Шахзода Шухратовна Негматова. Понятие, генезис и эволюция политической конкуренции в Узбекистане

Шахзода Шухратовна Негматова,

старший научный сотрудник,

Самаркандский Государственный университет

Самарканд, Узбекистан

Shahzoda Shuxratovna Negmatova,

Senior researcher

Samarqand State University

Samarqand, Uzbekistan

УДК 321.02

E-mail: conference_2012@list.ru

 

Понятие, генезис и эволюция политической конкуренции в Узбекистане

 

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые аспекты понятия, генезиса и эволюции политической конкуренции в Узбекистане.

Ключевые слова и фразы: конкуренция, политическая конкуренция, демократия, гражданское общество, политическая сфера, Узбекистан.

 

The concept, genesis and evolution of political competitive in Uzbekistan

 

Summary: In this article some aspects of the concept, genesis and evolution of political competitive in Uzbekistan are consider.

Key words and phrases: competitive, political competitive, democracy, civil society, the political sphere, Uzbekistan.

 

Понятие, генезис и эволюция политической конкуренции в Узбекистане

 

В современных условиях формирования подлинной конкуренции как неотъемлемой части формирования основ гражданского общества в Узбекистане, причём это касается не только конкуренции в сфере экономики, но и во всех без исключения сферах жизни общества. В политическом плане конкуренция имеет важное значение, так как плюрализм политических мнений и взглядов является основой демократических изменений в обществе.

Понятие политической конкуренции используется довольно-таки часто при описании политической действительности. Термин постепенно утверждается в лексиконе политологии вместе с другими устоявшимися политологическими терминами. Однако необходимо признать, что всё ещё термин конкуренция чаще понимается как основное понятие экономики или наук о биосфере. Проблема ещё заключается и в том, что единого мнения о том, что такое политическая конкуренция не существует. Так один автор определяет её как сложную систему социальных институтов, формальных и неформальных установлений, этносоциальных и культурных традиций; часть социального порядка, продукт человеческой деятельности[1]. Другой автор утверждает, что «политическая конкуренция есть система публичных сдержек и противовесов, определяющая устойчивый характер развития политической системы и устанавливающая легитимные формы взаимодействия политических акторов в борьбе за власть. Она осуществляется в конкретно-исторических условиях, в рамках определённых институтов. Участники политической конкуренции всегда обладают неравными экономическими, политическими, организационными и информационными ресурсами»[2].

Такие определения носят характер дополнений, когда предполагается, что в научном обороте уже существует определённое устоявшееся видение того, что представляет собой конкуренция. Термин «конкуренция» долгое время существовал в обыденной речи, и только с эпохи Просвещения начинает использоваться в науке. Историческими предпосылками введения данного понятия в научный оборот явилась ситуация ликвидации наследственных, сословных привилегий и утверждение в некоторых странах принципов демократии и рыночной экономики[3].

Политическая конкуренция как особый вид конкуренции может трактоваться в широком и узком смысле слова. В широком – под конкуренцией понимается любое соперничество в сфере политики, в том числе и конфликтное, когда политический конфликт видится как форма конкурентного взаимодействия. Узкий смысл трактовки термина «политическая конкуренция» предполагает, что она есть вид политического конфликта, или социальное взаимодействие отличное от политического конфликта.

Итак, политическая конкуренция – соперничество в сфере политики за обладание властью, когда соперники не находятся в состоянии контакта друг с другом, а результаты соперничества определяет некто третий.

В советскую эпоху политической конкуренции не было. Сама конкуренция понималась как некое отрицательное явление присущее лишь капиталистическому миру, где господствует слепая игра рыночных отношений. Капиталистической конкуренции противопоставлялось социалистическое соревнование.

В условиях тоталитарных режимов носителем власти является не народ, а отдельный индивид или группа лиц и те, кто стремится прийти к власти, ищут именно их внимание и расположение. Так, можно говорить о политической конкуренции демократической и авторитарной.

В современном «маркетинговом подходе …политические субъекты трактуются как целее- и/или ценностнорациональные индивиды/коалиции индивидов, склонные к оппортунизму и гедонизму, стремящиеся к максимизации своей индивидуально понимаемой выгоды и не ставящие во главу угла заботу об общественном благе»[4].

Политическая конкуренция, как и любая другая, может быть различной по масштабу, выступать на разных уровнях – общегосударственном, региональном, местном, внутриорганизационном (внутрипартийном) и т.п.

Политическая конкуренция проявляет себя чаще всего как символическая борьба. Она происходит не только как демонстрация политическими акторами (политическими партиями, организациями, властными группировками) перед неким третьим (населением, электоратом, народом) реальных достижений в осуществлении властных полномочий, но и как борьба их интерпретаций; также идёт борьба политических проектов, обещаний, лозунгов и т.п. В ходе этой политической конкуренции политические акторы находят на политическом рынке свою нишу, своего покупателя, потребителя производимой ими продукции.

Нарастание и упорядочивание политической конкуренции – это перспективная тенденция политической жизни и всех проводимых в политической сфере реформ в Узбекистане. И это, несомненно, будет повышать статус и термина, и понятия «политическая конкуренция» в научной жизни нашей республики.

 

 

[1] Кошель Д.И. Политическая конкуренция в современной России: аспекты политико-правовой регуляции. Дисс. … канд. пол. наук. Ростов-на-Дону, 2005. С.14.

[2] Кинзерская И.Л. Влияние электоральных институтов и практик на развитие политической конкуренции в России. Автореф. … канд. пол. наук. Санкт-Петербург, 2009. С.9.

[3] Кашпур В.В. Понятие «конкуренция» в исследованиях системы образования: методологические основания применения // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 298. С.242.

[4] Недяк И.Л. Маркетинговый подход к исследованию политических процессов. Автореф. … докт. пол. наук. М., 2011. С.4.

254 просмотров всего, 2 просмотров сегодня