении работы по изучению общественного мнения» имеет важное значение в создании базы для принятия национальной программы, имеющей отношение к правовой культуре в республике.

По нашим взглядам, имелась большая потребность в подписании такого указа. Мы должны признать, что наши так называемые масштабные мероприятия были недостаточно обобщены, находились в разрозненном состоянии. Каждая правовая отрасль выносила среди населения только те стороны, которые касались их задач. Этим намекалось на отсутствие программы в общегосударственном политическом плане. Поэтому можем считать, что эти документы были приняты в свое время. В Республике Узбекистан 29 августа 1997 года решением Олий Мажлиса за № 166-1 была принята «Национальная программа повышения правовой культуры в обществе».

В данной национальной программе была внесена ясность в вопросах повышения правовой культуры и социальной активности во взаимоотношениях граждан, общества и государства, совершенствование правовой грамотности государственных органов, сотрудников, должностных лиц и граждан, подготовка юридических кадров, повышение квалификации, правовой культуры. «Правовая культура –утверждается в национальной программе, — является неразделимой частью общей культуры. Нужно добиться такой веры в сознании людей, что только тот, кто имеет правовые знания на практике, может считаться культурным и знающим»[1].

Принятие данной программы показывает изменение отношении к молодёжи, вопросы формирования правовой культуры у молодежи подняты до уровня государственной политики. «Цель национальной программы- создание всеохватывающей постоянной системы формирования правовой культуры, чтобы население всех слоев достигло правовой грамотности, имело правовое сознание высокого уровня и умело применять правовые знания в повседневной жизни»[2].

Повышение правовой и политической культуры общества значит формирование и повышение правовой и политической культуры гражданина. Правовая культура гражданина заключается в знании действующих законов; действовать согласно требованиям правовых норм, с уважением относиться к праву, уважать права других.

А политическая культура гражданина, в свою очередь, заключается в знании политики, проводимой государством, знание деятельности политических институтов в жизни общества и государства, повышая свою политическую активность, применениеданных знаний практически.

Существуют следующие показатели правовой и политической культуры:

  • наличие системы документов закона, отвечающих требованиям справедливости и свободы;
  • уровень правового и политического сознания граждан и должностных лиц, соблюдение ими правовых норм;
  • правовое и политическое творчество;
  • культура претворения политики и права;
  • уровень работы правовых и политических институтов;

Вышеотмеченные показатели правовой и политической культуры широко внедряются в процессе управления государством, в системе общественно- политических отношений общества, на основе концепции Президента И.А.Каримова «от сильного государства к сильному обществу» создается демократическое правовое государство и гражданское общество.

Благодаря независимости, коренным образом изменилось отношение к правовому и политическому образованию и воспитанию, к политической культуре и правовому-политическому сознанию. Повышение правовой и политической культуры в обществе превратилось в основное направление деятельности государства.

Следует отдельно отметить то, что правовая и политическая культура личности оказывает решающее воздействие на соблюдение правовых норм, а также на степень общественно- политической и правовой активности населения.

Мы можем увидеть, как во многих литературах даётся разное описание понятий правовая и политическая культура. Таким образом, правовая культура личности — результат юридической социализации, продукт социального опыта. Здесь особенно важно значение имеет сформировавшаяся мысль (оценка) личности по деятельности юридических учреждений и правозащитных работников.

Политическая культура — культура политической идеологии и деятельности, а также степень социализации порядка деятельности характера политических институтов и сторон политической жизни общества[3].

Если станем делать выводы по данным описаниям, то можем сказать, что если правовая культура- это знание и понимание права личностью, умение и способность применять его в жизни, то политическая культура, в свою очередь, это знание и понимание политики личностью и умение применять его.

Эти понятия охватывают две очень большие по своему содержанию и объему области, и поэтому очень важно изучить их общность, взаимосвязь и различия, что отличается сложностью.

Наши работы в далеком будущем на пути более углубления рыночных реформ, демократизации и обновления общества, реформа модернизации страны, основ гражданского общества нельзя представить без ёще более расширения масштаба участия молодежи в этом.

Так как основной нашей целью является создание правового государства и гражданского общества, то сегодня в процессе формирования правовой и политической культуры основное внимание мы должны обратить на развитие правового и политического сознания.

Именно поэтому и правовое – политическое сознание и знание у молодежи должно быть направлено на рациональное отношение к своей деятельности, к своим действиям. Рациональная оценка своей деятельности и действий не посредством гнева и злости, чувств, а требованием реальной жизни, с точки зрения здравого смысла, исходя из правовых и политических критериев, защищает личность от совершения противозаконных действий.

Чувства занимают большое значение в жизни и характере человека, делают его жизнь ярким и заманчивым. Но правовое-политическое сознание и знание направлены на обуздание чувств в пределах закона, на повышение активности в политической жизни общества. В этом плане знание молодежью своих прав, умение их применять определяет степень её политической активности.

Чувства, вышедшие за такие пределы, заставляют личность, обходя закон, идти за ними и жить, подчиняясь необузданным желаниям. Изучение причин и мотивов различных преступных действий подтверждают то, что молодежь, часто подчиняясь необузданным чувствам, совершают преступления или сами превращаются в пострадавших. Значить, не следует забывать, что правовое сознание и знание должны учитывать особенность молодежи предаваться чувствам, а формирование правовой-политической культуры удерживают эти чувства в пределах закона.

Повышение правовой и политической культуры молодежи в обществе непосредственно делает свободным демократические процессы в развитии государства и общества. Президент Ислам Каримов, выражая свои мысли об этом, утверждает, что «следует создать все необходимые условия для формирования свободной личности, которая знает свои права и обязанности, живет, опираясь на свои силы и способности, может самостоятельно относится к происходящим вокруг событиям и вместе с тем, умеющая сочетать свои личные интересы с интересами государства и народа»[4]. По этой причине правовая и политическая культура нашей молодежи возникает в результате совокупности политических, философских, духовных, идеологических, правовых и моральных знаний в обществе, на основе требований и потребности исторического общественного периода.

Формирование правовой и политической культуры у молодёжи происходит не сразу. Оно проходит через определенные ступени. Самые важные из них — ступени правовой и политической идеологии, а также убеждений.

Только через обогащение социально- правовой среды учебного заведения, местожительства демократическими ценностями можно активно привлечь молодежь к строительству демократического общества.

Молодежь — это прослойка способная изучить, понять и распространить среди населения многогранную социально-правовую действительность. Их социально-политические знания, подготовка в высшем учебном заведении дают возможность понять правовую идеологию со всеми ей гранями и пропагандировать её в обществе. Именно поэтому формирование у молодежи правовой политической идеологии, навыки её пропаганды в обществе имеют важное социальное – практическое значение.

Привлечение молодежи к правовому и политическому сознанию, к научным кружкам по политологии, научно- творческим изысканиям оказывает положительное влияние. Целесообразно по этому поводу проведение специальных научно-практических конференций молодежи. Участие молодежи в мероприятиях формирует у них правовое- научное и политическое мировоззрение, навык ведения правового- политического просвещения среди населения. Именно с этой точки зрения участие молодежи в правовых- просветительских и политико-научных мероприятиях имеет социально- воспитательный характер.

Повышение правовой и политической культуры, влияние её на все стороны жизни закономерны для демократического правового государства. Степень правовой и политической культуры измеряется масштабом правовых политических ценностей в обществе, распространением их среди масс и глубоким усвоением со стороны людей.

Определенно-историческое понимание молодежью правовой культуры, в нём это понятие повторяет субъективное содержание предмета, не только не исключает понимание молодежью правовой культуры как одной из формы социального сознания, но и требует этого[5].

Политическая культура своего рода проявление деятельности, характеризующаяся политической сознательностью и способностью, знаниями и навыками каждого члена общества. Политическая культура формируется наряду с другими формами социальной культуры.

Отражение и регулирование политических изменений в жизни общества имеют тесную связь и политическую сущность. Потому что разработка государством законов и других правовых норм и их претворение определяется политической сущностью его деятельности. Поэтому правовая культура отражает политическую культуру в свойственной ей степени. В гражданском праве отражаются взаимоотношения государства с гражданами, их права и обязанности, политическая деятельность в вопросах, касающихся их места и роли в жизни общества. Смысл этого состоит в том, что вопросы правового содержания политизируются в сознании молодёжи, способствуют росту политической и правовой культуры. В свою очередь вопросы с содержанием политической культуры играют важную роль в формировании и развитии правовой культуры.

Из этого можно сделать вывод, что развитие у молодежи правовой и политической культуры, которая развивается по условиям глобального мира, соприкасается с отрицательными и положительными сторонами, приводит к разрушению систему национального образования, который в дальнейшем может привести к правовому или политическому нигилизму. Учитывая отрицательное воздействие «массовой культуры»[6] в процессе формирования правовой и политической культуры, очень важно воспитать молодежь в качестве зрелой личности, стойкой к любым угрозам и способностью бороться с ними.

 

Список литературы:

  1. Вестник ОлийМажлиса Республики Узбекистана, Ташкент, 1997 г. № 9. 23-33стр.
  2. Одилкориев Х. Раззаков Д. Политология. Ташкент, 2009 г, 331 стр.
  3. Ислам Каримов. Независимая и процветающая родина, свободная и мирная жизнь — наша заключительная цель. Ташкент.: Узбекистан, 2000 г. 32 стр.
  4. Тоджихонов У. Саидов Н. Теория правовой культуры Т2. Ташкент.: Акад. МВД РУз 1998 г.
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki

[1] Вестник Олий Мажлиса Республики Узбекистана, Ташкент, 1997 г. № 9. 23-33стр.

[2]Вестник Олий Мажлиса Республики Узбекистана, Ташкент, 1997 г. № 9. 23-33стр.

[3]Одилкориев Х. Раззаков Д. Политология. Ташкент, 2009 г, 331 стр.

[4] Ислам Каримов. Независимая и процветающая родина, свободная и мирная жизнь — наша заключительная цель. Ташкент.: Узбекистан, 2000 г. 32 стр.

 

[5]Тоджихонов У. Саидов Н. Теория правовой культуры Т2. Ташкент.: Акад. МВД РУз 1998 г.

[6] http://ru.wikipedia.org/wiki

422 просмотров всего, 2 просмотров сегодня